научные знания в древности. Научные знания в древности. Научные знания в древности
Скачать 36.06 Kb.
|
Научные знания в древности ОглавлениеВведение 3 §1 Особенности возникновения научного типа познания 5 §2 Особенности научных знаний в Древнем Египте 8 §3 Научные достижения в Древней Индии 10 Заключение 13 Список литературы 14 ВведениеСовременную цивилизацию сегодня невозможно помыслить без науки и научного познания. Кажется, что научные знания сопровождают человечество на протяжении всей его жизни. Однако оказывается, что это утверждение достаточно спорно. Современные историки науки и исследователи не раз дискутировали о том, когда можно начинать отсчитывать время возникновения научного познания. Одни полагают, что наука появилась не ранее XVII века, когда оформились первые научные программы. Другие оспаривают это мнение, указывая на то, что и в древности существовали научные программы, например, геометрия Евклида или астрономия Птолемея. Скорее всего, следует признать, что доля истины есть в словах всех оппонентов. Конечно, со школьной скамьи многим известны имена настоящих ученых Пифагора, Евклида, Фалеса, Аристотеля и многих других. Но, с другой стороны, назвать их исследования научными с современной точки зрения очень сложно. Хотя их знания и носили теоретический характер, но все-таки они носили еще сугубо прикладной, а иногда и мистический характер. Необходимо также отметить, что все названные выше имена древних ученых принадлежат греческой Античности и это не случайно. Именно греки впервые осознали ценность теоретических знаний. Однако греки не вывели это положение самостоятельно. Они много путешествовали и в этих путешествия добывали новые для них знания. Во многом таким источником знаний для греков стал Восток, а именно Египет и Индия. Именно там появлялись первые протонаучные знания, которым впоследствии будет суждено стать основой научных концепций и целых цивилизаций. Исходя из актуальности данной темы, которая была обозначена выше, можно определить и основную цель этой контрольной работы, а именно, рассмотреть процессы возникновения первых научных знаний в цивилизации Древнего Востока. Данная цель предполагает решение следующих задач: 1. показать специфику зарождения научного познания в цивилизации, 2. описать то, какие знания получило человечество благодаря цивилизации Древнего Египта, 3. изучить основные достижения индийской цивилизации. §1 Особенности возникновения научного типа познанияСуществуют различные представления о возникновении науки. Например, возникновение науки в целом может связываться с появлением какой-либо отдельной науки либо возникновением какой-либо формы научной деятельности (эксперимента, логического доказательства и др.). На самом деле наука возникла как особая форма мышления и познания мира. Предпосылки появления науки лежат в особенностях универсальной культуры. До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности. Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени. Создатели мифов овладели огнем, нашли способ его применения и сохранения. Они открыли севооборот, возможности приручения животных, выведения новых пород животных и сортов растений. Они изобрели колесо. В рамках донаучного знания не выдвигались научные гипотезы, не ставились и не осмысливались цели и задачи исследования и тем не менее совершались великие открытия. Донаучное знание существовало в первобытных синкретических и традиционалистских культурах. Ростовский философ М.К. Петров выделяет присущие этим культурам способы социального кодирования: лично-именной и профессионально-именной. По закономерностям лично-именного способа социального кодирования человек приобщается к социальной действительности через вечное имя — носитель определенной социальной функции. Знания накапливаются, хранятся и передаются вместе с именем. Получающий имя, отождествляет себя с предшествующими носителями этого имени, целиком растворяется в их правах и обязанностях. Вместимость социальной памяти ограничивается возможностями интеллекта одного человека, который передает вместе с именем свое знание и свой опыт. Знание не подвергается сомнению, поскольку обладает свойством всеобщности, общезначимости, оно не оценивается с позиции истинности. По закономерностям профессионально-именного способа социального кодирования личность включается в общественную жизнедеятельность по профессиональной составляющей, которую она осваивает в институте семьи. Традиционалистское общество — целостность профессионально-кастового типа. Знания накапливаются, хранятся и передаются в рамках одной касты. Собственником знания является бог, покровительствующий данной профессии. Знания не предназначены для представителей другой касты. Каждая каста обладает отдельным, узким профессиональным знанием, служащим в практической жизни и помогающим выжить. Это знание дается богом, и поскольку бог не может иметь ошибочное знание, оно не подвергается сомнению, а значит, и не ставится проблема истинности знания. Использование знания сопровождается определенными ритуалами поклонения богу — собственнику данного знания. Такие ритуалы, традиции до сих пор сохранились в некоторых видах деятельности, например, в сельском хозяйстве. Все знания имели сугубо прикладной характер, например, астрология существовала не из чисто теоретического интереса к строению мира и небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек для сельскохозяйственных работ, составлять гороскопы. В качестве общего инструмента, систематизирующего знания по мере возможности, выступает мифология. Мифология в синкретической и традиционалистской культуре выступает в роли всеобщей формы отражения реальности, формирующего мировоззрение человека, его общие представления о роли и месте человека в системе мироздания, его возможностях, его взаимоотношениях с богами