Главная страница

Наука как социальный институт. Реферат Наука как социальный институт. Наука как социальный институт оглавление введение 3


Скачать 52.58 Kb.
НазваниеНаука как социальный институт оглавление введение 3
АнкорНаука как социальный институт
Дата16.06.2021
Размер52.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат Наука как социальный институт.docx
ТипДокументы
#217863



Наука как социальный институт

ОГЛАВЛЕНИЕ


введение 3

Заключение 18

Список использованных источников 19



введение


Наука имеет многочисленные определения, которые сводятся по сути к трем основным: наука как как форма деятельности, как совокупность дисциплинарных знаний, или как социальный институт. Институциональное понимание науки подчеркивает ее социальную природу, а также тот факт, что она является формой общественного сознания.

Наука в качестве области человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности, является центральным социальным институтом практически всех современных обществ, поскольку именно от степени развитости научного знания зависит само существование современного общества. Именно в этом и видится актуальность изучения понятия «наука».

Причем речь идет не только о материальных аспектах существования общества, но о самом представлении о мире. Целью науки как социального института является познание природы через понимание принципов, лежащих в основе ее феноменов.

Целью данного реферата будет раскрыть понятие «наука», для чего необходимо решение следующих задач:

  • рассмотреть науку как социальный институт, определить основные характеристики понятия «социальный институт», выявить основные признаки и принципы формирования социального института;

  • дать определение понятию «научное сообщество», определить их основные типы;

  • выявить основные способы трансляции научных знаний.



1 Наука как социальный институт


Наука имеет многочисленные определения, которые сводятся по сути к трем основным: наука как как форма деятельности, как совокупность дисциплинарных знаний, или как социальный институт. Институциональное понимание науки подчеркивает ее социальную природу, а также тот факт, что она является формой общественного сознания.

Для того чтобы дать определение науки как социального института, необходимо понять, что же такое социальный институт. По определению словаря, социальным институтом называют относительно устойчивую форму организации социальной жизни, обеспечивающую устойчивость связей и отношений в рамках общества1. По другому определению, социальные институты – это ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества2.

Основной целью любого социального института является достижение стабильности в ходе развития общества. Любой социальный институт должен обладать следующими признаками:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Наука в качестве области человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности3, является центральным социальным институтом практически всех современных обществ, поскольку именно от степени развитости научного знания зависит само существование современного общества. Причем речь идет не только о материальных аспектах существования общества, но о самом представлении о мире. Целью науки как социального института является познание природы через понимание принципов, лежащих в основе ее феноменов.

Институционализация науки – сравнительно недавний феномен: до начала 20 века наука существовала в основном в виде непрофессиональных занятий представителей интеллектуальной элиты, и только ее стремительное развитие в 20 веке привело к дифференциации и специализации научного знания4. Возникновение ученого сообщества, а также осознание растущей роли и предназначения науки в жизни социума выявили необходимость сформулировать принципы и нормы, образующие моральный императив науки. В 1942 году Р. Мертон предложил в качестве основных принципов науки как социального института следующие:

  1. Универсализм: наука и ее открытия имеют универсальный, то есть единый и всеобщий, характер. При оценке ценности научных работ не должно уделяться никакого внимания личным характеристикам (расовая и классовая принадлежность, черты характера, национальность) ученых, их написавших. Результаты исследований могут оцениваться только исходя из их научной значимости5. Этот принцип нарушался, например, в нацистской Германии при разделении науки на арийскую и еврейскую, в СССР выявлялись различия между буржуазной (генетика, кибернетика, социология), космополитической и марксистской науками6.

  2. Коммунализм - любое научное знание должно быть доступно каждому члену научного общества, а не становиться личной собственностью исследователя. Этот принцип основывается на постулате о том, что наука имеет разделяемое всеми общее научное наследие.

  3. Незаинтересованность - профессиональная роль ученого требует отсутствие личных интересов ученого в совершаемом им открытии, кроме, разумеется, признания и положительной оценки его работы. Признание научного сообщества в частности и мирового сообщества в целом должно служить достаточной наградой, поскольку главной целью любого ученого является стремление к умножению научного знания.

  4. Организованный скептицизм означает, что ученые должны воздерживаться от формулировки выводов до полного выявления соответствующих фактов. Любая научная теория должна восприниматься критически, даже если религиозные, политические или иные догмы противоречат этому7.

Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.

