Главная страница
Навигация по странице:

  • Инфракрасное излучение

  • Видимое (оптическое) излучение 780—380 нм

  • Лю́мен

  • Схематическое изображение цветового куба RGB

  • Три функции подбора цветов для основных цветов RGB

  • 2 . 3.

  • LR : LG : LB = 1 : 4.5907 : 0.0601

  • Три функции выравнивания цветов для отображения спектральных частот из диапазона примерно от 400 до 700 нм

  • В Точечные растры для четырехцветной печати CMYK -цвета

  • Цветность в пространстве CIELAB при различных значениях яркости

  • Лекция 2_р. Название диапазона Длины волн, Частоты,


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеНазвание диапазона Длины волн, Частоты,
    АнкорЛекция 2_р.doc
    Дата12.07.2018
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция 2_р.doc
    ТипДокументы
    #21383




    Название диапазона

    Длины волн, λ

    Частоты, ν

    Источники

    Радиоволны

    Сверхдлинные

    более 10 км

    менее 30 кГц

    Атмосферные явления. Переменные токи в проводниках и электронных потоках (колебательные контуры).

    Длинные

    10 км — 1 км

    30 кГц — 300 кГц

    Средние

    1 км — 100 м

    300 кГц — 3 МГц

    Короткие

    100 м — 10 м

    3 МГц — 30 МГц

    Ультракороткие

    10 м — 1 мм

    30 МГц — 300 ГГц[4]

    Инфракрасное излучение

    1 мм — 780 нм

    300 ГГц — 429 ТГц

    Излучение молекул и атомов при тепловых и электрических воздействиях.

    Видимое (оптическое) излучение

    780—380 нм

    429 ТГц — 750 ТГц

    Ультрафиолетовое

    380 — 10 нм

    7,5×1014 Гц — 3×1016 Гц

    Излучение атомов под воздействием ускоренных электронов.

    Рентгеновские

    10 — 5×10−3 нм

    3×1016 — 6×1019 Гц

    Атомные процессы при воздействии ускоренных заряженных частиц.

    Гамма

    менее 5×10−3 нм

    более 6×1019 Гц

    Ядерные и космические процессы, радиоактивный распад.


    Лю́мен (обозначение: лм, lm) — единица измерения светового потока в СИ.

    Один люмен равен световому потоку, испускаемому точечным изотропным источником, c силой света, равной одной канделе, в телесный угол величиной в один стерадиан (1 лм = 1 кд × ср). Полный световой поток, создаваемый изотропным источником, с силой света одна кандела, равен 4π люменам.

    Световой поток типовых источников


    Тип

    Световой поток (люмен)

    лм/ватт

    Лампа накаливания 40 Вт

    415—460[1]

    10

    Лампа накаливания 60 Вт

    790—830[1]

    13

    Лампа накаливания 100 Вт

    1550—1630[1]

    15

    Газоразрядная лампа 35 Вт ("автомобильный ксенон")

    3000—3100

    93

    Светодиод Cree XP-G 1 Вт

    139-142[2]

    139-142

    Cветодиод P7 SSC 10 Вт

    около 700

    70

    Cветодиод CreeMC-E 10 Вт

    около 770

    77

    Люминесцентная лампа 40 Вт

    2480

    62

    Солнце

    3,8 × 1028[3]












    Законы Грассмана


    В середине прошлого века немецкий ученый Герман Грассман сформулировал три закона аддитивного синтеза цвета.

    Первый закон (трехмерности)


    Любой цвет однозначно выражается тремя, если они линейно независимы. Линейная независимость заключается в том, что ни один из этих трех цветов нельзя получить сложением двух остальных.

    Второй закон (непрерывности)


    При непрерывном изменении излучения цвет смеси также меняется непрерывно. Не существует такого цвета, к которому нельзя было бы подобрать бесконечно близкий.

    Третий закон (аддитивности)


    Цвет смеси излучений зависит только от их цвета, а не от спектрального состава. Следствием является аддитивность цветовых уравнений: если цвета смешиваемых излучений описаны цветовыми уравнениями, то цвет смеси выражается суммой цветовых уравнений.

