Реферат. реферат по итории. Наука и культура в годы вов
Скачать 31.93 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное Образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ РЕФЕРАТ На тему: Наука и культура в годы ВОВ Автор: Ибрагимова А. Р. Студент (-ка) гр. НРт-20-(9)-2 Руководитель Белоногова Л. Н. Преподаватель истории Тюмень 2021 Оглавление Введение....................................................................................................3 Основная часть.........................................................................................4 Развитие науки во время ВОВ......................................................4 Культура и образование в период ВОВ.......................................6 Литература и искусство.................................................................8 Заключение.............................................................................................11 Список литературы................................................................................12 I. Введение Основа будущей Победы закладывалась не только в ходе боевых действий на фронте и мобилизации усилий в сфере военной экономики. Особой сферой жизни советского государства в те тяжелейшие годы оставались наука и культура. Совершенно четко осознавался тот факт, что война не бесконечна и следует сейчас думать о будущем — о мирном времени. По этой причине работа в сфере культуры и науки не прекращалась ни на минуту, хотя и получила особую, военную, специфику: сократилось финансирование, ощутимо не хватало кадров. Однако необходимость концентрации сил для достижения победы давала свои ежедневные результаты. Актуальность темы: Великая Отечественная война – одно из самых страшных событий нашей страны, а память о войне на сегодняшний день, к сожалению, ослабевает. Например, наука и культура в годы войны тоже находилась в достаточно трудных условиях, но деятели науки и культуры все равно продолжали трудиться и развиваться в своей сфере деятельности. Поэтому сейчас очень важно то, чтобы подрастающее поколение не забывало историю своей страны и ценило то, что создали их предки в достаточно тяжелых условиях. Цель: изучение науки и культуры в годы Великой Отечественной войны, более подробное рассмотрение истории развития науки и культуры. Задачи: Изучение развития науки и культуры в годы ВОВ; Рассмотрение образования в годы войны; Ознакомление с литературой и искусством в годы войны; Расширение знаний в области культуры и науки; Ознакомление с историей развития науки и культуры. II. Основная часть 2.1. Развитие науки во время ВОВ В годы войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, переведенный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии обсуждались задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Основными направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов. В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым- геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Активно трудились на оборону ученые-математики П. С. Александров, С. Н. Бернштейн, И. М. Виноградов, Н. И. Мусхелишвили, физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Η. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б. А. Гаев, А. Р. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. иод руководством академика И. В. Курчатова создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом "внутрь", а в начале 1945 г. был запущен комбинат по производству оружейного плутония. Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Η. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны стала непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 до 460, прием в них сократился вдвое, численность студентов – в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3–3,5 года. Однако к концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным. Отличительной чертой военной науки стало ее максимальное сращивание с производством — срок от изобретения какого-либо новшества до его промышленного внедрения был минимальным. Характерным примером может служить изобретение электрошлаковой сварки Б.Е. Патоном, которое позволило качественно изменить положение в танкостроении и других отраслях. Естественно, помимо следования нуждам фронта, работы велись и на других фундаментальных теоретических направлениях. Под руководством академиков А.И. Алиханова и Д.В. Скобельцина активно изучалась космическая радиация. В 1941 — 1942 гг. Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую впоследствии его удостоили Нобелевской премии. В начале 1943 г. под руководством И.В. Курчатова были развернуты исследования в области ядерной физики. 