Главная страница

НАУЧНАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА. разработанность психологии творчества. Научная разработанность исследований психологии творчества


Скачать 44.5 Kb.
НазваниеНаучная разработанность исследований психологии творчества
АнкорНАУЧНАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА
Дата22.10.2019
Размер44.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файларазработанность психологии творчества.doc
ТипДокументы
#91413

Научная разработанность исследований

психологии творчества.

Творческий процесс – это деятельность человека, направленная на создание какого – либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации.

Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признаётся за такими продуктами творчества, в которых сказываются ранее неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися несвязанными между собой, создаются произведения, не имевшие аналога в истории культуры. Субъективная ценность продукта творчества, когда продукт нов не сам по себе объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Например, детское творчество: рисование, лепка, сочинение стихов и песенок. Важность субъективной ценности творчества состоит в том, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом. Творческому акту всегда предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Это количественный подход к проблеме, когда её пытаются решить при помощи привычных, стереотипных операций мышления, уже неоднократно использовавшихся ранее. Творческий акт – это переход в новое качество, которое и является решением проблемы. Любое научное открытие – это качественный скачок в мышлении. В художественном творчестве, открытием считается создание ярких образов, которые поражают зрителя, читателя, слушателя глубиной обобщения и постижения воплощаемого содержания.

В отечественной психологии разработка проблем творчества производилась Н. Бердяевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Я.А. Пономаревым, А.М. Матюшкиным, В.Н. Дружининым, А.А. Мелик-Пашаевым, Д.Б. Богоявленской, В.А. Просецким, В.С. Ротенбергом, В.А. Моляко, З.Н. Новлянской, С.Медником, О.В. Назаровым и другими. В этих исследованиях отмечается интегративный характер творчества, в котором присутствует неразрывность творческого, эмоционального, интеллектуального и личностного начала. Ниже отметим основной вклад каждого из перечисленных ученых в психологию творчества.

Проблема творчества была одной из значимых для Н.А. Бердяева. Он дал определение творчества, творческого акта и творящего человека. Автор дал ей значимый подзаголовок - “Опыт оправдания человека”. Основная идея книги заключается в том, что человек способен преодолеть мировую данность и необходимость, которым он подчиняется.

Л.С. Выготский дал определение творческой деятельности, и внес большой вклад в психологию развития творческого мышления и воображения в детском возрасте. Также им были выведены основные факторы, определяющие развитие творческого воображения.

С.Л. Рубинштейн говорил о том, что воображение является основной частью творческого процесса. Сущность художественного воображения заключается, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания.

Подход к творчеству как к интегральному явлению в полной мере был осуществлен в исследованиях А.М. Матюшкина, выдвинувшего концепцию одаренности как общей психологической предпосылки для творческого развития. В соответствии с этой концепцией наиболее важной характеристикой творческого человека является его огромная потребность в познании, которая превосходит все его другие потребности и виды мотивации. И у детей, и у взрослых это проявляется в неустанной поисковой активности, в высокой чувствительности ко всему новому, что помогает обнаружению нечто нового в обычном. Эта ненасыщаемая духовная потребность в новизне и в новых знаниях далеко превосходит по своей силе активность, направленную на удовлетворение материальных потребностей.

В исследованиях другого ведущего отечественного психолога в области творчества — Я.А. Пономарева на основе обзора большого количества отечественных и зарубежных исследований была представлена классификация последовательности этапов творческого процесса.

Сотрудниками лаборатории психологии способностей ИП РАН под руководством В.Н. Дружинина, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые.

Д. Б. Богоявленской было установлено, что наиболее важной характеристикой творческого процесса является интеллектуальная инициатива. Под ней понимается продолжение интеллектуальной активности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. Творчество есть ситуативно нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.

В.А. Просецкий выделяет важную для понимания психологии творчества мысль о том, что на начальном этапе развития творчества оно часто оказывается подражательным.

В исследованиях В.С. Ротенберга творчество рассматривается как разновидность поисковой активности, направленной либо на изменение ситуации, либо на изменения отношения субъекта к этой ситуации.

В.А. Моляко, обобщая данные многих исследований, выявила составляющие творческой личности.

З.Н. Новлянской исследовал процесс преобразования духовного и житейского опыта человека в художественные образы произведений искусства. Рассматривал особые состояния сознания, возникающие в творческом процессе.

С. Медник разработал ассоциативную теорию творчества. По его мнению, суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

О.В. Назаров рассматривает творчество как внутренний мотивационный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий.

В зарубежной психологии творчество исследовалось в контексте различных психологических школ и теорий.

В психоаналитической теории З.Фрейда, К.Юнга творчество рассматривалось в двух аспектах: мотивация и бессознательные компоненты творчества. По мнению З.Фрейда, важнейший источник творчества – подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное - самая «творческая» часть психики.

С точки зрения когнитивной теории Дж. Келли творчество рассматривается в контексте альтернативы банальному. Жизнь – творческий исследовательский процесс.

В рамках гуманистической психологии (А. Адлер), творчество – выступает для человека как сила, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. А. Адлер рассматривает творчество как способ компенсации человеком своих недостатков.

По мнению К. Роджерса, творчество неотъемлемая часть самоактуализации человека. Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Сама жизнь рассматривается как творческий акт. К. Роджерс определил условия творческой деятельности.

Э. Фромм определяет творчество как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие новому и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Результатом исследований А. Маслоу, стало понимание творчества, как универсальной функции человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Способность к творчеству является врожденной.

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе с тем, очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования.

Большинством современных зарубежных ученых, занимающихся вопросами творчества, признается, что в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор еще не получено желаемых результатов.

Например, авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США, склонны разделять точку зрения, согласно которой определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным. Сложность структуры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множественности критериев. Однако эмпирический поиск таких критериев приводит к малоценным результатам.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

  2. Ильин Е.П. - Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.

  3. Матюшкин А.АТ. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29.

  4. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. № 1

  5. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.


написать администратору сайта