Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть Основные объекты православных мест в Железногорске и Железногорском районе

  • Цель: - познакомиться с историей православных святынь Железногорского района Курской области;- приобщиться к духовно-культурным традициям ЦерквиЗадачи

  • Храм всех святых, в земле Российской просиявших

  • Храм Николая Чудотворца сл. Михайловка

  • Храм священно мученицы Параскевы Пятницы , с. Погорельцево

  • Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Андросово

  • Святой источник Георгия Победоносца село Поповкино.

  • П риложение

  • Храм Николая Чудотворца слобода Михайловка

  • Храм Казанской иконы Божией Матери с. Андросово

  • правосл святыни экскурсия. Название работы Экскурсионный маршрут по православным святыням Железногорского района Курской области


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеНазвание работы Экскурсионный маршрут по православным святыням Железногорского района Курской области
    Дата27.02.2023
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаправосл святыни экскурсия.docx
    ТипРеферат
    #958831


    Название работы:

    «Экскурсионный маршрут по православным святыням Железногорского района Курской области».

    Содержание

    Содержание ……………………………………………………………………..2

    Введение ………………………………………………………………………...3

    Основная часть

    Основные объекты православных мест в Железногорске и Железногорском районе ……………………………………………………………………………5

    Храм всех святых, в земле Российской просиявших …………………………7

    Храм Николая Чудотворца ……………………………………………………..9

    Храм священномученицы Параскевы Пятницы ……………………………..12

    Храм Казанской иконы Божией Матери ………………………………………13

    Святой источник Георгия Победоносца ………………………………………14

    Заключение ………………………………………………………………………17

    Список литературы ……………………………………………………………...19

    Приложение …………………………………………………………………….. 20

    Введение




    « Любовь к родному краю,

    знание его истории – основа,

    на которой только и может

    осуществляться рост духовной

    культуры  всего общества»

    Д.С. Лихачев
    Святая Русь, нам Богом данная,
    Моё великое Отечество!
    Стоит загадочная, странная.

    На перекрестье человечества.

    В мире очень много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями.

    Россия представляет собой страну, где преобладает население, исповедующее православие. Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа.

    Православие является традиционной религией на русской земле с 988 г. Это означает, что оно формирует мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни.

    Православная Церковь объединяет народ в будни и праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения.

    Меня заинтересовала номинация «Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению», а именно, тема создания туристического маршрута по культурно-историческим и святым местам региона, в данном случае – Железногорского района Курской области.

    Основная часть

    Основные объекты православных мест в Железногорске и Железногорском районе
    Курский край, расположенный в самом центре России, всегда занимал в истории страны особое место. Это связано как с его специфическим географическим и экономическим положением, так и с особенностями народной культуры, традициями духовной жизни.

    Соборы, храмы, монастыри, созданные пожертвованиями, трудом народа, являются гордостью Курского края. Храм – это место, куда человек может прийти в любой время, зная, что не будет, отвергнут, место, где с молитвой и истинной верой можно решить любую проблему, место, где ты чувствуешь себя в полной безопасности, едва взглянув на огонек свечи, место, где доброта, свет и любовь всегда с нами.

    Разработанный маршрут представляет собой тематическую экскурсию по православным местам  Железногорского района Курской области.

    Актуальность туристического маршрута, обусловлена тем, что религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, культовые музеи и духовные центры – это туристические объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом. В наше время Церковь начинает свою «вторую» жизнь, восстанавливаются разрушенные храмы — обители духовной жизни на земле.

    Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы.

    Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

    Цель:

    - познакомиться с историей православных святынь Железногорского района Курской области;

    - приобщиться к духовно-культурным традициям Церкви

    Задачи:

    - изучить историю возникновения святых мест на территории района;

    - создать новый экскурсионный маршрут по православным местам Железногорского района Курской области, ориентированный на знакомство с традициями и православной культурой.

    - совершить паломническую экскурсию с одноклассниками по православным святыням нашего района (по возможности).

    Путешествие к святым местам - это важная часть православного образа жизни.

    Основные объекты православных мест в Железногорске и Железногорском районе:

    1. Храм всех святых в русской земле воссиявших

    2. Храм Николая Чудотворца сл. Михайловка

    3. Храм священномученицы Параскевы Пятницы, с. Погорельцево

    4. Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Андросово

    5. Святой источник Георгия Победоносца, с. Поповкино

    Данная экскурсия начинается в г. Железногорск от храма Всех святых, в Российской Земле просиявших, путь следования проходит Железногорскому району Курской области: п. Студенок, с. Андросово, сл. Михайловка, с. Погорельцево, с. Поповкино и заканчивается приездом в г. Железногорск

    Возможно проведение виртуальной экскурсии, – продолжительность которой составит 45 минут.

     Предпочтительное время года для проведения экскурсии – весенне-летне-осенний период. 

    Храм всех святых, в земле Российской просиявших

    Н аш город, основанный в 1957 году, строился комсомольцами. Атеистически настроенные молодые люди веровали в идеалы партии. Можно сказать, что в городе были сильны традиции неприятия православной веры. До 1990 года в Железногорске не было ни одного православного храма. Первый православный приход основан в 1989 году. 25 января 1990 года по благословению правящего архиерея, архиепископа Иувеналия, зарегистрирована православная община и заложен храм в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

    Храм строился семь лет на пожертвования прихожан. Первым настоятелем и руководителем храма стал иерей Сергий Фролов. С 1994 года он — благочинный Железногорского округа Курской епархии. Пока строился храм, отцу Сергию пришлось проводить богослужения в строительном вагончике. В 2000 году отец Сергий уехал на Украину, 7 апреля 2008 года по благословению архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея принял постриг в мантию с именем Нектарий в честь святителя Нектария (принял монашество). Сейчас он епископ Дубновский, викарий Ровенской епарихии.

    Во Всехсвятском храме сейчас трудятся шесть священников и два диакона, настоятель храма — благочинный Алексей Калашников.

    Двухэтажное здание храма построено из стандартных панелей многоэтажных домов и металлоконструкций. Колокольня сооружена из кирпича.

    Главный придел храма освящен в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Престольный праздник храма отмечается через две недели после Троицы. На первом этаже храма расположены придел в честь Почаевской иконы Божией Матери, в котором ведется вседневная служба, и придел в честь Андрея Первозванного, где совершается таинство крещения. Почаевская икона Божией Матери — наиболее чтимая святыня русской церкви, известная всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. У этой иконы должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Святой апостол Андрей Первозванный — первый из апостолов, кто последовал за Христом. Принял мученическую кончину на кресте, который с тех пор называется Андреевским крестом.

    При Всесвятском храме действует воскресная православная школы, которую посещают несколько детских групп, различных по возрасту. Еженедельно проходят занятия для взрослых прихожан. Есть библиотека.

    На территории храма похоронен схимник-иеромонах Филарет. По представлению отца Сергия в ограде храма похоронен житель города, принявший активное участие в строительстве. Здесь нашел упокоение железногорец Геннадий Вехлов, благотворитель и меценат.

    С тех пор, как храм построен, богослужения здесь проводятся ежедневно. По воскресным и праздничным дням служатся две Божественные литургии.

    Вблизи храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, расположена древняя святыня — источник святителя Тихона Амафунтского. На этом месте более 400 лет назад явилась чудотворная икона святителя Тихона. В 2001 году силами Всесвятского прихода и городской администрации источник благоустроили. Ежегодно совершается крестный ход от Всехсвятского храма до источника святителя Тихона.

    Каждый день я слышу колокольный перезвон, потому что мой дом расположен рядом с этим храмом. Часто мы с мамой приходим в храм на службы.

    Храм Николая Чудотворца сл. Михайловка

    Д остоверных сведений о Никольской церкви в Михайловке сохранилось очень мало. Первые упоминания, в сохранившихся архивах Михайловского краеведческого музея, относятся к 1901 году. « К церкви Архангела Михаила приписана на основании указа Донской духовной консистории от 18 июня 1901 года Николаевская (Никольская) церковь слободы Михайловки. Церковь эта построена на средства прихожан и освящена 13 ноября 1900 года. Она каменная с такою же колокольнею и караулкой, покрыта листовым железом, крепка и по числу прихожан поместительна. Ограда вокруг ее каменная с деревянною решеткой. Служба при ней совершается священнослужителями Архангельской церкви ». С 22 сентября 1902 года при Николаевской церкви была открыта церковно- приходская женская школа.




         А на дворе был уже ХХ век, который ознаменовался настоящим хаосом. Революции и войны породили много невинных жертв. Больше всего в этом  вертепе досталось церкви, ее обвиняли во всех грехах, громили при всех компаниях. Советская власть инициировала настоящее гонение на церковь, храмы разрушали, священников расстреливали или ссылали в лагеря. Эти события не обошли и Михайловку. В 1919 году был расстрелен настоятель Архангельской церкви Феоктист Лебедев, а вскоре был разрушен и сам храм.

         Но Никольская церковь по-прежнему действовала. В народе ее называли белой, так как она была сложена из белого кирпича. Справедливости ради следует заметить, что о Николаевской церкви знают даже не все старожилы. Основная причина в том, что храм простоял не более 40 лет. Удалось установить, что в 1926 году церковь еще действовала, в ней совершалось венчание. Но в 1934 году церковь уже использовали как зернохранилище.

        В 1939 году в Михайловке открылась новая школа № 2, заканчивалось строительство педучилища. При возведении этих объектов использовались материалы к тому времени уже закрытой бесхозной церкви. А когда учебные заведения начали функционировать, нельзя было оставлять  обезображенный храм на глазах учащихся. Храм разобрали до основания и сравняли с землей.

        Начавшаяся Отечественная война внесла свои коррективы в богоборческую политику советских властей. Катастрофический для страны ход боевых действий заставила Сталина мобилизовать для обороны все национальные ресурсы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. В эти годы лихолетья и был открыт, по разрешению властей, молитвенный дом  святителя Николая Чудотворца на улице Народной. Известно, что с 1944 года до конца своих дней, в этом молитвенном доме служил священник Иван Николаевич Евдокимов. Церквей тогда уже ни одной не было. В течении 70 лет прошлого века небольшой молельный дом являлся единственным местом богослужения в городе.

    Шли годы, менялось отношение властей к Церкви, усиливалась потребность людей слышать Слово Божие, прибегнуть к Таинствам Церкви. Поэтому в 1985 году было дано разрешение построить новый просторный кирпичный храм. И в 1986 году под руководством иерея Виктора Федорова началось строительство церкви.

     В 1996 году при храме святителя Николая Мир Ликийского основана воскресная школа «Святой блаженной Ксении Петербургской». Школа создана на основе традиций отечественного православного обучения. В школе трехлетнее обучение. Ребятишки изучают закон Божий, церковно-славянский язык, историю православной культуры, историю родного края, декоративно-прикладное искусство. С 2000 года при стал действовать детский сад «Зернышко», где детишки с малых лет познают мир как Божие творение. Детский садик работает во время воскресных и праздничных Богослужений. Родители оставляют своих детей на попечение православных воспитателей.

      С 2009 года настоятелем прихода был назначен иерей Алексий Шамов. Отец Алексий энергично взялся за благоукрашение и ремонт уже довольно обветшавшего храма. Были проведены большие работы по замене электропроводки в храме, ремонта алтаря и других помещений. Но главная работа была еще впереди — замена обветшавших куполов. Это требовало очень больших финансовых затрат. Но с Божией помощью и эта проблема стала решаться. Уже в 2012 году был освящен и установлен главный купол.

    Храм священно мученицы Параскевы Пятницы,

    с. Погорельцево



    Храм Свято́й Великому́ченицы Параске́вы Пя́тницы — православный храм Железногорской епархии. Расположен в центре села Погорельцево Железногорского района Курской области.

    Приход церкви Параскевы Пятницы существовал с конца XVI века. Согласно Писцовым книгам 1628 года однодворцы Беседины и Локтионовы владели частью земель близ Погорельцево, а другая часть земли принадлежала самой церкви. Церковь была деревянной, много раз перестраивалась. Последняя деревянная церковь в селе Погорельцево, состоящая из одного престола, была построена в 1842 году.

