Немарксистская философия конца Х 1Х. Немарксистская философия конца х 1Х начала хх веков в России. Русский космизм
Скачать 22.79 Kb.
|
Немарксистская философия конца Х 1Х - начала ХХ веков в России. Русский космизм Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX - начале XX в., были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в зарубежных странах. Зато благоприятные возможности для своего развития получила материалистическая философия. Ее сторонники развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их "буржуазными". Справедливости ради следует отметить, что сложившиеся еще в дооктябрьский период философские течения (неокантианство, неогегельянство, гуссерлианство, позитивизм и др.) продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20-х тт. Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества. Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку. Были созданы учреждения, в задачу которых входили пропаганда марксизма, подготовка научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Опубликованная в журнале "Под знаменем марксизма" работа Ленина "О значении воинствующего материализма" (1922) впоследствии была объявлена его философским завещанием. Еще в конце XIX в. Г.В. Плеханов выступил как первый теоретик и пропагандист марксизма в России. Широкую известность получили его работы "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895) и "Очерки по истории материализма" (1893). Составными частями марксистской философии Плеханов считал диалектику как метод и универсальную теорию развития, философию природы и философию истории. Опираясь на принцип единства субъекта и объекта в духе материалистического монизма, он в основном интересовался воздействием объекта на субъект, недооценивая вопрос об активной роли познающего субъекта. В теории познания Плеханов фактически не принял принцип отражения, противопоставляя ему теорию иероглифов. Объяснение истории он искал в степени развития производительных сил, отдавая дань экономическому материализму, "стихийному ходу вещей". Он критиковал Ленина за "философский субъективизм". Отношение В.И. Ленина к марксистской теории, и в частности к философии, претерпело эволюцию. Если в своих первых работах он считал, что марксизм - это наука об обществе, социология, то в межреволюционный период (1905-1917) выступал в защиту философского своеобразия марксизма и органической целостности его трех составных частей: философии, политэкономии, учения о социализме. К этому Ленина подвигли утверждения ряда лидеров реформистского крыла международного социал-демократического движения, российских марксистов о том, что в марксизме нет своей философии, а потому его необходимо дополнить теорией познания неокантианства или эмпириокритицизма. Основоположниками последнего были Э. Мах и Р. Авенариус, их последователями в России выступили А.А. Богданов, В.А. Базаров и др. В этот период Ленин написал собственно философские труды: "Материализм и эмпириокритицизм" (1909, 2-е изд. 1920) и "Философские тетради" (рукопись 1914-1916 гг., целиком опубликованы в 1929-1930 гг.). В первом труде он делает акцент на материализм и объективность познания как отражения действительности. Критикуя попытки эмпириокритицизма идеалистически интерпретировать новейшие открытия в физике (радиоактивности, электрона, факта изменчивости его массы и др.) как некоего "исчезновения материи", Ленин провел разграничение между философской категорией материи ("объективная реальность, данная нам в ощущениях") и нефилософским ее пониманием, т. е. свойствами, отраженными в конкретно-научных представлениях о ней, которые меняются по мере развития науки. Во втором из названных трудов содержатся конспективные записи ряда философских работ и фрагментарные попытки материалистически истолковать некоторые положения гегелевской диалектики. При этом Ленин выдвинул положение о единстве диалектики, логики и теории познания и необходимости разработки диалектической логики. Позже эта тематика стала одной из приоритетных в советских философских исследованиях. Ленин внес оригинальный вклад в разработку вопроса о возрастающей роли субъективного фактора в истории. Он упрекал Плеханова и меньшевиков в том, что они пытались делать конкретные выводы не из "конкретного анализа конкретной ситуации", а чисто логически. В послеоктябрьский период Ленин предложил разграничивать антагонистические и неантагонистические противоречия, считая, что последние останутся и при социализме. В первые послеоктябрьские годы марксистские философские исследования в стране выступали еще в неразвитой форме, чаще всего под общим наименованием "исторический материализм". С 20-х гг. началось формирование диалектико-материалистической проблематики в качестве отдельной философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемая также марксистско-ленинской философией. В соответствии с этой версией предмет, структура, задачи и функции философии трактовались слишком расширительно. В нее включались также общественно-политические, экономические и иные воззрения. Критическая функция философии трансформировалась в апологетическую. Вследствие многочисленных идеологических кампаний был установлен жесткий партийный контроль за философскими исследованиями. Процветали догматизм, доктринерство и вульгаризация. Введенные в 20-х гг. понятия "марксизм-ленинизм" и "ленинский этап в развитии марксистской философии" призваны были обозначить новый этап в развитии марксизма, связанный с деятельностью Ленина, хотя сам он не претендовал на создание особой теоретической системы. Первые широкие философские дискуссии в стране начались с обсуждения книги Н.