Наука как социальный институт включает в себя, прежде всего, ученых с их знаниями; научные организации, учреждения, школы, сообщества; разделение и кооперацию научного труда, систему научной информации. Будучи одной из форм общественного сознания, наука тесно связана с другими его формами, которые представляют собой различные способы отражения действительности, различаясь в специфике объекта познания, принципах его отражения, а также в характере общественного назначения. В отличие, например, от искусства, отражающего действительность в художественных образах, наука делает это в форме абстрактных понятий, положений, обобщенных в виде гипотез, законов, теорий и т.п.8

Наука как социальный институт выполняет такие функции, как культурно-мировоззренческую; непосредственной производительной силы; социальной силы; основы экономического прогресса общества.

Наука в качестве социального института за время своего существования претерпела значительные изменения. Так, от деятельности философских школ, состоявших из нескольких десятков древнегреческих ученых, наука в своем развитии прошла путь к современному многомиллионному международному научному сообществу, объединенному профессионально, развилась в мощную отрасль, но производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций.

Наука основывается на процессе научного исследования, включающий в себя два основных момента: нормальное развитие (парадигмы) и научные революции. Научного исследование никогда не сводится к простому накоплению открытий и изобретений. Чаще всего в сообществе ученых в рамках единой научной дисциплины образуется определенная система концепций, методов и предложений о предмете исследования, названную Т. Куном «парадигмой». Именно парадигмы предопределяют, в чем заключается подлежащая исследованию проблема, характер ее решения, суть достигаемого открытия и особенности применяемых методов. Парадигмы являются необходимой предпосылкой исследования и научного открытия, позволяют координировать исследования, достигать быстрого роста знания.

Научные революции имеют не меньшее значение и, по сути, являются процессом замены устаревших парадигм новыми. При этом катализаторами таких революций являются постоянно возникающие отдельные явления, не укладывающиеся в текущую парадигму. Поначалу их относят к исключениям, отклонениям, используют для уточнения существующей парадигмы, однако со временем несоответствия становятся все более явными, возникает кризисная ситуация и становится очевидной необходимость поиска новой парадигмы, с установления которой и начинается революция в рамках данной науки. Ускоренное научное развитие особенно остро ставит вопрос о том, какими могут быть результаты такого развития с точки зрения их социальных последствий — для природы, среды обитания и будущего человечества в целом. Потенциальную общечеловеческую угрозу содержат такие научные достижения, как генная инженерия, термоядерное оружие –и это лишь несколько примеров. Единственное решение этой проблемы видится в создании международной системы социального контроля, ориентирующего мировую науку на созидательное развития на благо всего человечества9.

2 Научные сообщества, их типы


Научное сообщество- социальная группа людей, профессионально занимающихся деятельностью по получению нового знания10. Научные сообщества возникают в качестве способа социальной организации совместной научной деятельности и могут быть как формальными, так и неформальными. Принадлежность к научному сообществу определяется наличием следующих признаков:

  • члены сообщества должны обладать специальными знаниями;

  • существует образовательный фильтр, который позволяет избирательно привлекать в сообщество новых членов и обеспечивать их признание. Такими фильтрами могут служить, например, высшее образование, научные публикации, защита диссертаций. Научное сообщество обладает общностью образования;

  • существует специфическая мотивация внутри сообщества (карьера, уровень доходов, моральное удовлетворение, образ жизни и мышления, чувство самореализации и др.).

  • поддерживается инфраструктура (коммуникации, экспериментальная база и пр.);

  • присутствует заинтересованная поддержка в продукте деятельности (новом знании) со стороны окружения (государства, общества);

  • этос науки - единые стандарты профессионального поведения. Например, в научной среде запрещен плагиат, в научных трудах указывается авторство цитат и используются ссылки;

  • наличие безусловных научных положений, парадигм, на которых основываются дальнейшие исследования. Например, современных биологов объединяет мнение о мутациях как факторе эволюции жизни;

  • общие ценности. 11

Формирование научного сообщества происходит под влиянием формальных причин, таких, как административные меры и приказы, и неформальных – для решения научных проблем, объединяющих ученых в группу единомышленников.

На неформальной основе формируются такие виды научных сообществ, как

исследовательская группа, научная традиция и научная школа.

Исследовательской группой называют научный коллектив, демонстрирующий высокую степень солидарности для достижения определенной научной цели. Как правило, это немногочисленная группа, характеризующаяся многолетним сотрудничеством и дружескими связями, со сложившимися традициями и моделями поведения, в том числе и в нерабочее время. Одним из известных образцов неформальной группы является исследовательская группа Э. Ферми - итальянского физика, который ввел практику коллективного авторства, совместных форм отдыха и т.д.

