Главная страница

Название теории Представители Век создания теории


Скачать 107.04 Kb.
НазваниеНазвание теории Представители Век создания теории
Дата29.04.2023
Размер107.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаteorii_proiskhozhdenia_gosudarstva_i_prava.docx
ТипДокументы
#1097827
страница2 из 3
1   2   3
1   2   3

Джон Локк

17-18 вв.

В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политические сообщества, учредить государство. Установление государства и есть переход к политической форме бытия людей, и он возможен только с помощью общественного договора. Суть общественного договора Локк видел в добровольным отказе людей от некоторой части своей «абсолютной свободы», своих естественных прав в пользу создаваемого государства и замене моральных норм и обязательств политическими законами. Каждый человек, заключивший общественный договор, уполномочивает "законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо... И это переносит людей из естественного состояния в государство".

А.Н. Радищев

18-19 вв.

Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. В том случае, «если закон не имеет основания в естественном праве», он как закон не существует (не действителен), так как основанием права является справедливость, а не сила».

Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Ж.-Ж. Руссо

18-19 вв.

Прошлое человечества представлялось в качестве «золотого века».Сначала люди жили как звери, и ничего общественного (речи, собственности, морали и т.п.) у них не было. Они были равны между собой. Но по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся «самой счастливой эпохой». Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду. Неравенство развивалось медленно: изначально признаются богатство с бедностью, позже - могущество с беззащитностью, в итоге - господство с порабощением. Общество проявляет нужду в гражданском мире - заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству.

Теория внутреннего насилия

Евгений Дюринг

19-20 вв.

Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению автора, состоит, по меньшей мере, из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких позитивных (искусственных, насажденных) требований. При таком положении дела неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

  • У людей имеются разные интересы, следовательно насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства - явление распространенное и поэтому нормальное

  • Имеет подтверждения в истории различных государств

  • государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы




  • Отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства;

  • Люди не могут быть равны биологически и генетически;

  • Государство не всегда выражает интересы общества;

  • Если можно создать государство насильственным способом, то его можно и разрушить.




Теория внешнего насилия

Людвиг Гумплович

19-20 вв.

Главным фактором социальной жизни и стимулятором общественного развития является борьба за существование. Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей. Право выступает лишь воплощением предписаний государственной власти.

  • Появление частной собственности. Этот процесс обуславливает постепенное установление в племени оседлого земледельческого образа жизни и, как следствие, закрепление власти государства.

  • Аппарат власти и принуждения состоит из представителей племени завоевателей. Это является целесообразным с точки зрения поддержания порядка и сохранения государственности.

  • Оказывает существенное влияние на развитие политических наук, поскольку раскрывает потенциал власти как способа господства, а также уделяет внимание таким политическим и социальным институтам, как рабство и частная собственность.




  • Теория не является универсальной, с ее помощью невозможно объяснить возникновение государственности во всех регионах мира (например, в Китае и Египте).

  • Преувеличение роли насилия в появлении государства. Очевидно, что для этого должны были иметься социальные и экономические условия, иначе было бы невозможным содержание государственного аппарата.

  • Захваты власти и территорий являются вторичными по отношению к возникновению государственности (например, завоевание Рима германцами).

  • Не только фактический захват, но и угроза завоевания может стать источником возникновения государства. Обратимся к истории нашей страны. (например, постоянные набеги печенегов, половцев и других народов послужило причиной образования сильного государства — Руси).

  • Известны случаи, когда племена-победители не стремились к созданию государственности на захваченных территориях (например, нашествие Золотой Орды; это шло вразрез их кочевому образу жизни).

  • Появление государства рассматривается только как итог захватнической деятельности. Иные формы возникновения государственности (в том числе, мирным путем) это учение не охватывает.

  • Не рассматриваются также готовность общества к созданию государственного управленческого аппарата и естественные предпосылки его образования.

  • Не раскрывается сущность и организация осуществления верховной власти в социуме.

  • Различные межплеменные конфликты и завоевания существовали еще на заре появления человечества. Потому, если ставить возникновение государства в зависимость от подавления одних народов другими, приходится признать, что оно фактически существовало всегда. Однако, это не так.




Франц Оппенгеймер

20 в.

Каждое государство с момента его появления является почти полностью социальным институтом, который был навязан победившей группой людей с единственной целью — верховенства над побежденными и это учреждение было призвано регулировать отношения между людьми с целью защиты от внутренних восстаний и внешней агрессии. Конечным результатом завоевания являлась экономическая эксплуатация победителями побежденных.

Карл Каутский

19-20 вв.

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени - класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых.

Психологические теории

Т.Д. Баштим




Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство.

  • Психологические закономерности и особенности человека, действительно, являются важнейшими факторами, оказывающими непосредственное влияние на процесс формирования социально-политических институтов.

  • акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

  • Его справедливость. Любому человеку свойственно проявлять чувство доминирования, стремления к общению, подчинению других. Эти особенности повлияли на образование,

  • представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

  • Отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

  • Не учитывает другие факторы образования государственного строя. К ним относится социальное, политическое экономическое развитие.




Н.М. Коркунов




Русский государствовед Н.М. Коркунов связывал возникновение государства с потребностью к «психологическому единению людей», «коллективному сознанию», к необходимости разграничения интересов. Государство возникает, по мнению Н.М. Коркунова, в результате осознания массой своей зависимости от власти.

