Главная страница

фил. Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для того, чтобы


Скачать 19.67 Kb.
НазваниеНаучное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для того, чтобы
Дата28.12.2019
Размер19.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафил.docx
ТипДокументы
#102475

Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия служит первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Это преобразование всегда определено законами изменения и развития объектов, и сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки – выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты – предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества, феномены культуры и т.д., посТольку все они могут стать предметами научного исследования.
Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека.
Изучая объекты, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках наличных типов деятельности, которые исторически сложились на данном этапе развития общества. Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов. В этом случае движение познания обусловлено не столько запросами сегодняшней практики, сколько познавательными интересами самими по себе. Это вторая отличительная черта научного познания, которая позволяет отличить его от обыденного и стихийно-эмпирического познания.

Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки), во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны. Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения, что составляет ее третью отличительную черту.
Спецификой объектов научного исследования можно объяснить основные отличия научных знаний от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы и представляют собой сведения, достоверность которых устанавливается благодаря повседневной практике. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом. Специфическими способами основания научных знания являются экспериментальный контроль и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.



В науке изучение объектов и их свойств всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект, и теории, в рамках которой ведется исследование. И чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование «необычных» объектов, тем яснее и отчетливее проявляется необходимость в создании и разработке особых методов, в системе которых наука может изучать объекты.

Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах.


Не менее важную роль в научном исследовании играет установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны в науке. Эта установка выражена в системе идеалов и нормативных принципов научного творчества: запрете на плагиат, важности определения приоритета открытия, допустимости пересмотра уже существующих теоретических положений и т.д. В обыденном познании, например, ссылки на автора просто невозможны, так как опыт и информация анонимны и часто транслируются в культуре столетиями.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального . Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Сущность науки состоит в том, что она является отображением бытия. Поэтому все, что достойно существования, достойно также познания; и самые низкие и гнусные вещи могут с таким же правом быть предметом науки, как самые драгоценные и величественные, ибо низкое и пошлое существует так же, как величественное.

Наука есть отображение истины. Ибо истина бытия и истина познания тождественны и различаются друг от друга не более, чем прямой и отраженный луч.

Действия науки на человека не менее возвышенны, чем сущность её. Именно наука наполняет человека сознанием своей хрупкости, непостоянства счастья, достоинства своей души, своего назначения и обязанностей. Поэтому люди науки не стремятся как к особому благу к увеличению своего состояния, и заботу о себе ставят после заботы об общем благе; тогда как толпа политиков, не посвященных в науку морали и в постижение общего блага, считает себя центром мира, подчиняя ему все, и даже при общей нужде думает лишь о себе и спасении своего достояния.

Наука освобождает человека от детского и преувеличенного восхищения вещами.

Наука уничтожает или уменьшает по крайней мере страх перед смертью и несчастьем, который представляет наибольшую помеху для добродетельного характера, и делает дух человека таким гибким и подвижным, что он никогда не впадает в состояние морального застоя, никогда не погрязает в своих пороках.

Поэтому самая возвышенная мощь на земле, высшее, самое достойное господство есть господство науки, ибо достоинство и ценность всякой власти определяются достоинством и ценностью подчиненного. Так, не делает чести господство над рабами или рабским народом, но почетно управлять свободными людьми, как это имеет место в свободных монархиях или республиках. Но гораздо возвышеннее и величественнее власти государства власть науки, ибо государство господствует лишь над волей, а наука — над разумом, убеждением, интеллектом, который составляет высшую часть души и господствует даже над волей.


написать администратору сайта