Главная страница

история. Наук, изучающих прошлое природы и общества. История России научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов


Скачать 165.41 Kb.
НазваниеНаук, изучающих прошлое природы и общества. История России научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов
Дата21.01.2019
Размер165.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория.docx
ТипРассказ
#64618
страница1 из 12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Вопрос 1. История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития

нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов.

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса.

Важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, интеллектуально-развивающая, практически-рекомендательная (практически-политическая), воспитательная, мировоззренческая.

Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука опирается на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяют упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Таким образом, методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.

Основными научными принципами при изучении истории являются: принцип историзма, который рассматривает все исторические факты, явления и события в соответствии с конкретно-

исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (каждое историческое явление нужно изучать в его развитии, нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств); принцип объективности – предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему; принцип социального подхода – предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области,политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях,отношениях социальной психологии и традиций; следует соотносить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в деятельности правящих структур; принцип альтернативности – определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей ивозможностей.

Кроме общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования.Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные,собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук).
т

Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический,классификации и типологизации и т.д.).

Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный.

Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.

История опирается на факты, получаемые из различных источников. Среди всех типов исторических источников первостепенное значение имеют памятники письменности: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. Но нельзя представить себе исследования и без материальных источников, или памятников деятельности человека: орудий труда, зданий, предметов быта и т.д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается наука источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), палеография, геральдика, сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология, генеалогия, хронология, археология и т.д.

Научное освещение российской истории начинается в XVIII в., когда знания о прошлом, содержащиеся ранее в форме разрозненных сведений, начали систематизироваться и обобщаться. Появляется историография, под которой понимают как описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической науки. Классиками отечественной исторической науки стали Н.М. Карамзин («История государства Российского» в 12 т.), С.М. Соловьев («История России с

древнейших времен» в 29 т.), В.О. Ключевский («Курс русскойистории» в 5 т.).

Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории,

среди которых выделяют: а) религиозный (теологический, провиденциальный) – Е.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев, Н.Н. Филолетов; б) естественнонаучный (натуралистический) – Ш. Монтескье, Л.И. Мечников, Т. Мальтус, Л.Н. Гумилев; в) социально-экономический (формационный) – К. Маркс, Ф. Энгельс,В.И. Ленин; г) культурно-исторический (культурно-цивилизационный) – Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.А. Бердяев, К. Ясперс; г) мир-системный анализ – И. Валлерстайн.

ВОПРОС 2. I. Периодизация первобытно+общинного строя Первобытно общинный строй — самый длительный период в исто рии человеческого общества. Его начальная дата определяется време нем появления человека на земле (около 3 млн. лет тому назад). Конеч ная дата первобытно общинного строя (время возникновения классо вого общества и государства) у разных народов различнаАрхеологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: палеолит (до 10 тыс. до н.э.) – орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при неумении добывать его; основной способ добывания пищи – охота и собирательство, позднее – рыболовство; мезолит (10-8 тыс. до н.э.) – период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных – объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; неолит (8-5 тыс. до н.э.) – переход от присваивающего хозяйства к производящему – «неолитическая революция» – появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. Медно-бронзовый век (конец 4 – начало 1-го тыс. до н.э.) – распространение орудий труда и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (1-е тыс. до н.э.) – распространение металлургии железа и изготовление железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труды и переход к классовому обществу и государству.

От всех эпох и типов культуры первобытность отличает ее длительность - 35 тысяч лет. Она несравненно однороднее всех других эпох.

«Мы-бытие»

Основной материал о первобытной культуре дают исследования этнографического характера. Душа современного человека сохраняет такие пласты, которые роднят его с первобытным человеком. Например, поведение человека в толпе, когда индивид пребывает в состоянии «мы-бытия».

Важнейшей характеристикой души, внутреннего мира первобытного человека является тождество индивида и рода, невыделенность индивидуального существования из коллективного. Будучи исторгнут из общины, он терял себя, пропадала его самоидентификация, он переставал в своем сознании быть кем-то. Неслучайно в самых различных, отстоящих одна от другой на тысячи лет и километров первобытных культурах остракизм (изгнание из родных мест) был вторым по значимости наказанием, следовавшим непосредственно за смертной казнью.

