Главная страница
Навигация по странице:

  • Слепой музыкант”

  • Билеты по русской литературе. билеты руслит. Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского


    Скачать 329 Kb.
    НазваниеОбщая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского
    АнкорБилеты по русской литературе
    Дата26.01.2023
    Размер329 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлабилеты руслит.doc
    ТипДокументы
    #906581
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Глава «Что я считаю началом юности» – появление истинного друга (Дмитрий Нехлюдов). Суть дружбы – в обмене мыслями, взаимном философском диалоге.
    С Дмитрием обсуждают нравственные категории, проблемы, состояние человека (глава «Правила). В контексте рефлексии, философии впервые появляется проблема религии (главы «Исповедь», «Поездка в монастырь», «Вторая исповедь»). В этот момент у Николеньки происходит расхождение с некоторыми обрядами. Сложное отношение к РПЦ, в которой он видит только обрядовую форму, а не нравственное содержание.
    Поступление в университет – первый реальный опыт социализации. Два типа студентов: дворянского и демократического происхождения. Дворянам учиться незачем: для них студенческая жизнь – карты, гулянья. Но Толстому это не нравится, он хочет учиться!

    Демократический слой: для них учёба – единственный способ найти своё место в социуме. Социально принадлежа к дворянам, Коленьке ближе студенты из простого народа.
    Заканчивается университетским опытом Толстого. Личный опыт переживаний, ранняя форма дневника.


    1. Севастопольские рассказы Л. Н. Толстого.

    Название не авторское.

    Контекст: Крымская война 1853-56-гг. Оборона Севастополя. Национальная травма.
    3 очерка. 1855г. Три этапа развития исторического события.

      1. «Севастополь в декабре месяце».

      2. «Севастополь в мае».

      3. «Севастополь в августе 1855г.»


    Проблема жанра: очерк и рассказ.


    1. «Севастополь в декабре» - чистый очерк. Взаимодействие с читателем. Описание исторической реальности. Толстого поразило некое духовное единство. Формируется понятие «единой души нации», которое развивается в мировой философии. В христианской парадигме у всех есть душа. На следующем уровне души всех людей одной нации сливаются в одну душу. А на следующем все национальные души сливаются в одну мировую.

    2. «Севастополь в мае» - изображён момент перемирия. Меняется доминанта. Пишет об ужасах войны. Война как нехристианское явление.

    Сильно художественное начало (рассказ). Персонажи Калугин, Михайлов. Внутренний монолог Праскухина – последние чувства, которые человек переживает в момент смерти.
    Впервые входит образ Наполеона: исторический анекдот, сатиризм, другое мироощущение.

    1. «Севастополь в августе» - рассказ, очерковое начало. В центре – чувство национального поражения. Русские войска, покидая Севастополь, чувствуют национальное унижение. Братья Козельцовы – тема семьи и войны, история показана через частное. Старший брат уже стал, младший – романтично настроенный, воодушевлённый. Оба погибают, причём младший гибнет страшно. Старший тяжело ранен.

    «- Что, выбиты французы везде? - спросил он у священника.

    - Везде победа за нами осталась, - отвечал священник, скрывая от раненого, чтобы не огорчить его, то, что на Малаховом кургане уже развевалось французское знамя».


    1. Повесть Л. Н. Толстого «Казаки».

    1863 г.

    Задумывалась как продолжение трилогии «Д», «О», «Ю»  «Молодость». Повесть о первом кавказском опыте. Снова заявляется тема «естественного человека», но здесь акцент на другом. «Естественным человеком» здесь считается русское казачество. Казачество – часть вооруженных сил Российской империи, преимущественно кавалерия; казаки имели особый социальный статус: социальная автономия, свобода от крепостного права, землевладение. Казаки для Толстого – воплощение русского народа. Ставится вопрос – может ли дворянин быть естественным человеком?

    «Идеал русского мужчины – немножко попашет, немножко повоюет».

    Начало повести: прощание Дмитрия Оленина с друзьями, отправление на Кавказ. Первое, что его потрясает – образ гор. Высота, чистота => совершенно другое пространство («Сначала горы только удивили Оленина, потом обрадовали; но потом, больше и больше вглядываясь в эту, не из других черных гор, но прямо из степи вырастающую и убегающую цепь снеговых гор, он мало-помалу начал вникать в эту красоту и почувствовал горы».)

    Очень подробное описание быта казачьей станицы. Казачество = понятие человекозверя, гармония с природой (выращивают пищу, убивают только для самозащиты). Толстой увидел в казачьих станицах идеал, гармоничное сосуществование людей, абсолютное единство казачьего мира.

    С точки зрения Толстого, он видит гармоничный мир, рай на земле, но сам попасть туда не может, так как он не казак, а русский дворянин. То же у Дмитрия Оленина.

    10 лет Толстой не может написать финал, решить эту проблему.

    Система персонажей:

    • Дед Ерошка – стареющий богатырь, хитрый человек, прекрасный охотник. Натуральный естественный человек.

    • Молодой казак Лукашка – воин. Война с чеченцами – животная война, силы равны. Оленин пытается с ним сблизиться, но они совершенно разные.

    • Марьяна – (женитьба на крестьянке – вполне реальная идея Толстого и, как вариант, – отличный ход приобщения к жизни народа) женщина-богатырша, всем в доме правит. Играет с Дмитрием, заигрывает, узнав, что он в неё влюблён. Но любит Лукашку. Счастливой истории любви с простой крестьянской женщиной быть не может. «Уйди, постылый!»

    Финал: Дмитрий уезжает. Нельзя гармонично сосуществовать с этим миром, герой влиться в мир естественных людей не может.


    1. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: философия истории, смысл названия, жанровая специфика.

    Толстой всегда ориентирован на базовые философские принципы. В поздний период Толстой распался на художника и философа: философские воззрения+художественный мир.

    Когда Толстой задумал большой роман об историческом кризисе => он не может писать произведение, не придумав собственную философию истории. 4 тома+эпилог (завершение истории+философская концепция Толстого).

    Оригинальная философская концепция. Философия истории определила жанр, название, хронотоп, систему персонажей – обусловила художественные особенности, в общем.

    Концепция заключается в том, что ведущая роль в истории определена отдельной личности. Ключевая фигура XIX века – Наполеон. Толстой это проблематизирует: принципиальный отказ от идеи одной особенной исторической личности.

    Толстой берёт отдельное историческое событие, и стремится его осмыслить: за счёт чего оно состоялось? Почему не состоялось? Для того, чтобы это событие состоялось, нужно учитывать воли и желания, стремления абсолютно всех людей, живущих в тот момент. То или иное историческое событие происходит тогда, когда оно нужно большинству. И это большинство обуславливает вектор развития истории.

    Отдельный человек всегда живёт своей собственной частной жизнью! И даже на войне. Преследует свои собственные интересы, им движет его воля. Человек = частная личность. Историческое событие происходит, если оно выгодно частным людям.

    Каждый человек, живущий своей частной жизнью – исторический деятель, в конечном счёте. Единая душа нации => единая душа мира. Каждый становится историческим лицом. Одинаково важно: и война, и мир. Всё происходит частным образом!

    «История – бессознательная, общая, роевая жизнь человечества».
    Смысл названия:
    Ну, это связано не только с разными смыслами слова, но и графикой: так как существовало два написания. Мир как отсутствие войны и мiр как вселенная, весь род человеческий. Толстой писал через привычную букву, но это не меняет антитетичность названия.

    Мир – многозначное понятие:
    1) Не война.

    2) Весь мир.

    3) Крестьянская община (всем крестьянским миром).

    Что в романе мир - это все вокруг (обширность хронотопа, количество персонажей, движущая сила истории в принципе)

    Колоссальный хронотоп! Время: 1805-1819гг. Пространство: Россия и Европа.

    Более 500 героев. Толстой опять ставит перед собой невыполнимую задачу: «миллионы и миллионы воль, желаний, стремлений…» Получается, он должен был их все описать. Тут выражается опять-таки принципиальная позиция – в одном произведении описать весь мир! Позиция утопическая, но всё же это попытка…

    Многосюжетность: история подробно описана с разных углов+история нескольких семей.
    Философия истории определила жанр: роман-эпопея. В основе романа – судьба личности, человеческий характер. Эпопея – разновидность эпоса, в котором выражены коллективные национально-исторические и государственные идеи времени. Роман-эпопея – единство и равенство этих двух начал. Восходит к Гомеру: «Илиада» - изображение народа в войне (эпопея), «Одиссея» - история одного человека, человеческий характер в основе. Личная история жизни+история нации = роман-эпопея.

    Личная история и история жизни даны в синтезе. Единый процесс движения и развития истории и человека: диалектика исторического прогресса. Диалектика души.


    1. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: тема войны.


    В I томе романа тема войны раскрывается через военную кампанию 1805-1807 гг. И Россия проигрывает эту кампанию, поскольку ей она была не нужна – солдаты и офицеры не понимали смысла этой войны, не понимали, за что именно они сражаются. Здесь появляется образ Кутузова, которого Толстой изображает как часть нации. Он показан как человек близкий к народу, обладающий собственным внутренним миром.

    Шенграбенское сражение демонстрирует восприятие войны Андреем Болконским как способа построения карьеры. Он желает славы. События на батарее Тушина играют ключевую роль, хотя остаются малоизвестными. Битва при Аустерлице завершается окончательным поражением. Болконский желает повторить подвиг Наполеона во время битвы при Тулоне – он ведет солдат в бой, держа в руках флаг. Однако Наполеон в сознании Андрея обретает сатирическое изображение, он представлен как нечто неважное.

    События III тома повествуют о вторжении Наполеона в Россию. Он вторгается в совершенно незащищенный, неподготовленный Смоленск, который моментально сдается. Отечественная война 1812 года показывается Толстым как кризис национального масштаба. Однако только такой кризис оказывается способным запустить пробуждение Души нации.

    Ключевой момент представляет собой Бородинское сражение в сентябре 1812 года. С одной стороны, в нём погибает половина российского войска. С другой же стороны, им одерживается нравственная победа, поскольку остальная половина армии беспощадно сражается, отстаивая интересы всей страны, видя смысл в её защите (своеобразная антитеза кампании 1805 – 1807 гг.).

    С изображением войны Толстого связано не только описание батальных сцен, но и поведения мирных жителей. Подробно описывается то, как люди разных сословий покидают Москву перед вторжением в неё Наполеона. В Москве Наполеон ощущает себя победителем, но сохраняется его общее странное чувство – нет делегации, Москва горит. Наполеон чувствует потерянность – он показан как обычный человек. В связи со всем этим, он решает оставить Россию.


    1. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: общие принципы изображения человека.


    У Толстого человек – это тело, лицо, мимика. Только в описаниях отдельных героев он углубляется в диалектику души. Внешность, портрет, внутренний мир, внутренние монологи (диалектика души).

    Телесность толстовских героев: в первую очередь, Элен – герой телесный (живёт только плотскими утехами). Противоположный пример – княжна Марья. Но стоит ей улыбнуться, заговорить, как её тело преображается духовно. Игра на внутреннем свете и внешности.

    Изображение человека связано с дворянством. Именно война 1812 года доказала, что дворяне могут быть естественными людьми. Чтобы быть естественным человеком, необходимо обладать единством с нацией, быть частью единой Души нации. Позиция естественного человека определила оценочную позицию Толстого.

    Положительные и отрицательные герои у Толстого. Две крайние точки – Платон Каратаев и Наполеон.
    Героев можно разделить на:

    1. Исторических личностей.

    2. Вымышленных героев.

    Но, в сущности, исторические личности – художественные образы Толстого. Художественное новаторство Толстого: массовые сцены (связанные с изображение народа и единой души нации: русские исторические личности, вымышленные герои-русские солдаты, офицеры, крестьяне). Этим массовым сценам противостоят анти-герои, восходящие к типу личности Наполеона. Очевидный пример: семья Курагиных (князь Василий, Элен, Анатоль, хоть он и приобщён к войне, теряет ногу => теряет красоту, жертва войны).

    Но доминируют в романе типы личности, связанные с мыслью народной. «Мысль народная» - «мысль семейная». Персонажи изображаются как несколько семей: Ростовы, Болконские, Пьер Безухов – часть нации.

    Ростовы и Болконские – две дворянские семьи. Разные принципы изображения.

    Ростовы – естественные люди. Старая графиня истощена родами (естественная женщина, пришедшая в мир, чтобы рожать). Старшая дочь Вера выпадает из принципа, т.к. она воплощённый рационализм, эгоизм. Закономерно выходит за Берга. Вера нужна, чтоб подчеркнуть естественность остальных.

    С точки зрения Толстого, ничуть не менее значим Николай Ростов. Суть мужского русского национального характера – живёт эмоциями, но в нём показан идеал Толстого. Суть мужского характера – воин и землепашец. В финале романа Николай – идеальный семьянин. Главное в нём – ответственность и верность.

    Наташа Ростова – воплощение естественной женщины. В «ВиМ» есть два типа русских женщин (естественная и религиозная – княжна Марья). Наташа пришла в мир, чтобы любить. Она влюбляется в людей, такова её природа. Как естественная женщина она стремилась выйти замуж. Она любит мужа, детей. По Толстому, Наташа становится «самкой». Особый характер: естественная женщина+дворянская культура. Два танца Наташи: первый бал (народная пляска: откуда у графини эти умения?)