Научная традиция — это совокупность навыков, мастерства, методологических предпочтений, разделяемых учеными и передающихся из поколения в поколение. Научные традиции насчитывают десятки и сотни лет. Примером может служить существующая в экономической науке традиция А. Смита.

Научная школа является таким видом научного сообщества, который предполагает наличие ученого с ярко выраженными качествами лидера, а также его учеников12.

Если говорить об историческом развитии типов научных сообществ, то началом их существования можно считать античный период с философско-научными школами (пифагорейцы, школы Аристотеля, Платона и др.). Главной особенностью этих школ было то, что знанию не придавался сакральный характер, поскольку главными его хранителями были не жрецы, а светские люди. Различным научным знаниям обучали способных к науке молодых людей, научные учения обсуждались в критических дискуссиях. Именно в рамках этих школ за достаточно короткий по историческим меркам период были созданы основы целого ряда наук (математики, физики, биологии, социологии, психологии и т.п.), которые стали приобретать вид научных дисциплин, в рамках которых велись систематические исследования13.

В эпоху раннего средневековья центрами хранения знания стали монастыри и школы при церквях, где сложилась система религиозного образования, главной целью которого было искоренение языческих представлений и насаждение христианских ценностей. Хотя здесь сложно говорить о науке как таковой, во многих монастырских школах были библиотеки и скриптории, где занимались перепиской книг. В монастырях также сложилась дисциплинарная структура знания, передаваемая в ходе обучения.

В период расцвета средневековой культуры возникают первые университеты, объединившие в себе две функции: получение высшего образования и обеспечение научной работы. Университеты были созданы практически во всех европейских столицах, а также во многих крупных городах. Первые университеты возникли в Париже (1160 г.- Сорбонна) и Кембридже (1167) на рубеже 11-12в.

В XVII–XVIII веках стали появляться первые типы научных сообществ, группирующихся вокруг тех или иных технических проблем. Такие сообщества были неустойчивы, а их существование непродолжительно. Тем не менее, в XVIII–XIX веках в Европе под воздействием технических задач на базе университетов стали формироваться более устойчивые сообщества нового типа – по профессиям (научные общества металлургов, горняков, кораблестроителей и т.п.).

Университетская среда сформировала в Европе мощное интеллектуальное сообщество, чему способствовала латынь как интернациональный язык людей, причастных к знанию. Вместе с тем главной целью средневекового университета было скорее сохранение и упорядочение имеющегося знания и передача его посредством обучения нежели получение нового знания. Ни государство, ни церковь, ни университеты не оказывали поддержки научным исследованиям. Научная деятельность осуществлялась скорее, как любительское занятие достаточно состоятельных людей, имевших иные источники дохода. Типичной также была форма патронажа, когда неформальная группа ученых получала покровительство от крупного вельможи. Такие небольшие сообщества интеллектуалов, существовавшие с эпохи Возрождения, нередко именовали себя «академиями» 14.

Первыми институтами академической науки в современном смысле слова стали Парижская академия наук (1666 г.) и Лондонское королевское общество (1660), которые возникли в качестве самоуправляемых научных сообществ в результате повышения социального статуса науки и подъема экспериментальных исследований. Академии сразу же получили государственную поддержку. На основе академий сформировались в дальнейшем национальные научные сообщества. Однако число их членов было невелико и ощутимую практическую пользу наука пока не приносила.

Наряду с академической сохранялась и любительская наука, ставшая любительским занятием людей среднего класса, уделявших ей лишь часть своего времени.

Постепенный рост массива знания привел к необходимости длительной профессиональной подготовки, необходимой для его освоения, в результате чего научное сообщество заняло новое место в институциональной структуре общества, что обеспечило ученым условия и средства для специализированной научной деятельности, пока еще малопродуктивной с экономической точки зрения. Новый тип университета противостоял средневековой университетской корпорации и университету эпохи Просвещения, готовившего специалистов и чиновников для государственных нужд. В наиболее четком виде этот институт был реализован в Берлинском университете, основанном в 1808 г. по концепции В. фон Гумбольдта. Модель университета, в котором ведутся научные исследования, организуются лаборатории, с теми или иными модификациями была реализована в ведущих европейских странах и США.

Помимо исторической классификации научных сообществ, можно говорить и о классификации по уровням организации. Так, исходя из этого принципа научные сообщества можно разделить на:

  • глобальное, или международное сообщество;

  • национальное научное сообщество;

  • сообщество специалистов в той или иной области научного знания;

  • научная группа, изучающая определенную научную проблему15.