Основой всего права по мнению Н. М. Коркунова является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть — это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. То есть власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного.

Л.И. Петражицкий




Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Общество и государство определяются как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Причина же происхождения права есть психика людей, их «императивно-атрибутивные правовые переживания», особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике человека.

Е.Н. Трубецкой




Ссылаясь на Спенсера, он указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, - основная черта человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно благодаря им образуется государство, они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Зигизмунд Фрейд




Основополагающими причинами возникновения государства являются эмоции и склонности человека. Изначально люди делятся на два психологических типа: первый-это люди с выступающими на первый план лидерскими качествами и способностями к организации больших социальных групп на какие-либо действия, то есть доминанты по своей природе, а второй-это люди без выраженной индивидуальности, с отсутствием активной деятельности и стремлений к целям, привыкшие следовать указаниям других. Потребностью первого типа является подчинение себе общественных масс, а потребность второго типа заключается в необходимости подчиняться другим. Таким образом, представители первого типа и являются выражением власти государства, а представители второго — его безоговорочными подданными, которые чувствуют себя в полной безопасности, подчиняясь другим людям и испытывают чувство радости, выполняя какое-либо их указание или повеление.

Материалистическая теория

Ф. Энгельс




Государство возникло из экономической потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который с его помощью становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

  • Материальные условия общества сыграли значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку.

  • Материальные блага играют большую роль в обществе. Тот, у кого больше всего богатства, у того и власть, он обладает подлинной силой и влиянием. Именно он является вершителем судеб.

  • Очевидно, что государство появилось тогда, когда человеческое общество испытывало какие-то изменения, или, что скорее всего, кризис.

  • Государство возникает там, где нужно защищать частную собственность от неправомерных посягательств, а труд человека претерпевает изменения и приобретает другие формы. Если первое подразумевает возникновение репрессивного аппарата, то второе требует соответствующей организации большого количества людей в единую структуру для достижения поставленной задачи.

  • С момента, когда люди перестают брать все блага от природы и переходят к производящей форме труда, происходит разделение людей по существенному признаку, то есть пропадает равенство.

  • Материалистическая теория хорошо раскрывает признаки государства.




  • На происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные

  • Происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме.

  • Недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

  • Однобоко трактуется сама причина. Получается, государство возникло из-за появления экономики, но ведь могло произойти и наоборот. Именно государство регулирует экономические взаимоотношения между отдельными членами общества, создаёт универсальный товар – деньги и гарантирует, что его можно будет обменять в любом уголке страны на другой товар.




К. Маркс




Государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Государство возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — этоопределённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

М. Вебер




Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (отделение земледелия от скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление класса купцов). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

В. Ленин

19-20 вв.

Государство является продуктом и проявлением непримиримости противоречий классов. Государство образуется там, тогда и потому, что классовые противоречия объективно не могут являться примиренными, и наоборот.

«Государство есть орган классового господства» или «организация насилия». Поэтому выражением государства являются «отряды вооруженных людей» (полиция и постоянная армия), которые для своего содержания требуют налогообложения населения. Налоги приводят к появлению чиновников (бюрократический аппарат), а также банкиров. Ввиду своей классовой природы ни одно государство не может быть ни свободным, ни народным.

Сугубая классовость является врожденной, неотъемлемой и всеопределяющей чертой государства. Она присуща ему в силу следующих причин: рождение в государстве антагонизма классов; укомплектование государственного аппарата лицами из господствующего класса; осуществление машиной государственной политики, являющейся выгодной для господствующего класса.

Либертарно-юридическая теория

В.С. Нерсесянц

В. В. Лапаева; В. А. Четвернин

Е. А.

Зорченко

Н. В. Варламова

20 в.

Право и государство при всех исторических изменениях и трансформациях обладают статичной сущностью охватываемой одним и тем же понятием. Все исторические трансформации права и государства как специфических социальных явлений происходят в строгих рамках определенной принципиально единой сущности. В противном случае, это означало бы признание произвольного множества сущностей, понятий и привело бы к отрицанию сущностного единства изучаемых явлений, обозначаемых однако непреходящим названием: «право», «государство». Право и государство возникают, функционируют, разви­ваются и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности спосо­ба, формы бытия, признания, выражения и осуще­ствления свободы людей.

Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференци­ации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам вла­сти первобытного общества доказывают собой начало прогресса, как форму нормативного и институционального при­знания и защиты свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Само возникновение права и государства означает наличие свободных индивидов - формально равных субъектов права и членов государства.







Патримониальная теория

Карл Людвиг Галлер

18-19 вв.

Государство произошло из поземельной собственности. В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно им передается распоряжение землёй). Постепенно власть переходит во власть государственную, и собственником земли объявляется государь. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией и её людским субстратом. Государь в свою очередь передаёт, дарует, жалует землю своим подвластным. Подобным образом образует феодальный сюзеренитет.

Поскольку государь считался патроном всей земли, то и необходимые расходы государства долгое время производились только за счёт частных средств государя. Налоговое обложение рассматривалось не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы управления формировались из его частных слуг. Сами же должности составляли частное состояние, продавались, как и вся собственность. Военная служба не считалась повинностью, а основывалась на договорном найме.


написать администратору сайта