    Соня – приемная дочь у Ростовых. У неё совершенно другая судьба. Всю жизнь любит Николая, но ведёт себя благородно, хоть такое благородство по Толстому и не соответствует понятию естественного человека.

    Петя Ростов – младший в семье. Каждая семья должна чем-то заплатить за победу в войне. Ростовы заплатят жизнью Пети. В 15 лет он добровольно уходит воевать, причём в партизанские войска. Накануне смерти ему снится сон: оркестр = единство мира, хор, в который входит всё. Это художественное воплощение единства нации:
    «<…> стройный хор музыки, игравшей какой-то торжественно сладкий гимн <…> все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное <…> С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него».

    Болконские – русское дворянство как сфера русского интеллекта, просвещения, прогресса. Если Ростовы – природа, то Болконские – сфера духа. Принципиально описание старого князя Болконского (а-ля XVIII в. – эпоха Просвещения), изображён в духовных трудах; старый князь постоянно занят — то пишет записки, то даёт уроки дочери Марье, то работает в саду.

    Княжна Марья – религиозный тип русской женщины. Своей духовностью она сильно влияет на семью. Крестик => спасает Андрея. Княжной Марьей владеют смирение и терпение, что выражается в отношении к отцу.

    Андрей – в центре изображения семьи. Тема интеллекта. Автобиографические герои Толстого – Андрей и Пьер. Эти герои даны на разных этапах своего развития. Именно так понимает Толстой своего автобиографического героя. Андрей начинает с военной карьеры, стремления к славе => крушение ценностей. Далее этап частной жизни в имении Лысые горы (очень важный этап!) Далее государственная деятельность (сподвижник Сперанского), герой-интеллектуал. На этом этапе Андрей встречает Наташу. Как герой-интеллектуал он не может себе позволить полностью отдаться чувствам. В крушении любви виноваты ОБА.

    На фоне войны Андрей рядом с Кутузовым. Сам князь относится к войне 1812 года не так, как к войне 1805. Солдаты же: Андрей – «наш князь», он един с душой нации.

    Смерть Андрея – расплата Болконского за победу в войне. Символично случайное стечение обстоятельств – встреча Наташи с раненным Андреем. Последние дни Андрея с Наташей – демонстрация того, что их «брак» состоялся: по сути, Наташа выполнила свою функцию, они были духовно едины. При этом духовном единстве Наташа почувствовала, что Андрей изменился.

    Сон князя Андрея: ему снится, что он лежит в комнате, в дверь стучится Оно, смерть. Страх смерти, просыпается. «И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно <…> Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер. Но в тоже мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и <…> сделав над собой усилие, проснулся. «Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – это пробуждение», - вдруг просветлело в его душе <…> »

    Смерть – пробуждение от жизни. Сам Толстой боялся смерти, но тут вдруг – преображение: смерть – пробуждение. В общем, желание умереть связано со страхом естественной жизни. Не хватило Андрею естественности, плотского начала.
    Пьер Безухов – с самого начала входит как часть семьи, но незаконнорожденный. В рождении Пьера Толстой реализовал свой план жениться на крестьянке. Пьер – гармония тела и духа, интеллекта и естественного человека. Сочетание естественности и интеллекта определяет и этапы его развития.

    В начале: незаконнорожденный сын графа Безухова, интеллектуал.

    Далее: узнаём, что Пьер не чужд плотским радостям. Был замешан в пьяном дебоше.

    Потом: наследник состояния, свобода выстраивать жизнь как хочется. Так, женится на Элен - воплощение плотской женщины.

    Переломный момент: дуэль с Долоховым. Идя на дуэль, он готов убить человека. Но в нём играет естественная нравственность.

    Уходит в масонство. В частности, это говорит о нравственном самосовершенствовании личности. В 1812 году Пьер оказывается на войне, на Бородинском сражении. Его интуитивно влечёт к эпицентру единой души нации. Толстой наделяет Пьера и Андрея своими собственными рассуждениями о философии истории.

    Пьер решает, что его историческая миссия – убить Наполеона. Он переодевается в простое платье. Заподозренный в поджогах Москвы, попадает в плен, где встречает Платона Каратаева (полное слияние человека с народом, у него отсутствуют местоимение «я»).