    Схематическое изображение цветового куба RGB



    RGB – аддитивная модель. Каждую точку (цвет) C() внутри единичного куба можно представить взвешенной векторной суммой основных цветов, используя единичные векторы R, G и B:

    C() = (R, G, B) = R R + G G + B B,

    где параметры R, G и B принимают значения из диапазона [0, 1].
    Три функции подбора цветов для основных цветов RGB

    1
    .


    Цвета в окрестности 500 нм можно подобрать, только «вычитая» некоторую долю красного света из комбинации синего и зеленого.

    2
    .

    3. Для того, чтобы смешиванием компонент R, G и B получить белый цвет, яркости соответствующих источников не должны быть равны друг другу, а находиться в пропорции:


    LR : LG : LB = 1 : 4.5907 : 0.0601
    Монохроматические излучения: красный R (l=700 нм, легко выделяемый красным светофильтром из спектра лампы накаливания); зеленый G (l=546,1 нм - линия е в спектре ртутной лампы); синий В (l=435,8 нм - линия g в спектре ртутной лампы).


    Три функции выравнивания цветов для отображения спектральных частот

    из диапазона примерно от 400 до 700 нм


    В трехмерном пространстве цветов XYZ любой цвет C() представляется как

    C() = (X, Y, Z),

    где X, Y и Z вычисляются из функций подбора цвета (рис. 1.2):

    X = kvisible fX­­ () I() d;

    Y = kvisible fY () I() d;

    Z = kvisible fZ () I() d.

    Параметр k в этих формулах равен 683 люмен/ватт, где люмен – единица измерения излучения в единичный телесный угол для «стандартного» точечного источника света. Функция I() представляет спектральное излучение (избирательная интенсивность света в определенном направлении), а функция подбора цветов fY выбирается так, чтобы параметр Y был равен яркости этого цвета.

    Величины X, Y, Z удобно нормировать на сумму X + Y + Z, представляющую общую лучистую энергию. Тогда нормированные величины можно вычислить следующим образом:

    .

    Поскольку x + y + z = 1, любой цвет можно представить, используя только величины x и y. Кроме того, мы нормировали набор параметров на общую энергию, так что параметры x и y зависят теперь только от оттенка и чистоты, поэтому они часто называются координатами цветности. Однако сами по себе значения x и y не позволяют полностью описать все свойства цвета. Полное описание цвета обычно дается с помощью трех значений: x, y и светимости (яркости) Y. Оставшиеся величины МКО вычисляются как

    ,

    где z = 1 – xy. С помощью координат цветности (x, y) на двухмерной диаграмме можно представить все цвета.

    Формулы преобразования цветовых координат RGB в XYZ:

    X = 0,431 R + 0,342 G + 0,178 B;

    Y = 0,222 R + 0,707 G + 0,071 B;

    Z = 0,020 R + 0,130 G + 0,939 B.

    Формулы преобразования цветовых координат XYZ в RGB:

    R = 3,242 X – 1,538 Y – 0,499 Z;

    G = –0,970 X + 1,876 Y + 0,042 Z;

    B = 0,056 X – 0,204 Y + 1,057 Z.

    Е
    сли пиксель в модели
    RGB имеет чистый красный цвет (100% R, 0% G, 0% В), то в модели CMYK он должен иметь равные значения пурпурного и желтого цветов (0% С» 100% М, 100% Y, 0% К).

    Важно то, что вместо сплошных цветных областей про­грамма цветоделения создает растры из отдельных точек (рис. 2.8), причем эти точечные растры слегка повернуты друг относительно друга так, чтобы точки разных цветов не накладывались одна поверх другой, а располагались рядом.





    Рис. 2.В Точечные растры для четырехцветной печати


    CMYK-цвета

    Маленькие точки различных цветов, близко расположен­ные друг к другу, кажутся сливающимися вместе. Именно так наши глаза воспринимают результирующий цвет.

    В моделях RGB и CMYK различна природа получения цветов. Поэтому цвет, который мы видим на мониторе, до­статочно трудно точно повторить при печати. Обычно на эк­ране цвет выглядит несколько ярче по сравнению с тем же самым цветом, выведенным на печать.

    Цветовым охватом называется все множество цветов, ко­торые могут быть созданы в цветовой модели. Самый широ­кий цветовой охват — натуральный — включает все разли­чимые глазом цвета. По сравнению с ним цветовой охват RGB несколько меньше, а охват CMYK — еще меньше, чем RGB. На рис. 2.9 схематически показан весь видимый спектр цветов, а также цветовой охват RGB и CMYK.

    Важно понимать, что количество цветов, которое может быть воспроизведено при печати, намного меньше того, что может быть создано на экране монитора. Поэтому в некото­рых графических редакторах предусмотрены предупрежда­ющие указатели, появляющиеся в том случае, если цвет, со­зданный в модели RGB, выходит за рамки цветового охвата CMYK.
    Цветовая модель HSI, HSB и другие.

    Цветовая схема RGB идеально приспособлена для аппаратной реализации. Кроме того, она удачно согласована со зрительной системой человека в том смысле, что человеческий глаз восприимчив к красному, зеленому и синему – первичным основным цветам. К сожалению, система RGB плохо приспособлена для описания цветов таким образом, как это свойственно человеку.

    Глядя на окрашенный объект, человек описывает его с помощью цвета (цветового тона), насыщенности и светлоты /2/. Цветовой тон является характеристикой, которая описывает собственно цвет, тогда как насыщенность дает меру того, в какой степени некоторый чистый цвет разбавлен белым. Светлота является субъективной характеристикой, которая практически не подается измерению. Она соответствует понятию интенсивности (полутоновой яркости) в ахроматическом случае и является одним из ключевых параметров для описания цветового восприятия. Интенсивность – основная характеристика монохромных (полутоновых) изображений. Эта величина может быть измерена и легко поддается интерпретации. В модели, которая носит название цветовая модель HSI (Hue – цветовой тон, Saturation – насыщенность, Intensity – интенсивность), яркостная информация отделена от цветовой (рис. 1.4). В результате модель HSI представляет собой идеальное средство для построения алгоритмов обработки изображений, поскольку в ее основе лежит естественное и интуитивно близкое разрабатывающему алгоритмы человеку описание цвета.

    Цветовая модель HSI



    Рис. 1.4

    Hue — цветовой тон, (например, красный, зелёный или сине-голубой). Варьируется в пределах 0—360°, однако иногда приводится к диапазону 0—100 или 0—1.

    Saturation — насыщенность. Варьируется в пределах 0—100 или 0—1. Чем больше этот параметр, тем «чище» цвет, поэтому этот параметр иногда называют чистотой цвета. А чем ближе этот параметр к нулю, тем ближе цвет к нейтральному серому.

    Value (значение цвета) или Brightness — яркость. Также задаётся в пределах 0—100 и 0—1.

    Модель была создана Элви Реем Смитом, одним из основателей Pixar, в 1978 году.
    Пусть RGB-координаты нормированы так, что их значения лежат в диапазоне [0, 1], HSI-координаты – так, что H  [0, 360], S  [0, 1], I  [0, 1]. Тогда формулы преобразования цветов из RGB в систему HSI имеют следующий вид:



    где ;

    ;

    .

    Для преобразования цветов из HSI в RGB в зависимости от значения H необходимо использовать различные формулы:

    Если H  [0, 120),

    B = I (1 – S);

    ;

    G = 3I – (R + B).

    Если H  [120, 240),

    H = H – 120;

    R = I (1 – S);

    ;

    B = 3I – (R + G).

    Если H  [240, 360],

    H = H – 240;

    G = I (1 – S);

    ;

    R = 3I – (G + B).
    Цветность в пространстве CIELAB при различных значениях яркости

    а) б)

    а – L* = 25%;

    б – L* = 75%

    Рис. 1.5

    Цветовые координаты в модели CIELAB задаются следующими выражениями:

    ;

    ;

    ,

    где

    а величины XW, YW, ZW представляют собой координаты опорного белого цвета. В качестве такового обычно используется белый свет, отраженный идеальной диффузной поверхностью, освещенной источником D65 стандарта МКО (на диаграмме цветностей МКО ему соответствуют координаты цветности x = 0,3127 и y = 0,3290).

    Формулы преобразования значений CIELAB в XYZ:







    где , , , .



    написать администратору сайта