Наука и искусство два способа постижения мира
Скачать 0.59 Mb.
|
Наука и искусство – два способа постижения мира. Цель работы: Разобраться в различиях и сходствах изучения мира с помощью науки и искусства. Гипотеза: Мы считаем, что у науки и искусства есть общие черты и они взаимосвязаны друг с другом. Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном п остижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения. Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства. Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно выразительными средствами (художественным языком). Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.). К видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, представления мира, воплощающий свои образыв определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство. У искусства, как и у культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона — это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки. Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве. Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры Наука НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. По мнению историка науки И. Н. Веселовского, «Современная наука, по существу, опирается на следующие три основы: 1) применение эксперимента, наблюдения и опыта при изучении природы; 2) логические доказательства выводов, полученных из основных предпосылок; 3) возможность математического представления природных процессов.»[2] Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты деятельности: - разделение и кооперацию научного труда; - научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; - методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации; всю сумму накопленных ранее научных знаний. Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она, скорее, связана, так сказать, с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в потребностях человека. В наше время принято выделять три вида базисных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность копределенной группе) и познания. “Последнюю группу исходных потребностей, пишут П. В. Симонов и П. М. Ершов, составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям.Весьма важно отметить, что потребность познания не является производной от биологической и социальной потребностей, а ведет свое происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности в информации. Последнее находит свое отражение, например, в том, что В. А. Энгельгардт к числу атрибутов жизни относил узнавание. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности, среди которых особо агрессивна воля к власти. “Пока мы не признаем, пишет Г. Башляр, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы будем склонны растворять это стремление в ницшеанской воле к власти”.Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Приобщей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: “ Человек не может отказаться от знания, не опускаясь, поэтому то интересы науки священны. Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. “В качестве показателя национального богатства, пишет А.Б. Мигдал, выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей”. В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактнологического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира. В новое время с революцией в естествознании возникают и первые неформальные объединения ученых, созданные в противовес официальной университетской науке. Наконец в XIX в. возникает лаборатория как центр исследований и очаг научной школы. “Сейсмографы” истории науки новейшего времени фиксируют “взрывы” научного творчества в небольших крепко спаянных группах ученых. Энергией этих групп были рождены такие радикально изменившие общий строй научного мышления направления как квантовая механика, молекулярная биология, кибернетика. Ряд поворотных пунктов в прогрессе психологии определила деятельность научных школ, лидерами которых являлись В. Вундт, И. П. Павлов, 3. Фрейд, К. Левин, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и др. Между самими лидерами и их последователями шли дискуссии, которые служили катализаторами научного творчества, изменявшими облик психологической науки. Они исполняли особую функцию в судьбах науки как формы деятельности, представляя ее коммуникативное “измерение”. Оно, как и личностное “измерение”, неотчленимо от предмета общения тех проблем, гипотез, теоретических открытий, по поводу которых оно возникает и разгорается. Исследование: исследование показало, что 60% опрошенных утверждают, что на постижение мира наука и искусство влияют поровну, 30% на то, что преобладает наука и лишь 10% отдали свои голоса за искусство. Можно сделать вывод, что голосующие помимо изучения точных наук отдают себя еще и искусству. Итоги: В ходе нашей работы мы убеждаемся, что науки и искусство связаны и хотя и имеют разные методы способствуют познанию человеком мира, каждая по своему. Как художник получает удовольствие от работы, также и ученый наслаждается научными исследованиями и у них одна и та же цель: поделиться с людьми чем-то своим, донести до них свои идеи и своё мышление по поводу какой-либо проблемы. Источники: http://strechin.ucoz.ru/publ/stati/vechnye_cennosti/iskusstvo_i_nauka_sposoby_poznanija_mira/23-1-0-220 http://www.rusnauka.com/17_APSN_2009/Philosophia/48038.doc.htm http://acmegroup.ru/node/541 Картинки взяты из: https://www.google.ru/imghp?hl=ru&authuser=0&ei=gtR4VoPBD8v4yQPPuKaYCQ&ved=0EKouCAIoAQ |