Билеты по русской литературе. билеты руслит. Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского
Скачать 329 Kb.
|
Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Родился в 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье лекаря, был 2-ым сыном. Его отец, Михаил Андреевич, имел яркую судьбу, принадлежал к роду священников, но был одним из тех, кто оказался способен этот род священников прервать. Переломный момент для семьи – 1837-й год. В это время умирает Пушкин, что для братьев было большим ударом, так как они были очень увлечены литературой. Умирает и матушка. Это фактически разрушает семью. Выход Михаила в отставку. Тогда же отец отправляет старших сыновей из Москвы в Петербург для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище. В 1838-43гг. Фёдор учится в училище, выходит оттуда со званием инженер-поручика. 8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Отсюда тема случайного, распадающегося семейства в его творчестве. Далее (1843г.) Достоевский был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. Он решает уйти в отставку (что принципиально, поскольку на эту должность после отставки вернуться было нельзя) и посвятить себя литературному творчеству. Первая публикация – анонимный перевод «Евгении Гранде» Бальзака. В том же году пишет свой первый роман – «Бедные люди», который был высоко оценен В. Белинским. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующие произведения натыкаются на непонимание. Повести «Двойник» (1846г.), «Хозяйка» (1847 г.) не вызывают абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется. Белинский увидел в них фантастику и был возмущен их непонятностью. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых (Алексея, Андрея и Николая). Весной 1846 года А. Н. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. В. Петрашевским В 1848 году – во Франции снова революция. Отсюда ужесточение режима («мрачное семилетие»). Появляются тайные кружки. Кружок Буташевича-Петрашевского, с которым Достоевский сблизился в 1847 году. На собраниях кружка обсуждались новейшие социалистические учения. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их приговорили к смертной казни (отсюда сюжет со смертной казнью далее появляется в «Идиоте»), но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу. Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни – эпилепсии, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь. К слову, некоторых своих героев он также наделяет этой болезнью (Смердяков, Мышкин, Кириллов). Результат отбывания каторги – роман «Записки из мёртвого дома». По выходе с каторги (1853 г.) пишет два письма – брату и Наталье Фонвизиной, которая вместе с Прасковьей Анненковой навещала петрашевцев в Тобольске и передала Фёдору Ветхий Завет. В этом письме определяется символ веры Достоевского. Его вера заключена в преклонении Христу, как к личности. Вырастает собственная религиозная философия Достоевского – почвенничество. Речь идёт о духовной почве, которой для него становится Христос. Это первый пласт почвенничества, а второй заключается в народном чувстве Христа, народном типе христианского мироощущения. В современной Достоевскому России единственными истинно верующими людьми ему видятся преступники. Он впервые видит, что русский преступник может быть и убийцей, но он признаёт себя убийцей и сознаёт, что он великий грешник. А русская интеллигенция, по Достоевскому, давно в Бога не верит. Так, почвенничество складывается из двух пластов: Иисуса Христа, как личности, и русского народа. Русский народ – богоносец. Следующие шесть лет (1853-59гг.) живёт в Сибири на военной службе. Из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. Там, весной 1854 г. знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой, с которой венчается в 1857г. в Кузнецке. В Петербург он вернулся только в конце 1859 года. Возвращается в совершенно другую Россию. Это уже не Россия Николая I, теперь наступила новая эпоха – Александра II. Достоевскому вписаться в эту новую Россию очень непросто. Первая проблема для него – стать актуальным писателем. Хочет проповедовать свою философию. С 1862-го года – впервые выезжает за границу. Пережив Сибирь, он почувствовал необходимость полной свободы => заграничные путешествия. Висбаден. Там он становится настоящий игроманом. «Игрок» (1866г.) собственный опыт. Описываются две страсти – любовь к игре и к женщине Полине (прототипом считается Аполлинария Суслова, его «роковая любовь»). При работе над романом Достоевский решил воспользоваться услугой стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной. В 1867г. женится второй раз, на Анне Григорьевне. 1866-81гг. – «Великое Пятикнижие». 1866г. – «Преступление и наказание». 1868г. – «Идиот». 1871-71гг. – «Бесы». 1875г. – «Подросток». 1979-80гг. – «Братья Карамазовы». На этом фоне разворачивается публицистика Достоевского. «Дневник писателя». В конце января 1881 г. Достоевский заболевает туберкулёзом. 28 января он умирает. Типология романов Ф. М. Достоевского. Полифонический роман. Достоевский первым попытался отказаться от господствующего авторского голоса. В романе звучит не один авторский голос! Достоевский никогда прямо не выражает своей позиции, право голоса он даёт своим героям. «Преступление» Достоевский понимает широко, как «преступать, переступать через что-то». Все люди преступники, оказываются в ситуации нарушения нормы. О «преступлении» говорит не автор, а сами герои. Статья Раскольникова «О преступлении». Мармеладов – тоже преступник, его рассказ – история преступника. Свидригайлов – теоретик преступления. Личностной позиции автора нет. «Роман-трагедия». Убийство – как основа всех романов Достоевского (кроме «Подростка»). Мир как преступление. Мир как трагедия осмысляется с христианской точки зрения. Конечный уровень осмысления жизни у Достоевского – Иисус Христос. Любой человек преступник, но каждый может воскреснуть. Раскольников сам просит прочесть ему Евангелие, сам же выбирает текст о воскресении Лазаря. «Почвенничество». Простой народ – богоносец, интеллигенция в бога не верит и не способна признать свой грех. Раскольников и Соня – представители разных классов. Раскольников – образованный, убийца-интеллигент. И долгое время отказывается признать грех. Соня – не виновна в том, как сложилась её судьба, но считает себя «великой грешницей». Герой-идеолог. Он теоретик идеи. Пытается применять на практике (Родион, Подросток. Карамазов). Герой интересует Достоевского не как явление действительности, обладающее определенными и твердыми социально-типическими и индивидуально-характерологическими признаками, не как определенный облик, создающийся из черт односмысленных, отвечающих на вопрос «кто он?». Нет, герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого. «Подросток»: Герой романа, подросток 19 лет Аркадий Макарович Долгорукий, пытается воплотить «идею Ротшильда» — «цель не богатство материальное, а могущество». При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Аркадия Долгорукого на прочность, а поиск им идеала. Персонажи распадаются на два типа: акт преступления - преступник и жертва. Система образов преимущественно строится на двойничестве (духовное). *Двойники есть у Раскольникова и Сони Можно сюда же: проблематика случайного семейства, конклавные сцены. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблематика образа Родиона Раскольникова. В центре романа – Родион Романович Раскольников. Он нарисован талантливым, красивым, воспитанным в благочестивом семействе. Он любим! И, несмотря на это, Достоевский делает его убийцей. Он сам отказывается от хорошей жизни, это его выбор! Раскольников – герой-идеолог, теоретик, формирует идею. Две позиции: Он теоретик, изобретатель оригинальной идеи, разворачивающейся в теорию. Свою идею герой-идеолог стремится реализовать на практике в своей жизни. Статья «О преступлении». Опирается на историю человечества. Мировая история, прогресс основаны на насилии и преступлении. В этом контексте упоминаются три исторические личности: Магомет (пророк Ислама, единобожие, Новая религия!), Ликург (появление римского права, Новое законодательство!), Наполеон (Новая Европа!). Каждый великий человек по своей сути преступник. Человечество делится на большинство (жертвы, материал исторического прогресса) и меньшинство (великие люди, те кто возглавляет массы). Главным становится вопрос, является ли он сам великим человеком? Поэтому Раскольников идёт на проверку. Однако это лишь теория Раскольникова. Позиция Достоевского отличается, она выражена на уровне сюжета. Раскольников долго выбирает себе жертву, он хочет убить зло, которое, как ему кажется, воплощено в Алёне Ивановне. Но на месте убийства оказывается и её сестра, Лизавета, которую Раскольникову также приходится убить. Если все великие люди – преступники, то не все преступники – великие люди. В этом позиция Достоевского. Система персонажей делится на два типа: преступники и жертвы. Герои-двойники. Так, идейными двойниками Раскольника становятся преступники. - Мармеладов. На нём ответственность за судьбу семьи. Отец отказывается от ответственности за неё, и семья распадается. Мармеладов погибает, сбитый лошадью извозчика на улице. Вдова Мармеладова – Катерина – вскоре скончается от туберкулеза. Троих же детей покойницы заберут в сиротский дом. Все женщины в этой семье – жертвы. Проблема «случайного семейства» (не все члены семьи связаны кровными связями). - Свидригайлов. Тип порочного человека, наслаждающегося этим пороком. Главный идеолог преступления. «Тема сексуального насилия над маленькой девочкой». Идеолог преступления кончает жизнь самоубийством = акт наказания героя. - Лужин. Человек современного Достоевскому мира. Выгода и расчёт, всё крутится вокруг денег. Миколка берёт на себя грех, он готов к наказанию. Это зеркальная противоположность Раскольникова. Религиозный человек из народа, выпадающий из системы преступников и жертв. Не сознательно, но психологически Родион чувствует, что изменил человеческой природе («отрезан от всего человечества»). Так, весь роман – вопрос о наказании Раскольникова. Проблематизируется не преступление, а наказание. Юридическое наказание не главное, а главное, чтобы Раскольников сам для себя признал, что его убийство – грех. История пути от преступления к истинному наказанию, о воскресении человека. Показать человека, который идёт путём наказания, помогают художественные средства: - сны Раскольникова. 2 сна: про лошадей. Случай летом 37-ого года, собственное переживание Раскольникова. Отец никак не вступается => разрешение на насилие. И на каторге: в современное человечество вселились страшные существа => преступление как составляющая нормального общества. - фантастические приёмы: незнакомый мещанин Раскольникову: «убивец!» - диалоги и монологи. Герои говорят о преступлении, обсуждают его. Достоевский отказывается от авторских монологов, всё существует в диалогах. - точечный хронотоп. Основные события романа происходят за несколько дней и на нескольких улицах Петербурга. В этом точечном хронотопе внимание сосредоточено на психологическом состоянии героя. - текст в тексте. Евангельский текст, притча о воскресении Лазаря. Это тоже диалог – авторского текста с иным текстом. Чтение с Соней – кульминация романа. «Убийца и блудница сошлись за чтением вечного текста». После чтения текста, Соня для Раскольникова – духовная опора, проповедник и исповедник. Советует ему признание перед всем миром. Раскольников юридически признал преступление, но не признал свой грех по-христиански. Достоевский подчёркивает, как каторжники плохо к нему относятся. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблематика образа Сони Мармеладовой. В системе персонажей романа выделяются два типа: преступники и жертвы. Соня Мармеладова относится к обоим типам – она и грешница (преступница) и жертва. Жертва своей семьи. Берёт на себя грех. Впервые читатель узнает о Соне из рассказа отца девушки. В этот день Семен Мармеладов выпил слишком много и в пьяном разговоре упомянул о старшей дочери. Сонечка приходилась Мармеладову единственной родной дочерью, остальные же трое детей – приемные воспитанники Мармеладова, прибывшие вместе во второй женой бывшего чиновника – Катериной Ивановной (случааааайное семейство). Отец женился во второй раз, когда Сонечке было 14 лет. Катерина тяжело работала, чтобы прокормить семью. В какой-то момент больная чахоткой женщина больше не могла работать. Спасать семью пришлось Соне. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает их. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом. С Соней соотносится фраза «тварь я дрожащая или право имею». Соня именно «тварь» (как «творение»), потому что это категория, связанная с Богом, как творцом. Соня как духовная опора, проповедник и исповедник. Она провожает Раскольникова в путь. Именно Соня посоветовала признание перед всем народом на коленях, акт целования земли. Для каторжников Соня – святая, они чувствуют с ней родство, поскольку, как и они, Соня признаёт свой грех (в отличие от Раскольникова, к которому каторжники относятся плохо). Женские двойники Сони: - Алёна Ивановна – жертва, несмотря на то плохая она или нет. - Лизавета Ивановна. - Катерина Ивановна и её дети. - Пульхерия Александровна – она любит Родю и готова на всё. Не знает, что Раскольников совершил преступление, но через 9 месяцев умирает. - Дуня – очень сильный женский характер. Она обретает женское счастье с Разумихиным, который берёт на себя ответственность. Бесспорная жертва Свидригайлова. Была на грани убийства Свидригайлова, но в качестве жертвы (а-ля самооборона?) Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: князь Мышкин. «Идиот» - самый загадочный роман Достоевского! Существует огромное количество разных версией его интерпретаций. Спорность романа связана с главным (и заглавным) героем романа. Споры начинаются уже с интерпретации названия. Идиот, как человек, страдающий глубокой формой умственной отсталости. Восходящее к античности – иной, другой, не такой как все (в Древней Греции гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления.). Идиот – первый герой Достоевского, которого он наделяет своей болезнью – эпилепсией. Есть точка зрения, что в «Идиоте» начинается развёрнуто осмысляться проблематика Иисуса Христа. Князь Мышкин: -«положительно прекрасный человек». - «князь – Христос» (черновые материалы). - «идиот». Т.о. князь Мышкин – герой идеолог христианства. Имя: Лев Николаевич Мышкин. Контраст: лев и мышь, сильное и слабое. Роман начинается с «пришествия» князя Мышкина в Россию. Возвращается как человек из «ниоткуда», но со своей жизненной программой. В вагоне с ним едут Рогожин и Лебедев: история роковой любви Рогожина к Настасье Филипповне – сюжетный центр романа. На протяжении всей романной линии Мышкин пытается спасти Настастью Филипповну. Он пытается, в общем-то, спасти и жертву и убийцу, в равной мере стремится помочь обоим. Миссия, с которой Мышкин приезжает в Россию – это миссия спасения. Личный опыт спасения человека у него есть: предыстория о Мари и детях. Мышкин хочет спасти падшую девушку Мари, и в этом он не одинок – дети за него. Тема детства (хорошие дети и плохие взрослые) Мари в итоге перестаёт быть изгоем, она умирает, но счастливой. Детство – нравственный ориентир. Многие герои романа невинны. Детская простота, детское мироощущение. Первый визит князя – к Епанчиным. Рассказывает им о Мари, о неизвестном человеке, осуждённом на казнь (тема отложенной смерти). Князь Мышкин проявляет свою интуицию: - А Рогожин женился бы? Как вы думаете? - Женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы её. То, что Рогожин убьет, знают Мышкин, Настасья, Рогожин. Все понимают неизбежность смерти. Мышкин пытается предотвратить убийство, но это ему не удается – роман «Идиот» тоже роман об убийстве. Вопрос спасения Настасьи Филипповной: спасти её от неё самой, спасти то чистое, что в ней есть. «Была бы добра, была бы спасена» (Портрет, вопрос её характера). ПРОХОДИТ ПОЛГОДА. Пока Мышкин в Москве, в Петербурге ничего не происходит. По возвращении в Петербург, князь приходит к Рогожину домой. На стене он видит картину «Мертвый Христос в гробу». Спаситель мертв – как можно верить в воскресение? Сомнение в возможности спасения. Обмениваются православными крестами – народный обряд, акт братания. Тема братания важна. В первой части романа: Мышкин – наблюдатель, герой-идеолог спасения, надеется на Рай на земле для других героев. В центре первой части – образ Настасьи Филипповны. Она, как и Соня, признает свой грех, но только в глубине души. Через её образ раскрывается тема женского бунта и саморазрушения. Конклавная сцена – общий сбор большинства героев. Таких сцен в романе несколько. Они выполняют функцию общего скандала, большинство из которых затевает Настасья Филипповна, они часть её бунта. Во второй части Мышкину даётся активная позиция. Семья Епанчиных втягивает князя Мышкина в реальную жизнь. Разворачиваются любовные треугольники: князь сначала говорит о том, что жениться ему нельзя, но потом он твёрдо намерен. Мышкин перестаёт быть идиотом, так как становится таким же, как все. С образом Аглаи Епанчиной в роман входит стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный». Образ «рыцаря бедного» сопровождает теперь Мышкина, так Аглая начинает выражать своё преданное отношение к князю. Мышкин становится предметом жёсткой борьбы. Кульминационная сцена встречи Аглаи, Настасьи Филипповны и князя показывает сложность героя Мышкина: миссия спасения Настасьи Филипповны сохраняется. Финальная часть романа – герой окончательно затянут в реальный мир. - Князь Мышкин как жених Аглаи: нежные отношения, кульминация их отношений – званый вечер у Епанчиных: приступ эпилепсии. Чем больше он вовлекается в реальный мир, тем явнее возвращается его болезнь. - Князь Мышкин как жених Н.Ф.: всегда возвращается к ней. «Я её не любовью люблю, а жалостью». Миссия спасения сохраняется. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: проблематика убийства и самоубийства. В сущности, весь сюжет романа – об отложенной смерти и попытке этой смерти избежать. «Идиот» первый развёрнутый текст, где Достоевский впервые рассказывает о своему опыте эшафота. «Этот человек был раз введен, вместе с другими, на эшафот, и ему был прочитан приговор о смертной казни расстрелянием <…> Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или, по крайней мере, четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет». Отложенная смерть – смерть, о которой известно. То, что Рогожин убьет, знают Мышкин, Настасья, Рогожин. Все понимают неизбежность смерти. Мышкин пытается предотвратить. В роман вводится живописный текст – Ганс Гольбейн «Мёртвый Христос в гробу». Базовое сомнение в воскрешении человека. Если есть сомнения в воскресении Иисуса Христа, как может воскреснуть человек? Первая попытка убийства: князь спасается за счёт того, что к нему возвращается болезнь. Возобновляются припадки эпилепсии. «Парфён, не верю!» - Мышкин верит в лучшее, что может быть в любом человеке. В Павловске: конклавные сцены. Ипполит Терентьев, «Моё необходимое объяснение» тема самоубийства. Первый идеолог самоубийства, идеология саморазрушения. Дано развёрнутое описание картины Гольбейна. Ипполит не верит в воскресение, спасение. Рифмуется с образом Настасьи Филипповной, разрушающей самое себя. Побег Настасьи с Рогожиным из-под венца становится самоубийственным выбором женщины. Вся красота в романе гибнет. Рогожин осознает свой грех, отправляется на каторгу. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы». Особенность типа романа – документализм, опора на реальные факты (в связи с этим рассказчик выступает в роли хроникёра), а именно на процесс над террористической группой нечаевцев. Для С.Г. Нечаева революция = убийства. В 1869 г. основал революционное «Общество народной расправы». «Катехизис революционера». В ноябре 1869 г. студент И. Иванов за неповиновение был убит группой членов «Общества» (ну, как бы за неповиновение, но по сути это был а-ля эксперимент). Политическое убийство – главная тема романа. Проблема разрушения современной Россосиссии – сюжетная основа «Бесов». А проблема политического преступления – личная проблема Достоевского. Реальное политическое преступление обретает религиозно-философское осмысление (религиозное начало уже в названии). Эпиграфы: бесы вселяются в существ – они гибнут! «Бесы» первый роман Пятикнижия, действие которого происходят в провинциальном городе (воплощение образа всей России). В романе вновь появляется Швейцария – та заграница, где формируется русские политические революционные идеи, это самый политизированный роман. В основе системы образов два поколения русской интеллигенции, которая потеряла Христа, потеряла чувство греха. С точки зрения Достоевского, в русской революции виновата исключительно интеллигенция. Поколение 40-х: собственное поколение Достоевского. Западники vs славянофилы.. Отрицательное изображение западников. Степан Трофимович Верховенский Варвара Петровна Ставрогина Кармазинов (Карамзин – первый русский западник; жёсткая сатира на Тургенева). Поколение 40-х только познакомилось с западными идеями. Поколение 60-х: на деле пытались исполнить идеи отцов-основателей из 40-х. Пётр Верховенский = а-ля Нечаев. Николай Ставрогин «нечаевцы»: Кириллов Шатов Щигалёв Виргинский Лямшин Липутин «хроникёр» С каждым героем связана своя концепция. Они герои-идеологи. 1. Кириллов. С его образом связаны очень принципиальные вещи (хотя второстепенный герой) Это второй герой Достоевского, наделённый эпилепсией. Герой идеолог самоубийства (кульминация темы самоубийства в творчестве Достоевского). Акт самоубийства для него – это акт борьбы с Богом, с божьим промыслом. Он не атеист – верит в Бога, но пытается бороться с ним. Единственный акт, который человек может исполнить сам – самоубийство. В речах Кириллова Достоевский впервые использует понятия: - богочеловек = Иисус Христос. - человекобог – современный человек, считающий богом себя. Позиция Достоевского заключается в тотальном несогласии с этой установкой. Человек – тварь Божья. А борьба с Богом убийственна и разрушительна. В радикальных группировках собираются люди разных мировоззрений, одинаково радикальны, но с разными политическими позициями. 2. Шатов. Воплощает почвеннические идеи. И именно он будет убит. Ему неважно, что его жена (Марья Шатова) нагуляла ребёнка. Позитивная позиция, связанная с почвенничеством, созиданием. Есть перспектива, но она не реализуется, все гибнут. 3. Щигалёв, Липутин, Лямшин. Социализм, атеизм. Два центральных героя: Пётр Верховенский. Его отец – Степан Трофимович, идеолог 40-х. Он совершенно забросил сына. Когда Пётр возвращается в город, он просто монстр. Поэтика демона, его пластика, тип поведения человека, одержимого бесами. Нечаев – его прообраз, однако полностью отождествлять их нельзя. Именно с ним связана тема бесовства. Установка на совершенное разрушение современного мира – в нём не осталось ничего человеческого. Масштаб его личности не соответствует задаче разрушения всего мира. Николай Ставрогин. Тайна личности. Ему от рождения было дано всё, он, в сущности, гений. В него влюблены все женщины. Тайна двойного поведения: харизматичный+эпатажный (странный, чудной). Принятие Швейцарского гражданства (связано с Герценом). Отказ от России, фиксирование себя вне политического пространства. В главе «У Тихона» Ставрогин признаётся в грехе: в изнасиловании маленькой девочки. Образ святого старца. Эта глава была цензурно изъята из романа. В конечном счете, это стало позицией самого Достоевского (он потом и сам исключал эту главу). Оказалось, Ставрогин уже женат на местной юродивой Марье Лебядкиной (Хромоножке), классическая юродивая, связанная с христианством. Женитьба на ней как эпатаж или попытка удержаться, опереться на что-то в этом мире. Однако она впоследствии отказывается от мужа. Кульминация романа политизирована! Любая страна может быть разрушена радикальными идеями. Организованный Верховенским «Литературный праздник», с началом которого всё разрушается. Политическое преступление разрушает всё. Это принципиально, так как с точки зрения Достоевского в русских революционных разрушениях виновата русская литература. На ней лежит особая ответственность. Виноваты все западники. Чем талантливее русский писатель-западник, тем разрушительнее его идеи. Весь литературный праздник скатывается в скандал! Именно так он был задуман П. Верховенским. На этом фоне в городе начинается общий пожар, становящийся символом Апокалипсиса. Рядом с Верховенским появляется преступник Федька Каторжный (Достоевский наделяет главных преступников своим именем). По указанию Верховенского Федька Каторжный убивает Лебядкиных. Ну и на фоне этого пожара происходит событие, которое восходит к случаю «нечаевцев». В романе жертвой становится Иван Шатов, с которым была связана хоть какая-то позитивная перспектива развития. Кириллов берет вину за это убийство на себя, кончает жизнь самоубийством. Лиза Дроздова оказывается задавленой толпой. Марья Шатова и её сын умирают после родов. Город охвачен пожаром, захвачен бесами. Внутри этого города спасения нет! Единственный способ спасения – уход из города. Спастись удается только Степану Трофимовичу Верховенскому. Он уходит из города, встречает книгоношу с Евангелием и задаёт ей вопрос «Вы в Спасов?» И снова заявляется тема спасения. При этом он умирает в приезжей избе. Но путь, что он проделал – вектор спасения. Роман Ф. М. Достоевского «Подросток». Начиная с этого романа, в творчестве Достоевского меняется доминанта. С середины 70-х у Достоевского формируется впечатление, что на старшее поколение в целом нельзя возлагать никаких надежд. А молодое поколение сможет ещё что-то сделать. Формируется проблематика молодого поколения. Темы убийства как таковой нет. «Подросток» это человек, не достигший двадцати одного года, официального совершеннолетия. Единственный роман, текст которого написан от первого лица – Аркадия Долгорукого. Максимум отказа от авторского слова. Герой начинает писать записки – события последнего года (в начале ему 19 => становится 21). Это и есть голос молодого поколения. Для Достоевского принципиально показать внутренний мир современного молодого человека и что на него влияет. В роман вводится извечная тема «случайного семейства». У главного героя Аркадия два отца, мать – Софья Андреевна. Официально она замужем за бывшим крепостным Макаром Долгоруким. Реальный отец Аркадия – помещик Андрей Петрович Версилов. Современные отцы не продуктивны, на них невозможно опереться. Аркадий растёт в пансионе, как сирота. Сам принимает решение вернуться в семью, окончив гимназию. Повествование от 1-ого лица показывает, насколько изначально изломано сознание мальчика. Считает себя жертвой. «Подросток» - история об изменении, о взрослении молодого человека. На первый взгляд, Аркадий – герой идеолог, однако эта тема нивелируется. Идея Аркадия – стать очень богатым человеком. С точки зрения Достоевского это совершенно детская, подростковая идея. Судьбы его отцов оказываются в центре внимания. Тайное письмо – инструмент познания отцов. Два отца – это два варианта пути подрастающего поколения. Макар Долгорукий – духовная опора семьи Версиловых. Аркадий поражён его силой духа, он русский святой в его народном варианте. Странник, несущий православие. Но в нём нет ни грамма юродства. Аркадий понимает, что Макар Иванович может стать его духовным отцом, но тот умирает. Современный человек вряд ли пойдёт по пути Макара Ивановича: он идеальный, но не реальный. Важнейшая фигура – Версилов. В более мягком варианте продолжается тема «тайной личности» (но не тот масштаб, что у Ставрогина). Это герой, к которому все испытывают чувства! Его жена, Екатерина Николаевна, тип роковой женщины, способна вызывать тяжёлую страсть. В неё влюблены все. Разгадка «тайной личности» нужна Аркадию для собственного самоопределения. Личность Версилова – воплощение идеи плодотворности современных отцов. Версилов – оптимальный тип современного старшего поколения. В «Бесах» Достоевский отказывал в плодотворности западникам, но Версилова делает западником, показывая позитивные стороны западничества. Версилов рассказывает о своих путешествиях по Европе. В маленьком городке в Германии ему видится символический сон, навеянный увиденной ранее картиной Клода Лоррена «Асис и Галатея». Эта картина – воплощение рая на земле. О ней Версилов говорит, как о земном идеале. Эта картина, кстати, упоминает в творчестве Достоевского трижды: 1.В главе «У Тихона» её упоминает Ставрогин. 2.«Сон смешного человека», малое произведение. 3. Описание сна Версилова. К слову, этой картине даётся и другое название – «Золотой век». Неслучайно она связана с античностью. С точки зрения Достоевского, эта картина изображает земной мир, покинутый Иисусом. Люди, чувствуя свою богооставленность, начнут любит друг друга и тогда наступит второе пришествие Иисуса Христа. Западники отказались от Иисуса Христа, но в то же время (или в результате) в них есть идеалы любви, сочувствия. Так, человек, отказавшийся от Христа, может полюбить другого человека. По ходу романа становится понятно, что Версилов всё же любит Арсения. Но в нём начинает также проявляться другая ипостась. В первый раз это проявляется после смерти Макара Ивановича. Он передал Версилову икону, надеясь, что тот станет духовным лицом семьи. Версилов принимает икону, но в какой-то момент говорит: «Вот икона! А если я её разобью об угол, она разобьётся на две части!» Это не только отказ от духовного наследия Макара Ивановича, но и намёк на двойственность Версилова. Тема сумасшествия, одержимости. Мотив «тайного письма», в поисках которого Версилов пытается убить свою жену. После пытается совершить самоубийство, однако его останавливает Аркадий. Так появляется собственный третий путь молодого поколения и это путь отвественности. В «заключении» фактически анализируется сам роман от лица какого-то неизвестного Степана Семёновича. Общий беспорядок и хаос – характеристика современности. В этом беспорядке опираться можно только на молодое поколение. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «случайное семейство» и молодое поколение. В 60-е годы Достоевский задумывает произведение под названием «Житие великого грешника». Было задумано три тома, соответственно «Братья Карамазовы» первый, но смерть Достоевского оборвала этот замысел. Роману предпослан эпиграф: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Трактовать это можно как: если ты хочешь что-то создать, нужно дать что-то взамен. Заявляется тема отцов и детей: если старшее поколение ничего не рождает, оно остаётся одно. Если рождает, то происходит смена поколений. Каждое молодое поколением стремится к гибели старшего. Оно будет успешнее во всех смыслах. Главным героем задуман Алёша Карамазов. В первой части излагается история его семьи – классическое «случайное семейство». В основе сюжета – «случайное семейство» и отцеубийство. Фёдор Павлович – идеолог разврата, был дважды женат, обвиняется в сношениях с юродивой Елизаветой Смердящей, забросил своих детей. Главные герои – молодое поколение. Тема братства, семьи. Они всё равно все чувствуют себя сыновьями своего непростого отца. В сегодняшнем мире отцов не осталось, всё определяют только дети. В каждом из братьев – жестокая карамазовская кровь. Это страшное наследие отцов. С уходом отцов связана ситуация бунта братьев. Бунт Смердякова-убийцы фактического: актом убийства он доказывает, что он истинный сын. Бунт Дмитрия: фактически отца хотят убить двое – ещё и Дмитрий (на фоне страсти к Грушеньке). Она на грани безумия из-за своей ревности, готов убить отца. Но его останавливает старик лакей Григорий. Все подозрения падают на Дмитрия. Будучи под следствием, берёт на себя грех отцеубийства. Считает, что это совершенно закономерно. Бунт Алёши: после смерти старца Зосимы, по мнению народа (люди всегда ждут чуда) должно было произойти чудо нетления. Начинаются волнения в городе в связи с тем, что «не очень-то свят Зосима, раз чудо не сбылось». Алёша потрясён этим мнением. Как мало нужно человеку, чтобы пошатнуть веру! В какой-то момент он выходит из монастыря, но возвращается в храм, где над телом старца Зосимы читают Евангелие. В этом контексте происходит перерождение Алёши: под чтение Евангелия он начинает засыпать и снится ему сон («Кана Галилейская»). Алёша сам на этой свадьбе, там встречает старца Зосиму – это истинный ответ на ожидание чуда. Результаты бунта: - Смердяков стал убийцей. - Алёша стал твёрдым духовным бойцов. - Дмитрий Арестован. Все в мире желают смерти своих родителей => «один гад съедает другую гадину». Фактически, Алёша остаётся один. Его будущее – неизвестно. «Детвора». Тема молодого поколения разворачивается более глубоко => поколение детей. В центре этой детской линии – мальчик Илюшечка Снегирёв. Он ненавидит братьев Карамазовых, так как однажды, напившись, Дмитрий оскорбляет его отца. Прямо противоположная модель семьи. Илюшечка стремится защитить отца. Страдания и смерть за него. Коля Красоткин. Лиза Хохлакова. Последние слова романа о воскресении в прямом христианском смысле. Об этом размышляет уже следующее поколение русских мальчиков. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: идеалы Богочеловека и человекобога. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: братья Карамазовы. Четыре брата – четыре разных типа. Дмитрий Карамазов – русский национальный характер. «Исповедь горячего сердца». Русский человек не только живёт страстями, но и готов взять на себя ответственность за грех, готов к страданиям. История страстного человека. В начале романного сюжета он одержим страстной любовью к Грушеньке. В неё также влюблён отец => ненависть между отцом и сыном, борьба. В связи с образом Дмитрия в роман входит тема «мир спасёт красота». Но он говорит: «красота – страшная и ужасная вещь». Русским человеком могут владеть 2 идола: идол Мадонны и Содомский. - Грушенька – ведёт себя как инфернальная соблазнительница. Роковая женщина. В финале следует за Дмитрием в Сибирь. Страсть и готовность к страданиям это национальный русский женский характер. - Катерина Ивановна – образованная молодая женщина. Предаёт Дмитрия, из-за её показаний он осуждён. Дмитрий берёт на себя вину за убийство Фёдора, он был готов его убить, а значит тоже виновен. Иван Карамазов – герой-интеллектуал, богоборец. Герои Достоевского – не атеисты, а подчёркнуто богоборцы. Одна из глав, посвящённых Ивану – «Бунт». Но бунт по-своему связан с каждым из братьев. Однако идеолог бунта – Иван. А бунтует он вот против чего: если бог – добро, то почему он допускает такие ужасные земные страдания? (ответ: грехопадение). Оба старших брата исповедуются Алёше. В главе «Русские мальчики» беседа Ивана и Алёши в трактире. В своём монологе Иван утверждает: взрослые люди грешны, их страдания оправданы. Страдания же детей – нет. Слезинка ребёнка > христианство. Исходя из этого бунта, Иван сочиняет Поэму о Великом инквизиторе. В романе она не цитируется, а пересказывается. «Поэма» - продолжение темы Иисуса Христа и второго пришествия. Как поведёт себя человечество, если Христос появится? Особенность Христа в поэме Ивана – он не произносит ни слова. Объяснения этому: 1) Достоевский не мог одарить Иисуса репликами своего авторства; 2) Христу нечего сказать, позиция неприятия Божьего мира. Иисус Христос оказывается арестован: вся поэма, как монолог Великого Инквизитора, обращённого к своему пленнику. Смысл: Иисус в своём учении не понимает земного человека. Он слабый, ему нужно счастье, а не духовная свобода. Земному человеку нужна помощь, так как он слаб. Причём доказывает Инквизитор эту позицию Евангельским текстом (борьба с христианством внутри христианства). Текст о встрече в пустыне Иисуса и Сатаны (3 искушения). Искушение первое: хлебами земными и небесными. Инквизитор: земному человеку необходимы материальные блага! Искушение второе: чудом. Отказ от чуда. Инквизитор: во Христа верят благодаря его чудесам. Человек – слаб, ему необходимы чудеса. Искушение