Документ. Неосознаваемые психические процессы
Скачать 40.22 Kb.
|
Неосознаваемые психические процессы. В качестве противопоставления явлениям сознания в начале XX в. были предложены факты неосознаваемых процессов психики. Изучением неосознаваемых, или бессознательных, психических процессов занимались разные исследователи в разное время. Поэтому для описания фактов этих процессов лучше подойдет классификация, или систематический способ изложения. Выделение трех больших классов: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий надсознательные процессы. Неосознаваемые механизмы сознательных действий В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – три различных подкласса: Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля. Имеют двоякое происхождение: одни никогда не осознавались, другие – осознавались, но потом стали неосознаваемыми. Первые составляют группу первичных автоматизмов, или автоматических действий (врожденные акты или формирующиеся очень рано в развитии – сосательные движения, мигание, хватание, ходьба). Вторые составляют группу вторичных автоматизмов, или автоматизированных действий, навыков (освоенные действия переходят на бессознательный уровень – научились писать буквы и больше не думаем о том, как мы это делаем). Навыки отличаются тем, что в любой момент могут вновь перейти на уровень сознания. Явления неосознаваемой установки – неосознаваемая готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Роль установки в том, что субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, более эффективно (эксперименты Д. Узнадзе: испытуемому давали для сравнения два шара, в одну руку меньший в другую больший и таких проб было 15 для укрепления установки в 16 раз давались одинаковые шары, но испытуемый воспринимал их как разные по объему); различные виды установок, Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку. Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку — это тоже моторная установка. Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка “у страха глаза велики” отражает явления перцептивной установки. Когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям. Это пример умственной установки. “ошибки установки", которые проявляются в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к наиболее выразительным ее проявлениям и раньше всего привлекли внимание психологов. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений. Человек, смотрящий на чужой порезанный палец строит гримамопереживания, сам того не замечая. су Эти действия – дополнительное средство коммуникации, объективные показания различных психических характеристик человека, его намерений, отношений, желаний, мыслей (эксперименты проводил А. Р. Лурия сопряженная моторная методика: давал слово и очень чувствительный датчик и просил на предъявляемое слово, давать ответное и вместе с ним жать на датчик. Если слово было окрашено эмоционально, то нажатие на кнопку было неуверенным в течении 15 секунд-25 секунд и было видно это как подъемы и спады, если слов было обычным, то при нажатии на датчик за 1-3 секунды был просто пик уверенного ответа). Неосознаваемые побудители сознательных действий Побудители. По мнению З.Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Это и есть побудители сознательных действий. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы).Свойства бессознательных представлений. Таким образом, первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления. «надсознательные» процессы Краткая характеристика. Если попытаться кратко их охарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение (инсайт). Эти процессы происходят над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание; проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами. Отличие от сознания. С одной стороны, субъект не знает того конечного итога к которому приведет надсознательный процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т.е. ясное осознание результата. С другой стороны, неизвестен момент когда надсознательный процесс закончится, часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда он будет достигнут. Бессознательное как предмет психологии: определение и факты. Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание (совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом). Нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживают себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д. Факты бессознательного Бессознательное представляет собой особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития. К фактам бессознательного разные исследователи относят: энергию, которая движет поведением (инстинкты), конфликты, комплексы, архетипы, базальная тревога. К инстинктам, например, может отнести энергию Эрос (созидательную) и энергию Танатос (разрушительную). Конфликтами бессознательного являются те конфликты, которые произошли между инстинктивными побуждениями и внешним миром, не были разрешены и были вытеснены в сферу бессознательного. Комплексами обозначаются скопления эмоционально заряженных мыслей и чувств, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта. Что касается архетипов, то эти образования принадлежат человеку от его предков. По мнению, К.Г. Юнга каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. К. Хорни включает в проявления бессознательного базальную тревогу (basiс anxiety), т.е. чувство в потенциально враждебном мире. Интерпретации бессознательного и методы изучения. Фрейд бессознательное представляет собой структуру психики, которая является как хранилищем негативных и угрожающих переживаний, так и основных побудительных сил человека. Можно сказать, что бессознательное недоступно пониманию и осознаванию личности, однако все же оно выражает себя в таких моментах, как сновидения, ошибочные действия или невротические состояния. Более того, оно непосредственно связано с мотивами поведения человека, но с теми мотивами, которые либо вытеснены, либо вообще никогда не осознавались. Что касается последних, то к ним З. Фрейд относит инстинкты (Эрос и Танатос). Здесь, по-видимому, не случайно возникает понятие, используемое для объяснения, как правило, поведения животных, поскольку Фрейд утверждает, что само бессознательное есть природное, соматическое, примитивное образование личности. Сами инстинкты при этом являются полярными тенденциями, которые происходят в начале и конце существования человека: желание жить и желание умереть(Эрос и Танатос соответственно). Первое желание лежит в основе проявлений любви, в частности инстинктивная энергия либидо выражается в сексуальных проявлениях. Второе желание толкает человека к агрессии, разрушению, дабы вернуться к своей изначальной форме, т.е. небытию. Столкновение же этих противоположных тенденций приводит к формированию неосознаваемых конфликтов, которые также обуславливают поведение человека. Юнг интерпретация бессознательного К.Г. Юнгом в целом сходна с тем, что понимал под этим Фрейд, однако взаимодействие между сознанием и бессознательным в его интерпретации менее инертное. Он вносит свои поправки. Во-первых, Юнг делит бессознательное на два типа: личное и коллективное. