Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 этап творчества: Творчество «Антоши Чехонте» 1880-1887 гг.

  • 2 этап творчества: 1888-1889 гг.

  • 3 этап: сахалинский период, 1890г, «пост-сахалинское» творчество начала 1890-х гг.

  • 4 этап: экспериментальное творчество середины 1890-х гг.

  • 5 этап: Рассказы 1898 г.

  • 6 этап: последние прозаические произведения рубежа XIX - XX вв

  • Билеты по русской литературе. билеты руслит. Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского


    Скачать 329 Kb.
    НазваниеОбщая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского
    АнкорБилеты по русской литературе
    Дата26.01.2023
    Размер329 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлабилеты руслит.doc
    ТипДокументы
    #906581
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    «Леди Макбет Мценского уезда» - русский национальный женский характер (важно не то, что она леди Макбет). Отсылка к Шекспиру и тургеневской традиции.

    Катерина Львовна Измайловна – жена купца Зиновия Борисовича. Звериное начало подчеркнуто отчеством главной героини. Она лишена нравственного, человечного начала. Влюбляется роковой любовью в приказчика Сергея.

    История великой любви (убийство). Её характер выходит за любые пределы «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» Убийство мальчика Феди, а дальше каторга в Сибирь.

    Женщина+любовь+гибель в Волге.

    Лесков пытается создать некие общие концепции, пытается создать единую картину жизни. Циклизация произведений.

    Циклы: «Святочные рассказы», «Рассказы кстати», «Праведники». «Праведники» - самый важный цикл. Праведник – не святой человек, а человек, идущий своим христианским путем, следующий своему истинному предназначению. В сборник вошли

    • «Очарованный странник» (1873) – хроника. События в хронологической последовательности. Воплощение мужского русского национального характера. Странник (странный). Очарованной жизнью. Русский мужской национальный характер: страсть, скитания, приход к Богу.

    • «Левша» (1881), сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. Проблема профессионализма: герои – тульские оружейники. Левша – в тексте с маленькой буквы, герой безымянный. Мастера – «это их эпос, и притом с очень человеческою душою». История разворачивается на фоне реальных исторических событий. Александр I, далее Николай I обнаруживает у себя блоху. История безымянного тульского левши на историческом фоне. Истинным героем становится рядовой, безымянный человек. Специфика русского мастерства: в Европе профессионализм целенаправленный, в России – бессмысленный. Проблематика сложного русского характера. Левша следует своему предназначению.




    1. Н. С. Лесков. «Очарованный странник».

    «Очарованный странник» (1873) – хроника. События в хронологической последовательности. Воплощение мужского русского национального характера. Странник (странный). Очарованной жизнью. В образе Ивана Флягина подчеркнуто богатырское начало. Но живет в небогатырскую эпоху, поэтому не может реализоваться в полной мере.

    Сюжет: паром плывет на остров Валаам (в монастырь). Богатырь-черноризец – Иван Северяныч Флягин, Голован. Рассказ о его собственной жизни до прихода в монастырь. С его рождением связаны мистические вещи => «молитвенный сын». У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом. Отец его – кучер, он – форейтор, кучерёнок. Давит монаха до смерти, а он потом ему является, говоря, что Иван не сможет умереть. Он идёт по жизни, очарованный ею.

    Смерть Груши - вопрос убийства-самоубийства. Убивает себя, либо ее толкает Иван Северяныч по ее просьбе. Перекрывает этой смертью первую. Акт освобождения, так как любил Грушу, а она хотела умереть.
    Русский мужской национальный характер: страсть, скитания, приход к Богу.

    Иван – монах богатырского типа, как персонаж былинных историй. Обладает мудростью и логичностью, но иногда поступает безрассудно и глупо – в нём отразилась такая черта русского человека как неумение смотреть в будущее.

    Художественные особенности:

    Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»). Целый ряд сюжетов, связанных со странничеством. Создается образ лесковской России.

    Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.

    Символичность названия

    Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак».

    С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни». Именно последнее понятие – «очарование жизнью» и стало ключевым понятием во втором варианте названия повести. Иван Флягин всю жизнь проводит в странствиях – судьба и случай не предоставляют ему возможности окончательно осесть. Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».

    По мнению исследователей в повести есть эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу. Судьба героя предопределена, но к своему предназначению он приходит сам.

    Жизнь простого русского человека тесно связана с разочарованиями и несправедливостью, однако как бы часто и в какой бы мере ни встречались эти неприятности в жизни человека, русский человек никогда не теряет надежду на чудо – по мнению Лескова как раз в этой оптимистической способности и кроется загадочность русской души.


    1. Поэзия В. С. Соловьева.

    Русская поэзия последней трети 19 в.: в это время пишут: Мережковский, Случевский, Апухтин, Минский.

    Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) - великий русский религиозный философ в первую очередь, т.к. русская мысль раньше заимствовала чужое. Начиная с 80-х годов, в России формируется первая оригинальная русская философия, философская система. У Соловьева два вида проявления мысли:

    • богословские философские труды

    • поэзия.

    Родился в семье историка Сергея Соловьева и матери Поликсены Владимировны из рода укр. философа Сковороды (18 в.). Сочетание религиозности и интеллектуальности.

    1869-73 гг. - учится в Московском университете: 1-2 курс на физико-математическом факультете, 3-4 - историко-филологический. Параллельно был вольнослушателем в духовной академии.

    1874 г. - магистерская диссертация “Кризис западной философии” - начало русской мысли. Проблема кризиса в рациональном начале. В основе философии должна быть религиозная интуиция.

    Популярность наступает аж в 21 год! С 1875 г. является доцентом Московского университета , читает публичные лекции.

    1875-76 гг. - путешествие за границу. Целенаправленно отправляется в Британский музей книги - оттуда в Каир.

    Изначальные интуиции - особый жизненный мистический опыт. С детства видения прекрасной женщины неземного происхождения.

    Поэма “Три свидания” (Москва - Лондон – Египет 1862-1875-1876). Примечание: «… самое значительное из того, что до сих пор случилось со мною в жизни». Самое значительное в жизни - три свидания с прекрасной женщиной. Написано юмористически.

    1862 г. (9 лет) - первое свидание в Москве на литургии, описание службы тоже юмористически. Мотив “золотой (солнце) лазури (голубой цвет)” - божественное, неземное происхождение.

    Пронизана лазурью золотистой,

    В руке держа цветок нездешних стран,

    Стояла ты с улыбкою лучистой,

    Кивнула мне и скрылася в туман.
    1875 г. - Лондон, в Британском музее. Второе свидание - видно только одно лицо. Говорит, что нужно отправляться в Египет. По наставлению женщины едет в Египет.
    Моей мечтою был Музей Британский,

    И он не обманул моей мечты.

    ***

    Вдруг золотой лазурью всё полно́,

    И предо мной она сияет снова —

    Одно ее лицо — оно одно.

    ***

    «В Египте будь!» — внутри раздался голос.
    1876 г. - на окраине Каира в пустыне. В этом появлении все воплощение мира.
    Глядела ты, как первое сиянье

    Всемирного и творческого дня.

    Что есть, что было, что грядет вовеки —

    Все обнял тут один недвижный взор…

    Синеют подо мной моря и реки,

    И дальний лес, и выси снежных гор.

    ***

    Всё видел я, и всё одно лишь было —

    Один лишь образ женской красоты…

    Безмерное в его размер входило, —

    Передо мной, во мне — одна лишь ты.
    Через три пространства происходит синтез религия - наука - мир.

    Соловьев долго искал ответ о природе существа. В Ветхом завете - несколько идеальных сущностей рядом с Богом. София Премудрость Божия - идеальная функция основания земли, создание мира. Посредине устройства мира между земным и идеальным.

    Соловьев решил, что именно она являлась ему. Учение об этом называют софиологией.

    По христианскому учению - София - душа мира.

    Понятие софийности мира - церковь, культура, природа и ЖЕНЩИНА. Это легло в основу поэзии Соловьева. Он разделил Софию Небесную и Софию Тварную. Вся мистическая поэзия посвящена этим двум ипостасям.

    (В жизни Соловьёва было две любви - обе Софии).

    Философия Соловьева получает определение «Философия Всеединства». Учение о единой душе мира

    Философская, мистическая лирика: “Три свидания”, “Вся в лазури”, “Мыслей без речи”, “Милый друг”.

    Попытка передать мистические переживания. София Тварная (главная любовь Соловьева - София Хитрово) - в основном все посвящено ей - любовные переживания.

    “О как в тебе лазури чистой много” (81 г.)

    Двойственная природа земной женщины. В ней соединяются два начала – чистая лазурь и черные тучи.

    Соловьев умирал тяжело, последний философский труд - “три разговора”.

    8 июля 1900 г. - “Вновь белые колокольчики” – основано на видениях умирающего поэта-философа.


    1. Общая характеристика жизни и творчества А. П. Чехова.

    Начинает собой литературу ХХ века.

    В философии есть два базовых учения: онтология (о бытии мира) и гносеология (о познании мира). Достоевский и Толстой выстраивали свою картину мира, в общем. Отличие Чехова в том, что он станет первым, кто сосредоточен на познании мира человеком, как он это делает. Чехов - гносеолог, важна не целостная картина, а само познание.

    «Никто не знает настоящей правды» - художник должен ставить вопросы, а не искать истину. Необходимо все время находится в процессе познания мира.

    Один из устойчивых сюжетов Чехова: казалось => оказалось. В центре – сфера человеческого сознания.

    Чехов не согласен с тем, что человека определяет социум. Наоборот, личная ответственность за самого себя. Его герои часто скучные, пошлые. Их такими сделало не общество, а они сами. Человек сам делает себя «маленьким».
    У Чехова есть свои идеалы:
    1) На первом месте – человеческое тело. Оно совершенно, гармонично. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо¸ и одежда, и душа, и мысли».
    2) В творчестве Чехова господствует малый жанр – мир распался на фрагменты. Отказ от романа, так как это онтология. Функцию большого жанра Чехов восполняет в драме.

    3) Чехов – точка перехода от реализма к модернизму. В его произведениях есть и пласт реализма, и модернизма, и символизма, и импрессионизма. Реализм, осложненный модернизмом. Каждое произведение можно интерпретировать с обеих сторон.

    4) Религиозных составляющих в системе ценностей Чехова нет.
    1860-80-е гг. Родился в Таганроге, на море. Его отец, Павел Егорович, был купцом. Был строгим человеком, церковным старостой. Дети росли почти в церкви, хорошо были знакомы со службой, отсюда неоднозначные отношения Чехова с религией (=насилие).

    Отец разорился, семья переехала в Москву, кроме Антона, ему нужно было окончить гимназию. На полтора года остаётся один, начало самостоятельной жизни.

    -разобрался с кредиторами отца
    - в 1879 году окончил гимназию

    - театр в Таганроге.

    В 1879-1884гг. – учится на врача в Московском университете. С начала 1880-х – учебная практика. Далее работает врачом. В это же время начинает публиковаться.

    1 этап творчества: Творчество «Антоши Чехонте» 1880-1887 гг.

    1880 г. - первое произведение. Короткие юмористические рассказы в юмористических журналах (“Будильник”, “Стрекоза”). Публикуется только под псевдонимами.

    1884г. – первый сборник «Сказки Мельпомены». Художественная позиция: существование под маской = поиск. Произведения его были востребованы, было написано около 100 штук.

    1883 г. - “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”

    1885 г. - “Горе”

    1887 г. - “Счастье”

    2 этап творчества: 1888-1889 гг.

    1887г. – сборник «В сумерках». Пишет под своим именем. В 1888 году Чехову дали Пушкинскую премию за этот сборник. Многие литераторы написали Чехову с требованием быть ответственным за свой талант. Чехов понимает, что не может больше размениваться на малый жанр и начинает создавать повести.

    1888 г. - повесть “Степь”.

    1889 г. - повесть “Скучная история”.

    Далее Чехов едет на Сахалин.

    3 этап: сахалинский период, 1890г, «пост-сахалинское» творчество начала 1890-х гг.

    21 апреля  8 декабря 1890г. – путешествие на о. Сахалин.

    Путешествие по Сибири. Очерки «Из Сибири», 15-21 мая 1890г. – Томск.

    10 июля – 13 октября 1890г. – Остров Сахалин. Каторжный остров. Чехов сделал полную перепись населения – около 10 тыс. карточек. Он встретился с каждым, судя по всему. Создает произведения «Остров Сахалин». На здоровье Чехова поездка сказалась достаточно плохо. Возвращение: а-ля кругосветное путешествие через Индийский океан, Японское, Красное, Средиземное, Черное моря и т.д.

    1891-92 гг. – пост-сахалинский период творчества. 

    Острые, конфликтные произведения, в основе которых лежит дуэль. И тут же разворачивается сюжет «казалось-оказалось». Изменение мышления, точки зрения.

    1891 г. - “Дуэль”.

    1892 г. - “Палата №6”.

    4 этап: экспериментальное творчество середины 1890-х гг.

    После Сахалина, в начале 1890-х гг. Чехов – самый востребованный писатель. Покупает подмосковное имение Мелихово. Написано 42 произведения. Время расцвета его жизни. Благотворительность.

    Сложно периодизировать экспериментальную прозу. Сер. 90-х - темные произведения, которые можно интерпретировать самым разным способом. Множественность интерпретаций.

    1894г. – повесть «Чёрный монах».

    5 этап: Рассказы 1898 г.

    Меняет доминанту: теперь в основе – требовательность к человеку. Создаёт вполне реалистические и однозначные произведения («Ионыч», «Душечка»). Чеховская трилогия.

    «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Тема футляра будет и дальше раскрываться в творчестве Чехова.

    6 этап: последние прозаические произведения рубежа XIX - XX вв

    1884г. – заболевает туберкулёзом, впервые пошла горлом кровь (поездка на Сахалин пошла не на пользу), с 1897 г. – быстрое развитие болезни => врачи советуют сменить климат. Переезжает в Ялту.

    С 1901 года он уже на положении постоянного пациента. Семья решает продать Мелихово и переехать в Ялту. Чехов приобретает Белую дачу (сейчас это туристическая точка). В Ялте Чехов разбивает сад. Последний период жизни связан с закатом прозы и расцветом драматургии.

    Наконец-то женится! На актрисе театра О.Книппер, которая играла ведущие роли в его пьесах. Брак этот достаточно своеобразный: он в Ялте, она в Москве.

    Завершение прозы. Расцвет драматургии (1896 г. - “Чайка”). 

    1899 г. - “Дама с собачкой”

    1902 г. - “Архиерей”

    1903 г. - последнее прозаическое произведение - “Невеста”. 
    В июле 1904г. Чехов едет в Германию лечиться, встаёт посреди ночи, пьёт шампанское, говорит «я умираю» и умирает.


    1. Творчество «Антоши Чехонте» 1880-1887 гг.: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Горе», «Счастье».

    1880 г. - первое произведение. Короткие юмористические рассказы в юмористических журналах (“Будильник”, “Стрекоза”).

    Публикуется только под псевдонимами.

    1884г. – первый сборник «Сказки Мельпомены». Художественная позиция: существование под маской = поиск. Произведения его были востребованы, было написано около 100 штук.

    1883 г. - “Смерть чиновника” – новелла. Неожиданный финал. Своеобразие в том, что смерть является темой юмористического рассказа. В центре - маленький человек, которого не жалеют как в первой трети 19 века. Маленький человек делает себя таким сам. Его ответственность лежит на нём. Юмор в том, что это смерть именно чиновника, а не человека (человеку нельзя запретить чихать). Сам сделал себя чиновником, маленьким человеком.
    “Толстый и тонкий" – традиционно, толстый (=богатый) – плохой человек. Толстый и Тонкий – старые друзья. Толстый рад этой встрече. Отношение Тонкого меняется, когда он узнаёт должность Толстого. Разница в чинах - изменение поведения тонкого. Сам себя делает маленьким человеком – ведёт себя подобострастно.

    1885 г. - “Горе” – об ответственности человека. Токарь Григорий везёт больную жену на санях, в это время вспоминает о то, каким был талантливым, женился на красавице. Но запил и испортил себе и жене жизнь. Осознает, что жил неправильно. Матрёна умирает. Токарь засыпает на морозе и просыпается в больнице: отморозил себе руки и ноги, их ампутируют. Жестокое наказание героев за бездарное распоряжение жизнью. Вся его жизнь – это горе.

    1887 г. - “Счастье” – другой тип – бессюжетное произведение. Нет яркого поворота событий. Сосредоточение на описании процесса мышления, познания мира. Познание того, что такое счастье. Степь – родное детское пространство Чехова. Человек движется по ней и познаёт жизнь.

    Установка на философию: «у Чехова философствует всякая мелюзга». О смысле жизни думают абсолютно все люди. Герои – два пастуха – размышляют о счастье. Мышление показано как тотальный процесс. Мыслят даже овцы.

    Само счастье не показано, оно просто дано в процессе размышлений.

    Для старика: счастье – искать клад. Вопрос: что такое счастье вообще? Ответа нет.

    Всё в процессе размышления.


    1. Творчество А. П. Чехова 1888-1889 гг.: «Степь», «Скучная история».

    1887г. – сборник «В сумерках». Пишет под своим именем. В 1888 году Чехову дали Пушкинскую премию за этот сборник. Многие литераторы написали Чехову с требованием быть ответственным за свой талант. Чехов понимает, что не может больше размениваться на малый жанр и начинает создавать повести.
    1888 г. - повесть “Степь” – о том, как человек (мальчик Егорушка) входит в жизнь и пытается её понять. Подзаголовок: история одной поездки. Егорушка уезжает в гимназию. Повесть только о поездке по степи. Степь – символ жизни. Человек движется по ней и познаёт жизнь.

    Путешествие по степи = путешествие по России. Степь является вторым главным героем наряду с Егорушкой. Встречи с разными людьми, Россия в лицах. Егорушку сначала везут два человека: деловой – купец Иван Иваныч Кузьмичев и святой – отец Христофор Сиргийский.

    • Уровень реализма. Показана степная Россия. Степь и населяющие её люди даются с двух точек зрения – Егорушки и автора.

    • Уровень импрессионизма связан с образом степи. Она показана утром, днём и вечером, показана в грозу. Она – герой, равный человеку.

    • Уровень символизма. Поездка – вхождение героя во взрослую жизнь.


    1889 г. - повесть “Скучная история” – подзаголовок «из записок старого человека». Не фиксированный сюжет, фрагментарность. Бессистемность, бессюжетность (восходит к ранним бессюжетным рассказам). Записки, в которые оформлен сюжет, нужны старику, чтобы понять, в чём смысл жизни, которую он прожил. Процесс познания, подведение итогов. Скучная история в понимании Чехова – это обычная история. Непонимание смысла жизни = обыденность.

    Он учёный, блестящий учёный, профессор. Но теперь перед смертью, он задумывается о том, стоило ли это того. Не понимает смысла своей жизни, имя и личность не совпадают - каков он сам? Все поставленные им цели достигнуты, но смысла в них не было.

    Николай Степанович, его семья: сыну в тексте даже не дано имя. От семьи Профессор отлучен. Взаимное равнодушие и одиночество. И работа надоела.

    Исключение: девочка-сиротка Катя, за которой наш герой присматривает. Она единственная, кого он любит. И Михаил Фёдорович - филолог. Только с ними он чувствует себя живым, счастливым.

    Кульминация: его дочь тайно обвенчалась. Поездка Николая в Харьков – бесполезна. Обострение рефлексии о смысле жизни, который он потерял окончательно. Не может понять, ради чего жил.

    Смысла в его жизни нет, так как в «его жизни нет общей идеи, или Бога живого человека». Понимания самого себя.

    Эффектный финал. Николай Степанович, Кате: «Прощай, моё сокровище!»
    Прямо противоположные содержания. Мальчик и пожилой человек. Связь через эти крайности. Оба пытаются понять смысл жизни.


    1. «Пост-сахалинское» творчество А. П. Чехова начала 1890-х гг.: «Дуэль», «Палата № 6».


    Острые, конфликтные произведения, в основе которых лежит дуэль. И тут же разворачивается сюжет «казалось-оказалось». Изменение мышления, точки зрения.

    1891 г. - “Дуэль” – в название вынесена категория дуэли – тема и принцип изображения. В это время дуэль – жуткий анахронизм. Но для Чехова дуэль – принцип столкновения людей, противоположных концепций человеческой жизни.

    Кавказ, Чёрное море. Изображается кавказский городок с военной атмосферой.

    В центре – два человека: Лаевский и Фон-Корен. Два противоположных принципа проживания жизни: гедонизм и социал-дарвинизм соответственно. 

    Лаевский приехал на Кавказ с чужой женой (Надеждой Фёдоровной), чтобы наслаждаться жизнью. Идеолог безответственности. Любит называть себя «лишним человеком». С точки зрения других людей, он развращает город. Надежда Фёдоровна тоже вливается в эту идеологию, принимает её, потому и неоднократно изменяет.

    Его идеологический противник – зоолог Николай Васильевич Фон-Корен. Носитель модной концепции социал-дарвинизма: человеческое общество должно избавляться от слабых представителей. Ненавидит Лаевского и считает, что его нужно убить. Ненависть взаимна.

    Лаевский: «я драться буду!» Фон-Корен воспринимает это как вызов на дуэль.

    Ночь перед дуэлью: Лаевский начинает меняться, понимает, что единственный близкий человек - Надежда Федоровна. Человеческое мышление меняется перед лицом смерти. Чехову интересен человек и его изменяющееся мышление.

    Лаевский стреляет в воздух. Фон-Корен пришел убивать. Дьякон Победов прячется и наблюдает, не выдерживает и кричит, так что Фон-Корен дрогнул и не выстрелил. Случайность спасает.

    Фон-Корен меняется после дуэли. Рад, что не убийца, через три месяца уезжает, заходит к Лаевскому - тот теперь живет трудом и добродетелью. 

    Но никто не знает настоящей правды.
    1892 г. - “Палата №6”- один из излюбленных хронотопов Чехова – провинциальный город – клетка без перспектив, закрытое пространство. Там больница = замкнутое пространство, палата №6 - замкнутое полутюремное пространство, насильственное удержание душевнобольных, потустороннее пространство.

    Философская дуэль, как принцип. Два главных героя: Иван Дмитриевич Громов - мания преследования, позиция абсолютного протеста против жизни и людей, насилия. Доктор Андрей Ефимыч Рагин - осмысляет смысл жизни, любит философствовать, его единственный настоящий собеседник - Громов. «Дело в том, что мы с вами мыслим». Мышление как высшая ценность. Говорит о том, что человек духовно свободен, он должен принимать все события. Сложный философский диалог героев: два мыслящих человека занимают прямо противоположные позиции того, как человек должен относиться к окружающему миру. Рагин - позиция Чехова - потерпит поражение - Чехов подвергает сомнению собственную концепцию. 

    Громов – утверждает несвободу личности, социум обрекает человека на несвободу. Рагин: «покой и довольство не вне человека, а в нём самом».

    В игру вступает сам социум: коллеги Рагина – город – тюрьма. Атмосфера города-тюрьмы срабатывает, Рагина отправляют в отставку и заключают в палату №6. Правда оказывается на стороне Громова. Рагин так потрясён, что умирает. Концовка неоднозначна: «стадо оленей» - про свободу.


    1. Экспериментальное творчество А. П. Чехова середины 1890-х гг.: «Черный монах».


    После Сахалина, в начале 1890-х гг. Чехов – самый востребованный писатель. Покупает подмосковное имение Мелихово. Написано 42 произведения (т.н. мелиховский период).

    Сложно периодизировать экспериментальную прозу. Сер. 90-х - темные произведения, которые можно интерпретировать самым разным способом. Множественность интерпретаций.
    1894г. – повесть «Чёрный монах». В основе тема: что такое гений? Норма или нарушение нормы? Тема таланта: гениальность или сумасшествие? Чехов намеренно закладывает возможность разных интерпретаций.

    Философ Алексей Васильевич Коврин приезжает к Песоцким. Садовод Песоцкий - создатель рая (сада). Тема сада важна, так как природа создала рай на земле. Сад у Песоцких - естественный, фигурный, коммерческий - в этом вся земная природа в целом.

    Таня Песоцкая - Коврин - история любви Адама и Евы в райском саду. Легенда о Чёрном монахе, которую герой, причём, не помнит, откуда услышал, так что возможно он выдумал её сам: по земле витает призрак и может появиться где угодно. Коврин видит на горизонте чёрный столп. Это видение или создание природы? Монах начинает постоянно приходить к Коврину, они дискутируют, монах говорит, что Коврин – посланник Божий: реально послание иных миров или мания величия? Наступает пик развития личности. Черных монах толкает Коврина в творчеству. Он призрак или внутренняя сущность Коврина? Божественная или дьявольская сила?

    Таня замечает, что Коврин разговаривает сам с собой. Коврин соглашается, что он болен, что сошел с ума (“поздравьте”). Начинает проходить терапию, но после лечения жизнь кажется скучной. Его лечат, и он теряет вдохновение, становится посредственным. Отсюда вопрос – он был болен или гениален?

    В итоге, Коврин находит другу даму. Таня пишет, что отец её умер, сад разрушен. Коврин снова видит монаха и умирает совершенно счастливым.



    1. Рассказы А. П. Чехова 1898 г.: трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».


    Проза Чехова становится принципиально другой. Теперь позиция жесткой требовательности к человеку. Создаёт вполне реалистические и однозначные произведения («Ионыч», «Душечка»).

    Маленькая трилогия.

    «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

    Чеховские “Записки охотника”: истории во время охоты - метасюжет охоты. 

    Учитель гимназии Буркин и Иван Иванович Чимша-Гималайский охотятся и рассказывают истории. Общая тема: человек в футляре. Современный человек не свободен, находится в клетке.

    Однозначная позиция: несвобода в любой ситуации. 
    1   2   3   4


    написать администратору сайта