    К началу XX века приход церкви увеличился настолько, что потребовалось сооружение нового большого храма. Приход Пятницкой церкви в то время был самым большим в Дмитриевском уезде. Сюда приходили молиться из соседних деревень — Мокрыжа, Снецкого, Воропаева. При храме находилась приходская школа.

    В 1903 году началось строительство существующей ныне каменной церкви. Строили по образу храма Архангела Михаила села Глебово Фатежского уезда, архитектором которого был Николай Михайлович Грушевский. Строительство велось исключительно на народные деньги. В 1914 году храм был окончательно достроен и освящён в десятую пятницу после Пасхи. Однако действовал он недолго. Храм был закрыт в сентябре 1929 года и отдан под склад для зерна и удобрений. Последнего священника арестовали и отправили в лагерь. В 1945 году храм разрешили открыть вновь, однако к тому времени он уже потерял свой облик. В 1963 году храм был закрыт опять «по неимению священника».

    В 1992 году был воссоздан приход, началось восстановление церкви, которое продолжается до сих пор.

    Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Андросово

    Х рам был построен в 1851г. деревянный в честь Успения Божией Матери (со слов прихожан), настоятелем был священник Александр Косов, у которого рос сын Георгий Косов в последствии в 2000г. канонизирован, в настоящий момент в храме находится икона с частицей мощей Георгия Косова. Количество прихожан составляло 1800-2000, из них мужчин-500, женщин-1300-1500. В 1897г. был построен на месте деревянного храма кирпичный и назван в честь иконы Божией Матери Казанская (в д.Хлынино в 4км. от храма находится источник в честь Казанской Божией Матери. Колокольня построена в 1903г. В предвоенное время в храме настоятелем был священник Николай (фамилия неизвестна). В послевоенное время богослужения проводил священник Горбулин, после его смерти храм был закрыт, а здание храма использовалось как овощехранилище. В апреле 1993г. храм вновь стал действующим, с этого момента и по сей день настоятель священник Михаил Ашурков.

    Святой источник Георгия Победоносца село Поповкино.

    С вятой источник малоизвестен  даже землякам, хотя по святости не менее значим, чем знаменитая на всю Россию Коренная Пустынь.

    Это источник Георгия Победоносца. Согласно летописи, он появился в 17 веке на избранном Богом месте в момент чудесного явления иконы великомученика Георгия. Люди по сей день получают душевные и телесные исцеления от святой воды.

    Антонина Власова, уроженка села Поповкино, сегодня жительница Железногорска, рассказывает: «Основатели нашего села – монахи. Их поразили дивные по красоте места, но больше всего впечатлило озеро в форме креста. Впоследствии его назвали Крестовым. Этим озером сам Господь указал первым поселенцам место нового жительства. Вначале село назвали Поповакиновия (киновия с греческого – монастырь), потом сюда стали съезжаться миряне, и сразу началось строительство огромного, рассчитанного на 1000 человек храма великомученика Георгия Победоносца. В 1670 году по завершении строительства в трёх километрах, возле Крестового озера, была обретена икона, возле которой забил источник. Говорят, все обретённые иконы нерукотворны, на землю их приносят ангелы».

    По свидетельствам, передаваемым из поколения в поколение, явленная чудным образом икона была перенесена в храм, но три раза возвращалась на место обретения, пока на источнике не началось строительство часовни. Так Господь явил свое благословение первопоселенцам.

    По словам Антонины Андреевны - село непростое. Оно не принадлежало барину, как другие, главным в селе был священнослужитель. Он разрешал все спорные вопросы. Народ тогда был очень верующий, на праздники всем селом в храм ходили, исповедовались и причащались». Вскоре село стало большим и зажиточным, но главное, Поповкино превратилось в центр духовной жизни для курян и жителей близлежащих областей. 