    В то время, когда Пете снится сон об оркестре (накануне освобождения пленных, среди которых есть Пьер), сон снится так же и Пьеру: глобус, капли – отдельные люди сливаются и разделяются. Андрею и Пете снятся сны – они умирают, Пьера Толстой не убивает. Проснувшись, он узнаёт о смерти Платона (ещё одна жертва для победы в войне), Пьер оказывается жизнеспособнее.
    Эпилог: гармоническая семья княжны Марьи и Николая Ростова. Они дополняют друг друга. Гармоническая семья Пьера и Наташи. Их гармония – гармония двух естественных людей. Эту гармонию разрушает спор Пьера и Николая о тайном обществе. В перспективе романа – то с чего он начинался. 1851г. – «Декабристы», возвращение пожилых Пьера и Наташи из сибирской ссылки.


    1. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»: основные герои.

    См. выше.


    1. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: роман об Анне Карениной.

    «Анна Каренина» - попытка создать роман о современной жизни. В центре – «мысль семейная». Институт брака разрушен. Роман о несчастных семьях.

    Две истории, два главных героя – Анна Каренина и Константин Левин. Они встретятся всего один раз, ближе к концу. Но сюжетно никак не связаны между собой. Две истории: современной женщины и современного мужчины. Ситуация, связанная с разрушением семьи в России. Разрушение семьи тотально, поэтому 2 истории. В основе этого разрушения – греховность людей.

    Название романа: если в заглавии женское имя, то роман, по стереотипным канонам, всяко о любви. Или о любовном треугольнике. Так и есть у Толстого. Используя этот традиционный приём, Толстой наполняет сюжет своим содержанием.

    Эпиграф: «мне отмщение, и Аз воздам». Выглядит как библейская цитата, но там такой, вообще-то, нет. Тема мести, иначе – наказания. Так, любовный треугольник (заглавие) оборачивается темой наказания (эпиграф).

    Любовный треугольник будет связан с железной дорогой (первый поезд – 1866 год, начало РЖД). Для современников, железная дорога  символ современности, железной эпохи.

    Анна и Алексеи (обоих её мужчин так зовут). Жизнь Анны и её мужа: он старше неё, высокопоставленный человек. Очень быстро понимает о происходящем (случай на скачках).

    Анна Каренина – типологическое продолжение Наташи Ростовой. Пришла в этот мир, чтобы любить, и в этом её греховность. Толстой создает образ женщины, созданной для любви, и наказывает её за это. Чувство, возникающее между ней и Вронским – подлинное любовное чувство. Для Толстого опять-таки важна телесность: живые глаза, полнота.

    В своём браке она любит сына. В изображении Толстого она выбирает между Вронским и сыном Серёжей, отказывается от сына. Ответственность за семью берёт на себя Каренин, отпускает Анну – изображение религиозного смирения.

    Вронский – герой-любовник. Концепция мужчины: стремление создать истинную семью. Вронский оставляет свою блестящую карьеру, когда Анна мучается в родах. Вронский занят всем домашним бытом в Воздвиженском. Отношение Анны к их рождённой дочери Анны = холодно, в отличие от сына Серёжи.

    Последний монолог Анны: «все стремятся к греху, все хотят грешить». Она понимает разрушительность своей великой любви. Эпилог: Вронский на перроне, доброволец на войну. Своеобразный акт самоубийства – едет, чтоб умереть. Две попытки самоубийства: 1) после гибели Фру-Фру на скачках, 2) когда кажется, что Анна при смерти.

    В изображении Толстого, великая любовь – самоубийственна.

    Случайное семейство: дочь Анна – Каренина, а не Вронская. У Вронского нет никого!

    В истории этого треугольника есть момент: Анна больна и умирает, у её постели два человека – Каренин и Вронский. И они абсолютно примиряются у постели Анны, жалеют друг друга. Каренин: «я простил совершенно. Я хочу подставить другую щёку!» Из этой позиции выражается всё религиозно-философское учение Толстого.

    В мире царит насилие, но его можно остановить, подставив другую щёку.


    1. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: роман о Константине Левине.

    На мысли семейной держится весь роман. Две истории, два главных героя – Анна Каренина и Константин Левин. Они встретятся всего один раз, ближе к концу. Но сюжетно никак не связаны между собой. Две истории: современной женщины и современного мужчины. Ситуация, связанная с разрушением семьи в России.

    Константин Дмитриевич Левин – сугубо автобиографический герой. Это в каком-то смысле исповедальный герой Толстого.

    С ним в роман вводятся интеллектуальные искания эпохи 1870-х гг: политические проблемы социального плана – отмена крепостного права.

    Левина окружает ряд героев: брат Николай, Кознышев, Свияжский, Катавасов, Облонский.

    Т.к. личная проблема – семейная, то большую роль играет любовь Левина и Китти. Переживая отказ Китти, Левин возвращается в поместье, ведет жизнь естественного человека.