третье: властью. Инквизитор: земному человеку нужна власть над ним. Ответ Христа связан с любовью, жалостью к Инквизитору. «Он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ». Иван делает вывод о том, что ему дозволено всё, поскольку он может бороться с Богом. Алёша Карамазов – выделяется на фоне ситуации всеобщей ненависти к отцу. Он изначально другой, преисполненный любовью. В начале романа добровольно живёт в монастыре. Именно он задуман главным героем «Жития великого грешника». У Алёши два отца: биологический и духовный (старец Зосима). Формально, Алёша – человек «случайного семейства», но не фактически. Создаёт два текста, оба посвящены Зосиме. «Из жития в Бозе преставившегося иеромонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым. Сведения биографические» - пишет после смерти старца. Это не каноническое житие. Написано как художественный текст о человек, который приходит к богу => духовное преобразование человека. «Из бесед и поучений старца Зосимы» проповеди старца Зосимы, уже более канонический текст. Учение о любви к жизни, её радости. Человек истинной веры может быть счастливым. Алёша = святой. Человек, живущий по христианским законам. Павел Смердяков – лакей и повар в доме собственного отца. Его никогда не признавали сыном, тема «случайного семейства». Наделён эпилепсией. Станет реальным убийцей отца. Идёт на убийство на основании того, что услышал от Ивана (Иван – его невольный духовный учитель). В изображении Достоевского, Иван (сам того не желая) является идеологом убийства отца. «Тогда всё дозволено!» Пройдя через суд, Смердяков совершает самоубийство. Общая характеристика жизни и творчества Л. Н. Толстого. Родился в 1828 году в Ясной Поляне, Тульская губерния. Мать: Мария Николаевна Волконская. Отец: Николай Ильич Толстой. В семье 5 детей, после рождения последнего ребёнка, мать умирает (а Толстому тогда всего 2 года). Дети росли в благоприятных ситуациях. У них были опекуны (отец умирает в 1837 году). 1844г. – поступает на ФсФ Казанского Университета. 1845г. – переходит на Юридический факультет. 1847г. – оставляет университет (вообще, был отчислен). Для него это было огромной травмой, так что он отправляется в Ясную Поляну, которая досталась ему в наследство, где и живёт до конца своей жизни. Занимается самообразованием. По-прежнему занимается философией. Интересуется философией Жан-Жака Руссо (знает европейские языки). Понятие «естественного человека» поразило его более всего. Человек – часть природы (человекозверь), и лишь во вторую очередь – мыслящее существо. Человек – природное начало (таким существом является ребёнок), но изначально – нравственное существо. Дневники Руссо – нравственная самооценка. Тут начинает формировать современный психологизм. Толстой заимствует всё у Руссо и всю жизнь ведёт дневники: оценивает свои поступки каждый день. Опыт ведения дневников вытекает в начало его художественного творчества. 1851г. – «История вчерашнего дня». Задача – описать один вчерашний день своего автобиографического дня. Начиная с этого произведения, становится понятно, что Толстой ставит перед собой невыполнимые задачи: как описать ВСЁ чувства, испытуемые за день? Невыполнимо. В сущности, Толстой начинает как психолог. Родоначальник произведения – потока-сознания. Очень долго Толстой считает, что литература – не мужское занятие. Период исканий места в жизни. 1851-54 гг. – военная служба на Кавказе по собственному желанию. Попадает в элитные войска – артиллерию. Активные сражения с чеченцами. Служба на Кавказе сопровождается его реальным литературным творчеством. Начинает писать свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» - личный опыт переживаний, ранняя форма дневника. 1853-1856 гг. – Крымская война. Турция, Великобритания, Франция. Поражение России. И в России и во Франции Крымская война – расплата за победу в Отечественной Войне 1812 года. Оборона Севастополя (1854-55гг.) Толстой добровольно переводится туда, пропадает в четвёртый бастион. Там написана «Юность», «Севастопольские рассказы» - очерки очевидца обороны Севастополя. Там же, замысел «Молодости» - повесть «Казаки. Кавказская повесть» 1852-1863гг. 1857-61гг. – жизнь в Ясной Поляне после Севастополя. Путешествия по Европе: живёт за границей 2 года, его цель – педагогика. Везде знакомится с опытом школ. «Яснополянская школа» - для крестьянских детей. Это его педагогический эксперимент на базе опыта швейцарских школ для того, чтобы проверить: можно ли естественному человеку учиться в школе? Получать образование? Выливаться в социум? Оставаться при этом естественным человеком? В человеке естественно заложена тяга к знаниям – на этой позиции вырастает вся эта школа. 1862 г. – женитьба на Софии Андреевне Берс. Она принадлежала к императорской элите (отец – придворный врач), живут при дворе. Её сестра Татьяна Берс – прототип Наташи Ростовой. В 1862 году навсегда переезжают в Ясную Поляну. Софья Андреевна в постоянном состоянии беременности. 13 детей, из них выжило только 8. На фоне этой гармонической жизни создаётся «Война и Мир». Пишется в 1860-е годы. В общественном проявлении это время реформ. Новые социальные принципы только начинают работать, никто не понимает что делать. Ход литературы в историческое прошлое, обращение к кризисам в русском прошлом. 1856-61 гг. – замысел романа «Декабристы». Попытка понимания как Россия боролась с кризисом. Декабристы – дети 1812-го года. Обращение к Отечественной войне 1812 – 1813 гг. Обращение к войне России с Наполеоном 1805 – 1807 гг. Толстой обращается к Отечественной войне 1812 года, потому что эта война была единством нации. 1863-69 гг. – создание и публикация романа. 1870-е гг. Качественное отличие от гармонических 60-х. Это переходное десятилетие, кризисное. И только в 80-е годы начнётся религиозно-философское учение Толстого. 1870-е: постановка вопросов и безрезультатный поиск ответов. 