Дипломная работа - Тырин А.А. (АП-91). Назначение и область применения
Скачать 0.55 Mb.
|
7. Экологическая часть7.1 ВведениеВажнейшим элементом экологии в программном обеспечении является эргономичность интерфейса. Эргономика – наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. Эргономичность интерфейса является залогом удобной, продуктивной и эффективной работы пользователя в программе. Хорошая эргономика интерфейса также не должна отрицательно влиять на физическое и психологическое состояние пользователя, что положительно отразится на результате и скорости работы человека. К основным принципам проектирования качественных интерфейсов можно отнести: Естественность – взаимодействие с интерфейсом не должно вызывать у пользователя осложнения Непротиворечивость – взаимодействие должно соответствовать привычным для работы нормам Неизбыточность – пользователь должен вводить минимальную необходимую информацию Легкий доступ к системе помощи – справки и документация должна быть понятно интегрирована в интерфейс Гибкость – интерфейс должен быть рассчитан на пользователей с различными уровнями подготовки 7.2 Разработка эргономичного интерфейсаОдним из наиважнейших этапов проектирования интерфейса является выбор цветовой гаммы графических элементов интерфейса пользователя. Яркие и вызывающие цвета будут затруднять восприятие информации пользователем, и отвлекать его от рабочего процесса в целом. Такой выбор цветов будет способствовать снижению работоспособности человека и быстрее вызовет усталость и раздражение. Эти факторы напрямую повлияют на результат работы и увеличат частоту допущения ошибок пользователем. Выбор спокойных и нейтральных цветов поможет сконцентрироваться на работе и продлит высокую работоспособность пользователя за счёт снижения зрительного напряжения. Допускается цветовое группирование некоторых логических элементов интерфейса в одну подгруппу. Разграничение элементов с помощью цвета увеличит скорость ознакомления пользователя с интерфейсом. Визуально разбитая на группы информация поможет избежать необходимости запоминать, какая часть графического интерфейса за что отвечает. В этом случае также важно соблюдать выбор цветовой палитры. Зрительное напряжение можно снизить с помощью правильной работы со шрифтами, которые используются в графическом интерфейсе пользователя. Мелкие и нечитабельные шрифты вызовут трудности в восприятии информации пользователем. Изучение всех надписей в процессе поиска необходимой пользователю функции отнимает большое количество рабочего времени, а также вынуждает сильно напрягать зрение. Ввиду этого, очень важно подбирать удобно читаемые шрифты и выбирать максимально допустимый интерфейсом размер шрифта. Не рекомендуется набирать надписи исключительно заглавными буквами, так как восприятие информации, набранной таким способом, значительно затрудняется («СОХРАНИТЬ В БАЗУ ДАННЫХ»). Для выделения надписи и привлечения внимания пользователя лучше воспользоваться присвоением шрифту атрибута «жирный» или изменить стандартный цвет шрифта, но таким образом, чтобы текст легко читался на собственном фоне («Сохранить в базу данных», «Сохранить в базу данных»). При проектировании графического интерфейса пользователя важно заранее спланировать, какими функциями человек будет пользоваться чаще остальных. Те элементы интерфейса, с которыми будут взаимодействовать большую часть рабочего времени, стоит сделать крупнее, чем менее значительные, и расположить их настолько близко друг к другу, насколько это допустимо. Такой подход к проектированию интерфейса позволит сократить механическую работу пользователя по перемещению контроллера – мыши. Благодаря этому достигается снижение напряжения руки пользователя. Функциональность элементов интерфейса должна быть максимальной. По возможности стоит объединить несколько операций программы в одну функцию, которая будет вызывать посредством нажатия одной кнопки. Сокращение кликов по управляющим элементам интерфейса также сокращает механическую работу, выполняемую пользователем, и увеличивает скорость работы в программе. По возможности следует избавляться от большого количества форм (окон) при проектировке интерфейса. Чем больше форм, тем сложнее воспринимать информацию и определить принадлежность функций окна к функциональности программы в целом. Дополнительные возможности стоит встраивать в уже существующие формы, избегая создания новых. На сегодняшний день технологии программирования предоставляют богатый инструментарий для решения данной проблемы. Такие элементы как: выпадающие списки, всплывающие окна (формы внутри форм), «аккордеоны» позволяют добавить функциональность в рамках одной формы, но информируют пользователя в момент необходимости пользователем данных функций. В интерфейсе программы обязательно стоит предусмотреть так называемую «защиту от дурака» (анг. «mistake-proofing»). Защита от дурака – защита предметов пользования (в особенности, техники), программного обеспечения от очевидно неверных действий человека, как при пользовании, так и при техническом обслуживании или изготовлении. Как известно, людям свойственно ошибаться и это стоит учитывать при проектировании интерфейса. Программа должна обладать различными системами проверки вводимых пользователем данных. В случае ввода некорректных данных об этом обязательно необходимо уведомлять пользователя, чтобы объяснить, в чём заключается ошибка. Эта проверка защитит вашу систему от неоперабельных данных, а пользователь будет работать внимательнее. В случае если в интерфейсе предусмотрены управляющие элементы, которые выполняют функцию, приводящую к необратимым или тяжело обратимым последствиям, при работе с таким элементом стоит выводить диалоговое окно с вопросом о подтверждении действий пользователя. Диалоговое окно предотвратит выполнение функции в случае непреднамеренного нажатия на элемент графического интерфейса. Это избавит от необходимости совершать откат данных, что может являться довольно длительной и трудоёмкой процедурой. При использовании диалоговых окон следует придерживаться всех правил, описанных выше. Также стоит уделить особое внимание формулировке текста диалогового окна. Нечёткая и непонятная формулировка текста диалога может привести к неправильному толкованию информации пользователем и ввести его в заблуждение. В таком случае пользователь может выполнить заведомо неверное действие, что также негативно отразится на результате работы. Пользователь может обратиться к справке или в техническую поддержку. И то, и другое отнимет определённое количество времени и заметно снизит скорость работы. При проектировании интерфейса также стоит добавить функцию обработки «горячих клавиш». Сочетание клавиш (горячая клавиша) – разновидность интерфейса взаимодействия с вычислительной системой, представляющая собой нажатие клавиши (или сочетания клавиш) на клавиатуре, которому назначено некое действие – команды, исполняемые данной системой. Как правило, частично дублирует интерфейс меню или кнопок и служит для значительного ускорения работы, также – увеличения количества возможных действий, выполняемых с помощью клавиатуры. Добавление обработки таких клавиш как: «escape», «enter», «delete» значительно увеличит производительность работы пользователя в системе. Как правило, значения этих клавиш в программном обеспечении унифицировано и воспринимается пользователем на интуитивном уровне. «Escape» – отклонить, «enter» – принять, «delete» – удалить. Если в интерфейсе предусмотрены функции, к которым пользователь будет часто обращаться, рекомендуется добавить горячую клавишу для её обработки. Опытные пользователи смогут сократить время работы с программой, а старая система выполнения функций с помощью нажатия на кнопку будет поддерживаться. |