    2 героя – Анна и Константин – два варианта естественного человека. Отсюда принципиальна жизнь в поместье, работа на земле. Сцена косьбы с крестьянами. Левин – часть народно-крестьянского мира. Женитьба на крестьянской женщине.

    Левин ведёт дневник, в котором записывает свои грехи. Он даёт прочитать его невинной Китти: она потрясена, но прощает его. Для Левина важно вступить в брак честно и чисто. Он женится на Китти, но обнаруживает разность системы ценностей.

    Смерть брата Николая (для Толстого смерть его брата Николая стала его первой в пути осознания смысла жизни) => религиозно-философские искания (как Левина, так и Толстого).

    Чем более естественно живёт мужчина или женщина, тем дальше эта естественность их разводит. Китти – естественная женщина.

    Левин – интеллект, духовно-нравственные искания. Гармоничный брак не возможен.

    В этом романе каждая семья несчастлива.


    1. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение».

    Качественно отличается от «ВиМ» и «Анны Карениной». В основе сюжета – реальная история, рассказанная Толстому адвокатом А.Ф.Кони.

    Новый тип романа – роман-проповедь, роман-сатира, авторская субъективная позиция звучит в каждом слове. Плотная заполненность евангельскими текстами.

    Изображение современного социума, как насилия. Роман начинается с изображения двух утр: два героя, которые встретятся друг с другом.

      1. Катерина Маслова – проститутка, обвинённая в убийстве клиента.

      2. Дмитрий Иванович Нехлюдов – развитие образа Мити Нехлюдова из «Отрочества». Вариант автобиографического героя Толстого.


    Позиция толстовского суда над всеми. Для Толстого по-прежнему крайне важно изображать естественного человека, но тут происходит его падение. Это выражается в образе Катюши (она ещё один тип естественной женщины) Пришедшая в мир ради любви (её рабочий псевдоним – Любка), но падшая. Изображается совершенно как физиологическое существо, падшее, продажное. Плотское начало героев Толстого. Он судит продажную женщину.

    Дмитрий Нехлюдов в осуждённой женщине видит свою первую любовь. Осознаёт вину в том, что с ней стало. Решение суда: происходит судебная ошибка, ей присуждается каторга..

    Нехлюдов вспоминает свою первую встречу с Катюшей: между ними зарождается естественная любовь. Чувство прекрасно, но это приводит к грехопадению, причём в пасхальную ночь.

    Когда Нехлюдов понимает судебную ошибку и свою вину, то мгновенно воскресает. Отрицая воскресение только в христианском смысле, считает, что воскресение возможно нравственно. Цель: спасти Катюшу!

    Акцент на социальной жизни России. И это – мир тотального насилия.

    Россия Нехлюдова: есть жена, крестьяне, дворянский мир. Государственная система, вертикаль насилия. Но отказывается от всего, даёт свободу крестьянам. Нехлюдов делает всё, чтобы помочь Катюше, ничего не помогает. Толстому важнее воскресение простого человека, Катюши, а не Нехлюдова.

    Россия Катюши: тюрьма, публичный дом, этап, которым идёт Катюша.

    Нехлюдов отправляется за Катюшей в Сибирь (для самой Катюши это часть воскресения) Он всячески пытается облегчить ей судьбу, направляет свою жизнь на спасение Катюши. Она его ненавидит, не верит ему. Нехлюдов – человек, который подставляет другую щёку. Катюша: «вы мной спасаетесь!» Считает, что Нехлюдов использует её, чтобы не чувствовать вину перед самим собой.

    2 типа каторжников:

    1. Совершившие реальное преступление.

    2. Политические преступники – изображены как цвет нации, лучшие люди (пострадавшие за религиозные убеждения). Толстовство было официально запрещено, за него люди попадали в тюрьмы и ссылки. Толстого никто не трогал, но его последователям не везло.


    Отношения Кати и Нехлюдова: движение по стране делает жизнь Катюши здоровой и естественной. Она выздоравливает, видит, как Нехлюдов заботится. Владимир Иванович Симонсон показан как религиозный бунтарь. Полюбил Катюшу, готов быть рядом с ней. Замена каторжных работ поселением в Сибири. Нехлюдов хочет загладить обе вины: свою и суда. Хочет жениться, но она выбирает Симонсона.

    Финал: Нехлюдов просыпается, а дальше – будущее. У него в руках появляется Евангелие, которое ему даёт англичанин-миссионер, распространяющий их. В это время Толстой принимает жёсткую позицию в отношении РПЦ, описывает церковную службу как бессмысленный фарс. Он хочет привести Нехлюдова к Евангелию. Но не через РПЦ, поскольку «Царство Божие внутри нас!»


