Главная страница
Навигация по странице:

  • Приём 24. Название: «Фишбоун» (рыбный скелет)

  • Приём 24. Название: "Толстый и тонкий вопрос»

  • Приём 25 Название: Приём "" “Добавь следующее”""

  • Приём 26. Название: Хорошо-плохо

  • Приём 27 Название: Приём "" “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека”""

  • Приём 28 Название: Приём "Вершина".

  • Приём 29 Название: Приём "Ромб ассоциаций".

  • Приём 30 Название: Приём "Рецепт приготовления героя (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.)".

  • Приём 31 Название: Приём "Скульптура чувств.".

  • Приём 32 Название: Приём "Телеграмма.".

  • Приём 33 Название: Приём "Письменное высказывание.".

  • Приём 34 Название: Приём "Искусанного кусают все.".

  • Приём 36 Название: Приём "Шкатулка

  • Приём 37 Название: Приём "Шкатулка.".

  • Приём 38 Название: Приём "Описание с закрытыми глазами.".

  • Приём 39 Название: Приём "Мое личное место.".

  • Приём 40 Название: Приём "Предмет как проблема.".

  • Приём 41 Название: Приём "Построчный анализ стихотворения..".

  • Приём 42 Название: Приём "Мимическая гимнастика.".

  • Приём 43. Название: Отсроченная отгадка

  • Приём 44. Название: Своя опора

  • 111 методы и приемы на уроках. Название Приём "Данетка"


    Скачать 98.35 Kb.
    НазваниеНазвание Приём "Данетка"
    Дата08.12.2022
    Размер98.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла111 методы и приемы на уроках.docx
    ТипДокументы
    #835365
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Приём 23.

    Название: ИДЕАЛ"
    Описание: это стратегия технологии развития критического мышления.
    Стратегия позволяет формировать:

    умения определять проблему;

    умение находить и формулировать пути решения проблемы;

    умение выбирать сильное решение.
    Пример.

    Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
    Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способыи пути решения стоящей проблемы.
    Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
    А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильно ерешение проблемы.
    Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
    Приём 24.

    Название: «Фишбоун» (рыбный скелет)
    Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
    Пример.

    Русский язык:

    голова- Орфограммы-гласные буквы

    верхние косточки- проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

    нижние косточки- морфема, правило

    хвост- знать условия выбора буквы.
    Приём 24.

    Название: "Толстый и тонкий вопрос»
    Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.
    Стратегия позволяет формировать:

    умение формулировать вопросы;

    умение соотносить понятия.
    Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
    Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
    После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
    Пример.

    По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
    Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
    Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?
    Приём 25

    Название: Приём "" “Добавь следующее”""
    Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников.Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
    Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.
    Приём 26.

    Название: Хорошо-плохо
    Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
    Формирует:

    умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

    умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

    умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
    Вариант 1
    Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2
    Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
    Вариант 3
    Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
    Вариант 4
    Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
    Пример1.
    Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
    У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

    Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

    У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

    Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

    У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

    Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

    Пример 2.
    Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
    Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

    Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

    Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

    Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...

    и т.д.
    Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.
    У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.

    Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.

    Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.

    У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.

    Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. Д
    Приём 27

    Название: Приём "" “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека”""
    Описание: прием для учащихся начальных классов, ценнен тем, что связан с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов: Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.
    Ведь представьте-ка вы сами: Ест он фрукты с овощами. 10 килограммов он Вносит за день в рацион. Что ж при этом он съедает? Кто ж из вас скорей узнает?
    Пример. на плакате изображены фрукты и овощи. под каждым рисунком пример на сложение и вычитание. Задача детей: решить примеры так, чтоб сумма ответов составила определенное число. Например, сегодня меню для Робин-Бобин- Барабека составит 15 баллов.
    Приём 28

    Название: Приём "Вершина".
    Описание: приём актуализации субъективного опыта. На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа.
    Пример. Урок литературы. Л.Н. Толстой «Война и мир» или произведения Достоевского. Если позволяет эмоциональный настрой класса и психологические особенности детей этого класса, можно попросить отметить свое положение на скале относительно героя.
    Приём 29

    Название: Приём "Ромб ассоциаций".
    Описание: приём актуализации субъективного опыта. Применяется при анализе стихотворения, текста, эпизода на основе ассоциаций Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.
    Пример. Урок литературы. Этот прием удобно применять при подготовке к ЕГЭ заданию части С для выявления собственной позиции по проблеме.
    Приём 30

    Название: Приём "Рецепт приготовления героя (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.)".
    Описание: приём актуализации субъективного опыта. Составляется список ингредиентов. Ими могут стать, например, черты портретной характеристики, черты характера героя и т.д. Затем пишется способ приготовления.
    Пример. Урок литературы. Например, для героя романа И. А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова способ приготовления может включать в себя следующие действия: одеть в старый замаслены халат, положить на старый диван и т.д. Можно написать рецепт приготовления самого себя, если это вписывается в замысел урока.

    Приём 31

    Название: Приём "Скульптура чувств.".
    Описание: приём актуализации субъективного опыта.Построить живую скульптуру на заданную тему.
    Пример. Cкульптуру чувства собственного достоинства. Можно разделить класс на группы и сравнить скульптуры человека с чувством собственного достоинства и без него, а затем поделиться впечатлениями.
    Приём 32

    Название: Приём "Телеграмма.".
    Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
    'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

    Приём 33

    Название: Приём "Письменное высказывание.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика.
    'Пример. Урок литературы. После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.
    Приём 34

    Название: Приём "Искусанного кусают все.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта. По каждому ряду пустить мягкую игрушку (дети обычно очень трепетно относятся к мягким игрушкам, даже в старших классах) и попросить каждому ущипнуть ее как можно сильнее. Затем идет обсуждение того, как каждый чувствовал себя в роли кусающего? А как, по-вашему, чувствует себя жертва?
    'Пример. Урок литературы по изучению рассказа Железнякова «Чучело» (комплекс «Вокруг тебя – Мир…»).

    Приём 35
    Название: Приём "Встреча с героем.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.
    'Пример. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?
    Сетевая площадка: МОУ СОШ № 3 г.о.Спасск-Дальний Приморского края.
    Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[20]Российский общественный портал."

    Приём 36

    Название: Приём "Шкатулка.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.
    'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
    Приём 37

    Название: Приём "Шкатулка.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.
    'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
    Приём 38

    Название: Приём "Описание с закрытыми глазами.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает следующую инструкцию : закройте глаза и представьте свою комнату. Какие предметы вы видите в ней? Какого они цвета? Что находится на столе? Почему именно так, а не иначе ты расположил вещи на полке? Можно ли что-то убрать? Важно ли для тебя то, что находится в твоей комнате? и т.д. Затем провести аналогии с художественным произведением
    'Пример.Часто мы пытаемся обратить внимание детей на какую-то художественную деталь текста, чтобы вывести на понимание характера героя или символичного авторского знака. Чтобы ученикам было понятнее, зачем, например, обращать внимание на предметы в комнате Евгения Онегина или почему у гоголевской Коробочки обои «в куриную лапочку.

    Приём 39

    Название: Приём "Мое личное место.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает ученику занять место, которое ему нравится, может быть, ближе к кому-то, или, наоборот, подальше. Если ренок вдруг понял, что место чем-то его не устраивает, разрешается перейти на другое. Когда ученик нашёл «свое» место, можно провести аналогию с жизнью и с изучаемым произведением («Твое место там, где ты сейчас находишься. Почувствуй «почву» под ногами. Точно так же в поисках своего места человек идет по жизни и т.д.)
    'Пример. Данный прием можно использовать при изучении произведений, где главный герой мечется в поисках смысла жизни, своего места в этой жизни.
    Приём 40

    Название: Приём "Предмет как проблема.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Учитель предлагает представить проблему произведения, урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, перешагнуть, выбросить, не обращать внимания и т.д. А есть ли возможность выхода из ситуации у нашего героя? На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации? Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения…
    'Пример. До изучения повести «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого задается вопрос: представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Обратимся к повести и посмотрим, как ведут себя герои повести.
    Приём 41

    Название: Приём "Построчный анализ стихотворения..".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Стихотворение читается не сразу, а постепенно, построчно. Данный прием учит детей предугадывать развитие ситуации, развивает интуицию.
    'Пример. Построчного анализа и ассоциаций для стихотворения Н.А. Некрасова «Сеятелям». Предлагается записать слово сеятель и свой ассоциативный ряд к нему, объявляя только название стихотворения. Вспоминая характерные черты поэзии Некрасова, дети выстраивают примерно такой ряд: сеет зерно, пшеницу, овес, рожь; крестьянин; поле; семена; земля. Открыть первую строчку и сделать то же самое, но уже относительно содержания первой строки: Сеятель знанья на ниву народную. Появляются такие ассоциации: мудрец, учитель на селе, крупица знаний, просвещение, несет знания в народ. И так далее.
    Приём 42

    Название: Приём "Мимическая гимнастика.".
    Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы.Детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.
    'Пример. Старшеклассницы с удовольствием так демонстрируют своё отношению к Печорину ( "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов)
    Приём 43.

    Название: Отсроченная отгадка
    Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
    Формирует:

    умение анализировать и сопоставлять факты;

    умение определять противоречие;

    умение находить решение имеющимися ресурсами.
    1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
    Пример.
    Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?
    Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».
    Приём 44.

    Название: Своя опора
    Описание: универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев.
    Формирует:

    умение выделять главную мысль;

    умение устанавливать связи между объектами;

    умение представлять информацию в «свернутом виде».
    Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
    Пример.

    Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта