Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ИХ ФУНКЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1. 1. Предпосылки возникновения государства и права

  • 1. 2. Функции государства и права

  • 1. 3. Государство и право в их соотношении.

  • КУРСОВАЯ РАБОТА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. Государство+и+право. 1. государство и право их функции и взаимодействие 4 Предпосылки возникновения государства и права 4


    Скачать 160 Kb.
    Название1. государство и право их функции и взаимодействие 4 Предпосылки возникновения государства и права 4
    АнкорКУРСОВАЯ РАБОТА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
    Дата05.04.2021
    Размер160 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГосударство+и+право.doc
    ТипРеферат
    #191481
    страница1 из 3
      1   2   3

    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ИХ ФУНКЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 4

    1. 1. Предпосылки возникновения государства и права 4

    1. 2. Функции государства и права 5

    1. 3. Государство и право в их соотношении. 10

    2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО

    ГОСУДАРСТВА 14

    2. 1. Теория правового государства 14

    2. 2. Понятие и признаки правового государства 20

    2. 3. Принципы правового государства 22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

    ВВЕДЕНИЕ

    Исторически государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и пере­хода его в более высокое, цивилизованное состояние.

    В науке широко известно классическое положение о том, что «на определенной, весьма ранней ступени разви­тия общества возникает потребность охватить общим правилом повто­ряющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выра­жающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом воз­никают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, — публичная власть, государство»1.

    Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобному тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства»2.

    Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных от­ношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.

    Цель курсовой работы – рассмотреть этапы становления государства и права, их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также понятие, признаки

    и принципы правового государства как гаранта наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

    1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ИХ ФУНКЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

    1. 1. Предпосылки возникновения государства и права

    Необходимым условием существования любого общества яв­ляется регулирование отношений его членов. Социальное регулирование приходит в человеческое сооб­щество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных от­ношений были обычаи.

    Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты пове­дения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне со­ответствовало темпам изменения самого общества, происходи­вшим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в общест­ве представления о справедливости, добре и зле нормы общест­венной морали и религиозные догмы.

    Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную рег­ламентацию еще не очень сложных для того времени общественных от­ношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освещен­ными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого чле­нами сообщества продукта и его последующего перераспреде­ления, которые всеми вос­принимались как не только правильные и, безусловно, справед­ливые, но и как единственно возможные.

    Жизненные потребности, прежде всего материального порядка, лежат в основе зарождения государства. Именно эти причины обу­словили появление рассматриваемых институтов. При этом закон и власть возникают как взаимозависимые понятия. Они немыслимы друг без друга.

    В то же время в литературе существует точка зрения, согласно которой право возникает еще до государства. Оно складывается там, где люди вступают в социальное общение, где развиваются товарообмен, собственность, владение. А вместе с государством рождается уже закон как цивилизованная и наиболее совершенная форма права1.

    Но все же господствующее мнение состоит в том, что становление и развитие государства и права — единый процесс, и трудно сказать, что чему в этом процессе предшествует.
    1. 2. Функции государства и права

    Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, «ведения общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворе­ния интересов, согласования и выражения коллективной воли. Госу­дарство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее «от просто случая и просто произвола»2.

    Если государство возникает из необходимости поддержания поряд­ка, защиты «всех против всех», то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе норма­тивного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С мо­мента своего зарождения государство и право логически и онтологи­чески связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаи­мообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.

    Тем не менее, государство и право — относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. По выражению М.А. Аржанова, «госу­дарство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз»1. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы. Они взаимо­действуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.

    Особенности реального взаимодействия государства и права в решающей степени зависят от характера того общества, в котором они существуют, — демократическое оно или тоталитарное, правовое или неправовое, гражданское иди негражданское. Отсюда — разные воззре­ния на рассматриваемый вопрос.

    Н.А. Бердяев различал два типа учений об отношениях права и государства. Первый тип он называл государственным позитивизмом, который видит в государстве источник права (теория и практика само­державия, абсолютизма). Противоположный тип признает абсолют­ность права и относительность государства: право имеет своим источ­ником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности. Не право нуждается в санкции государства, а госу­дарство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчи­нено праву, растворено в праве2.

    Здесь выражен, с одной стороны, этатистский подход к взаимосвязи государства и права, который безраздельно господствовал в советской политико-идеологической практике, а с другой — естественно-право­вой, который основывается на признании прав человека как изначаль­ной и непреложной ценности. Он только сейчас взят на вооружение и законодательно закреплен в новой российской Конституции.

    Идея правового государства предполагает связанность власти пра­вом, законами, которые она обязана уважать и соблюдать. Согласно этой идее, право не просто «спутник» государства или его «приложе­ние», «придаток»; в нетоталитарной системе оно способно играть суще­ственную ограничительную роль. Это один из фундаментальных прин­ципов всякого демократического общества, гарантия от волюнтаризма и произвола. Однако конкретные формы проявления этого принципа могут быть различными.

    В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

    1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

    2) либеральная (право выше государства);

    3) прагматическая (государство создает право, но связано им).

    Первая - для России не подходит, вторая — выражает скорее же­лаемое, третья — также по своей сути либеральная, но она ближе к нынешним реальностям1. Именно эта модель сегодня практически осу­ществима.

    Наиболее рациональное решение вопроса может быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях их «взаимовыгодного сотрудничества», что при нормальном ходе вещей обычно и происходит. Словосочетания «государственное право» и «правовое государство» уже одним своим звучанием и смыслом подчеркивают неразрывную связь этих явлений. Это высшая форма их единства.

    Право имеет качество государственного регулятора общественных отношений — таков его социальный статус. С другой стороны, дея­тельность государства носит по преимуществу правовой характер. Поэтому был бы неуместен чисто риторический спор о том, что важнее и нужнее — государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой дилеммы. Представляется не совсем корректным исходить из прин­ципа, что первично и что вторично, или рассматривать их с позиций цели и средства.

    Важны и нужны оба эти института: один — как «организация силы», другой - как форма выражения воли. Нет нужды ни возвеличивать, ни умалять какой-либо из них. В их логической связке объективную цен­ность имеет не только право (о чем в последнее время чаще всего говорят и пишут), но и государство. Более того, на определенных этапах именно твердая государственность оказывается более всего необходи­мой. Б.А. Кистяковский писал: «В представлении многих государство является каким-то безжа­лостным деспотом, который давит и губит людей. Государство — это чудовище, зверь — Левиафан, как прозвал его Гоббс. Государство даже в настоящее время вызывает иногда ужас и содрогание. Но действи­тельно ли государство создано и существует для того, чтобы угнетать и мучить личность? Мы должны самым решительным образом ответить на эти вопросы отрицательно. Все культурное человечество живет в государственном единении. Культурный человек и государство — это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Настоящие задачи и истинные цели государства заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого и ценно всем людям»1.

    Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения (в целях, методах, устремлениях), их отношения не всегда складываются гладко. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некото­ром роде «антиподы», их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. Как заметил С.С. Алексеев, «право существует и развивается в известном противоборстве с госу­дарством... оно — мощный антитоталитарный фактор»2.

    Право способно лишь в принципе ограничить, «обуздать» власть, не допустить ее произвола, но на деле это редко ему удается, если власть сама не пойдет на известное самоограничение. В сущности, так всегда и происходит — государственные структуры (точнее, власти предержа­щие) сами определяют ту или иную меру своей связанности правом. Никто со стороны не в состоянии продиктовать государству свои усло­вия, поскольку, оно суверенно, независимо. Но это не значит, что вооб­ще бессмысленно ставить вопрос о подчиненности власти праву, необ­ходимости уважения ею прав человека, законов. Или что такой подход изначально неверен.

    В свое время концепция правового государства критиковалась у нас за то, что она поднимала право над государством, проповедовала «гос­подство», «примат», «первенство» права. Считалось, что право не может на равных конкурировать с властью, так как выступает ее ин­струментом, средством, орудием и т.д. Особенно, когда речь шла о «дик­татуре пролетариата», которая представляла собой «ничем не ограни­ченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стес­ненную, непосредственно на силу опирающуюся власть»1.

    В этих условиях праву не придавалось сколько-нибудь самостоя­тельного значения, его всячески принижали, отодвигали на второй план. В лучшем случае в нем видели политико-идеологическую силу, «орудие в руках господствующего класса». На этой почве укоренился и расцвел юридический нигилизм.

    Лишь в середине 80-х годов с выдвижением идеи правового госу­дарства и признанием таких его принципов, как верховенство закона, уважение к праву, положение стало меняться. Но скорее в теории, чем на практике. В праве начали усматривать не только один из «рычагов» политики, но и общепризнанную историческую, социальную и куль­турную ценность. Было наконец признано, что в подлинно демократическом право­вом государстве должен господствовать закон. В этом смысле (в идеа­ле) закон сильнее власти. Старая истина гласит: «Там, где кончаются законы, начинается произвол, самоуправство». Это хорошо понимали еще римляне, заявлявшие: «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон»; «Закон — единственный Бог, которому все обязаны поклонять­ся»; «Надо быть рабами законов, чтобы стать свободными»; «Государ­ством должен править закон».

    1. 3. Государство и право в их соотношении.

    Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

    Единство выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

    Есть и другие грани единства и взаимообусловленности рассматриваемых категорий. Они, в частности, проявляются в идее правового государства, о чем свидетельствует само это выражение; в сочетании в них классовых и общечеловеческих начал, корреляции функциональ­ных связей. О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой — общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие — единый процесс. Поэтому искусственный его разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни. Государству и право остаются достаточно автономными и само­бытными образованиями. Именно поэтому познание сущности госу­дарства и права предполагает необходимость выявления как их общих, так и специфических черт.

    Различия вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, форма существования классового общества, то право — система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведе­ния людей. У них разное социальное назначение, различные роли.

    Государство олицетворяет силу, а право — волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию. Они, каждая по-своему, отражают реальную действительность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. Наконец, при известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлени­ях, резко коллизировать между собой.

    Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный про­дукт, результат государственной деятельности»1.

    Разумеется, первопричины права лежат не в государстве как тако­вом, а в социальной необходимости, общественных потребностях. Но после того как эти потребности осознаются государством, оно перево­дит их на язык законов, юридических норм, т.е. создает, учреждает право. Правотворчество — исключительная прерогатива государства. Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным него­сударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

    Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных корней, обычаев, тради­ций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь «согласиться» с этим, закрепить сложившиеся правила в законах. Сло­вом, власть не является единственной правотворящей силой. В извест­ном смысле право создается всем обществом.

    Но, в конечном счете, право исходит все же от государства как офи­циального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воле «свое» право никто создавать не может. В противном случае нельзя говорить о суверенности власти. Разумеется, если под правом наряду с юридическими нормами понимать также естественные и не­отчуждаемые права человека, то источником его, конечно, будет уже не только государство.

    Однако и «прирожденные» права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению. Правовое государство потому и называется правовым, что оно действу­ет на основе и в соответствии с этими правами. Правоохранительная и правообеспечительная его миссия неоспорима. Законы должны стоять на страже прав1.

    Таким образом, государство оказывает на право разностороннее и эффективное воздействие. Оно не может быть «посторонним наблюдате­лем» процессов правообразования и правореализации (соблюдения, использования, исполнения и применения юридических норм). В то же время существуют объективные пределы такого «вмешательства», ибо право — в значительной мере самостоятельное и независимое явление, живущее своей жизнью и по своим внутренним законам. Воздействие государства на него не абсолютно.

    Не менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство. Право, прежде всего, легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международ­ным стандартам.

    С помощью права закрепляются внутренняя организация государ­ства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разде­ления властей, оформляются необходимые институты. Государство со­здает право и для регламентации собственной деятельности.

    Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно опре­деляется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.

    Право играет немаловажную роль в становлении, развитии и со­вершенствовании государства как такового, в придании ему цивилизованного

    вида, современных черт. Никакая государственность не­мыслима без права или вне права. Последнее «облагораживает» ее, делает зрелой и полноценной. Поэтому естественно, что «нет ни одной стороны права, которая не находилась бы в тесной и прямой связи с государством»1.

    Между государством и правом могут существовать как одни, так и другие связи. Во-первых, сами причины бывают разные (основные и производные, главные и второстепенные, формальные и материальные); во-вторых, решение вопроса во многом зависит от того, как понимается право («узконормативно» или более широко, с вклю­чением в него правовых взглядов, правоотношений, естественных прав человека и даже охраняемого властью фактического порядка); в тре­тьих, множество правовых норм создается не государством непосред­ственно, а общественными и иными субъектами, разумеется, с санкции государства.

    Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникнове­ния, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмысле­нии данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стра­не демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере.
      1   2   3


    написать администратору сайта