    1. Творчество В. М. Гаршина.

    У писателей малой прозы был свой голос, свои идеи. Человек не может понять и описать весь мир, только фрагмент.
    Родился Гаршин в семье военного, детство было непростым. Воспитателем Гаршина был П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина. Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства.

    Русское-турецкая война (1877-78гг.) В апреле 1877г. – доброволец. Ранен в ногу и отказывается участвовать.

    1880-е – нервная болезнь. Лечится в специальных заведениях. Один из симптомов – стремление к самоубийству. Пытается бороться с этим, но не смог: в итоге, 24 марта (5 апреля) 1888г. – убивает себя, сбросившись в лестничный пролёт.

    Гаршин – личность и художник особого типа. Человек гаршинского, гармонического склада: «больная совесть», обнажённая совесть, нервы.

    Начинает писать в 1877 году, вернувшись с войны.

    Темы в творчестве:

    1. Война. Война в неэпическом ракурсе.

    - «Четыре дня» (1877) - неприкрытый ужас войны, речь о раненном молодом добровольце, который лежит 4 дня на поле сражения. Рядом с ним тело, убитого им турка. Рассказ – внутренний монолог о смысле жизни, смерти, войне, убийствах. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. 
    - «Трус» (1879)  герой мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
    - «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883).

    1. Проституция.

    -«Происшествие»(1878).
    -«Надежда Николаевна»(1885).
    Ситуация: человек гаршинского склада берёт на себя ответственность за это социальное явление. Надо спасти проститутку!

    1. Искусство
      -«Художники».
      Его искусство – искусство больной совести. Художники-передвижники. Дедов и Рябинин. Первый – проживший сложную жизнь, считает, что искусство должно быть прекрасным и радовать человека, позиция чистого искусства. Рябинин – талантливый, считает, что живопись должна будить совесть.
      Оба готовятся к выставке. Дедов приводит Рябинина на завод, где раньше работал. Глухари – люди, которые служат живыми наковальнями на заводе. Рябинин создаёт картину «Глухарь», чтобы заставить зрителей переживать, но никому это не интересно. Отказывается от живописи. Становится плохим преподавателем.


    Начало русского символизма:
    - «Красный цветок» (1883). В основе – личный опыт Гаршина от пребывания в психиатрической лечебнице. Герой – душевнобольной человек. За окном палаты видит цветущие маки. Символическая природа «красного цветка»: цветы мака = зло мира. Герой, видя маки, решает, что в них заключено всё мировое зло. Символ смерти, разрушения героя трансформируется в воплощение мирового зла.

    Больной делает все, чтобы уничтожить цветы. Срывает последний цветок, после чего умирает, но счастливым, так как победил зло.


    1. Повесть В. М. Гаршина «Художники».

    «Художники» отражает позицию Гаршина касательно искусства. Искусство – ответственность перед социумом.

    Его искусство – искусство больной совести. Акт самоопределения (Гаршин формируется в кругу передвижников, его отчим - Завадский).

    Изображение людей-рабочих, социального мира, революционеров - тема соц. жизни.

    В центре изображения два художника: Дедов и Рябинин. Они видят искусство по-разному.

    Дедов – проживший сложную жизнь, за плечами тяжелый опыт, считает, что искусство должно быть прекрасным и радовать человека, позиция чистого искусства. Рябинин (alter ego Гаршина) – молодой, талантливый, считает, что искусство должно ставить острые вопросы и будить совесть, заставлять человека страдать.

    Оба готовятся к выставке. Дедов приводит Рябинина на завод, где раньше работал. Глухари – люди, которые служат живыми наковальнями на заводе. Вследствие такой работы глухари быстро глохнут и умирают. История и увиденное зрелище вдохновляет Рябинина создать картину «Глухарь», чтобы заставить зрителей переживать. Но никому это не интересно – на выставке она не имеет успеха. И это становится крахом позиции Рябина касательно искусства. Он отказывается от живописи. Разочарован в жизни, уходит в учительскую семинарию. Становится плохим преподавателем.

    Вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.


    1. Повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант».

    Относится к народнической литературе и мысли.

    С 1870х принимает активное участие в политической деятельности, создает народнические тексты.

    1881-84 гг. - ссылка в Якутию. Это является началом “Сибирских рассказов” с главной темой народа: яркие образы сибирских людей и реалий. Эта ссылка формирует его как писателя.

