Билеты по русской литературе. билеты руслит. Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского
Скачать 329 Kb.
|
“Человек в футляре” - тема провинциального города. Этот рассказ необходимо интерпретировать в контексте всей трилогии. Учитель греческого языка Беликов, который всего боится: «как бы чего не вышло». Беликов распространяет этот страх и свою несвободу на всех в городе. Чехов даже такому человеку дает шанс. Для Беликова это приезд в город брата и сестры Коваленко. Жители города думают поженить Беликова и Коваленку. Но Беликов упускает этот шанс, не пользуется им. Он видит, как она катается на велосипеде => крах. От своих переживаний он умирает Когда его хоронили, лицо у него было счастливое (рад, что обрёл свой футляр). Хорошо было его хоронить – все чувствовали свободу. Но потом: ощущение страха и футлярности сохраняется в городе и после смерти Беликова (об этом говорит Буркин). “Крыжовник” – Чимша-Гималайский рассказывает о мечте своего брата. Мечта=акт свободы (мечта об имении с крыжовником). “Воплощенная мечта” - есть ли свобода? Сбегает из города в деревню. В восприятии Ивана Ивановича его брат совершенно опустился. Кислый, твердый крыжовник – воплощение мечты. Стал ли Николай свободен? Он одну свою несвободу сменил на другую. Мечта тоже может быть футляром, как оказалось. Человек всегда не свободен, он просто меняет футляры, движется из одной клетки в другую. “О любви”: Алехин рассказывает собственная история любви к Анне Луганович. Желание жить в городе, но ему досталось имение от отца, там и живёт - все неинтересно. Отдушина – знакомство с семьей Лугановичей. Влюбился в замужнюю женщину, пришлось подавить любовь. В описании Чехова чувство долга, чести - футляр. Человек всегда заключен в какие-то рамки. Любовь была шансом. Вагон - пространство движения - признание, поцелуй. Потом - клетки разных купе. Последние прозаические произведения А. П. Чехова рубежа XIX - XX вв.: «Дама с собачкой», «Архиерей». Семья решает продать Мелихово и переехать в Ялту. Чехов приобретает Белую дачу. В Ялте Чехов разбивает сад. Последний период жизни связан с закатом прозы и расцветом драматургии. Наконец-то женится! На актрисе театра О.Книппер, которая играла ведущие роли в его пьесах. Брак этот достаточно своеобразный: он в Ялте, она в Москве. Завершение прозы. Расцвет драматургии (1896 г. - “Чайка”). 1899 г. - “Дама с собачкой” – события происходят в Ялте. В центре два героя – Дмитрий Гуров и Анна Сергеевна. Между ними тривиальный курортный роман. Тема немотивированной любви: ничего невозможно объяснить. Анна Сергеевна совершенно обычная, но именно её Гуров не может забыть. Он берёт на себя ответственность за эту историю: едет в провинциальный город (клетку) к Анне. Забор вокруг её дома – символ футлярности. Это, по сути, иной вариант повести «О любви». Гуров находит смысл жизнь в любви к Анне. В названиях Чехова есть особый тип, связанный с дополнительностью. «Дама с собачкой» - свидетельствует о какой-то неполноценности, внутренней недостаточности, нужно какое-то дополнение. Для Анны муж - лакей - неуважение - образ дамы с собачкой - позиция дополнительности. Когда любовь реализуется, собачка исчезает - становление полноценных личностей. В финале: тема футляра-клетки. Две птицы в разных клетках. Не знают, как сложится их дальнейшая жизнь. Самое тяжелое в их жизни только начинается. Повести и о свободе, и «о любви». 1902 г. - “Архиерей” – единственное произведение Чехова, в котором показана внутренняя жизнь РПЦ. В этом рассказе Чехов возвращается в детство+это его духовное завещание. Точка пересечения детских впечатлений и актуального опыта. Главный герой – архиерей Петр. События происходят в Вербное Воскресение. Он начинает в этот день заболевать. Тема: абсолютное одиночество Петра. Он никак не может привыкнуть к тому, что вызывает в людях страх. Мать – единственный человек, которого Петр любит, но ее приезд усугубляет тему одиночества. Тот же страх испытывает и она. Она к нему относится не как к сыну, а как к архиерею. Оказывается, что при рождении он был крещен как Павел, а Петром стал, будучи монахом. Преображение архиерея в мальчика Павлушу. Невозможность обрести свободу из-за церковного сана. В Пасху ему становится совсем плохо, у него брюшной тиф. И только тогда его матушка видит того самого мальчика Павлушу. Умирает. Смерть=акт освобождения. Перед смертью ему снилось, что он обыкновенный человек. К естественному состоянию можно вернуться лишь ценой жизни. Тема птицы, свободы => смерть. 1903 г. - последнее прозаическое произведение - “Невеста”. Общая характеристика драмы А. П. Чехова. В Таганроге, где учился Чехов, был один театр. Начиная с Юности, он пишет короткие драматические пьесы. Но с середины 90-х гг. (В Ялте) начинается период зрелого драматического творчества. Прорыв в мировой драматургии! «Чайка» (1896) написана ещё в Мелихово. Чехов сам понимал уровень этой пьесы: табличка «мой дом, где была написана «Чайка». Чехов отдал её на постановку в Александринский театр. Первая постановка – страшный провал. Он был связан с тем, что эстетика и поэтика чеховской драмы были слишком прорывными, театр того времени пока был не готов, никто ничего не понял. Новый русский театр – МХТ. Станиславский, Немирович-Данченко: «“Чайка” – то, что нужно русскому новому театру». 1898г. – «Чайка» ставится в МХТ. Оглушительный успех! Чехов пишет ещё 3 пьесы для МХТ. 1897 г. - “Дядя Ваня” 1900-01 гг. - “Три сестры” 1903-04 гг. - “Вишневый сад” Пьесы вписываются в общий контекст европейской новой драмы (Гауптман, Ибсен, Метерлинк). Отход европейской драмы от реализма к модернизму. Специфика Чехова: каждая зрелая пьеса состоит из нескольких уровней художественных методов. Все эти уровни очень сложно сочетаются между собой. «Люди обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются сердца». Принципиальная особенность драмы Чехова – новаторство героя. В традиционной классицистической/романтической/реалистической пьесе всегда важен конфликт добра и зла (условно). У Чехова отказ от устоявшихся принципов драмы: отказ от деления героев на положительных и отрицательных. Концепция человека, который является сложной фигурой! Не однозначный человек! На структуру это влияет так, что разрушается традиционный конфликт. В каждой пьесе 4 действия = 4 этапа развития общего настроения. Ожидание перемен. Описание повседневности. Действие, событие, имеющее символический смысл. Крах. Чеховская специфика любовного драматического сюжета: все влюблены не в того. Пьеса А. П. Чехова «Чайка». Жанр – комедия. Комедия – чеховское неприятие человеческой позиции отказа от ответственности. Проблема художественного метода: очевиден уровень реализма. Тема: театр, искусство, талант. Герои: актрисы, писатели, драматург. Изображение современного театра. Персонажи разделены на два поколения: старшие и младшие. Молодое: Нина Заречная – хочет стать актрисой. Константин Треплев – хочет стать писателем. Новаторство характеров: нет положительных и отрицательных героев. Старшее поколение – талантливые, состоявшиеся. В то же время, Тригорин – слабовольный человек. Аркадина – равнодушна к своему сыну, делает Константина несчастным. Не могут взять ответственность, слабовольны. Конфликт: любовный. Многоуровневость, все влюблены во всех, да не в тех. Константин в Нину, Нина и Аркадина – в Тригорина. Тригорин – в Нину, но потом бросает её. Маша – в Тригорина, Медведенко – в Машу. Дорн тоже интересуется Ниной… «Другой» сюжет, бессюжетность. В основе не борьба добра со злом, бесконфликтность. Пьеса общего настроения, общей атмосферы. В каждой пьесе 4 действия = 4 этапа развития общего настроения. Ожидание перемен. Константин написал пьесу, главную роль играет Нина. Описание повседневности. Действие, событие, имеющее символический смысл. Попытка самоубийства Константина. Роман Нины и Тригорина. Крах. Самоубийство Треплева. Использование приёмов импрессионизма для передачи мгновенных настроений. Подтекст (М.Метерлинк) - то, о чем говорят и как. Настроение в подтексте, репликах, ремарках. Символизм: два уровня. Во втором действии Константин убивает чайку. Образ летящей птицы – образ свободы, искусства. Треплев убивает чайку, сам кончает жизнь самоубийством. Нина отождествляет себя с убитой чайкой. В самой пьесе два реальных существа-чайки: убитая и чучело в финале. Пьеса, которую написал Треплев. В ней есть один герой – Мировая Душа. Монолог Мировой Души – пьеса в пьесе. Ожидание земной жизни, и все души угасли и соединились в одну душу мира. Единство и абсолютное одиночество мировой души – выбор межу ними = символическая проблематика пьесы. Финал: монолог Нины: говорит, что, наконец, нашла свой путь в жизни. «Нужно нести свой крест и веру!» Пьеса А. П. Чехова «Три сестры». Драма. Опять провинциальный город, клетка, замкнутое пространство. Воинская часть – духовная замкнутость. Семья Прозоровых: Андрей, Ольга, Маша (замужем за Кулыгиным, учителем гимназии), Ирина. Талантливые люди живут в провинциальном городе, но всё время стремятся в Москву, чтобы покинуть эту клетку. Москва – образ-символ изменения жизни. Отъезд не состоится. Ничего не меняется. Сёстры остаются в губернском городе. На место мечты приходит сожаление об утраченной молодости, способности мечтать и надеяться и осознание того, что ничего не изменится. Андрей – слабый человек. Проигрывает все деньги, женится на Наташе – второй отрицательный персонаж Чеховской драмы (воплощении зла, вульгарности в провинциальном городе). Центральными персонажами, исходя из названия и фабулы, являются сёстры. В афише же акцент поставлен на Андрее Сергеевиче Прозорове. Его имя стоит на первом месте в списке действующих лиц, а все характеристики женских персонажей даны в связи с ним: Наталья Ивановна — его невеста, потом жена, Ольга, Мария и Ирина — его сёстры. Поскольку афиша является сильной позицией текста, можно сделать вывод о том, что Прозоров является носителем смыслового акцента, главным героем пьесы. Важно и то, что в списке действующих лиц между Прозоровым и его сёстрами стоит имя Натальи Ивановны. Это необходимо учитывать при анализе системы образов и выявлении основных смысловых оппозиций в структуре пьесы. Андрей Сергеевич — умный, образованный человек, на которого возлагаются большие надежды, “будет профессором”, который “всё равно не станет жить здесь”, то есть в губернском городе. Но он ничего не делает, живёт в праздности, со временем, вопреки своим первоначальным заявлениям, становится членом земской управы. Первое отчуждение от сестёр произошло после женитьбы, окончательное — после многочисленных долгов, проигрышей в карты, принятия должности под началом Протопопова — любовника своей жены. Поэтому в списке действующих лиц Андрея и сестёр разделяет имя Натальи Ивановны. От Андрея зависела не только его личная судьба, но и судьба сестёр, так как они связывали своё будущее с его успехом. Темы человека образованного, интеллигентного, с высоким культурным уровнем, но слабого и безвольного, и его падения, нравственного надрыва, слома — сквозные в творчестве Чехова. Каждая сестра живет ту жизнь, к. не хочет. Ольга - служба в гимназии - в финале директор; Любовь Маши и Вершинина ничем не заканчивается; Ирина (16 лет) и Тузенбах - в финале гибнет. В каждой пьесе 4 действия = 4 этапа развития общего настроения. Ожидание перемен. «В Москву!» Описание повседневности. Наташка нагибает весь дом своей тупостью. Действие, событие, имеющее символический смысл. Пожар в городе. Образ горящего города восходит к пожару в Москве в 1812 году. На фоне пожара все Прозоровы проговаривают собственную истину жизни: Ольга: «Какая мучительная ночь!» Маша: «Люблю этого человека». Ирина: «<…> все вздор, все вздор…» Андрей: «<…> не верьте мне, не верьте…» Крах. Уход полка - жизнетворное начало. Крах надежд. Смерть Тузенбаха. Финал: на сцене 3 сестры, устремлённые в будущее. «Надо жить», «Я буду работать», «Если бы знать!». Разговоры героев в пьесе о будущем, о смысле жизни, о необходимости веры в счастливое будущее находятся в контрасте с нелепостью их реального положения, с их повседневным поведением. Именно здесь автор показывает проявление иронии жизни. Но к концу пьесы становится ясно, что все споры, мечты, надежды – это необходимая часть жизни этих людей. Вопреки всему им «хочется жить чертовски», «надо жить», «и хочется жить!». И пока остается у героев это желание жить, столь же естественно для них и стремление верить, пытаться заглянуть в будущее. Именно в этом и заключается своеобразие конфликта пьесы. Все сложные, общечеловеческие, казалось бы, неразрешимые конфликты между героями в конце пьесы сводятся к простому желанию - «Жить!». Это позитивное отношение к будущему особенно ценно в пьесе. Пьеса А. П. Чехова «Дядя Ваня». «Сцены из деревенской жизни», 1897г. Это жанровое определение Чехов заимствует у Островского. Пьеса о повседневности. Вновь провинциальная усадьба. В центре – профессор Серебряков и сложные семейные отношения. Приехал со своей второй женой Еленой Андреевной в усадьбу, где живут родственники его умершей жены. Эти люди потеряли смысл жить. Профессор – отрицательный персонаж. Весь мир в пьесе, при этом, вращается вокруг него. Отрицательный тип личности для Чехова – человек, который использует всех вокруг для своей пользы. Использует других в свою пользу, забирает себе доход от имения. Деревенская жизнь полна неблагополучия, общая атмосфера, когда всем плохо. Общая атмосфера – абсолютное общее неблагополучие. Воплощением так понимаемой повседневности становится Иван Петрович Войницкий – дядя Ваня. Брат умершей жены, воплощение неблагополучия жизни. Его жизнь не состоялась, «нет настоящей жизни». Общаю атмосфера несостоявшихся судеб. Елена Андреевна: «неблагополучно в этом доме». Повседневность как тотальное неблагополучие. В каждой пьесе 4 действия = 4 этапа развития общего настроения. 1) Ожидание перемен. Появляющаяся надежда. Приезжают новые люди (Серебряковы, Астров), новая жизнь. 2) Описание повседневности. Бесконечные капризы Серебрякова, его болезнь. 3) Действие, событие, имеющее символический смысл. Активное действие, бунт дяди Вани против повседневности, попытка убить Серебрякова. 4) Крах. Всё возвращается на круги своя, отъезд Серебрякова. Чеховская специфика любовного сюжета: все влюблены не в того. В Елену Андреевну влюбляются все: Дядя Ваня, доктор Астров влюбляются в Елену Андреевну, она честно любит Серебрякова. В доктора безнадежно влюблена Соня (дочь). Образ доктора Астрова – символический, выход из безвыходного положения. Труд и спасение лесов: чувствуя острое неблагополучие жизни, он пытается найти выход через труд. Идея фикс – спасение лесов. Природа – рай на земле, а человек – идеальное создание. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Человек обязан трудиться, чтобы этот рай восстановить. В финале все уезжают, “мы отдохнем!” (сочетание мечты о будущем и веяния безысходного ощущения бесцельно прожитой жизни). Финал открыт, неизвестно когда герои смогут обрести свободу и смысл. Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад». Комедия. Завещание Чехова. Вновь провинциальная усадьба, вишнёвый сад – символ рая на земле. Тема ответственности за тот рай, который тебе дан. Людям дана усадьба и что они с этим раем делают в итоге? Усадьба на грани разорения… Раневская, Гаев – милые, но не приспособленные к жизни люди. Старшее поколение. Они продают сад, разрушают свой рай. Лопахин, Варя – младшее поколение. Лопахин говорит, что нужно спасать. Однако это поколение, так же как и старшее, не подает надежд. Аня, дочь Раневской – самое младшее поколение! Петр Трофимов – духовный учитель, авторитет. «Вся Россия – наш сад!», но они сами не берут ответственность - выбрасывают ключи. Общая атмосфера – ожидание краха. Все знают, но ничего не делают. В каждой пьесе 4 действия = 4 этапа развития общего настроения. 1) Ожидание перемен. Приезд Раневской и Ани. 2) Описание повседневности. Ожидание, чо будет с садом… 3) Действие, событие, имеющее символический смысл. Продажа поместья. 4) Крах. Общий отъезд, участь Фирса. Финал: вновь ожидание будущего, общий отъезд во имя надежды. Абсолютная безответственность: оставили Фирса. Заколачивают дом. Второстепенные герои: Епиходов, Семионов-Пищик, Шарлотта Ивановна - жизнь как клоунада. Оттеняют абсурдность краха. Жизнь, как клоунада. Комедия – чеховское неприятие человеческой позиции отказа от ответственности. Установка на будущее: переход из 19 в 20 век. Тема будущей жизни, финалы «Дяди Вани», «Трёх сестёр». |