Главная страница
Навигация по странице:

  • Аварцев – сокровище, данное нам

  • Цель

  • чанка. Не только лишь песня, а каждое слово Аварцев сокровище, данное нам Не слово, а слог изпод отчего крова


    Скачать 6.27 Mb.
    НазваниеНе только лишь песня, а каждое слово Аварцев сокровище, данное нам Не слово, а слог изпод отчего крова
    Дата11.03.2023
    Размер6.27 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлачанка.docx
    ТипДокументы
    #980192

    I Введение
    Не только лишь песня, а каждое слово

    Аварцев – сокровище, данное нам

    Не слово, а слог из-под отчего крова

    За жемчуг и злато вовек не отдам.

    Расул Гамзатов¹.

    Культурно-историческое наследие любого селения является не только важнейшим результатом его становления, который отражает духовный потенциал обитателей, но и определяет дальнейшее его развитие. От степени изучения и вовлечения этого потенциала в культурный оборот местного населения в огромной мере зависит его настоящее и будущее².

    В последние годы мы являемся свидетелями многочисленных юбилейных мероприятий, отмечаемых в Дагестане с завидным размахом и усердием, чествуя как заслуженных, так и мало известных юбиляров. Особое внимание привлекают и юбилейные торжества, связанные с чествованием тех или иных селений и городов республики. Очевидно, что сами по себе подобные торжества являются показателем возрастающего интереса народа к собственной истории и культуре, что вполне естественно особенно в наши дни, когда в жизни общества важную роль играют процессы демократизации и активно проявляется самосознание. Усиливается интерес народа к собственной истории, люди хотят знать не только историю страны, но и историю своей малой родины, своего села.

    Как оставит свой след в истории? Об этом хоть в один раз раздумывается каждый человек. У молодого поколения есть такая возможность всегда. Просто нужно остановиться, оглядеться: где мы живем? Как нам живется? Что мы сможем сделать, чтобы жизнь стала лучше, интереснее, красивее? И было, что рассказать потом своим детям.

    Цель: Изучить литературное наследие моего села, оставленное в наследство Тажудином (Чанка).

    Актуальность данной темы является - то, что знания поэзии родного села нужны не только старшему поколению, которая создавала эту культуру, но и даже в большей степени эти знания необходимы нам, подрастающему поколению, тем, кому передается наследие поэзии.

    Новизна моей работы заключается в том, что мною в настоящей работе воссоздается в возможной степени объективная картина возникновения поэзии, основные этапы его развития и истории. Ведь поэзия моего села тесно связано с поэзией Дагестана и страны в целом, поэтому считаю важным изучение поэтической действительности, так как это частица культуры Российского государства.

    _________________________________________________________________________________________

    1. Гамзатов Р.Г «Молитва». Махачкала, 2006г, стр 96

    2. Магомедов М.Г «История села» 1999г, стр 6

    II Основная часть

    Моя научно- исследовательская работа посвящается моим землякам-батлаичинцам, которые на всем протяжении своей истории являются не только великолепными земледельцами и скотоводами, но и ценителями духовной культуры. Особенно фольклора, легенд и преданий, передававшихся из поколения в поколение.

    Село Батлаич, в котором родился Чанка, и джамаат села, среди которых он жил, и сейчас состоит из трудолюбивых, смотрящих на происходящие вокруг событий с умом и терпеливо, умеющих дать им правильную оценку, острых на слова, разящих словом в цель, понимающих шутку. Умеющих решать острые проблемы, не обижая шуткой, тактичным словом, людей³.

    Все что происходила и происходит в Дагестане, не могло не коснуться Хунзахского плато и такого сравнительно крупного села, распаложенного на плато Батлаича, и джамаата Батлаича.

    В селе, где родился и жил классик аварской литературы Чанка, и до него и после были и есть люди острые на слово, умеющие сочинять красноречивые стихи и умеющие ценить их люди. Видимо именно поэтому Чанка поднялся на такую высоту, стал классиком аварской поэзии⁴.

    Тажудин Чанка был ярким выразителем огромного, духовного потенциала батлаичинцев.

    Чтобы глубже узнать о жизни Тажудина Чанка я встретилась с бабушкой Патимат⁵, которая приходится поэту внучатой племянницей, проживающей в нашем селе. При встрече бабушка Патимат мне рассказала очень доступным языком о своих воспоминаниях и воспоминаниях её матери о своем дяде:

    «Сын простой крестьянки, он родился в 1866г. в ауле Батлаич. Отца он лишился рано и был отдан на воспитание опекуну. Фактически же воспитывался у матери Хатун и у ее сестры. Обе они были поэтесчсами- импровизаторами, известными в аулах хунзахского плато.