И. Бухарина "Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии" (1921), выдержавшей восемь изданий. В других дискуссиях положительное значение имело развенчание нигилистических попыток ликвидации философии как якобы разновидности буржуазной идеологии, преодоление позитивистских стремлений растворить философию в конкретных науках. В 20-х гг. развернулась дискуссия по вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Лидерами спорящих сторон были И.И. Скворцов-Степанов и А.М. Деборин. Сторонников первого стали называть "механистами", а второго - "диалектиками". И хотя в ходе дискуссии происходило постепенное сближение дискутирующих сторон, все же победили "диалектики". Одна из причин этого заключалась в том, что "диалектики" фактически ориентировали философию на "управление" науками, "командование" ими. Эта ориентация шла в русле сложившегося во второй половине 20-х гг. понимания особой роли философии, согласно которой на нее стали возлагать задачу по теоретическому обоснованию практически-политической линии партии, по руководству всеми сферами науки и культуры. Однако со временем оказалось, что и "деборинцы" перестали устраивать сталинское политическое руководство. В 30-х гг. спорящим сторонам стали навешивать политические ярлыки: "механистам" - "правый политический уклон", а "диалектикам" - "меньшевиствующие идеалисты". Продолжалось идеологическое наступление партии на немарксистские философские течения, борьба за монополию марксизма. Был введен партийно-государственный контроль над преподаванием и программами курсов философии, что привело к отстранению от работы многих немарксистских философов. В то же время за рамками доминировавшей официальной философии пробивались и другие тенденции, порожденные противоречивой социально-культурной обстановкой и небывалым развитием естественных наук и психологии. В 20- 30-е гг. появились новые идеи, получившие свое дальнейшее развитие гораздо позже - в 60-е и последующие годы. Хотя из страны была выслана значительная группа философов и ученых-немарксистов, все же некоторая часть их осталась. Г.И. Челпанов в работах по психологии придерживался дуалистического принципа параллелизма души и тела, противопоставляя этот принцип как материализму, так и спиритуализму. Г.Г. Шпет исследовал проблемы герменевтики, философии языка, эстетики, этнической психологии. М.М. Бахтин стремился применить диалектический (полифонический) метод в литературоведении, языкознании и культурологии. В философии языка он рассматривал слово как посредника социального общения, осуждал идеологизированный подход к явлениям культуры. Отличались энциклопедизмом опубликованные в 20-х гг. работы А.Ф. Лосева. Для познания целостности ("всеединства") универсума он опирался на многообразие его проявлений в философии, религии, мифологии, филологии, эстетике, математике, музыке. Лосев отрицал правомерность противопоставления идеализма и материализма, выступал за единство духа и материи, за диалектический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания. С философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм- особое мировоззрение, получившее развитие в XIX - XX веках.. Его признаками считаются: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека - в неразрывной связи с космосом? 2) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека? 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства ("соборности") человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский). Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Н.Ф. Федоров (1829-1903). В работе "Философия общего дела " он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что " человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ". В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления "небратского" отношения между людьми, объединения их вокруг проекта "Общего Дела". Спасение мира - задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага. Неофициальное искусство СССР — мощный инструмент борьбы прогрессивных художников против тоталитарного советского режима Неофициальное искусство СССР (нонконформистское, андеграудное, альтернативное или подпольное) — совокупность произведений изобразительного и других видов искусства 50-80-х годов ХХ века, которые не вписывались в систему советских культурных ценностей и были под жестким запретом по политическим и идеологическим причинам. Неофициальное искусство СССР объединяло представителей разных авангардистских течений той поры, а его сторонники постоянно подвергались преследованиям властей и травле в печати. Они были лишены возможности свободного общения с массовым зрителем посредством организации выставок или презентации своих работ в средствах массовой информации. Неофициальное искусство было результатом нежелания части художников творить в рамках жесткой цензуры под строгим надзором партийных органов. Многие его последователи были тесно связаны с диссидентскими движениями и находились под постоянным присмотром КГБ. Неофициальное искусство берет свое начало с момента полного взятия под контроль советским государством всех видов искусства в середине 30-х годов прошлого столетия. На I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году было принято постановление о том, что единственным стилем творчества всех деятелей искусства в государстве признается социалистический реализм. А все остальные художественные течения и направления были признаны чуждыми и запрещенными в пролетарской стране. На этом этапе развития Советского Союза неофициальное искусство находилось в глубоком подполье, а его сторонники считались врагами народа и подвергались жестким гонениям. За малейшие подозрения в отказе от принципов соцреализма художник оказывался вне закона. Деятели искусств, выражавшие несогласие с линией партии, на показательных судебных процессах приговаривались к длительным тюремным срокам и попадали в лагеря системы ГУЛАГ. Жесткое преследование сторонников неофициального искусства продолжалось вплоть до прихода к власти Никиты Хрущева и разоблачения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году. Послабление контроля со стороны партии многие деятели искусств восприняли как начало эры свободного творчества. В разных регионах страны стали возникать объединения художников — приверженцев различных направлений авангардизма. Но эти группы были очень малочисленными и разрозненными, у них не было единого руководства. В новых реалиях представители неофициального искусства намеревались выйти из подполья и стать частью советского художественного сообщества, но их мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. В декабре 1962 года Никита Хрущев посетил выставку «30 лет МОСХ», на которой были представлены работы приверженцев авангардизма. Советский лидер резко раскритиковал увиденные работы и заявил, что такое художественное творчество советскому народу не нужно. Сторонников неофициального искусства после смерти Сталина больше не сажали в лагеря, но их работы находились под жестким запретом для широкого показа. Государство всячески подавляло творческое инакомыслие, принуждало художников к выезду за рубеж и вело постоянное наблюдение за ними. Наиболее ярким примером отношения Советской власти к неофициальному искусству стала так называемая Бульдозерная выставка в 1974 году. 15 сентября группа художников организовала на пустыре на окраине Москвы самовольный показ работ, которые были безжалостно уничтожены сотрудниками МВД и КГБ при помощи автомобильной спецтехники. Неофициальное искусство СССР просуществовало до середины 1980-х годов. Только после объявления Михаилом Горбачевым в стране курса советского общества на перестройку и гласность авангардизм перестал подвергаться гонениям и был признан властями. Особенности неофициального искусства СССР В условиях советской тоталитарной системы любые проявления творческого инакомыслия жестоко подавлялись властями. Так сформировались отличительные особенности неофициального искусства СССР: Отсутствие рыночных отношений. Авторы не могли продавать свои произведения на рынке и полностью посвятить жизнь искусству. Они вынуждены были совмещать творчество с официальной работой, чтобы избежать тюремного срока за тунеядство. Замкнутость (элитарность). Творческие группы художников были очень малочисленными, их участники считались изгоями общества, лишенными возможности показать свои работы широкому зрителю. Огромное разнообразие направлений. Члены творческих сообществ обычно объединялись по географическому принципу и принимали в свои ряды сторонников разных течений изобразительного искусства. Небольшие размеры произведений. Малоформатные работы было легче хранить и прятать, они идеально подходили для закрытых показов на квартирах с участием ограниченного количества приглашенных лиц. Самые известные художники — мастера неофициального искусства СССР Несмотря на гонения властей, за годы Советской власти сотни мастеров живописи, скульптуры и графики в разных уголках страны сознательно отказывались от идей соцреализма в своем творчестве. И все же к числу самых известных художников неофициального искусства СССР по праву относятся: Олег Соколов (Oleg Sokolov; 1919-1990) — основоположник одесского нонконформизма, яркий представитель оп-арта. Олег Соколов на протяжении многих лет был приверженцем абстракционизма и создавал уникальные монотипии с изображениями цветных пятен и геометрических фигур. Юло Соостер (Ülo Sooster; 1924-1970) — эстонский мастер сюрреализма, который провел семь лет в сталинских лагерях за участие в антисоветской группе художников. Соостер был пылким приверженцем творчества Рене Магритта (René Magritte) и одним из лидеров московского сообщества авангардистов. Эрнст Неизвестный (Ernst Neizvestny; 1925-2016) — знаменитый скульптор, чудом выживший на войне после серьезного ранения. Он создал надгробный памятник на могиле Никиты Хрущева и сотни других шедевров, а в 1976 году эмигрировал в США и стал одним из наиболее востребованных во всем мире скульпторов современности. Оскар Рабин (Oscar Rabin; 1928-2018) — один из основателей «Лианозовской школы» поставангардистов и главный организатор «Бульдозерной выставки». Рабин в 1978 году был лишен советского гражданства, вынужден был покинуть СССР и умер в Италии. Михаил Шемякин (Mihail Shemiakin; р. 1943 г.) — российский скульптор, прошедший ужасы принудительного лечения в психиатрической больнице за свои творческие взгляды. В 1971 году он эмигрировал во Францию, а спустя 10 лет переехал в Нью-Йорк, где многократно устраивал выставки работ советских художников-нонконформистов. |