и природой. Мифология — это недифференцированное синкретическое знание, не делящее мир на части; в мифе все возможно: любые превращения и любые высказывания о мире безотносительно к истине, потому что основное содержание знания передается не понятиями, а символами и образами. Высшим уровнем мифологического сознания является мудрость. Мудрость — мифологическая рефлексия культуры, констатирующая расстановку предельных противоречивых оснований жизни человека в синкретическом единстве с миром. Мудрость не анализирует и не исключает противоречия, она их только обозначает как данность. Задача мудрых высказываний не выяснение истинности, а фиксация того, что есть, как бывает в жизни, обучение человека умению выбора поступков, необходимых для индивидуального выживания. Выявление же истины необходимо для решения более перспективных задач, ставящихся уже в рефлексии понятийного масштаба, а именно: оно может быть сопряжено с гибелью отдельного человека, но выживанием всего общества. Возникновение науки связано с разрушением каст и кастового знания и появлением универсальной культуры. Согласно гипотезе М.К. Петрова в античной Греции во времена Одиссея начинается закономерное разрушение общественных каст, возникает универсальный человек и единое знание. Объединение кастовых знаний позволило заметить противоречия между ними. Для обработки знаний стала использоваться логика, а для накопления, хранения и передачи универсального знания стали использоваться новые формы мышления — универсальные понятия. Таким образом, возникают универсально-понятийный способ социального кодирования, универсальная культура. Философия, а затем и наука возникают как формы выражения универсально-понятийного способа социального кодирования, хранения и передачи знания, включающего его анализ и логическую обработку. Такой процесс начала науки обычно называется переходом от мифа к логосу. В античности появляется рациональность как мышление понятиями, оперирование идеальными объектами как новый метод познания реальности. Обнаружение противоречий знания позволило дать место сомнению в них. Впервые отчетливо, осознанно ставится вопрос об истинности знания, и реальность делится на две части: мир по мнению и мир по истине. Место мудрости начинает занимать философия — форма сознания, использующая мудрость с целью поиска истины и рассматривающая наиболее общие фундаментальные основы, законы и принципы бытия. Существующие в рамках философии натурфилософские составляющие, знания, содержание, анализ частных и конкретно-эмпирических структур и фрагментов реальности постепенно становятся относительно автономными направлениями исследования мира. Таким образом, от философии начинают отделяться более частные науки. Однако они не теряют связь со всеобщей наукой, более того, в их рамках возникают собственные метанаучные рефлексии. §2 Особенности научных знаний в Древнем ЕгиптеКультура традиционалистского типа строится на основе профессионально-именного способа реализации социальности. Обычно это — профессионально-кастовое общество. Каста включает в себя определенный набор профессий и профессиональных имен. Знание и культура в целом хранятся и накапливаются уже в рамках отдельных каст. Обычно знаниям обучает Учитель, однако принадлежат они не отдельному человеку и не имени, а богу который покровителствует данной касте или профессии. Учитель знание только хранит и передает. Нет необходимости в нем сомневаться, дополнительно анализировать, выискивать противоречия. Знание предназначено не для существования в виде отчужденной информации, а для изменения личности. Однако весомые научные достижения в рамках восточных обществ навсегда вошли в копилку знаний цивилизаций. На Древнем Востоке существовали знания, которые мы относим к астрономии, математике, химии. Например, египетские жрецы использовали десятичное счисление со специальными значками для каждой десятичной единицы, использовали процедуру умножения. Самая замечательная черта — действие с дробями. Вавилоняне владели техникой решения квадратных уравнений с двумя неизвестными, способами вычисления площадей фигур. Им были известны простые таблицы для умножения квадратных и кубических корней. Определенные знания из области современной математики были известны и в Древней Индии. Например, в религии джайнизма поощряли математические исследования, в священных книгах джайнизма обнаружено число . Может показаться, что этих фактов достаточно для подтверждения научности Востока. Однако наличие знания о счете, площадях фигур еще не означает, что знания являлись научными. Знание на Древнем Востоке не является научным по следующим причинам: — не было механизма выработки нового знания; — знание не изменялось; — не было необходимости доказывать знание; — знание имело закрытый характер; — знание имело практическиприкладной характер; — не было различий между точными и приближенными способами решения задач. Древневосточные общества являлись традиционалистскими. Отличительная черта таких обществ — стремление к постоянству, неизменности. Она возникает из стремления в точности скопировать предшествующее состояние общества и действия человека. Процесс обучения проходил под девизом: «Делай как я». В процессе создания предмета передавались все действия по его созданию, многие из которых бессмысленны. Действия превращаются в ритуал. В современных условиях восточные методики производства знаний используются некоторыми учеными. В этой связи следует отметить предпринимаемые в европейских моделях образования усилия по ликвидации разрыва знания и убеждения. Возникают попытки ввести креативные модели обучения, в которых полученное знание напрямую изменяло бы личность. Соглашаясь с действенностью подобной интенуификационной модели обучения, необходимо видеть ее крайности. Существующая модель отчужденного знания, знания в виде результата позволяет подойти к нему со стороны, оценить критически. Креативная же модель обучения ставит личность ученика в жесткую зависимость от личности учителя. §3 Научные достижения в Древней ИндииОдно из важнейших достижений Древней Индии — создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля — той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III—II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, — по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками. Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица — «луна», «земля»; двойка — «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000. Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» — «пустота». Чтобы оценить удобство этой системы, читателю достаточно написать римскими цифрами, например, число 4888 — MMMMDCCCLXXXVIII. Становится ясно, почему сирийский епископ и учёный Север Себохт считал, что для оценки десятичной системы не хватает хвалебных слов. Внешний мир, и прежде всего Запад, обошёлся с индийским открытием несправедливо: цифры, которые мы привыкли называть арабскими, сами арабы называли индийскими. Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV—VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416. Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни. Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители — растительные и минеральные, — стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды. В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» — атомов. Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа, известная как «аюрведа» — буквально «наука о долголетии» (она пользуется популярностью и в наши дни). В трактатах знаменитых врачей Чараки (I—II века) и Сушруты (IV век) описано лечение с помощью растительных и минеральных лекарств, диеты и гигиенических процедур множества заболеваний, включая и те, которые на протяжении многих последующих столетий в Европе лечили лишь «изгнанием бесов». Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента. Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей. Операция по восстановлению деформированных ушей и носа вошла в историю современной медицины как «индийская» — эту технику европейские врачи позаимствовали у своих индийских коллег лишь в XVIII веке. Существовали в Индии и представления о врачебной этике: так, Чарака призывал своих учеников «всей душой стремиться к исцелению больных» и «не предавать их даже ценою собственной жизни». Речь врача, поучал он, всегда должна быть вежливой и приятной, он обязан быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться совершенствовать свои познания. Идя в дом больного, врач, указывал Чарака, должен «направлять свои мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению». При этом строго соблюдать врачебную тайну, не рассказывать никому ни о состоянии больного, ни об увиденном в его доме. Во многих индийских городах существовали больницы (главным образом, для бедных и путников), открытые на средства царя или богатых горожан. Помимо медицины своя «аюрведа» существовала для растений и животных. ЗаключениеИсследование истоков возникновения научного знания сегодня является очень важной задачей для ученых. И речь не идет о том, что знания, которые были получены в древности людьми, перестали быть актуальными и стали никому не нужны. Оглядываясь назад, ученый не только понимает откуда появились те или иные научные программы, но и вдохновляется возможными способами решения задач. Традиционно считается, что наука возникла, в том виде, который сегодня хорошо всем известен, в XVII веке. Однако мало кто будет спорить, что логические установки и рациональные озарения были свойственны еще античным мыслителям. Но можно ли заглянуть еще дальше в историю науки? Именно ответ на этот вопрос стал основой разработки данной контрольной работы. Теперь, по итогам изучения учебного материала, можно сделать вывод о том, что научные знания уходят в глубокую древность, в частности, для их появления большую роль сыграли ученые жрецы Вавилона, Египта и Индии. Это были совершенно особые государства, с особенным государственным устройством и религией, что непосредственно повлияло на характер тех знаний, которые были доступны людям древних цивилизаций. Конечно, эти знания сильно отличаются от того, что сегодня принято называть наукой. Они носят практический характер, иногда окрашены мистически и недоступны широкому слою людей, но все-таки они есть первые попытки объяснить мир, исходя из его закономерностей и последовательностей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель данной контрольной работы достигнута, а все задачи разрешены. Список литературыФилософия науки и техники : учеб. пособие / И. А. Абросимова [и др.] ; под ред. А. С. Борщова ; Саратовский гос. техн. ун-т им. Гагарина Ю. А. - Саратов : СГТУ, 2016. - 328 с. Балдин, К. В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / К. В. Балдин, В. И. Джеффаль, А. В. Рукосуев. - М. : Кнорус, 2017. - 232 с. Аль-Ани, Н. М. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Аль-Ани Н.М. - Москва : Политехника, 2015. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785732508994.html Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник / Е.В. Брызгалина. - М.: Проспект, 2015. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392168958.html Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Н.М. Аль-Ани. - СПб. : Политехника, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785732508994.html Лихин, А. Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Лихин А.Ф. - Москва : Проспект, 2015. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392163304.html Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Рузавин Г.И. - Москва : Проспект, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392163342.html |