1860 г. – смерть брата Николая от туберкулёза, буквально на руках у Льва Николаевича. Это поставило перед ним вопрос о смысле жизни. Проблематика 70-х годов связана еще и с началом разлада в семье. Высокая нравственная требовательность к окружающим и самому себе. Но понимает, что сам не соответствует. Отношение к категории греха: человек должен жить БЕЗ греха! Но понимает, что невозможно жить и не грешить. В семье начинаются ситуации, связанные с неверностью. Тяжелый нравственный кризис. Всё это выливается в «Исповедь» 1879-81 гг. Искренне пишет о том, что он грешник. Две позиции: Путь людей моего сословия: - «выход неведения», т.е. грешишь и не догадываешься - «выход эпикурейства», т.е. грешишь и наслаждаешься - «выход слабости», т.е. сознаёшь грех, но не можешь исправить - «выход силы и энергии», т.е. самоубийство. Путь простого народа: «Я стал сближаться с народом и нашёл у них веру в Бога». Грех – часть христианского миросозерцания. В этом контексте создаётся «Анна Каренина». Есть точка зрения, что «Анна Каренина» - художественная сублимация стремления Толстого к самоубийству. В романе три самоубийства: Анна, Левин, Вронский. Специфика: 1) «ВиМ» - историческое прошлое России, «АК» - роман о современности. В него входит актуальная политическая реалия – русско-турецкая война (1877-78гг.) Россия неофициально вступает в борьбу Болгарии за национальное освобождение. 2) «ВиМ» - мысль народная, «АК» - мысль семейная. Актуальное состояние России приводит к кризису патриархального сознания. Первые итоги реформ 60-х годов. «У нас всё переворотилось и только укладывается». 1880-81гг. – «Соединение и перевод четырёх Евангелий», Поздний Толстой превратился в религиозного философа. Собственная религиозная концепция. Он обращается к каноническим Евангелиям, пытается сам перевести его на русский язык. Ломает каноническую структуру четырех Евангелий, не переводит точно, а как бы интерпретирует от себя. Позиция Толстого: Иисус Христос – земной человек, а не сын Божий, но не лишён гениальности. Толстой убирает из Евангелия все чудеса Христа, в том числе факт его Воскресения. 1883-1884гг. – «В чём моя вера?» 1890-03гг. – «Царство Божие внутри нас» - царство Божие внутри нас, а не только в церкви. Учение вырастает из Нагорной проповеди => ударили по щеке – подставь другую. Толстой начинает критически относиться к современной жизни, как и к системе тотального насилия. Проблема: как в этой системе координат оставаться чистым? Ответ: «непротивление злу насилием». Задача нравственного человека остановить насилие на самом себе. Движение «толстовства» становится популярным в России, Европе, США. Туда входили: вегетарианство и опрощение. Результат: 1901 г. – отлучение Толстого от РПЦ. Начиная с 1880-х гг. развивается русская религиозная философия. Представители: Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, В. В. Розанов Ставили вопросы об истинной религиозной природе Толстого. «Толстовство» - христианство, буддизм? Толстой – антихрист? Верит ли Толстой в Бога? Соловьёв: Толстой использует слово Христа в антрихристских целях, чтобы проповедовать буддизм. Новое отношение к искусству. 1898г. – «Что такое искусство?» Искусство – форма насилия. Писатель-философ отвергает всё в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий и классов. По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства – дать "знание различия между добром и злом", и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом. 1903г. – «О Шекспире и драме» - критикует драматургов, целью которых является только развлечение и забава зрителей. Произведение Шекспира – безнравственны, драма должна служить уяснением и утверждением в людях высшей ступени религиозного сознания. Наконец, в 1891-1899гг. роман «Воскресенье». Новый тип романа – роман-проповедь, роман-сатира, авторская субъективная позиция звучит в каждом слове. В итоге: опрощение – отказ от гонораров и прочего. Плохие отношения с Софьей Андреевной. Уезжает к своей сестре в монастырь. 7 ноября – смерть на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне станция «Лев Толстой»). Могила в Ясной Поляне – зелёный холм. «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого. «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) – автобиографическая трилогия. В ней отражены три разных этапа взросления. Ребёнок в состоянии взросления – нетипично для тогдашней литературы. Толстовская концепция «естественного человека» раскрывается именно в этой трилогии. Н.Г. Чернышевский – статья «Детство. Отрочество. Соч. гр. Л.Н.Толстого…» (1856). Сумел обозначить сущность таланта Толстого, его новаторство. 1. Специфика в изображении диалектики души. Сложности человеческой психологии изображает и Лермонтов, но специфика Толстого – бесконечный психический процесс. 2. «Чистота нравственного чувства». Из этой установки на этику возникнет религиозная философия Толстого. 3. Новые художественные формы > внутренние монологи героев. Он преимущественно сосредоточен не на диалогах, а на внутренних процессах размышлений и переживаний, которые не вербализуются героем. В общем, «Детство», «Отрочество», «Юность» описание трёх этапов взросления. Внутри каждой повести есть глава с созвучным названием => в ней выражается вся суть. «Детство» - первый внутренний монолог героя. Главный герой – Николенька Иртеньев. Глава «Учитель Карл Иваныч» - поток сознания. Внутренний монолог Николеньки – «диалектика души». Глава «Детство» - посвящена матушке, чувству ребёнка к ней. Произведение автобиографично в смысле «диалектики души» взрослеющего мальчика. В конце повести матушка умирает. Глава «Горе» - эмоции мальчика по поводу смерти матушки. Особая чистота нравственного чувства. «Отрочество». После смерти матери семья переезжает в Москву. Начинается социализация ребёнка. Николенька с большим трудом начинает взаимодействовать со сверстниками. «Можно ли входить в социум и при этом оставаться естественным человеком?» - истинно толстовская проблема. С точки зрения Толстого, период отрочества – период формирования рефлексии, мысли. Николенька начинает осмыслять мир. Юность. Начинается с темы развивающейся саморефлексии. |