3 Способы трансляции научных знаний


В общем смысле слова, трансляция (от лат. translatio — перенос, перемещение) – это передача тех или иных данных на дальнее расстояние с помощью определенных средств. Когда мы говорим о науке, мы имеем в виду передачу научных знаний из поколения в поколение. Иначе говоря, под трансляцией научных знаний понимается способ взаимодействия индивидов по передаче от поколения к поколению информации, позволяющей описывать природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие.

Безусловно, человеческое общество нуждается в способах передачи накопленного опыта и знания. Существует два основных способа передачи этого опыта –синхронный (коммуникация) и асинхронный (трансляция).

Коммуникация предполагает адресное оперативное общение, подразумевает наличие возможности согласовать деятельность индивидов в процессе их совместного существования. Основным режимом коммуникации является так называемая отрицательная обратная связь, при которой программы знаний известны обеим сторонам общения. Трансляция предполагает растянутую во времени передачу информации, а значит, ее основным режимом является положительная обратная связь- передача программ, известных только одной стороне общения. Знание традиционно связывают с трансляцией, поскольку без нее была бы невозможна передача накопленного опыта потомкам. Оба типа используют язык как основную знаковую реальность, сопутствующую социальности16. Язык, в качестве знаковой системы является специфическим средством управления человеческим поведением.

Самым первым способом трансляции научных знаний можно считать устную речь. Так, в доисторические времена, передача опыта, накопленного племени осуществлялась исключительно в устной форме, а также с помощью наскальных рисунков и живописи. Не было другого способа сообщить новым поколениям об удачных способах охоты, об отличии съедобных плодов от ядовитых. Такой способ отличается, однако, «коротким периодом действия» и большим количеством «помех», поскольку зависит от большого числа субъективных факторов.

Трансляция научного знания в традиционном обществе отводила огромное место фигуре учителя, который передавал суть знания своим ученикам, при этом главным принципом передачи знания был принцип «делай как я».

С появлением письменности возникла возможность на долгое время зафиксировать полученные поколением знания и передать их дальше, через не одно поколение. 17

В ходе исторического развития науки существенно изменились и способы трансляции научных знаний. Первоначально научные знания транслировались на любом подходящем для этого материале-носителе - папирусе, камне, глиняных табличках и т.п. Изобретение бумаги как более подходящего носителя для передачи и хранения информации привело к созданию рукописных книг, затем открытие книгопечатания существенно ускорило процессы распространения научной информации. Современная техника позволила взамен бумажных носителей предложить компьютерные носители информации, что стало поистине революционным шагом: сформировалась новая информационная научная система, выступающая в качестве всеобщего планетарного знания18.

С появлением письменности главной формой главной формой закрепления и трансляции знаний стала рукопись. С появлением возможности тиражирования такой формой стала книга (манускрипт, фолиант), в которой ученый мог изложить конечные результаты своих исследований. Для обсуждения промежуточных результатов существовала особая форма коммуникации - переписка между учеными. Эти письма часто носили форму научных сообщений, в которых ученые излагали результаты отдельных исследований, обсуждали их, предоставляли аргументы и контраргументы. При этом систематическая переписка велась на латыни, что объединяло ученых, живущих в разных странах Европы.

Как бы парадоксально это ни казалось, но на протяжении долгого времени религия являлась одним из способов трансляции научного знания. Именно при монастырях создавались первые школы, переписывались от руки многочисленные рукописи. С помощью религиозных норм и нравственных критериев создавались такие науки как педагогика19.

В 17 веке начали складываться национальные дисциплинарно-ориентированные объединения исследователей, и на место такого научного сообщения, как частное письмо, пришла частная статья. Журнальные статьи ускорили поступление новой научной информации, поскольку, имея меньший, нежели книга, объем, статья не подразумевала изложение всей системы взглядов. В отличие от письма, ориентированного на конкретного человека, как правило, лично знакомого автору, статья была адресована анонимному читателю, что приводило к необходимости более тщательного выбора аргументов для обоснования выдвигаемых положений, а значит, повышался уровень научного сообщения. Таким образом, статья, предполагая преемственность с предшествующим знанием, стала важной формой трансляции знаний. Научные статьи объединялись в научные журналы, ставшие особыми центрами объединения новых типов научных сообществ, таких, как национальные академии. В конце 18 века - первой половине 19 века в связи с увеличением объема научной, научно-технической информации, начинают складываться различного рода ассоциации ученых. И все чаще в качестве главной формы трансляции знания выступают научные журналы, вокруг которых ученые объединяются по интересам20.

20 век принес с собой уникальный способ трансляции научных знаний – сеть Интернет. Созданная изначально с целью международного общения, со временем сеть глобальная сеть утратила часть былых функций в качестве способа передачи научных знаний.

Обилие информации и различных ее оценочных трактовок, невозможность зачастую доказать ее подлинность усложнило формирование единой научной картины мира. Если трансляция научного знания ранее проходила в рамках цензуры и контролируемости, должна была отвечать соответствующим критериям, формировать установки поведения, то массовое использование интернета размывает строгие границы в стратегии обучения, многообразие информации различного рода на фоне анонимности и безличности затрудняет отбор и трансляцию значимого знания21.

Заключение


Современная наука, будучи социокультурной данностью, представляется с помощью знаний, деятельности, отношений и институциональных форм. Иначе говоря, она является формой и уровнем общественного сознания, рационально-теоретической формой духовного производства, специфическим социальный институтом со своими организационными и коммуникационными формами.

Превращение науки в социальный институт является сегодня базисной характеристикой науки. С другой стороны, этот институт все активнее включается в жизнедеятельность общества, в том числе в качестве непосредственной производительной силы, что неизбежно повышает статус научной деятельности и ученых при переходе в постиндустриальную эпоху развития.

Список использованных источников


  1. Бучило, Н.Ф.Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.: Знание, 2008. - 314 с.

  2. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация/М.Б.Глотов//Социологические исследования.- 2003.-№10.-с.13-18

  3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправленное. -Минск: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.

  4. Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека // Проблема человека в современной философии. - М., 2005. - С. 229.

  5. Кособуко М.Э. Институциализация науки и научное сообщество/М.Э.Кособуко//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.-2012.-№9-1.-с.160-164

  6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура/Р.Мертон.-М.:АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ,-2006.-873 с.

  7. Мирский Э. Наука как социальный институт/Э.Мирский//Высшее образование в России.-2004.-№8.-с.89-108.

  8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие/А.Л. Никифоров. — М.: Дом интеллектуальной книги.- 1998. — 280 с.

  9. Подопригора С.Я. Философский словарь.-Р-н-Д: Феникс, 2013.-564 с.

  10. Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн./ А.А. Радугин- М.: Центр, 2004. — 336 с.



1 Грицанов А.А. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправленное. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.-с.764

2 Подопригора С.Я. Философский словарь.-Р-н-Д: Феникс, 2013.-564 с. – с. 389

3 Там же, с.300

4 Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация/М.Б.Глотов//Социологические исследования.-2003.-№10.-с.13-18

5 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура/Р.Мертон.-М.:АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ,-2006.-873 с. – с.108

6 Мирский Э. Наука как социальный институт/Э.Мирский//Высшее образование в России.-2004.-№8.-с.89-108.-с.94

7 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура/Р.Мертон.-М.:АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ,-2006.-873 с. – с.109


8 Кособуко М.Э. Институциализация науки и научное сообщество/М.Э.Кособуко//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.-2012.-№9-1.-с.160-164

9 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие/А.Л. Никифоров. — М.: Дом интеллектуальной книги.- 1998. — 280 с. –с.32

10 Подопригора С.Я. Философский словарь.-Р-н-Д: Феникс, 2013.-564 с.-с.298

11 Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки.-М.:Экзамен,-2005.-329 с.

12 Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник/В.П. Кохановский.- Ростов-н/Д: «Феникс»,-1999.-576 с. –с.43

13 История и философия науки: учебное пособие для аспирантов/под ред. Мамзина А.С.-СПб.:Питер.-2008.-302 с., -с.74-151

14 История и философия науки: учебное пособие для аспирантов/под ред. Мамзина А.С.-СПб.:Питер.-2008.-302 с., -с.74-151

15Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник/В.П. Кохановский.- Ростов-н/Д: «Феникс»,-1999.-576 с. –с.48

16 Бучило, Н.Ф.Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.: Знание, 2008. - 314 с.

17 Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека // Проблема человека в современной философии. - М., 2005. - С. 229.

18 Там же, с.240

19 Мартынов А. Религия как способ трансляции научного знания/А. Мартынов//Новая газета от 05.08.2009

20 Радугин А. А. Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн./ А.А. Радугин- М.: Центр, 2004. — 336 с.

21 Кособуко М.Э. Институциализация науки и научное сообщество/М.Э.Кособуко//Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.-2012.-№9-1.-с.160-164



написать администратору сайта