Отсутствие у первобытного человека индивидуальности, «я-бытия» имело своей оборотной стороной особое отношение к смерти. Индивид, тождественный роду, сохраняется вместе с ним. Через смерть он лишь переходит в иное состояние. Гроб в исконном своем значении - это домовина, дом. Сохраняется связь с предками. Они ближе к истокам бытия и божественным первосуществам. Племя, род обязаны им поклонением и жертвоприношением.

«Чем больше в человеке индивидуальности, тем менее в нем человеческого», т.е. индивидуальное проявлялось на животном уровне, на уровне инстинкта, вожделения, неконтролируемого импульса, несущих угрозу устойчивому существованию общины. Феномен оборотничества. Обряд инициации.

Вопрос 3. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризовался господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности.
Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединённые в сельские общины.

 Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах, о которых мы говорили ранее, в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежащие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. Современные исследователи относят древневосточные общества к локальным цивилизациям земледельческого типа.
На социально-политической идеологии Древнего Востока сказались традиционализм общинной жизни и незрелость классов. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.
Главенствующее место в социально-политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.
Политические взгляды тесно переплетались с философскими, моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами, религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока социально-правовые учения тогда ещё не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.
Социально-правовые учения Древнего Востока были сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия. Государственная власть отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался Олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. По индийскому трактату «Артхашастра» «Государь и его держава – вот главные элементы государства».
Политико-правовые учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. «Если правитель утвердит своё совершенство, – говорилось в китайской книге «Ту цзин», – то во всём его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников». Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.
Также для этих учений было характерно то, что в них сохранялись и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлечённые от непосредственной практики вопросы оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.
Социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.
Развёрнутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий, например идеология брахманизма в Индии. Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам. Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность.
Господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетённых. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры, например, ранний буддизм, выступали против гнёта и произвола, выдвигали требования в защиту справедливости. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов – призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала – используются в политической идеологии до сих пор.
Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них социально-правовые идеи, как правило, не получали развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

Вопрос 4. Для античной культуры характерны следующие черты:

1) антропоцентризм: вера в силу и предназначение человека, греческий философ Протагор сформулировал важнейший принцип античности о том, что «человек - мера всех вещей»

2) рационализм: признание особой роли разума и знаний

3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного

4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан; преклонение перед образованностью, авторитет знания;

5) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу;

6) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению;

7) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира. Философия и наука - безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V - IV вв. до н.э.). Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности;

8) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство)

9) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государство. Полис является структурообразующим элементом всей греческо-римской цивилизации, во многом обусловив особенности политической и социальной организации античного общества.
Полис - это небольших размеров государство, чаще всего в виде города с округой, например Афины с Аттикой. Иначе полис еще называют город-государство или община-государство. Обычный путь, по которому шло становление раннего полиса, - интеграция мелких первичных общин в более крупные, но общинные же образования. Этот процесс греки называли синойкизмом.
Но почему именно полис, а не централизованная деспотическая или военная монархия? Причина кроется: 
во-первых, в раннем развитии в Греции товарно-денежных отношений; 
во-вторых, в господстве частного сектора в экономике.
В Греции к VIII-VI вв. до н.э. проявились особые условия, обусловившие возможность раннего возникновения частного рабовладельческого хозяйства и успешного развития ремесел и торговли. К этим условиям относились:

  • отсутствие необходимости и даже возможности создания единой оросительной системы, требовавшей в ряде других стран коллективных усилий всего населения и централизации  государства;

  • хозяйственная специализация отдельных районов, способствовавшая торговому обмену между ними.

Раннее развитие частного хозяйства, в том числе товарного, разрушало родовые связи еще до формирования государственного аппарата и вело к превращению территориальной (соседской) общины в общину-государство или город-государство, названный греками полисом.
Экономическим базисом полиса является античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двуединой форме - как собственность государственная и как собственность частная. Т.е. вся земля государства находится в собственности всего коллектива граждан. Часть земли (территория порода, храмы, пастбища, леса, водоемы) находится в коллективной собственности, а часть разбивается на наделы, отводящиеся главам семей. Семья, домохозяйство (ойкос) - основная структурная единица полиса. Глава ойкоса представляет перед общиной интересы его членов; он обязан заботиться о том, чтобы его наследники получили семейное имущество не только в полной сохранности, но и приумноженным. Действовал важный и характерный принцип: "благополучие полиса зависит от благополучия отдельных ойкосов".
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта