Главная страница

логоритмика. Логоритмика. Логоритмика на уроках музыки как метод музыкального и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья


Скачать 1.98 Mb.
НазваниеЛогоритмика на уроках музыки как метод музыкального и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Анкорлогоритмика
Дата30.04.2022
Размер1.98 Mb.
Формат файлаppt
Имя файлаЛогоритмика.ppt
ТипПрезентация
#505720

Логоритмика на уроках музыки как метод музыкального и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.


моусош №45
Пирогова Ася Александровна
Учитель музыки г.Мурманск
2011 г.
Презентация создана на основе работ :
festival.1september.ru/articles/588990/ ,
www.vivatoshka.ru/article.php?id=33
festival.1september.ru/articles/510012/

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова)


“Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор, правда, скульптор создает художественные образы из глины и высекает их из мрамора,говорящий же человек “лепит” звук речи из особого материала – из волн движущегося воздуха”
Ю. Фролов.


Дыхательная функция тесно связанна с пением.
«Дыхание - это сырой материал речи» (А. И. Леонтьев).


«Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства.»
Т. Драйзер


Экономическая нестабильность, экологическая напряжённость, снижение уровня жизни ведёт к ухудшению психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения:
- снижение уровня воспитанности и образованности учащихся, - дегуманизацию в отношениях между детьми , - ослабление воспитательного воздействия семьи. Усвоение весьма расплывчатых социальных норм, правил общения и поведения, отсутствие в обществе устойчивой системы ценностей оказывают негативное влияние на ориентацию ребенка в системе социальных отношений и нередко становятся причиной девиантных поведенческих проявлений.
Девиантное поведение- сложное социально-психологическое проявление, характеризующееся большим разнообразием признаков: отсутствием положительных интересов и стремлений, низкой общей культурой, неуважительным отношением к окружающим, вредными привычкам.
Рост числа педагогически и социально запущенных детей, детей с задержкой психического развития вынуждает открывать классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в рамках общеобразовательных школ и специальные общеобразовательные школы для трудных подростков, многие из которых состоят на учете в милиции.
В связи с этим в последние годы в педагогической деятельности все большее значение приобретает коррекционно-развивающий аспект обучения.
Новые подходы к общему и специальному образованию предполагают создание оптимальных условий для обучения и развития детей с различными индивидуально-психологическими особенностями, усиленное внимание к их физическому и психологическому здоровью, к профилактике и коррекции отклонений в развитии.

ЛОГОРИТМИКА -


ФОРМА АКТИВНОЙ ТЕРАПИИ .
ЦЕЛЬ- преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании СО СЛОВОМ И МУЗЫКОЙ.
Основа логоритмики - речь, музыка и движение. Музыка не просто сопровождает движение , а является его руководящим началом. Эмоциональное влияние музыки позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.
Все, окружающее нас живет по законам РИТМА: смена времен года, день и ночь, сердечный ритм, и многое другое. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх.логоритмика.doc

Как ОБЪЕКТ НАУКИ


( структура речевого дефекта ) и ПРЕДМЕТ(многообразные нарушения сенсорных , психомоторных функций и СИСТЕМА ДВИЖЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С МУЗЫКОЙ И СЛОВОМ) ,
логоритмика служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания , голоса, ритма, темпа и мелодико – интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия:


методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включает пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направлена на всестороннее развитие ребенка , на совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на способность творчески преодолевать трудности.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно- сосудистой, дыхательной, рече-двигательной , познавательной и др.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи.

Основные педагогические принципы


-последовательность, -постепенное усложнение, - повторяемость материала.
Отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Основные задачи логоритмического воздействия :


1)развитие слухового внимания и фонематического слуха;
2)развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
3)развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений ,умение красиво двигаться;
4)воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
5)воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
6)развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
7)формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
8)формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
9)развитие творческой фантазии и воображения.

История появления логоритмики


В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз.
В основе его методики - выражение музыки при помощи движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькроз говорил: "Музыка приобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела". Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика.
Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В.А. Гиляровским и логопедом Н.А. Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего, заикания.
Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

В системе логоритмической работы с детьми выделяют два направления:


воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Все ниже перечисленные упражнения делятся на две группы:
1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);
2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.)

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.


Чаще они являются вводными и заключительными. Формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.


Упражнения на дыхание помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.
Воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счетные упражнения.


Позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).
Направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

8. Ритмические упражнения.


У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её.
Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
9. Упражнения для развития чувства темпа.
Необходимы для того, чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение.


Прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
11. Игра на музыкальных инструментах.
Развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

12. Пальчиковые игры.


Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
13. Упражнения на развитие мимики.
Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.
Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
14. Артикуляционные упражнения .
Они направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.


Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка.
Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания.
Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
16. Упражнения по коррекции звукопроизношения.
На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется.
Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.


Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности.
Психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений.
Залог успешной работы - правильно организованное общение с детьми, доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку.

Элементы логоритмических занятий


1)Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. (Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. )
2)Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.
(Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма.)
3)Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.(Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных.)


4)Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков,фонопедические упражнения.(Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.)
5)Упражнения на развитие мимических мышц.
Коммуникативные игры и танцы.(Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.)
6)Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.(Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.)
7)Упражнение на развитие словотворчества.(Расширение активного словарного запаса детей.)

Коммуникативные игры и танцы.


Они обязательно включаются в занятия. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно.
Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе.
В коммуникативных танцах и играх не нужно оценивать качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре .

Прием «экспрессивного выражения внутреннего эмоционального состояния»


Начиная с первых уроков музыки, учащиеся используют двигательные упражнения с целью передачи выразительных средств музыки
( вокализируя мелодию, они показывают ее направление жестом).
Именно то, как выразительно дети это делают , будет отражать их экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния. И здесь интересно вводить в содержание уроков навык дирижерского жеста с целью последующего управления как собственным исполнением, так и дирижирования классом-хором. Важно здесь еще не только то, как оригинально выразит себя учащийся-дирижер, но и на сколько чутко отреагирует класс на характер его жестов.

Готовность памяти - существенный критерий творчества.


прием «ассоциативная цепочка» :
В младших классах она ,конечно, примитивна. В старших - ориентир на уровень развития детей. Например: нужно подобрать несколько понятий, которые соединят два разных слова голос и нота. С помощью учителя ( в начале) получается голос- пение- музыка- нота. Могут быть и другие варианты. Или предлагается убрать ненужное слово в цепочке .Например : песня- нота- рояль- слово- стул- оркестр ( детям предлагается хлопнуть в ладоши, когда они услышат ненужное слово).

Способность к открытию образного видения слова


Цель-
развить умение управлять своим творческим самочувствием, научить образному видению слова.
Детям предлагается мимикой или пантомимой передать смысл слов (на низком уровне), образов (на среднем ) , чувств и ощущений (на более высоком уровне развитости творческих способностей).
Например :
1)передать смысл слов :музыкант, певец, композитор, грустная музыка, веселая музыка.
2)смысл образов : грусть, мужество, солнце, трагедия.
3)смысл ощущений :покой, свет, свежий воздух, счастье.

Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих.


Только тогда речь и пение будут красивыми, звучными и выразительными.
Поэтому на занятиях отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность.
На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.
Еще один плюс занятий – групповая форма, помогающая ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

На уроках музыки важно выделять следующие направления работы:


1)развитие чувства ритма – музыкально –дидактические упражнения, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
2)формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
3)развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
4)развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций; речевое сопровождение или использование различных предметов( музыкальные инструменты).
5)развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения , направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики .


Логопедическая ритмика полезна всем детям, и не только имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи.
В результате использования на уроках музыки элементов логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.
Практика показала, что регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.


Спасибо за сотрудничество

Список используемых источников:


1.Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей
Автор: Клезович О.В.
Издательство: Мн: Аверсэв
Год издания: 2005
Страниц: 152
2.Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Кузнецова Е.В.
Издательство: Гном и Д.
Год выпуска: 2004
3.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
Автор:Алябьева Е.А.
Издательство: ТЦ Сфера
Год: 2006
4. Детская музыкальная школа № 1 г. Пензы — Википедия
«Музыкальная логоритмика» (Е. В. Уланова);
«Музыкальная эстетика для самых маленьких» (Л. А. Павлова). Традиции уроков композиции и импровизации, заложенные А. А. Штейнвилем, Р. Т. Давыдовым, сейчас продолжают Е. В. Гусев и К. Н. Строков.
ru.wikipedia.org
5.Презентация создана на основе работ (сайты) :
festival.1september.ru/articles/588990/ ,
www.vivatoshka.ru/article.php?id=33
festival.1september.ru/articles/510012/
6.Практические упражнения созданы при сотрудничестве с хореографом ДК ЖД г. Мурманска
Антоновой Л.В.



написать администратору сайта