    Они хорошо знали устное народное творчество, и поэтому, естественно, первой школой для Чанки была не арабская литература, которую он изучил позже в медресе, а фольклор.

    Его учителем в известном тогда медресе Батлаича был Нур-Мухамед из Местехура. Ученые горцы Исхакил Мухамед из Буцра, Курбан-Али из Ашильта, математик Гамзат-Хаджи из Чиркея были друзьями Чанки по медресе.

    В медресе, наряду с религиозными науками, муталимы изучали математику, космографию, логику, лексику, риторику. Сам Чанка, как свидетельствовал старейший аварский филолог и арабист М.С.Саидов, хорошо разбирался в астрономии.

    ___________________________________________________________________________________________________________


    1. Республиканский архив

    2. М.Г. Магомедов «История села» 1999г - 118 стр

    3. Информатор Магомедова Патимат-1939 г.р


    Вместе с тем, Чанка прилежно изучал и религиозные дисциплины, которые оставили ощутимый след в его стихах и сочинениях, особенно в самом начале поэтической биографии. Страстным увлечением Чанка была родная аварская литература. В его время в Батлаиче часто устраивали состязании по импровизации и песнопению между чабанами и муталимами. Рассказывают что Чанка всегда держался на стороне чабанов, чем немало возмущал своих друзей- муталимов. Видимо, романтически настроенному поэту по душе была не только романтика жизни чабанов, но также их неподдельный, жизнерадостный юмор, их угловатая, порой даже грубоватая правда жизни.

    В самом начале своего творческого пути Чанка призывал влюбленных к терпеливому ожиданию благословления Всевышнего. Он писал: « Горестно пусть наши дни земные проходят, чтоб в день Страшного суда получить награду. Позже в своей поэзии он поднимается до утверждения равноправия женщины в любви, что уже само по себе было очень важным социальным заявлением в условиях жизни горцев»⁶.

    Выступая против униженного положения женщины жизни и в быту, Чанка становится борцом за ее право на любовь, борцом против косных обычаев и ханжества.

    Почти все стихи Чанки имеют конкретный адресат. Конкретную биографию. Примером могут служит стихи «Гулишат»⁷, посвященные девушки из соседнего аула Ках. Она была из богатой семьи, и поэтому ее не выдавали за поэта. Интересна история стихотворения «Любимая Далгата». У Чанки был сердечный друг по имени Далгат, сын Абдулы. В статного и красивого Далгата влюбилась девушка из знатного рода. Об этом стало известно ее братьям, и Далгат был бы убит, если бы не вмешался местный мулла и не выслал его из аула. Влюбленная девушка обратилась к Чанке с просьбой сочинить от ее имени письмо в стихах Далгату. Так возникло это стихотворение.

    Поэзия Чанки- это самоцветная радуга любви. Самые яркие лучи этой радуги, лучи которые слились друг с другом- это образы поэта и его возлюбленной девушки-горянки. Передовые для его времени идеи свободы и равенства людей Чанка взаимствовал из народной поэзии и критически изображал действительность, усиливал их звучание и накал.

    В 1992 году в селе открыли дом-музей Чанки. Хоть запоздалое, но дань уважения славному земляку, имя которого занимает достойное место среди плеяды Дагестанских поэтов ХIХ –начало ХХ века.

    __________________________________________________________________________________________________


    1. М.Г. Магомедов «История села» 1999г - 118 стр

    2. Г.К .Галбацов «Чанка» стр 24

    2016 года 18 марта в Махачкале в филиале академии наук состоялась Юбилейная научная сессия, посвящённая 150 – летию со дня рождения классика аварской поэзии Тажудина Чанка⁸.

    На сессии выступали учёные, поэты и писатели, журналисты, работники теле- и радиовещания. Выступала и учительница русского языка и литературы нашей школы Гудова Арапат Исмаиловна. Она тоже пишет стихи и на сессии прочла новое стихотворение «Чанка». Мне тоже представилась честь выступить перед гостями и участниками сессии – танцевала вместе с другими участниками художественной самодеятельности школы.

    Но поэтические таланты характерны для села и в наши дни. Наследники Чанка слагали свои стихи для себя и для друзей, особо их не рекламируя.

    Народное творчество -это прежде всего, искусство народных умельцев, предания, легенды, пословицы, поговорки.

    Традиционная тяга к поэзии и высокий уровень мастерства наиболее выразительно и весомо отразились в таланте нашего земляка Гаджи Газимирзоева. Он начинал свою трудовую жизнь табунщиком в колхозе. Гаджи Газимирзоев жил в моем прикутанном селе Арада. До сих пор вспоминают его с теплотой мои односельчане – как о поэте народнике. Более подробно о жизни и творчестве моего земляка мне рассказала дочь Гаджи Газимирзоева Зарибика⁹, с которой я встретилась:

    «Как и многие из сельчан, мой отец начинал свою трудовую жизнь чабаном в колхозе. Влюблённый в красоту окружающей природы начал воспевать разнообразный и многоцветный мир, вызывая восторженные отклики друзей.

    Призвание отца отодвинуло на задний план все остальные его увлечения. Его стихи с характерной мелодичностью, проникнутые чувством высокой нравственности и уважения к людям труда, получили призвание общественности. Гаджи Газимирзоев был избран членом Союза писателей Дагестана. Основные герои его произведений, чабаны, полеводы, их чувства, романтика трудовых будней народа. Основной репертуар народного артиста Дагестана, любимого певца аварского народа Даку Асадулаева состоялся из стихов моего отца».¹⁰

    Немаловажный вклад в культуру Дагестана внес наш односельчанин, выпускник нашей школы Газимагомед Галбацов. Галбацов родился и вырос в нашем селе- Арада, учился в той же школе, что и я.
    __________________________________________________________________________________________________


    1. Республиканский архив

    2. Информатор Газимирзоева Зарибика – 1954 г.р

    3. Газета «Сельский труженик» 27 август 1992г


    Недолгую жизнь прожил Г.Галбацов, но зато в аварскую прозу спокойно и уверенно вошел, со своим творческим почерком и темами. В 1988 году поступил в Литературный институт в Москве.

    В Махачкале стали публиковаться его произведения, книги «И пошел снег…», «Камни», «Три солнца», «Шайтан», «Листы тетради», «Падающий вверх», «Обычное шествие», «Туман», «Паутина». Он был главным редактором телепередачи на аварском языке «Заманги. ГIаданги. ГIамалги» - «Время. Люди. Нравы». Галбацов Газимагомед в силу специфики природного дара нашел свой стиль, ставший ценным кладом в развитии аварской прозы. Рассказать о покойном Газимагомеде я попросила его младшую сестру, учительницу родного языка и литературы Галбацову Шамай Камалудиновну¹¹. Она рассказала: «Вначале, как и мой отец, Газимагомед баловался стихотворчеством. Для меня он был всегда каким-то возвышенным олицетворением. Начал писать со стихов, писал их очень много, но почему-то сжигал. Он как старший в семье объединял нас, заботился о нас. Так как потеряли отца мы очень рано, мне было три года, а нас было семеро и все тяготы легли на плечи Газимагомеда».

    Чтоб узнать о творчестве Г.Галбацова мы встретились с председателем Союза Писателей РД. М.Ахмедовым¹². Вот что он рассказал при встрече : « Для аварской прозы творчество Г.Галбацова – явление новое, необычное. В мировом масштабе оно имеет свою стезю, по которой шли и идут Гофман, Кафка, Апдайк, Тургенев, Толстой. Со многими из этих авторов у Галбаова можно найти немало точек соприкосновения, которые объясняется спецификой литературной техники, ипологической общностью ситуации. Но, как у каждого у этих авторов, у Г.Галбацова – свой особый созданный лишь его воображением «текст жизни».

    На первый взгляд Г.Галбацов «чрезвычайно странный», странно его тематика, видение, но его «странность» чрезвычайно идентично словам героя романа Набокова «Дар».

    Также мы встретились с главным режиссером аварского театра Х.Гафуровым¹³. В аварской литературе имя Г.Галбацова стало известно еще до перестроечных катаклизмов. Вниманием по публике и собратьев по перу автор не был обделен. Его произведения все эти годы и по сей день вызывают яростные споры тех, у кого он вызывает интерес необычным для аварской прозе аспектом трактовки тем, самой спецификой отпора тематики. По пьесам Г.Галбацова «Юсуп и Зулейха», «Алла Пугачева», «Ганч!ал» ставились в Республиканском Аварском театре им. Гамзата Цадасы. Его телепередачи стали самыми любимыми народом телепередачами на Республиканском телевидении РГВК «Г!аданги. Г!амалги. Заманги».

    __________________________________________________________________________________________________


    1. Информатор Галбацова Шамай К – 1974 г.р

    2. Информатор Ахмедов Магомед А -1957 г.р

    3. Информатор Гафуров Хайбула Г – 1946 г.р


    В правительство Республики Дагестан обратились родители, учащиеся и учителя нашей школы с просьбой именовать нашу школу в честь нашего выпускника, Члена Союза писателей РФ, прозаика, писателя и поэта Газимагомеда Галбацова.

    Тринадцатого мая прошлого года, в канун дня рождения Г. Галбацова- нашего земляка, писателя и журналиста, указом главы РД в школе была проведена торжественная линейка открытию мемориальной доски и присвоение школе имени Галбацова Г.К., чья жизнь была просвещена литературному творчеству, человеку неиссякаемой энергии, большой мудрости, профессионального мастерства, величину и масштабы которого мы его современники пока не можем оценить. На торжественной линейке присутствовали родные и близкие Галбацова, многочисленные почитатели его таланта, коллеги по перу, работники РГВКа, председатель союза писателей РД Магомед Ахмедов, директор ДНЦРАН Магомедов, директор Аварского театра Магомедрасулов, народная поэтесса РД Залму Батырова, директор ЦОДОУ ЗОЖ Джахбаров и многие высокопоставленные гости.

    Среди талантов из Батлаича следует отметить и известного поэта-сатирика Гусейнова Магомеда, который публиковал свои сочинения под псевдонимом «Даци из Батлаича».

    Чтобы узнать о творчестве и жизненном пути Гусейнова Магомеда я обратилась к сестре Магомеда Гусейновой Умайганат Гусейновне¹⁴ – учительнице русского языка и литературы.

    Вот что она рассказала при встрече: «Мой брат был военный, завершив Бакинское высшее военное командное училище 1968 году, начал работать в военных комиссариатах: Гергебильского, Гумбетовского, Табасаранского, Советского и Хунзахского районов. Он был очень порядочным, подтянутым человеком. В людях ценил добропорядочность, ответственность, честность, может быть поэтому его перу стали подвластны сатирические произведения».

    Он был очень порядочным, подтянутым человеком. В людях ценил добропорядочность, ответственность, честность, может быть поэтому его перу стали подвластны сатирические произведения».

    Сатирические стихи Гусейнов Магомед начал сочинять, будучи военным. Службу в армии он завершил в звании подполковника. До последних лет жизни сотрудничал в качестве журналиста в республиканской газете «Истина»¹⁵. С 2000 года являлся членом Союза журналистов России. Магомед очень болезненно воспринимал лихие девяностые, развал и распад СССР.
    __________________________________________________________________________________________________


    1. Информатор Гусейнова Ума К – 1954 г.р

    2. Газета «Истина» №47 2000г



    В книгах «Дагестан - базаристан» и «Мой ХIукумат» он с удивительной точностью описывает происходящее в Дагестане, которое противоречило здравому смыслу, и более того не укладывалось ни в какие рамки нравственности. Острая как бритва сатира «Даци» осмеивала все пороки, порожденные развалом страны в годы перестройки. Истинный патриот своей страны. С душевной болью пишет он в своих стихах о продажных чиновниках, пустословных депутатах, разрухе и обманутом обещаниями простых людях.

    «К1алъалеб буго Мах!ачхъала». С этих слов, более 40 лет начинал утро каждого аварца в Дагестане. Нурмагомед Османов передает в эфир, через Дагестанское радио, новости о жизни горцев, всего Дагестана, Союза и мира. Османов своим голосом воспитывал, учил, наставлял, информировал и сообщал. Он всегда, в горе и в радости был вместе со свои неродом, его любили и по голосу узнавали в любом уголке Дагестана.

    Нурмагомед был собирателем аварского фольклора, писателем, автором книги «Рук!ана маг!арухъ шаг!ирзаби» (1994), о малоизвестных мастерах слова Дагестана и других сборников¹⁶.

    Нурмагомед проявил себя как хороший журналист, его статьи на актуальные темы печатались в газетах и журналах Дагестана. Он собрал коллекцию пословиц и поговорок Дагестана, известен как собиратель аварского народа¹⁷.

    Его прилежание в работе было отмечено следующими государственными наградами. «Грамота Верховного Совета ДАССР», грамоты «ЦК ВЛКСМ», « Верховного Совета России», «Госкомитета по радиовещанию и телевидению», значок «Отличник радио и телевидения СССР» .

    Поэты – самородки моего села в свое время выражали свои чувства и отношения к окружающему миру. Потребность сочинять, как форму духовного самовыражения наших земляков была так сильна, что в конечном итоге многие из них стали членами Союза писателей Дагестана и России¹⁸.

    Великая цель сохранения в веках духовного облика национального характера нашего древнего народа движет и сегодня всеми нами. Поэзия моих земляков – самородков, таит в себе, высоконравственные житейские наставления: быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой дом, село, а значит – и всю Родину.

    Богатое духовное наследие народа позволяет жителям нашего села заглянуть в прошлое своих предков.

    __________________________________________________________________________________________________


    1. Информатор Омаров Омар П. 1956 г.р

    2. М.Г. Магомедов «История села» 1999г - 206 стр

    3. Материалы Республиканской научно- практической конференции «Батлаич и батлаичинцы»



    Восхищает их житейская мудрость, умение соблюдать и передавать новым поколениям нравственные культурные ценности, благодаря которым жизнь становится яркой и содержательной.

    Есть народная поговорка: «Хорошую пословицу ищите в ауле Цада, а хорошее стихотворение, песню ищите в селе Батлаич.

    В селе, где родился и жил классик аварской литературы Тажудин (Чанка) до него и после были и есть люди острые на слово, умеющие сочинять красноречивые стихи, и умеющие ценить их, люди. Видимо, именно поэтому Чанка поднялся на такую высоту, стал классиком аварской поэзии¹⁹.

    Можно сказать, что каждый батлаичинец пишет стихи, но сравнивая свои стихи с классикой знаменитого земляка Тажудина Чанка, и из за своей природной скромности, не осмеливаются передать их гласности.

    Они как подземные ручейки подпитывают чистую и звенящую, как хрусталь, высокую классическую поэзию и дают ей внутреннюю влагу.

    В Батлаиче еще много мною не упомянутых мастеров поэтического слова. Но ясно одно, в Батлаиче постоянно течет родник поэтической мысли .

    ______________________________________________________________________________________

    1. М.Ш.Мухидинов «Батлаич и батлаичинцы»


    III. Заключение

    Мое село Батлаич - село мужественных, трудолюбивых людей.

    Богатое духовное наследие народа позволяет нам, учащимся, заглянуть в прошлое своих предков, восхищаться их житейской мудростью, соблюдать и передавать новым поколениям нравственные культурные ценности, благодаря которым жизнь становится яркой и содержательной.

    Наиболее ярким выразителем огромного духовного потенциала батлаичинцев является выдающийся классик аварской поэзии Тажудин (Чанка).

    Ресурсов для развития села у нас много, но самый главный и бесценный ресурс – это наши люди, которые, несмотря на любые испытания, нацелены на созидательный труд во благо родного села, имя которому Батлаич. Я горжусь, что моя малая родина Батлаич – родина поэтов и писателей.

    Поэты – самородки моего села в свое время выражали свои чувства и отношения к окружающему миру. Потребность сочинять, как форму духовного самовыражения наших земляков была так сильна, что в конечном итоге многие из них стали членами Союза писателей Дагестана и России

    За период подготовки к проекту я встречалась со многими информаторами, собрала огромный материал про историю поэзии нашего села. Собранный мною материал пополнит музей нашей школы.

    Литература:



    1. М.Г. Магомедов «История села» 1999г- 6 стр

    2. Р.Гамзатов «Молитва» 2006г - 59 стр

    3. М.Ш.Мухидинов «Батлаич и батлаичинцы»

    4. Газета «Истина» 2000 г от 31 №47

    5. Газета «Сельский труженик» 27 август 1992г

    6. Республиканский архив

    7. Материалы Республиканской научно- практической конференции «Батлаич и батлаичинцы»


    Информаторы:

    ¹Информатор Ахмедов Магомед Ахмедович -1957 г

    ²Информатор Хайбула Гафуров- 1946 г.р

    ³Информатор Гусейнова Ума К – 1954 г.р

    ⁴Информатор Омаров Омар П 1956 г.р

    ⁵Информатор Галбацова Шамай Камалутдиновна – 1974г.р

    ⁶Информатор Магомедова Патимат-1939 г.р

    ⁷Информатор Информатор Газимирзоева Зарибика – 1954 г.р

















































































    написать администратору сайта