Теории происхождения права.
Название теории
| Представители
| Основные положения
| “+” и “-“
| Рисунок
| Патриархальная теория
|
Аристотель
Филмер
Михайловский
|
Правовая власть есть ничто иное, как продолжение отцовской власти.
| “+” Право является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели -- «благое жизни» -- и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
|
| Договорная теория
|
Гоббс
Руссо
Локк
|
Право - результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.
| “+” в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше».
“-” нет убедительных научных данных, подтверждающих эту теорию, в реальной действительности.
|
| Теория насилия
|
Дюринг
Гумплович
Каутский
|
Государство возникает в результате акт насилия. Одно племя завоевывает другое, и для того чтобы держать в повиновении последнее, образуется право.
| “+” Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства -- победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.
|
|
Расовая теория
|
Ж. Гобино
|
Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел -- слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.
|
“-” ни с позиции науки, ни с позиции нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на “низшие” и “высшие”. Данная теория носит не научный характер, а политический.
|
| Историческая теория права
|
К.Ф. Савиньи
ГФ. Пухта
|
Позитивное право не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.
|
“+” С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.
|
|
|
К. Маркс
Ф. Энгельс
|
Право как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса.
|
“+” право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.
|
| Психологическая школа права
| Петражицкий
| Право, есть продукт, обусловленный человеческой психики.
| наряду с «официальным правом», установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, -- переживание своего долга перед другими («императивность») и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других («атрибутивность»).
|
| Теологическая теория
| А.Августин
Ф.Аквинский
| Право происходит от Бога, создано Богом для регулирования
поведения людей.
| «+»Положение о божественности власти поднимало и поднимает её престиж, способствовало и способствует утверждению в обществе порядка.
«-»На мой взгляд теологическая теория не может объяснять происхождения
права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим
перстом». Мы можем судить об это только из народных историй передающихся из
поколения в поколение.
|
|
Теория «Естественного права»
| Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев
| Согласно этой теории, существует высшее «естественное право», свойственное
человеку от природы
| «+»Провозглашались право частной собственности, право на
жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство, право на
революционные выступления против правительства, попирающего эти права.
«-»Полное
игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом
творчестве и начала закономерности в развитии права.
Я считаю, что эта теория не описывает происхождения права, потому что она была выдвинута только для того чтобы свергнуть старые представления о
праве и под ее прикрытием проводить буржуазные революции.
|
|
Юридический позитивизм
| Джереми Бентам и Джон Остин
| По теории юридического
позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное
право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией
принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.
| «+»Отражал уверенность буржуазии в незыблемости
созданного ею строя, в могуществе ее государства и права. Буржуазия видит в своем праве фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения.
|
|
Нормативизм
| Г. Кельзен
| Каждая норма низшего порядка действует только потому, что создана согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила одних норм опирается, следовательно на другие, высшие нормы, но не на реальные
факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая
презюмирует существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы
(решения судов или администраций, договоры и т.п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган.
Оценка права с позиции морали недопустима, ибо связь между этими явлениями не существует.
| «+»Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает
определяющее свойство права – его нормативность. Иметь в виде руководство общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое. Нормативность в данном подходе органически связанна с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность
руководствоваться правовыми требованиями. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права. Противостояние режиму произвола и беззаконию. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной) воли. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики. Признание широких возможностей государства влиять на общественное
развитие.
«-»Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании
содержательной стороны права: положение в степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствие их объективным потребностям общественного развития.
|
|
Теория солидаризма в праве
| Л. Дюги
| Человек - существо общественное, он не может жить обособленно;
общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов.
| «+»Рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они обладают
лишь определенными социальными функциями, которые призваны осуществлять «святую солидарность» и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность - не право капиталиста, а необходимая социальная функция, без которой немыслимо общество. Идея о социальной функции частной собственности воспринята конституциями ряда развитых стран. Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общему благу». По моему мнению, эта идея была бы полезна России, где идет перераспределение собственности, созданной общим трудом миллионов, в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использовалась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесоциальных целях. Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового сотрудничества, активно внедряемыми разными политическими силами. Эта идея начинает воплощаться и в России.
Примером этому служит подписание Договора об общественном согласии,
заключение тройственных соглашений (правительство, профсоюзы, работодатели).
|
|
Социологическая юриспруденция
| Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.
| Каждая
организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей,
утверждает Е. Эрлих, создают свое право. Государственные предписания - это лишь малая часть права, его основную массу составляет «живое право».
| Философия прагматизма
(действия, практики), гласит - истинно то, что полезно, а применительно к праву - правомерно то, что полезно.
Как мне кажется «социологическая юриспруденция» переносит центр тяжести с вопроса, что такое право, на то, как оно действует, что с его помощью достигается. Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фактах,
уравнивается с иными социальными нормами, с правоприменительными актами и т.п. «Социологическая юриспруденция» разнообразна по своим оттенкам. Одно из ее направлений - институционализм. Его представители исходят из той
реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие
институты, каждый из которых якобы создает свое право. Крайнее проявление правого нигилизма - школа «реалистов». Умеренные реалисты еще придают какое-
то значение законам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно.
|
| |