2.2. Образование в период ВОВ Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров. Военные действия велись на огромных просторах СССР, что поставило миллионы советских граждан в труднейшие условия. Оккупация и эвакуация заставили переместиться на новые места жительства тысячи семей, миллионные жертвы требовали замены на рабочих местах, на фронтах, в семьях. В условиях нехватки квалифицированных кадров главнейшей проблемой для государства стало образование. Миллионы детей были лишены возможности учиться: сократилось число школ, обеспечение учебниками, письменными принадлежностями. В связи с тем, что школьникам приходилось работать на производстве вместе со взрослыми, занятия в школах проводились в 3—4 смены. Значительно сократилось количество учителей и старшеклассников — часть из них ушли на фронт, другие — встали к станкам. В сложившейся ситуации государство пыталось оперативно разрабатывать меры по преодолению кризиса в образовании. В тылу для эвакуированных из национальных республик школьников преподавание велось на родном языке, для сирот открывались интернаты. Занятия проводились и в осажденных городах. Была изменена и сама школьная программа. Вводилась обязательная военная и физическая подготовка, учащиеся привлекались к обязательным работам на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Постановлением ЦК ВКП(б) в сентябре 1941 г. было введено обязательное сельскохозяйственное обучение в школе, что позволило заменить на работе в деревне в 1943 г. 5 млн взрослых. Ставшее всеобщим еще в 1940 г. тимуровское движение получило больший размах. Помощь семьям фронтовиков, предприятиям, добровольная работа в госпиталях, сбор средств для фронта (металлолом, теплые вещи и др.) являлись весомым вкладом в дело Победы. На средства школьников создавались даже танковые колонны «Московский пионер», «Куйбышевский пионер», участвовавшие в военных действиях. С наступлением Красной армии в 1943 г. мирная жизнь постепенно приходила на отвоеванные территории: было восстановлено 70 тыс. школ, а осенью с целью «дальнейшей разработки теоретических и практических вопросов народного образования» была создана Академия педагогических наук РСФСР. По-новому выстраивалась школьная программа: вводилось раздельное обучение, появлялись вечерние семилетние и средние школы для обучения без отрыва от производства, вводились экзамены на получение аттестата зрелости и награждение медалями за успешную учебу. В высшем образовании были похожие проблемы. Сокращение преподавательского состава сказалось на темпах подготовки специалистов. Однако в годы войны занятия во многих учебных заведениях не прекращались, и в 1941 — 1945 гг. страна получила 300 тыс. выпускников вузов и 540 тыс. — средних учебных заведений. В период освобождения страны было восстановлено 170 высших учебных заведений. Изменились требования к подготовке специалистов — обязательной стала защита диплома наряду с государственными экзаменами. Уровень образования в советских вузах существенно повысился. 2.3. Литература и искусство В начале войны наибольшее распространение получили действенные публицистические формы — корреспонденция и очерк, плакат и листовка, кинорепортаж и песня. С первого же дня войны символами борьбы стали знаменитая песня А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война» и плакат И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!». В дни испытаний требовалась мобилизация всех усилий на достижение победы, что приводило к ярко выраженной пропагандистской направленности произведений литературы и кинематографа, песенного, художественного и театрального творчества. Главной идеей в творчестве стал образ советского человека, безраздельно преданного делу зашиты Родины, отстаивающего ее от врага, ведущего справедливую освободительную войну. Подлинные образы героев ложились в основу многих произведений литераторов: поэмы М. Алигер «Зоя», М. Светлова «Двадцать восемь» и «Лиза Чайкина». Были созданы такие произведения как «Молодая гвардия» (А. Фадеева), «Наука ненависти» (М.А. Шолохова), «Русский характер» (А. Толстого), «Жди меня» (К. Симонова). Осмысление войны, ее сути и истоков рождает на свет первую повесть военных лет «Народ бессмертен» (В. Гроссмана). Однако в тяжелых военных условиях произведения публиковались лишь в газетах. Любимым произведением фронтовиков стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», начало которой было напечатано 4 сентября 1942 г. в «Красноармейской правде» Западного фронта. Новые страницы Великой Отечественной войны запечатлевались в новых книгах. Московская битва нашла отражение в «Волоколамском шоссе» А. Бека, оборона Ленинграда — у В. Инбер («Пулковский меридиан») и В. Вишневского («У стен Ленинграда»). Сталинградская битва запечатлена К. Симоновым («Дни и ночи»), бои за Дон — М. Шолоховым («Они сражались за Родину»). Боевой и трудовой подвиг народа навсегда остался на страницах «Непокоренных» Б. Горбатова. «Радуги» В. Василевской, «Испытаний» А. Первенцева, «Клятвы» Ф. Гладкова и т.д. Противостояние с врагом возвратило к жизни исторические произведения, посвященные героическим подвигам прошлого. Воодушевление несли «Петр Первый» А. Толстого, «Батый» и «Юность полководца» В. Яна. «Багратион» С. Голубева, «Емельян Пугачев» В. Шишкова. Многие писатели и литераторы в дни войны ушли на фронт, став солдатами и офицерами, сражались рядом с кадровыми военными. Призванные по мобилизации, они становились спецкорами фронтовых и центральных изданий, дивизионных и армейских газет. Важнейшей чертой военных лет стало песенное творчество. Песни рождались в народе либо создавались нашими величайшими композиторами. Незабываемыми стали «Катюша» М. Блантера, «Священная война» А. Александрова, «Любимый город» и «Темная ночь»Н. Богословского, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова, «Севастопольский вальс» и «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седова, песни Т. Хренникова, И. Дунаевского, М. Фрадкина и др. История классической музыки обогатилась Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича. Написанная и исполненная в блокадном Ленинграде, она была посвящена борьбе с фашизмом и грядущей победе. Уже тогда «Ленинградская» симфония получила мировое признание и с огромным успехом исполняется до сих пор. В самый разгар войны правительство предприняло беспрецедентный шаг: в 1943 г. СВ. Михалков и Г. Эль-Регистан на музыку А.В. Александрова написали слова нового Гимна Советского Союза. На смену «Интернационалу» пришла поистине национальная мелодия с патриотическим текстом, что, несомненно, оказало огромное влияние на умонастроение и боевой дух защитников Отечества. Представители театрального искусства также отдавали свои силы на борьбу с врагом. Уже в июле 1941 г. в Москве была сформирована первая бригада, в которую вошли известнейшие актеры театров, эстрады, всесоюзного радио. В течение всей войны подобные «формирования» выступали на фронтах, своим искусством поддерживая сражающуюся армию. Советский кинематограф представлен, с одной стороны, большим объемом кинохроники, с другой — героическими художественными лентами. Сегодня кадры хроники Московской, Сталинградской, Курской и других битв легли в основу документальных сериалов, используются при создании современных фильмов о войне, в частности в многосерийной эпопее А. Озерова. Такие же произведения как «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера, «Двабойца» Л.Д. Лукова, «Жди меня» А.Б. Столпнера стали уже классикой художественного жанра. Героические минуты войны представлены и в живописи. А.А. Дейнека создал незабываемую «Оборону Севастополя», образы защитников запечатлены на полотнах А.А. Пластова «Фашист пролетел», СВ. Герасимова «Мать партизана» и др. Конечно, наследие художников военного периода не столь значительно, как у представителей других направлений искусства, но оно позволяет нам воочию представить степень одухотворенности и своевременности их творчества. Особый вклад в искусство военного времени внесли представители такого оригинального художественного жанра, как карикатура. Группа художников, объединившись под именем «Кукрыниксы», создали целую галерею юмористических иллюстраций, посвященных войне. Крупнейшие провалы немецкого командования или успехи Красной армии подавались с неизменным юмором и остроумием, что имело большой успех среди населения. Однако даже в военные годы не прекращала своей работы партийная идеологическая машина и цензура. В период сталинградских боев газета «Правда» опубликовала рассказ А. Каплера «Письма лейтенанта Л. из Сталинграда», мгновенно взятый под контроль. Попытка автора объективно осветить положение на фронте закончилась его арестом и обвинением в шпионаже. III. Заключение В ходе работы были изучены культура и наука в годы Великой Отечественной войны. Поэтому подводя итог своей работы, могу сказать, что культура в эти годы понесла огромные потери, но несмотря на это культура на протяжении всех лет защиты своей родины была рядом с народом, была рядом со страной, рядом с каждым из тех, кто бросил все на борьбу со злом. Хотя в такие годы можно было бы прекратить писать, прекратить рисовать, прекратить давать концерты, ведь есть оправдание «война», но прекратить это значит сдаться, сдаться всей страной. Если не горит огонек надежды, то можно было бы уйти сразу же. Но деятели искусства зажигали этот огонек, своими стихами они вселяли надежду, их голос, это как понимание того, что есть кто живой еще, что мир в наших руках. А наука наоборот внесла большой вклад в развитие оборонного потенциала СССР, что отчасти и привело к победе. В годы войны плодотворно трудились творцы замечательной советской боевой техники и вооружений. В ходе вооруженной борьбы шло непрерывное качественное совершенствование артиллерийских систем и минометов. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. И несмотря на трудности, возникшие в годы Великой Отечественной войны, эти годы стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству. Список литературы https://poisk-ru.ru/s919t4.html https://referatwork.ru/otechestvennaya_istoriya/section-58.html https://russia.rin.ru/guides/7136.html https://studme.org/83872/istoriya/nauka_kultura_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny https://vuzlit.ru/489252/nauka_kultura_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny |