лисеноу акро. Нечто среднее между школьными упраж и судебными речами они
Скачать 16.31 Kb.
|
нечто среднее между школьными упраж. и судебными речами; они состоят из речи истца и ответчика и повтор, их выступления. Строятся все речи по опрел, плану: введение, обвинение, изложение, доказ., вторичное выступ, обвинителя, послесловие. Дан подробный подбор аргументов «за» и «против» на основе (пе)праидоподобия обвинения. Весь интерес А. сосредоточен на нахождении доказательств. Конкретные характеры людей его не интересуют. Соч.: Третья тетралогия / / Греческая литература Б избр. перенодах. М., 1939. *Лнт.: 50, II, 234 - 240; 99, 220 - 221; 123, 138 - 139. Н. Ш. АНТОЛОГИЯ ЛАТИНСКАЯ - условное название сб. стихотв. поздних лат. авторов. В его основе — собр., составленное в Карфагене ок. 530 н. э. и включавшее в себя, наряду с произв. более ранних авторов, стихотв., написанные в Африке при дворе вандалов. Перво- нач. ядро сб. в 24 кн. (первые 5 из к-рых до нас ие дошли) было обнаружено в XVII в. фр. филологом Клавдием Сал- мазием в рукоп. VII — VIII вв., а затем расширено за счет стихотв. из др., более I поздних рукоп. Авторы больш-ва стихотв. неизвестны. По составу А. Л. разнооб- | разна; включает в себя нсбол. стихотв., эпиграммы, лирич. поэмы (в т. ч. знаменитое «Ночное празднество Венеры»), Содержание произв. не ново: в них разрабатывается мифолог, и любовная тематика, присутствуют элементы дидакт. поэзии. А. Л., с одн. ст., пример упадка твор. индивидуальности авторов, с др. — умелого использования традиц. наследия. Соч.: 5, 478 - 498; 86, 157 - 183; 89, 346 - 363; 92, 445 - 540. Лит.: 52, II, 396 - 400. Е.О. АНТОЛОГИЯ ПАЛАТЙНСКАЯ (гр. anthologia — собрание цветов) — собр. гр. эпиграмм, составленное в X в. византийским писателем Константином Кефалой. Долгое время А. Кефалы считалась утраченной, и гр. эпиграммы были известны по А. в 7 кн., собр. византийским монахом Максимом Планудом (1260 — 1310) и представлявшей собой сокращенное изд. Кефалы с включением нек-рых произв., не входивших в него. В нач. XVII в. А. Кефалы была обнаружена в Палатинском кодексе («Пфальпская рукопись») гейдельбергской б-ки — отсюда ее название. Список А. п. датируется XI в. Материалом для собр. Кефалы послужили более древ. А., начало создания к-рых положил поэт Мелеагр своим сб. «Венок» и ни одна из к-рых до нас не дошла. А. Кефалы содержит ок. 4000 эпиграмм и разделнекоего Диния. Повеств. было полно чудес и фантастики. Соч.: 91, 171 - 176. Лит.: Кузнецова: 17, 156 - 170; 50, III, 271 - 273. н.ш. АНТОНИН ЛИБЕРАЛ (II в. н. э.) — автор сб. «Метаморфозы», состоящего из 41 рассказа о превращениях людей в птиц, камни, животных, растения и т. д. Источником А. Л. явл. гл. обр. недошедшая поэма Никандра «Превращения », стиль его дост. лаконичен и не лишен повторений. Автор «Метаморфоз » был, возм., вольноотпущенником римск. имп. Антонина Пия (138 — 161). Соч.: 27, 1997, № 3-4. A3. АНТЭПЙРРЕМА см. Эпиррема. АПЁЛЛЁС (2 -я пол. IV в. до н. э.) — др.-гр. художник; родом из Колофона, ученик Памфила; придвор. художник Александра Македонского. Работал в Эфесе, Александрии, на Родосе, Косе. По Плинию Старшему, «...писал портреты с... неотличимым сходством», автор мифолог, и аллег. картин, славился умением передать душевное состояние человека, мастерски владел светотенью и перспективой, реал, передачей движений и мимики героев. Плиний Ст. называет более 25 работ А. Лит.: 124, 61 - 64. О. Т. АПОКАЛИПСИС (гр. откровение) — «Откровение Иоанна Богослова», ч. Нового Завета. Написан в 6 8 / 6 9 н. э. на гр. языке и содержит пророчество о втором пришествии Христа, о конце мира и Страшном суде. • Н.Ш. АПОКРИФЫ (гр. тайные) — соч., имевшие хождение среди первых христиан, но не вошедшие в канон священных книг. Лишь некоторые из А. церковь рекомендует верующим для чтения. АПОКСИОМЁН (гр. юноша, счищающий пыль) — мраморная статуя в Ватикане. Копия утраченного бронзового оригинала работы Лисиппа, ок. 330 — 320. Лит.: 28, илл. 280; 33, илл. 215 - 216; 58, илл. 347; 59, илл. 303; 100, илл. 136; 112, илл.Ш АПОЛЛОДОР - (I) др.-гр. художник (поел, треть V в. до н. э.), афинянин. По Плинию Старшему, «первый начал передавать тени», за что получил прозвище «скиаграф» — «тенеписец»; с его именем также связывают использование полутонов. Картины А. темперой на деревянных досках положили начало станковой живописи. Лит.: 124, 46. О. Т. (2) Др.-гр. ученый (ок.ена на 15 |