    На Святом колодце священник с хором певчих совершал молебствие и освящал в колодце воду, а после каждый присутствовавший набирал воду. Принимали от всех болезней и исцелялись, если принимали с верой…»

    В 1929 году батюшка, служивший в храме, был арестован, сослан в ссылку и расстрелян. Где находится его могила, никто не знает. Теперь он священномученик. Именно с того момента в селе начались запущения и беды. Когда – то большое и богатое село Поповкино стало бедным и малочисленным.

    В годы Великой Отечественной фашисты превратили красивый деревянный храм Георгия Победоносца в тюрьму, где держали партизан и пленных русских солдат.

    Когда наши войска наступали, немцы, убегая, уничтожали всё. Заперев в храме пленных русских партизан и жителей села, они подожгли его.

    В 70-е годы прошлого века святой источник с его необыкновенной целительной водой был затоплен, а на его месте соорудили водохранилище. Лишь совсем недавно воду спустили и источник освободился. Люди его возродили и благоустроили. Ведь это не только святая, экологически чистая вода, но и священная память. Нельзя губить то, что благостно душе, что несет исцеление и надежду.

    Много лет Антонина Андреевна писала в разные инстанции, просила возродить Святой колодец. Даже президенту и премьеру запросы отправляла. Сегодня источник восстановлен. Антонине Андреевне удалось собрать деньги на восстановление часовни и купели. И теперь на трассе Киев-Москва уже стоит указатель на село Поповкино, чтобы все жаждущие исцелений могли найти Святой колодец великомученика Георгия Победоносца.

    Заключение

    Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения.

    Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.

    Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

    В настоящее время экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.), форма и метод приобретения знаний.

    Большие возможности для организации экскурсий сложились в соборах России, имеющих долгую историю существования.

    Приведенные православные святыни являются основой для разработки экскурсий, имеющих любую из названных ранее целей.

    Все мы православные люди. Все мы верим в нашего Бога и молимся ему. Мы смотрим на иконы, храмы и думаем о самом важном и дорогом. Мы просим о помощи. Но как редко мы задумываемся о том, что на территории нашего Железногорского района есть святые места, нуждающиеся и в нашей помощи.

    Я и мои родные стараемся по мере сил и возможностей не оставаться в стороне от этого святого дела. Ведь православный народ  давно подметил, что жертвующие на храм люди  уже в этой жизни получают от Бога несоизмеримо большее вознаграждение. Я уверена, что даже небольшое пожертвование может помочь человеку стать на путь Спасения. И я призываю всех русских православных людей не оставаться в стороне от этого благородного поступка.
    Я считаю, что данная тема очень интересна так как, изучив определённую литературу, я узнала, что в нашем Железногорском районе Курской области много святых источников, часть из которых обладает целебными свойствами. По моему мнению, об этом должны знать, чтобы ездить на источники и укреплять свою веру.

    Чтобы повысить уровень духовности обучающихся, я предлагаю проводить классные часы, посвящённые святым местам не только нашей района и области, но и всего мира. Также можно совершать паломнические экскурсии по святым источники.

    Описанием православных мест и святых источников, я хочу попытаться привлечь внимание сначала своих одноклассников.

    Итак, я уверена в том, что, услышав о моей исследовательской работе, некоторые всё-таки заинтересуются и сами захотят изучить тему подробнее, а я лишь смогу помочь им своим материалом.

    Список литературы

    1. История о людях и для людей// Газета «Дмитриевский вестник», №71, 2004. – С. 3

    2. Материалы Железногорского районного архива

    3. Материал из личного архива Власовой А. А.

    4. Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.: Вече, 2000.

    5. Орлова Н. В. Азбука для православных детей. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2000.

    6. Религия мира. Энциклопедия. Т 6, М., 1996

    7. Святая земля / Под общ. Ред. М.В. Бибикова. – М., 2000

    8. Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учеб. пособие 2-е изд., испр., 2005

    9. https://dailyhoro.ru/article/svyatyie-mesta-rossii/


    П риложение

    Храм всех святых, в земле Российской просиявших



    Храм Николая Чудотворца слобода Михайловка



    Храм священномученицы Параскевы Пятницы с. Погорельцево



    Храм Казанской иконы Божией Матери с. Андросово




    Святой источник Георгия Победоносца с. Поповкино



    написать администратору сайта