Автор
| Название метода
| Сущность
|
Ю. К. Бабанский
| Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
| словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.) практические (упражнения, лабораторные работы, практические работы и др.) индукция и дедукция (логические аспекты) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
|
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
| познавательные игры учебные дискуссии создание ситуаций успеха в учении разъяснение поощрение и порицание ученика
|
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
| методы устного контроля и самоконтроля в обучении методы письменного контроля лабораторный контроль машинный контроль самоконтроль
Целостный подход к методам обучения. Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая ни одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.
|
И. Г. Минералова
| Методология анализа художественного произведения
| 1. «Традиционные» инструменты анализа внешних связей художественного текста: социологический, историко-культурный, сравнительный, биографический и творческо-генетический подходы. 2. «Новые» инструменты анализа внутренних связей художественного текста (структурный, семиотический, стилистический анализы, микроанализ, «внимательное чтение»). 3. Инструменты анализа социального функционирования текста (изучение критической литературы о произведении, конкретно-социологический анализ читательской аудитории). В работе над произведением всегда рассматривается и исследуемая автором жизнь, и элементы художественной формы, выражающие данное содержание, и личность автора, авторская художественная концепция.
|
М. А. Данилов, Б П. Есипов
| Методы сообщения новых знаний
| По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения
|
Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике
|
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
|
М. И. Махмутов
|
Методы преподавания
|
информационно – сообщающий Объяснительный инструктивно – практический объяснительно – побуждающий побуждающий
|
Методы учения
| исполнительный, репродуктивный продуктивно – практический частично – поисковый поисковый
(Сочетание способов деятельности преподавателя и обучающегося)
|
Б. М. Неменский
| Принцип освоения вживанием Метод поэтапных открытий
| Четкое выполнение всех заданий воспитателя, неповторимость их. Постепенное, неспешное, медленное «втягивание» детей в тему занятия, игры, действия в раскрытие ее основных граней через переживание, эмоциональное заражение. Используем театральное действие, музыку, картину, художественное слово. В подготовительных группах можно вести «словарь настроения» - каждое занятие – новое слово-настроение.
|
Метод единства восприятия и созидания в каждом действии
| Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему занятия или игры в целости всех видов деятельности: смотря зрительный ряд, слушая стихи, прозу, песню, музыку и выполняя практическую работу – и все на одну тему. Цель здесь – единство осознания и эмоционального переживания; единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство.
|
Метод широких ассоциаций
| возможность и необходимость творческой интерпретации содержания. Любое восприятие искусства ребенком включает в себя интерпретацию. Это всегда произведение + воспринимающий. Иное – не реально. Если ребенок ассоциативно «достраивает» сказку или расширяет рассказ по картине шире изображаемого, нужно приветствовать это, а не пресекать, тактично, терпеливо и умно растить росточки творческих личностных связей с искусством через фантазии, воображение. Надо тонко и точно направлять эту интерпретацию. Чаще всего сходства предметов и явлений, совсем не похожих на первый взгляд, улавливают художники и дети. Их роднит ассоциативность мышления – способность видеть связи и исходные черты в вещах и явлениях, как будто несопоставимых.
|
Принцип постоянства связи с жизнью
Метод привлечения
| в беседах с детьми, во время организации совместной игровой деятельности личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей и воспитателей – актуализация и активизация этого опыта для освоения темы беседы, игровой деятельности.
|
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности
| Этот метод выражен в форме «домашних заданий», коллективных творческих заданий во время занятий в группе. Детям интереснее работать над творческим заданием с продолжением. Так вырабатывается эстетическое отношение к действительности и самому себе, своим способностям и возможностям. Эстетическое отношение к миру – это такое отношение, при котором повседневный жизненный опыт может стать источником художественно-эстетических замыслов, это отношение, которое лежит в основе искусства и художественного творчества. Это отношение, направленное на гармонизацию мира и себя в мире.
|
Метод отчетных занятий перед родителями и всеми желающими
| Будет лучше, если такие встречи-отчеты будут проводить сами дети (особенно в старших группах). Это может быть встреча-представление, встреча-путешествие, встреча-сказка, театральная постановка, устный журнал и т.д. Здесь дети демонстрируют то, что они умеют, чему научились за определенный отрезок времени
|
И.Я. Лернер, Л.С. Выготский
| Метода творческих заданий
| Развитие собственной творческой активности ребенка, которая будет способствовать успешному осуществлению любой другой его деятельности «Создание нового, не такого как раньше» (нарисуйте больше елочек, не похожих на мою) Творческое задание можно усложнить (изображение простых предметов в разных эмоциональных состояниях; увеличения образцов, предлагаемых детям; выполнение задания разными способами (разным цветом, разными изобразительными материалами)
Итог: преодоление у ребенка стереотипа по отношению к другим и к себе; получение положительных эмоций
|
В.С. Кузин
| Методика преподавания изо
| Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
|
Н. Н. Ростовцев
| Метод обучения рисованию в России
| Для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке ученики рисовали главным образом пером, так как работа им требует особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился главным образом на копировании образцов. Самостоятельного значения рисунок еще не имел, ему отводилась лишь роль иллюстрации.
|
Методика преподавания изобразительного искусства в школе
| Знание истории методов преподавания способствует выработке более целостного взгляда на свой предмет. История методов преподавания, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать современные задачи. Основные цели ее - привести в систему разрозненный материал, вдохновить читателя на поиски нового материала, приобщить к серьезному изучению данного вопроса, — будет ли эта работа вестись самостоятельно или в научно-студенческом обществе. Задача автора состояла также и в том, чтобы указать направление и пути, по которым могла бы идти эта работа. Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.
|