    1890-1900 г. - занимается журналистикой. После ссылки вернулся в Украину (Полтава). В это время региональная публицистика слаба, но он сформировал провинциальную журналистику читаемой по всей России.

    1917 г. - как народник и политич. деятель крайне сдержанно относится к Октябрьской революции. Разочарован в политическом плане. Пишет “Письма к Луначарскому”.

    1921 г. - правительство предлагает покинуть страну, но он не хочет. Умирает в этом же году в Полтаве.

    В его системе ценностей человек рожден для счастья. Тема человеческого счастья – одна из доминирующих в творчестве.

    Художественный метод Короленко: изменение русского реализма - формирующийся импрессионизм и неоромантизм. Тонкий, сложный психологизм.
    Слепой музыкант”

    Слепорожденный мальчик Петрусь - главный герой. Перед Короленко стояла проблема, как слепорожденный человек узнает мир. Своеобразное впечатление в русской литературе - первая повесть о таком герое. Современники не понимали, зачем о таком писать, реакция на этюд была очень острой.

    Предисловие от автора “к шестому изданию” (именно шестое издание считается каноничным) - испытывает давление, переписывает повесть несколько раз.

    “Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное органическое влечение к свету”. Слух герою заменяет зрение. Воспроизводится восприятие мира слепого человека.

    События происходят в Украине. Отец занимается хозяйством, мы его практически не видим. Мальчиком занимается мать - Анна Михайловна и дядя Максим (бывший гарибальдиец).

    У них две разные концепции воспитания. Матушка ограждает от жизни; дядя Максим считает, что воспитывать нужно как зрячего.

    В конечном счете, все решил сам мальчик. Все самое главное - в мире звуков. Органические звуки музыки - народная дудка пастуха Иохима - он сам научился играть. Мир звуков формирует мальчика. Открытие в том, что этот звук может быть упорядоченным.

    Анна Михайловна - решает играть с ним на пианино, но оно пугает мальчика своей жестокостью (ненатуральный звук), но позже сам начинает играть.

    Импрессионистический момент: с помощью звука мальчик пытается понять свет.

    Взросление Петра влечет за собой кризис - как вступить во взрослую жизнь? Понимает, что он “другой” в социуме.

    У него есть компания, которая отправляется в монастырь. По дороге попадается могила казачьего атамана Игната Карого (18 в.) - его всегда сопровождал слепой музыкант.

    Посещение колокольни. Слепые звонари: слепорожденный Егорий (озлобленный и агрессивный) и ослепший в детстве Роман (добрый).

    Сущностное сходство с Егорием. В этом психологическом кризисе ему помогает дядя Максим. Он знакомит мальчика еще со слепыми.

    Слепые певцы: Федор Кандыба (бандурист) - странствует, потерял зрение на войне.

    Паломничество в Почаевский монастырь: Федор, Кузьма и бандурист Юрий (Петр). Понимает, что есть люди, которым приходится хуже. Знакомство со слепыми певцами наполняет жизнь Петра новыми смыслами.

    Происходит физическое и духовное прозрение в финале. Решил жениться на Эвелине (подруге детства). Рождается ребенок - на мгновение прозрел физически: «видел небо и землю, мать, жену и Максима». В духовном плане он действительно прозрел.

    Спустя 3 года: в Киеве дебют молодого композитора. За счет ограничения одних возможностей перед человеком открываются новые. Дядя Максим говорит о духовном прозрении.


    1. Творчество Н. С. Лескова.

    Родился в г. Орле в семье небогатого дворянина. Мать – из купеческой семьи. Сам пробует быть купцом, чиновником.

    Начало 1860-х гг. – эпоха новых возможностей. Переезжает в Петербург, занимается журналистикой, в которой отстаивает религиозную систему ценностей.

    В культуру вошла в основном малая проза Лескова.

    1863 г. – «Житие одной бабы». Его герой – обычная русская баба. С его точки зрения любой обычный русский человек проживает значимую жизнь. Сакральный жизненный путь.

    Пытается сделать имя антинигилистическими сатирическими романами. Нигилизму он противопоставляет внутренний мир церкви. Антинигилистические романы:
    «Некуда» (1864)

    «На ножах» (1870)

    Роман-хроника «Соборяне» (1872) – посвящено внутренней жизни православной церкви. Описание монахов, дьяконов, их семей. Русская культура – соборность, общность.

    Русский национальный характер. Русская народная религиозность = христианство+язычество. Важна историческая проблематика вкупе с современностью.

    Лесковский сказ – слово народа о самом себе. Попытка дать народу голос.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта