Главная страница

Название теории Представители Век создания теории


Скачать 107.04 Kb.
НазваниеНазвание теории Представители Век создания теории
Дата29.04.2023
Размер107.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаteorii_proiskhozhdenia_gosudarstva_i_prava.docx
ТипДокументы
#1097827
страница3 из 3
1   2   3

  • Характеризуется высокой степенью логичности, которая опирается не на умозрительные рассуждения, а является исторически обоснованной.

  • Жалование земли – как один из рычагов поощрения подданных и выражения доверия. Благодаря чему происходило разделение управления землей, а не сосредоточение в одних руках.

  • Частное имущество превращает в достояние. Хозяйство из владения правителя становится государственным, финансирование казны происходит за его счет, а позже введение налогов воспринимается не как тяготеющее обязательство, а как личное подчинение государю.

  • Органы управления формируются из приближенных слуг (т.к. большая часть населения безграмотна, то люди, имеющие представление о власти, о правителе, способны принимать более верные решения).

  • Очевидна идеологическая направленность патримониальной теории: её автор оправдывает монархическую власть и феодальный строй в целом, доказывает возможность монаха создавать «собственное право»

  • Игнорирование многих исторических события, например, многочисленные в истории факты военного завоевания земель.

  • Посягательство на территорию − явление, которое является скорее правилом, чем не исключением. Всё это особо остро ставит вопрос о защите территории.

  • Рассматривается только одно направление создания государства, игнорируя другие факторы. 

  • Преувеличено значение частной собственности на землю. 

  • Не берется во внимание этнические, религиозные и иные принципы.

  • Опирается на признаки естественного права, хотя и выступает против него.

Автоматическая теория

В.Г. Чайлд

20 в.

Изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединиланекоторое число до этого независимых общин в государство.



  • Сельское хозяйство не создаёт автоматически прибавочного продукта.

Теория специализации

Татьяна Васильевна Кашанина

20 в.

Основой теории специализации является следующий тезис: закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира.

При переходе к производящей экономике, со временем производственный труд стал специализироваться.

Первым видом кардинальной специализации труда стала экономическая специализация. Уже начальные разновидности экономической специализации дали мощный толчок развитию как самого производства, так и общества в целом.

Все это позволило перейти ко второму виду кардинальной специализации — политической специализации, которая уже вышла за пределы сферы производства. Политическая специализация стала происходить постепенно. Сначала образовались вождества, но они принципиально не отличались от существовавших ранее органов управления первобытного общества. Когда произошел новый подъём экономики, то вождества перестали удовлетворять нужды общества. Произошел кардинальный скачок: возникло государство.

Государство – это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

В пределах каждого вида кардинальной специализации труда происходит несколько крупных общественных разделений труда. Не составляет в этом плане исключения и политическая специализация. В политической сфере произошли три крупных общественных разделения труда: законодательная, исполнительная и правоохранительная деятельность.

Позже, уже после возникновения государства, происходит третье кардинальное разделение труда: выделяется идеология как самостоятельный вид человеческой деятельности или происходит идеологическая специализация.

Накопление обществом богатства позволило произойти и четвёртому кардинальному разделению труда: обособляется в особый вид деятельности наука.

  • универсальна, т.е. пригодна для объяснения процессов государствообразования всех стран и народов, в каком бы регионе они ни находились

  • специализации в различных сферах социальной жизни — это несомненный признак прогресса человечества




Теория «абсолютного духа»

Г.В. Гегель

18-19 вв.

Базисом теории является утверждение, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

Основа государства лежит в общей воле, которая есть нечто объективное, само по себе разумное начало, – независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членом государства.

  • Теория направлена против естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.

  • Государство выступает как воплощение высших духовных ценностей человека

  • Теория в утонченно-мистической форме возрождает религиозно-теологическое учение о государстве.

  • Теория создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

  • Теория отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии.

  • Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Ирригационная (гидравлическая) теория

Карл Август Виттфогель

20 в.

Процесс возникновения государственности связан с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско-бюрократического класса", порабощающего общество.

  • Постройка водоснабжения и дальнейший контроль работы этой системы стали причиной зарождения тоталитаризма и централизованной власти.

  • Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство.

  • Факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности.

  • В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, "доводили" даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

  • Теория действительно работает для целого ряда древних государств (Египет, Шумер, Китай и ряд других).

  • Теория точна только для некоторых регионов Востока, которые имели возможность разместиться вблизи крупных рек.

  • Недооценивание социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы.

  • Данная версия не дает ответа на вопрос о том, как же возникли горные государства, степные, морские (инки, ацтеки, жители Древней Японии).

  • Очевидно, Виттфогель выдвинул свою версию возникновения государства, опираясь на знания о восточном регионе, и, вероятнее всего, исключительно для того самого восточного региона.




Расовая теория

Жозеф Артюр де Гобино

Фридрих Ницше

19-20 вв.

Теория основывается на постулате о том, что чело­веческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психо­логическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низши­ми по той причине, что они выгодно отличаются от других в выше­перечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, на­вязывать волю остальным группам людей, не относящихся к предста­вителям высшей расы. Государство же необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господ­ства. Однако авторы, пользуясь понятием раса, понимали его прежде всего как соци­ально-политическую, нежели национально-этническую характеристи­ку. Вся социально-политическая история он харак­теризуется как борьбу двух воль к власти — воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземпля­рах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культу­ры. Государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе ко­торого происходит рождение привилегированного культурного че­ловека, господствующего над остальной массой.

  • Признание физиологических, психологических и интеллектуальных различий между народами.

  • Признание разного уровня развития стран.

  • Отрицательное отношение к смешению культур. Целенаправленные усилия по сохранению национальных обычаев и традиций помогают отдельным этносам не исчезнуть с лица земли. Самобытность этих народов обогащает мировую культуру в целом.

  • Отрицание материальных благ как фактора, определяющего принадлежность к высшей расе.

  • Господство высшей расы должно приносить благо низшим расам.

  • Чистых арийцев, имеющих право на власть, больше не существует.

  • Отсутствие научного обоснования. В основе теории лежит разделение людей на арийцев (долихоцефалов) и альпийскую расу (брахицефалов) в зависимости от формы их головы. Это не согласуется с современными антропологическими исследованиями.

  • Использование для расовой дискриминации.  Развитие национал-социалистической идеологии — Германия начала 20 в.

  • Нарушение прав человека.

  • Развитие фашистской идеологии.

  • Политика геноцида.




Спортивная теория

Хосе Ортега-и-Гассет




Происхождение государства объясняется как результат физической и военной подготовки членов первобытного общества. Так, в первобытном обществе существовало огромное количество военных и физических ритуалов и испытаний. Например, обряд инициации у многих первобытных обществ, когда молодые мужчины должны были выполнять определенные испытания на каждой из ступеней своего взросления. Обеспечение подобных обрядов занимались взрослые мужчины, наиболее авторитетные члены общины. Не прошедшие испытание могли быть подвергнуты определенные негативным воздействиям со стороны других представителей общины. Таким образом проводятся параллели с государственной властью и аппаратом государства.

Наиболее физические развитые и успешные в физических испытаниях мужчины постепенно выделялись из однородной структуры первобытной общины и составили класс военной аристократии. Более слабые и менее приспособленные члены первобытной общины отсеивались в результате физических состязаний и составляли класс людей, занимавшихся исключительно тяжелым физическим трудом. Именно так, по предположению испанского философа возникла два основных общественных класса – те, кто управляет (управленцы) и те, кем управляют (управляемые).

  • Действительное значение физической силы. Сильные представители мужского пола выдвигались на передний план и имели право брать лидерство в свои руки, защищая менее способных членов племени.

  • Историческая обусловленность. Например, в основу Олимпийских Игр в Древней Греции легло стремление первобытных людей к соревновательности.

  • Объяснено возникновение социальных институтов. По мере того, как развивалось первобытное общество, появлялись определённые органы, проводившие контроль над определёнными общественными ритуалами, которые со временем стали современными социальными институтами.

  • Вожди являлись хранителями социальных норм. Понятие права проистекает из свода правил, разработанного для Олимпийских игр. Ими занимались мудрейшие из древних греков, старейшины,. Это доказывает появление такого аспекта государства, как полноценный правовой аппарат.




  • Не учитывает материальное производство. Оно было необходимо даже для создания спортивного оборудования, следовательно, существовало задолго до появления Олимпийских игр.

  • Не учитывает экономику. Военные состязания могли влиять на границы территориальных образований, на построение иерархии внутри и даже на демографию, но вот торговлю они никак не развивали.

  • Не покрывает всей мировой географии (древняя Греция, Спарта).

  • Не учитывает определённых факторов. В современности существуют определённые народы, в культуре которых также присутствует почитание физической силы, но ни о каком государстве речи даже не идёт.

  • Не приводит к объединению. Физическое превосходство привело к организации Олимпийских Игр, но единого централизованного государства они так и не образовали.




Инцестная (половая) теория

К. Леви-Строс

19 в.

Особенности производства человека (или иначе воспроизводство рода человеческого), а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства. Отказ от права на инцест создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой нa основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или пищей (дарами), словами-знаками, символами и составил структурную основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регуляторами. Поддержание запрета инцеста требовало в свою очередь наличие особой группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а, во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Первоначально родовые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей между соплеменниками в целях обмена женщинами. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на поддержании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры.

  • Общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака.

  • Переход общества к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведёт к вырождению рода, ставит его на грань гибели, что отказ от права иметь женщину своей группы может устранить эту гибельную опасность.

  • Верно, что сам по себе этот запрет не исполнялся всеми членами первобытного общества добровольно и во многих случаях необходимо было применять принуждение.




  • Не способна дать полное представление о причинах происхождения государства хотя бы потому, что несмотря на то, что процесс воспроизводства рода у многих популяций животных тоже носит очень сложный характер, это не приводит к возникновению у них государства.

  • Не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом.

  • Вызывает сомнение, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным. Вряд ли люди представляли себе всю цепочку негативного действия кровосмешения.

Диффузионная теория

Фриц Гребнер

19-20 вв.

Государство, согласно этой теории, возникает в результате передачи опыта управления от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался. Процесс смешения народов носит объективный характер и идёт всё более ускоренными темпами с развитием общества в целом. На это влияет прежде всего совершенствование производительных сил общества и транспортных средств в частности, изменение производственных отношений, возрастание личностного потенциала людей и в первую очередь интеллекта человечества, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, партнёров и перенять то положительное, чего достигли другие народы.

Процесс распространения опыта государственно-правовой жизни среди других народов и на другие континенты не считаются основанием для деления народов на высшие и низшие. Разность потенциалов народов – это результат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Постепенно за передовыми в области организации общественной жизни народами подтянутся и другие народы.


  • Все народы движутся к единой цели (повышение благосостояния людей и качества их жизни).

  • Появление государственности − это одна из стадий человеческого развития на пути достижения этой цели. Но переход к государственности происходит у разных народов в разное время, поскольку не у всех одновременно создаётся материальная база для образования государства, а также на это влияют климатические, географические, природные условия проживания у разных народов.

  • Основывается на многочисленных исторических фактах. Так, к X в. н.э. государственность возникла почти на всей территории Европы, а с упрочением государственности в Европе она всё более и более распространяется среди других народов, ещё не перешедших к государственной жизни.

  • Не объясняет первоисточник происхождения государства. Таким образом, неясно как появилось государство впервые, ведь неоткуда было перенять опыт государственного управления.

  • Не раскрывает глубинных причин возникновения государства.



1   2   3


написать администратору сайта