ГАРМОНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Название Гармония является одной из ключевых дисциплин в программе подготовки музыковеда в вузе
Скачать 16.55 Kb.
|
НАЗВАНИЕ «Гармония» является одной из ключевых дисциплин в программе подготовки музыковеда в вузе. В последние десятилетия в преподавании этого предмета появилась относительно новая тенденция: историко-стилевой подход. Впрочем, элементы историзации, как отмечает Григорий Лыжов, появились еще 100 лет тому назад сначала в науке, а затем (как следствие) и в преподавании самой учебной дисциплины. Он указывает на «Подвижной контрапункт строгого письма» Сергея Танеева (1909) как главный труд: последний пишет об исторической переменчивости тональности и композиции. Среди монографических изданий, для которых характерна историко-стилевая тенденция, одна из первых – «Гармония Глинки» Виктора Беркова (1948). Его воспитанником стал еще один выдающийся музыковед – Марк Этингер, написавший две крупные работы: «Гармония И.С. Баха» (1963) и «Раннеклассическая гармония» (1979) [см. Лыжов]. Одно из первых же учебных пособий, содержащих исторические сведения о развитии гармонии, содержатся в последнем разделе «Очерки исторического развития гармонии» в «Лекциях по курсу гармонии» Игоря Способина [см. Лейе]. Огромный вклад в научном осмыслении гармонии как исторического эволюционного явления сделан Ю.Н. Холоповым. Начиная с 1960-х, один за другим появляются труды выдающегося ученого. Его важнейшие разработки в этой области были положены в основу ныне авторитетных учебников «Гармония. Теоретический курс» и «Гармония. Практический курс» [Холопов]. Из современных ученых, активно занимающихся темой исторической эволюции гармонии, необходимо указать Л. Дьячкову, которая выпустила интереснейшее учебное пособие «Гармония в западноевропейкой музыке (X– начало XX века). В предисловии автор подчеркивает: «Изучение гармонии во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций помогает понять, что гармонические категории своими корнями уходят к истокам органических и генетических структур живой музыкальной материи» [Дьячкова, 3]. Опираясь на новые исследования в области гармонии, можно предложить включение историко-стилевого подхода в курс гармонии для музыковедов в Казахском национальном университете искусств: Тематический план Введение в предмет. Цели и задачи курса. Историко-стилевой подход в изучении гармонии. Этимология слова «гармония» Формы работы. ых элементов еобходимо включать историко-стилевой подход Курс гармонии для студентов специальности «Музыковедение» в Казахском национальном университете искусств также включает элементы историко-стилевого подхода Лейе, Татьяна Евгеньевна. Историко-стилевой курс гармонии на исполнительском факультете [Текст] / Т. Е. Лейе // Совершенствование музыкально-теоретического образования в высшей школе [Текст] : [сборник трудов; выпуск 137] / РАМ имени Гнесиных ; сост. Н. С. Гуляницкая, Т. Е. Лейе. – М. : РАМ им. Гнесиных, 1997. – С.80-105. Вишневская Холопов Дьячкова Лейе Способин «Гармония» – одна из ключевых дисциплин музыкально-теоретического цикла. Изучение предмета создаёт основу для профессионального восприятия и анализа музыки. Касаясь широкого спектра музыкальных явлений, курс обогащает кругозор, а также способствует выработке у студента конкретных практических навыков. 2. Пререквизиты: изучение предмета «Гармония» невозможно без знаний, приобретённых в курсе «Элементарная теория музыки», «Гармонии», «Анализа музыкальных произведений» музыкального колледжа. |