_Философия как методологическая основа дефектологии _. Научные основы дефектологии
Скачать 38.62 Kb.
|
МБОУ Тёпловская школа Тема: «Научные основы дефектологии»Работу подготовила: Рубцова Татьяна Валентиновна Должность: учитель-логопед Место работы: МБОУ Тёпловская школа Городской округ город Кулебаки-2017 Содержание Введение………………………………………………………………………………………..3 Философия как методологическая основа дефектологии ……………………………..3 1.1.Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание………………………………………………………………………………….....4 1.2.Отечественные философы о проблемах специального Образования…………………………………………………………………………………5 1.3. Ведущие направления построения новои парадигмы дефектологии: гуманизация; фундаментализация; интеграция……………………………………….5 1.4.Этические основы специальной педагогики……………………………………………..6 1.5. Филосовские категории в педагогике……………………………………………………7 2.Социокультурные основы специального образования…………………………………..8 Заключение……………………………………………………………………………………11 Литература……………………………………………………………………………………12 Введение. В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами. В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучение и воспитание аномальных детей стало на научную основу, благодаря ведущим специалистам того времени в области медицины, психологии и педагогики: В.М. Бехтереву,Л.С.Выготскому,В.Н.Мясищеву и другим. Дефектология связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей. 1. Философия как методологическая основа дефектологии Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции. В связи с этим при 'исследовании проблем дефектологии выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии: – онтологический — место специального образования в структуре бытия; – гносеологический — определение связи обучения и познания; – аксиологическиц — приоритеты и ценностные предпосылки специального образования; – философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности; – историко-философский – реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику; – социально-философский – изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте. 1.1. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание. Гераклит: "Болезнь делает приятным и благим здоровье"; "Цель человеческой жизни — освобождение от страданий". Платон: "Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание"; "Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела"; 'Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; "Детей следует отбирать по их способностям". Аристотель: "Добродетель состоит в обладании серединой"; ' "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др." Плутарх, Сенека: "От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий: "Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души". Д. Дидро: "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". Философские концепции отклонений: "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" – И. Кант: "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" — Г.В.Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" – Ф. Энгельс; "Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" – А. Шопенгауэр; "Исправление человека противоестественно и бесполезно; стремиться к превосходству, преодолевать болезненные симптомы" – Ницше. Современные западные философы, идеи которых повлияли развитие дефектологии: представители экзистенциализма – К. Ясперс, А. Ка Ж.П. Сартр; психоаналитики – 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; постмодернисты – М. Фуко, Ж. Делез и др. подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти. невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры); процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности. Постмодернизм – между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ. 1.2Отечественные философы о проблемах специального образования "формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное – форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" – Э.В. Ильенков; "становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0.7! Михайлов; "ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л.С. Выготский. 1.3.Ведущие направления построения новои парадигмы дефектологии: гуманизация; фундаментализация; интеграция. Гуманизация: цель специального образования: сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями; включение в социальные отношения; поддержка становления индивидуальности; целостность человеческой жизнедеятельности; концепция непрерывного образования. Фундаментализмом: переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии; философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения; отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер. Интеграция: выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками; наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями. Постмодернизм – между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ. Отечественные философы о проблемах специального образования: "формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное – форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" – Э.В. Ильенков; "становление человеческого сознания совершается в общении к деятельности людей" — 0.7! Михайлов; "ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач обшей и специальной школ" — Л.С. Выготский. 1.4.Этические основы специальной педагогики. Аксиологический подход, одно из мировоззренческих оснований специальной педагогики, невозможен без определения той системы ценностей, в рамках которой он реализуется. Поэтому следует обратиться к рассмотрению этических оснований, отражающих гуманистические позиции современной общей и специальной педагогики. Этика (от греч. ethos — обычай, привычка) — философская дисциплина, изучающая нормы и правила человеческого поведения, обязанности людей по отношению друг к другу, к обществу, родине, государству, т.е. учение о моральных, нравственных поступках человека. Мораль, по сути, является практической реализацией этических норм и принципов отдельными людьми, их группами и социальными институтами. В ходе исторического развития человеческой цивилизации в разных культурах формировались и действовали различные системы ценностей, которые складывались на протяжении длительного времени, становясь устойчивыми обычаями и традициями в данной культуре или человеческой группе. Специальная педагогика чрезвычайно зависима от этики, так как последняя определяет место человека с ограниченными возможностями в существующей системе ценностей. Именно ею обусловлены его личностные и социальные права (на жизнь, на свободу, независимость, образование, на уважительное отношение к его человеческому достоинству, участие в социальной жизни и др.), в согласии с которыми выстраиваются соответствующие этим ценностям и правам образовательные структуры. Важную роль в формировании современного этического миро- воззрения играют этические позиции, которые сложились под влиянием христианской этики. Возврат к их признанию охватывает все большую часть общества. Эти позиции можно сформулировать, следуя за высказываниями современного педагога и гуманиста И.Енсена (1960): «1. Слабые принадлежат нам, а мы им; они являются живыми членами человеческой общности, в которой они родились: семьи, народа, государства, общества, церкви и общины. 2. Мы считаем иллюзией картину и цель создания на Земле совершенной формы жизни человечества, в которой будут только здоровые, сильные и способные. 3. Слабые имеют важные и необходимые частные функции в структуре и взаимосвязях целого. 4. Мы включаем в нашу жизненную общность и не способных ни к какой работе; они тоже принадлежат нам, а мы им...» 1.5.Филосовские категории в педагогике. Слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользуясь словом «социализация», или — о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное». К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др. 2.Специфические категории специальной педагогики Специальные категории специальной педагогики: воспитание, обучение и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. . 2.Социокультурные основы специального образования Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: идея о социальной полезности человека; школа обязана воспитать активного и полезного члена общества) ребенок с ограниченными возможностями должен своим дом обеспечивать собственное существование; ценность специального образования – приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта; общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным. В 20-40-е гг. XX в получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма, национал-социализма. Их ведущие положения: поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна; стерилизация - путь достижения биологической "чистоты" расы; необходимо физическое уничтожение "неполноценных" людей. В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию. Сущность патерналистской концепции: приоритет интересов общества над интересами отдельной личности; люди с ограниченными возможностями — социально "малоценные", "граждане второго сорта"; существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых; характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности; слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями; неконкурентоспособная позиция на рынке труда; приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями; нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с социокультурным окружением; формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью. Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями: приоритет интересов личности над интересами общества; достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни); независимая жизнь — независимость в широком смысле; право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически; комфортность бытия человека с отклонениями в развитии; у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах. Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята "Всеобщая декларация прав человека". Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.: • должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности; • интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями; • коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения; • рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения. Понятие жизнеобеспечения включает: • активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде; • ведение домашнего хозяйства; • максимально полное самообслуживание. Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования: по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро. Заключение. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: 1. В создании и дальнейшем развитии методологии специальной педагогики важная роль принадлежит философии, которая позволяет интегрировать знания из разных областей науки для решения проблем специальной педагогики; 2. Философская рефлексия обращена, прежде всего, на существенные, основополагающие вопросы, поэтому именно философское исследование позволяло рассматривать наиболее важные, концептуальные проблемы и перспективы развития специальной педагогики в ходе ее становления; 3. Современное развитие построение новой парадигмы специальной педагогики, опирающееся на гуманизацию, фундаментализацию и интеграцию невозможно без комплексного философского осмысления этих проблем Литература. 1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии.Дефектология, 1997, № 3. 2. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности – к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования.М., 1992. 3. Выготский Л.С. Основы дефектологии.СПб., 2003. 4. Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями.М., 1992. 5. Колосков С.А. Права ребенка в образовании.Народное образование, 2001, № 9. 6. Преодолевая барьеры инвалидности.М., 1997. 7. Малофеев Н.Н. Современные этапы в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития.Дефектология, 1997, № 4. 8. Мудрик В.А. Введение в социальную педагогику.М., 1997. 9. Специальная педагогика под ред.Н.М.Назаровой. М., 2001. Философия образованияпод ред. А.Н.Кочергина. М., 1996. 10.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПБ. – 2000. – Стр. 24 – 28. 11.Сластёнин В.А.. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – Учебное пособие. – М. – 2003. – Стр. 62 – 75. 12.Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М. – 2000. – Стр. 13 – 17. 13 Лихачёв Б.Т. Основные категории педагогики. - ⁄⁄ Педагогика. - 1999. - № 1. 14.. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 16—17. |