Главная страница

Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья. семинар 7 этно. Неделя 7 Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья


Скачать 61.84 Kb.
НазваниеНеделя 7 Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
АнкорСравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
Дата11.12.2022
Размер61.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар 7 этно.docx
ТипДокументы
#839447
страница2 из 3
1   2   3
Французы

Французская нация – одна из старейших и самобытнейших на европейском континенте – имеет длительную и богатую историю. Жители Франции отличаются аналитическим умом, широтой воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов испытывает влияние их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя своей природной гибкости, французский ум судит слишком быстро – заниматься проверкой ему утомительно.

Французы – оптимистичный, веселый, общительный народ, любящий шутку. Они остроумны и язвительны, жизнерадостны и искренни, откровенны и хвастливы, нежны и галантны.

В ходе исторического развития французская литература, театр, живопись, музыка, сильно проникнутые народными традициями, остроумием, шутливостью, сатирическим духом, выдвигали на первый план рациональное мышление, логику, любовь к жизни, к земным благам, дух исканий и индивидуального размышления. Постепенно высокая культура мышления, любовь к радостям жизни, остроумие и сатира стали национально-психологическими особенностями французов.

Современные французы повышенно чувствительны ко всему национальному – это одна из отличительных черт их национального характера. Это неудивительно, так как честолюбие обычно развито у легковозбудимых народов, к числу которых французы и относятся. Французы легче, чем другие народы, подвержены внушению идей – ведь идеи для них предпочтительнее фактов. Англичане и немцы, для которых главное – факты, неоднократно упрекали французов за их любовь к идеям. Революционные фразы о «свободе», «равенстве», «братстве», «национальной чести», «патриотизме» легко воспринимаются французами.

Чувствительность, легкая эмоциональная возбудимость – главные характеристики французского национального темперамента. Современный француз похож на древнего галла, своего далекого предка, отличавшегося воинственностью и эмоциональной экспансивностью, своими непосредственными действиями и поступками. По силе и скорости возбудимости французы – полная противоположность флегматичным, сдержанным англичанам.

Подвижный темперамент накладывает свой отпечаток на склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятельности французов – хозяйственной, политической, военной, научной и т. д. Динамизм, бурные формы протекания революций во Франции объясняются не только свойственными для того времени обострениями борьбы за власть в стране, но и особенностями национального характера населения. Прямым его следствием является и способность французов увлекаться на первых порах всяким новым предприятием и так же быстро к нему охладевать, легко переходя из одной крайности в другую. Внешний блеск, некоторая суетливость, легкомыслие, необдуманные поступки, предпочтение приятного полезному – вот национально своеобразные черты действий и поступков французов.

Сильно проявляются в характере французов контрасты. Они доводят храбрость до дерзости, любовь к свободе – до неповиновения. Французы более руководствуются чувствами, чем разумом, логика у них всегда к услугам страсти. Они способны вдаваться в крайности. Революционные по своей натуре, они тем не менее уживаются с произвольными и насильственными действиями какой-нибудь авторитарной личности. Для них характерны внезапность решений и жадное стремление к восприятию всего нового.

Известно, что в коллективе эмоционально-волевая сторона подвержена значительно большим изменениям, чем интеллектуальная. Высокоразвитое чувство социальной общительности – а французы не любят ни думать, ни чувствовать, ни радоваться в одиночку – живая чувствительность, порывистая воля, быстрый, решительный ум – все это делает французов особенно возбудимыми, когда они находятся в составе групп. Взаимное внушение достигает в этом случае во французском обществе высшей интенсивности протекания.

«Средний француз так уверен в своем интеллектуальном превосходстве, так убежден в преимуществах своей культуры, что часто ему трудно скрыть свое раздражение другими людьми. Это обижает. Их восхитительная интеллектуальная целостность дает им повод считать неискренними все путаные высказывания менее ясных умов, и они часто проявляют раздражение и высокомерие в то время, когда необходимо лишь быть немного более снисходительными», – Г. Никольсон.

Силы сцепления в группах импульсивных и чутких французов, хотя и большие, но, в отличие от англичан, весьма кратковременные, так как, несмотря на общительность, французы являются крайними индивидуалистами, любят оригинальность и ради позы, блеска и личной славы могут многим пожертвовать.

Французы отличаются своей манерой общения. В этом отношении они образец для всех других народов. Французы вежливы, особенно в отношении иностранцев, причем не из какого-то личного интереса, а из присущей им непосредственной потребности в общении и вкуса к нему. Услужливость, вежливость, благожелательность французов, их высокая готовность прийти на помощь сделали эту нацию достойной любви и уважения. Французы галантны, скептичны и расчетливы, хитроумны и находчивы, в то же время они восторженны, доверчивы, великодушны. В отличие от англичан французы воспитаны так, что, попадая в другую страну, с легкостью приспосабливаются к чужой обстановке [213; 222].

Испанцы

Для правильного понимания национально-психологических особенностей испанцев следует принять во внимание, что их страна расположена в отдаленной части Европы, развивалась в своеобразной физико-географической среде, прошла длительный путь исторического и социально-политического развития, а население ее складывалось из большого числа этнических элементов в длительной борьбе с иноземными захватчиками.

Испанцы осознают себя представителями бывшей великой империи, определявшей длительное время международную политику. Для них свойственна психологическая обращенность в славное историческое прошлое, когда Испания, изгнав врагов-язычников со своей территории, стала державой, открывшей Америки и начавшей ее колонизацию.

Важнейшими особенностями национальной психологии испанцев являются их неприхотливость относительно материальных условий жизни, ориентированная на приоритет духовных и идеальных ценностей и дополнявшаяся во все времена культивированием в обществе набожности, религиозности, духа благородства, чести и доблести.

Своеобразно отношение испанцев к любой работе. У них сформировалось устойчивое предубеждение по отношению к напряженной трудовой деятельности, основывающееся на представлениях о ее несовместимости с благородством и достоинством человека. Нужно также при этом помнить и о присущей испанцам склонности к авантюристическим способам достижения богатства и приобретения материальных благ, которая закрепилась во времена покорения и колонизации Америки. Дух искания приключений стал неотъемлемой чертой национального сознания испанцев.

Для представителей испанской нации является типичным преобладание духовности и эмоциональности над логикой и рационализмом. Соотношение этих качеств в комплексе с другими причинами обусловило культурное богатство и относительную научную бедность Испании. Эти же причины явились источником творческих успехов испанцев в литературе, поэзии, драматургии, живописи.

Важнейшими национально-психологическими особенностями испанцев являются непредусмотрительность, отсутствие привычки к долгосрочному планированию действий и перспективному прогнозированию развития происходящих событий. Это качество гармонично сочетается с неприхотливостью испанцев, их безразличием к материальным условиям своего существования, а также с эмоционально-волевым динамизмом, быстрой сменой объектов внимания и деятельности, спонтанностью решений, принимаемых под влиянием сиюминутных настроений. Непредусмотрительность испанцев дополняется их консерватизмом, выражающимся в стремлении сохранить без изменения существующее положение дел, в настороженном отношении к нововведениям, в приверженности старым традициям, устоявшимся принципам жизни и деятельности.

Испанцам свойственна непродолжительность волевых усилий, обусловленная быстрой сменой эмоциональных состояний, реактивным переходом внимания с одного объекта на другой, что особенно ярко проявляется в их трудовой деятельности. В то же время это не означает, что представители испанской нации не способны прилагать длительные усилия ради достижения целей, представляющих для них большой интерес. В области межличностных отношений характерная для испанцев непродолжительность волевых усилий в сочетании с другими качествами находит свое выражение в их личной необязательности.

Для испанца в повседневной жизни нехарактерна чрезмерная эмоциональность и впечатлительность. Вместе с тем в определенных ситуациях он эмоционален до предела. Однако всплеск эмоций затухает столь же быстро, как и возникает. Процесс протекания эмоциональных состояний и переживаний у испанцев носит пикообразный характер, что гармонирует с непродолжительностью их волевых усилий и сочетается с азартностью.

Испанцам присущ благородный стиль поведения, выражающийся в обостренном чувстве личного достоинства, гордости, в поступках, манере общения, свойственных скорее грандам и королям, чем обычным людям. Примеры этого так многочисленны в повседневной жизни испанцев и столь типичны для людей из самых разных социальных групп и слоев общества, что можно говорить о традиционном стиле жизни и поведения, который вряд ли встречается в подобном виде у народов, не имеющих общих этнических корней с испанцами.

«Бог знает, как и чем живут люди на этой каменной почве, а кажется, у них только и дела, что петь, танцевать, играть на гитаре, нисколько не заботясь о том, что в других странах называется жизнью», – В. П. Боткин.

Для испанского общества характерно и такое социально-психологическое явление, как эгалитаризм, суть которого заключается в принятом в этой стране формальном уравнивании людей с разным социально-экономическим положением, но одинаково знатным происхождением. Испанцам присущ и ярко выраженный индивидуализм, главным содержанием которого является не абсолютизация позиции одного человека в противовес другим и всему обществу в целом, а постоянное стремление показать себя личностью с большой буквы, непременное подчеркивание своей значимости и индивидуального достоинства. В целом можно говорить о недостаточном чувстве коллективизма испанцев и их обостренном самолюбии. Все это приводит к тому, что в отношениях между собой они зачастую испытывают зависть, если ощущают чье-либо превосходство. К проявлениям индивидуализма следует относить и определенное недоверие испанцев друг к другу.

Такой стиль их межличностного взаимодействия резко контрастирует с отношением к иностранцам, при общении с которыми испанцы проявляют истинное дружелюбие и образцовое гостеприимство [225].

Финны

Финны, жители государства в Северной Европе, не называют свою страну Финляндией. Это чужое для них название германского происхождения. В финском языке нет даже самого звука «ф». Для них их страна – Суоми, а сами они – суомалайсет (народ Суоми). Правда, и Финляндия, и Суоми означают в сущности одно и то же – «страна болот». Так издавна ее именовали и пришельцы, и коренные обитатели.

Финляндию обычно называют страной гранита, озер и болот. Вода – один из важнейших элементов ландшафта, причем основное место занимают озера. Это в полном смысле страна тысяч озер. Фактически их около 100 тысяч. Как правило, финляндские озера мелководные. Болота распространены гораздо больше, чем озера, и покрывают 30% территории страны. Но в Финляндии и огромное количество лесов, они покрывают и поныне две трети ее территории. Лес – это самый большой дар, которым природа наградила Финляндию.

Как и соседние скандинавские народы, большинство финнов блондины с волосами соломенного или русого цвета, со светло-синими или серыми глазами. Но по типу лица, по языку и особенно по психическому складу финны значительно отличаются от скандинавов. Финны не столь экспансивны, более сдержанны, методичны, чем их соседи. Отличительная особенность финнов – прежде всего упорная решимость осуществить во что бы то ни стало начатое дело, как бы трудно оно ни было, «умение делать хлеб из камня», как говорит финская пословица. Без этой черты, возможно, немыслимо было бы и само освоение своей территории этим народом. Добросовестность, верность данному слову, честность, сильно развитое чувство собственного достоинства и ответственности – таковы национально своеобразные качества, сформировавшиеся и укоренившиеся в психологии финского народа.

По своему характеру финны деловиты и энергичны, стремятся довести любое дело до конца, вникнуть в самую суть любого вопроса. В борьбе с суровой природой они обжили северные леса, распахали и застроили труднодоступные земли, создали немалые материальные богатства. Работают финны без суеты и не спеша, однако выполняют свою работу только в рамках необходимого. Никогда не перерабатывают, не проявляют инициативы, действуют строго в соответствии с инструкциями. Исполнители при этом не стремятся брать на себя излишней ответственности. Все домашние работы финны стараются выполнить в будние дни, оставляя воскресенье свободным для отдыха.

Другими важнейшими национально-психологическими особенностями финнов являются: бережливость, экономность (но не жадность), независимость с присущим им индивидуализмом, твердость в исполнении своих обязанностей, слабая степень эмоциональности, сдержанность, замкнутость и осторожность в поведении.

Особо выделяется самостоятельность финнов. Они считают, что мужчина должен сам справляться с трудностями, жаловаться – позор. С другой стороны, для них характерен ярко выраженный индивидуализм, стремление самолично решать различные проблемы. Беспокоить соседей избегают до такой степени, что всякое сотрудничество и взаимопомощь практически сведены на нет. Крестьянин может годами копить деньги для приобретения техники, хотя гораздо дешевле было бы ее арендовать. И это не столько стремление к владению частной собственностью и конкуренция, сколько желание быть независимым от других. Финн может помочь соседу, но только чтобы это было не в ущерб ему самому. Индивидуализм проявляется даже в том, что наливают вино себе, не заботясь о госте.

В Финляндии большое внимание уделяется семье. Крепкая семья здесь – залог успешной деятельности и карьеры. Взаимоотношения в семье строятся на демократических началах: муж и жена достаточно независимы, в первую очередь в экономическом плане, имеют раздельные банковские счета. В семье внешне соблюдаются основные требования морали и приличий: семью стремятся сохранить, но в то же время мужчины свободно идут на установление внебрачных интимных связей. Финны очень любят своих детей, которых в семье бывает не меньше двух, носят с собой фотографии семьи.

В денежных вопросах финны уклоняются от любых рискованных предложений, не вкладывают деньги в сомнительные предприятия. Страсть к наживе для них нехарактерна. В то же время для всех них свойственно стремление откладывать деньги «на черный день», делать отчисления в банк. В связи с этим они стремятся максимально сокращать расходы, например, связанные с приемом гостей. Принимая их у себя в доме, стол финны накрывают скромный, без изобилия блюд, характерного для русского хлебосольства. По этой же причине они дарят и чисто символические подарки, практически никогда не дарят дорогостоящие вещи. Одежда финнов зимой и летом самая разнообразная, непритязательная, но в то же время удобная, легкая, опрятная.

Внешне финны – выдержанные, терпеливые люди, старающиеся не проявлять своих эмоций. При возникновении конфликтных ситуаций решают их в узком кругу, не вынося сор из избы. Посторонних не посвящают в возникающие осложнения как в личной, так и в служебной жизни. Уклоняются от того, чтобы давать характеристики своим знакомым какому-либо третьему лицу. Обиду они держат в себе, хотя злопамятности как таковой нет. Финна очень трудно вывести из себя, и если такое случается, то это напоминает скорее всего ярость, особенно в случаях, когда финн чувствует свою правоту: «Ты виноват, ты и отвечай».

В общении финны достаточно демократичны. Независимо от возраста и занимаемого положения обращаются друг к другу в основном на «ты» и по имени. Демократизм проявляется и в том, что финн считает возможным высказаться о чем угодно, демонстрируя при этом свободу мнений и взглядов. В общении они ценят аккуратность и точность. По их мнению, важнейшими достоинствами человека являются простота, спокойствие, дружелюбие, сдержанность и чувство юмора.

У финна нет персонифицированного образа врага, но нет и персонифицированного образа защитника. Это тоже особенность его сознания.

Финн не будет ждать помощи от других. Да он и не поверил бы в ее искренность. Финн не надеется по существу и на Бога. Он верит только в себя. Образ личного защитника отождествляет сам с собой, замыкает на себя. Он сам себе защитник.

«Финны обладают повышенным чувством национальной гордости, однако для них нехарактерно внешнее выражение своего национального превосходства по отношению к представителям других этнических общностей. Разве что им свойственно некоторое недоверие к представителям сверхдержав – американцам и русским. Иногда встречается в их среде настороженное отношение к немцам и шведам, что является следствием исторического опыта. Вместе с тем финны с воодушевлением воспринимают людей, проявляющих искренний интерес к финской культуре, знающих финский язык», – М. Файербанк [128; 152].

Греки

Представители этой нации инициативны и деловиты. Они стараются решить проблему сразу, без лишних согласований и не откладывая ее на потом. Одной из характерных черт греков является трудолюбие.

Грекам свойственны мужество и стойкость. Высокий героизм проявляли греки, когда боролись против турецкого господства и против гитлеровских оккупантов в годы Второй мировой войны. В выступлениях народных масс против иноземных захватчиков проявлялись свободолюбие греческого народа и его ненависть к угнетателям.

Анализируя интеллектуально-познавательные особенности населения Греции, следует отметить его прирожденную изобретательность. Природа наделила греков пытливым умом и творческим талантом. Не случайно в древности Греция дала миру столько всемирно известных ученых, философов, мыслителей, писателей, поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, таких, как Гомер, Эврипид, Пифагор, Платон, Сократ, Софокл, Фидий, Эсхил, Гесиод, Геродот, Архимед, Аристофан, Аристотель, Гиппократ, Пракситель и многих других. Значительная часть населения страны и сегодня преклоняется перед любой интеллектуальной работой.

Большинство греков имеет склонность к торговле. Многие мечтают открыть свое дело, приобрести лавку, пусть даже самую крохотную. Владелец такой лавчонки никогда не скажет, что у него нет какого-либо товара. Он сбегает к соседу, займет у него нужную вещь, но не откажет покупателю, чтобы не потерять клиентуру. Небольшая лавка, кустарная мастерская – дело всей семьи. В серьезном и бережном отношении к этой собственности выражается стремление к самостоятельности, к обогащению, нежелание работать по найму. Чураясь работы по найму у «чужих», грек в то же время охотно работает на своих родственников.

Греки – эмоциональный народ. По характеру они чрезвычайно общительны, непосредственны в проявлении чувств, переживаний и обладают чувством юмора. Характерной их чертой является живой темперамент, который проявляется, в частности, и в широком использовании жестикуляции в процессе общения. Греки любят внешний блеск и нарядность, всегда хотят находиться в центре внимания.

При разговоре с греком необходимо проявлять осторожность в выражениях, так как одно резкое слово может вывести его из равновесия, тем более что многие из них отличаются повышенным самомнением.

Большинство греков, особенно горожане, живо интересуются политикой, легко поддаются агитации, с готовностью участвуют в демонстрациях и митингах.

Заметна разница в поведении и характере разных районов Греции. Северяне трудолюбивы, бережливы, остроумны и общительны. Среди них много эмигрантов, в том числе и из России. Для южан характерны чрезмерно развитые чувство национализма и панэллинизма, они расчетливы и менее трудолюбивы. Для жителей внутренних районов страны и островов в Эгейском море, где до сих пор царят невежество и отсталость, характерна пассивность.

Греки горячо любят свою землю, гордятся ее великим прошлым, культурой и традициями. На родном языке они величают себя «эллинами», поскольку, до какой-то степени сохранив в душе и облике черты своих великих предков, они ощущают себя их потомками. «Среднестатистический» грек, будь он преуспевающий бизнесмен, средний служащий или мелкий лавочник, горд своей принадлежностью к некогда великой нации.

Большинство современных греков придерживаются мнения, соответствующего поговорке «за кордоном хорошо, а дома лучше». В результате проведенного в конце 1994 г. в Афинах социологического опроса выяснилось, что 70 из 100 опрошенных греков считают, что ни в одной другой стране они не жили бы так хорошо, как в Греции. И только 5 из 100 хотят жить в США.

Несмотря на то что среди стран Европейского Союза в Греции самый низкий доход на душу населения, самая высокая инфляция и самая низкая производительность труда, греки предпочитают жить на родине. Многие из них сознательно отказываются от «лучшей жизни». Они исходят из следующих соображений: во-первых, прекрасный климат, во-вторых, отличные условия для отдыха и развлечений, в-третьих, низкий уровень преступности и – самое главное – высокий уровень человеческих отношений.

У греков сильно развито чувство местного патриотизма. В сельской местности грек не пройдет мимо незнакомого человека, не поздоровавшись с ним и не спросив, как идут дела. Независимо от материального положения греки оказывают гостеприимство с чрезвычайной готовностью. Любое денежное вознаграждение за гостеприимство со стороны гостя может вызвать обиду хозяина.

В Греции действуют традиции так называемой родственной солидарности. Состоятельный человек никогда не допустит, чтобы его родственники прозябали в нищете. Можно привести следующий показатель. Примерно треть валового национального продукта Греции приходится на долю «теневых доходов». Это и вторая работа, и скрываемый от налоговых инспекторов реальный объем производства на частных предприятиях, и надомный труд, и умышленно заниженные заработки частных врачей, адвокатов и представителей других «свободных профессий». В результате каждый четвертый грек живет в собственном доме, а каждый третий – ездит на личном автомобиле.

Многие национально-психологические особенности греков связаны с религией. Церковь занимает важное место в жизни населения. В греческих селах и городах церквей и часовен порой насчитывается больше, чем школ. По всей стране широко отмечаются религиозные праздники. В дни праздников совершается массовое паломничество верующих к «святым местам».

Многие греки суеверны, они верят в различные приметы, наговоры.

Наряду с религиозностью и строгим соблюдением церковных праздников грекам свойственна некоторая легкость в поведении. Они уделяют большое внимание досугу. В рабочие дни мужчины обычно проводят свободное время в тавернах. В субботние и воскресные дни таверны посещают чаще всего семьями. Таверна для грека – своеобразный центр культурной жизни, а также отдыха.

Характерной чертой большинства греков является преклонение перед власть имущими. Эти особенности национальной психологии умело используют правящие круги. В пропаганде всемерно подчеркивается исключительность греков, величие их прошлого. В последнее время в связи с обострением греко-турецких противоречий по кипрскому вопросу и вокруг проблемы о правах на нефтеносный континентальный шельф Эгейского моря в стране широко развернута националистическая антитурецкая пропаганда, призванная переключить внимание масс с внутренних дел на дела внешние [213].

1   2   3


написать администратору сайта