Шггг. Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку
Скачать 25.45 Kb.
|
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку? За дверью бессмысленно всё, особенно — возглас счастья. Только в уборную — и сразу же возвращайся. О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора. Потому что пространство сделано из коридора и кончается счётчиком. А если войдёт живая милка, пасть разевая, выгони не раздевая. Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло. Что интересней на свете стены и стула? Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером таким же, каким ты был, тем более — изувеченным? О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу. В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной. Ты написал много букв; ещё одна будет лишней. Не выходи из комнаты. О, пускай только комната догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция. Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция. Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были. Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели, слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса 1. Экстралингвистические данные И.Бродский написал стихотворение «Комната» в тридцатилетнем возрасте. Появление этого произведения связано с желанием поэта отразить действительность 60-70-х годов 20 века, когда страна вместо подъёма стала приходить к застою. Все инакомыслящие стали подвергаться давлению. Так как И.Бродский не скрывал своего негативного отношения к действительности, то в полной мере испытал это давление. За 6 лет до написания «Комнаты» поэт оказался в Архангельской области в деревне Норинская Коношского района, куда его сослали за так называемое тунеядство, хотя продуктом труда поэта являются как раз именно его стихотворения. Одновременно И.Бродский испытал глубокое любовное разочарование. На момент написания «Комнаты» в стране, руководимой Л.И.Брежневым, на фоне политического и экономического застоя начало проявлять себя диссидентское движение, отражавшее сомнения здравомыслящих людей в том, что скоро наступит коммунизм, и что политика партии и правительства верна. В связи с этим И.Бродский, ощущая давящий режим, пишет стихотворение, где явно прослеживается ирония к происходящему. Поэт предостерегает своих современников от попыток выйти за пределы комнаты, поскольку за её стенами бессмысленный мир, подчиняющийся определённым правилам, противоречащим здравому смыслу. Одновременно это стихотворение звучит как предостережение поэту, который написал много букв и даже одну лишнюю. Лишь комната должна видеть его истинное лицо, ограждать своего хозяина от внешнего мира. 2. фонетический уровень а) Анжанбеман - это перенос части фразы из одной строки в другую, вызванный несовпадением интонационно-синтаксической связи с метрическим рядом. Переноситься могут как целые слова, так и части слова. Анжамбеман позволяет с помощью интонации выделить существенные образы. Так как у И.Бродского много переносов, то стихотворение приобретает особый смысл, напоминает прозаическое произведение. О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора. Потому что пространство сделано из коридора и кончается счётчиком. А если войдёт живая милка, пасть разевая, выгони не раздевая. Не выходи из комнаты. О, пускай только комната догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция. Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция. б) Ассонанс Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло. Что интересней на свете стены и стула? Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером таким же, каким ты был, тем более — изувеченным? Гласные а, ы, у делают слова более звучными, напоминая эхо, отражающееся от стен в замкнутом пространстве, особенно это чувствуется в рифмовке слов: продуло - стула, вечером - изувеченным в) Аллитерация Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса. Сочетание звонкого р вместе с повелительным наклонением делает речь автора более властной и требовательной. 3. морфологический и словообразовательный уровень В стихотворении использовано 50 существительных, 10 местоимений, 4 прилагательных, 32 глагола, 2 причастия, 3 деепричастия, 16 частиц. Наблюдается небольшой перевес в сторону существительных, однако слова «комната» употребляется восемь раз, глагол 2не выходи» - 6 раз. Такое соотношение можно объяснить стремлением автора обратить внимание читателя и на предметы, и на действия, с ними совершаемые. Три прилагательных из четырёх находятся в 4-м четверостишии. Это относительное прилагательное лыжной и два качественных: голое и лишней. Также автор не случайно употребляет такое количество частиц. Это две частицы же, частица пускай и 13 частиц не. Обилие отрицательных частиц позволяет понять замысел поэта, который предостерегает читателя от соблазна покинуть комнату, потому что за её пределами нет ничего хорошего. Наклонение глаголов 18 глаголов из 32 - х употреблены в форме повелительного наклонения: не выходи, не вызывай, будь, танцуй, дай. Оставшиеся глаголы разнообразны по своим временным формам, есть инфинитив - выходить, настоящее время - кончается, войдёт, догадывается, выглядишь, прошедшее - продуло, написал, будущее - вернёшься. Используются слова, образованные различными способами Суффикс -енн- в слове изувеченном словообразовательный и образует страдательное причастие совершенного вида прошедшего времени со значением завершённости Суффикс -я- в словах раздевая, разевая словообразовательный и образует деепричастие несовершенного, сообщающего добавочное действие Суффикс -и- в слове выходить указывает на то, что это глагол несовершенного вида, 2 спряжения Суффикс -ей в слове интересней указывает на сравнительную степень наречия Переход из одной части речи в другую: в уборную, в прихожей 4. лексический уровень. В тексте есть социолекты (милка - женщина, мотор - автомобиль), слова относящиеся к разговорным, книжным, нейтральным. Милка - разговорное Изувеченным - разговорное Возглас - книжное Мотор - разговорное Пасть - грубое, просторечное Забаррикадируйся - книжное Инкогнито - книжное Чай - просторечие Субстанция - книжное Дураком - грубое, просторечное Хронос - из мифологии, книжное Космос - научное Эрос - из мифологии, книжное Раса - научное Вирус - научное Абстрактная лексика Лексика преимущественно конкретная: комната, стул, коридор, стена, слов, которые относятся к абстрактной лексике, мало: пространство, субстанция. Метафоры: ты написал много букв; ещё одна будет лишней», «слейся лицом с обоями», «Запрись и забаррикадируйся / Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса». Анафора: «Не выходи из комнаты». Риторический вопрос: «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?». Риторическое восклицание: «Не будь дураком!». Метонимия: «не вызывай мотора», «куришь Шипку». Фразеологизмы «на босу ногу», «на голое тело». Парцелляция: О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора. Потому что пространство сделано из коридора и кончается счётчиком. 5. синтаксический уровень Использованы простые глагольные сказуемые, большинство глаголов употреблено в повелительном наклонении: не выходи, считай, дай, не вызывай. В стихотворении 24 предложения, из них 14 простые. Они осложнены однородными членами: Не выходи из комнаты, не совершай ошибку. обособленным обстоятельством - деепричастным оборотом: А если войдёт живая милка, пасть разевая, выгони не раздевая. Эллипсис: Только в уборную — и сразу же возвращайся. Сложное бессоюзное предложение: Ты написал много букв; еще одна будет лишней. Остальные сложные предложения - это СПП с придаточными причины, условия, места и т.д. 6. композиция текста Стихотворение состоит из шести четверостиший, или катренов, где слова рифмуются с помощью парной рифмовки. Это монолог лирического героя, обращённого к абстрактному слушателю. 7. речевая функция текста Автор стремится передать информацию, связанную с предостережением: не выходить из комнаты. Для этого подбираются определённые доказательства и разъяснения. 8. Выводы Проведённый экстралингвистический анализ и анализ по уровням языка данного текста, позволяет сделать выводы, что данный текст относится к художественному стилю. Это рифмованное стихотворение. Автор использует различные художественные средства, разнообразную лексику. В стихотворении И.Бродский рисует безрадостную картину бытия, где публично ничего нельзя высказать, за пределами комнаты можно стать изувеченным. Иносказание -ещё одна особенность этого текста. Фраза «не вызывай мотора» напоминает о слежке, которая ведётся за инакомыслящими. А всё свободное пространство состоит из коридора. Это позволяет отнести текст к философской лирике. Также поэт использует разнообразные синтаксические средства. Их задача - привлечь внимание читателя к существующей проблеме, дать совет, оградить от возможных проблем. Вот почему в тексте много глаголов повелительного наклонения, что также является одной из примет художественного стиля. Для того, чтобы понять это стихотворение, нужно знать особенности эпохи поэта, его судьбу, только в этом случае суть текста может быть предельно понятна и ясна. Во второй строке «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?» употреблено слово «Шипка», так назывались болгарские сигареты. И трагедия героя в том, что он не может сделать выбор даже в такой мелочи. Так читатель строчка за строчкой видит разворачивающуюся трагедию, когда власть вмешивается даже в такие малозначительные вещи, делает человека несвободным. Также в стихотворении зашифровано название популярной бразильской музыки Босса - Нова (босанова). Её можно было поймать в радиоэфире, недоступном для большинства людей. А строчка инкогнито эрго сумм - это выражение Декарта, переделанное Бродским: «Cogito, ergo sum» - мыслю, следовательно (а значит) существую. У И.Бродского это можно перевести как «никто не знает (меня), следовательно, существую». |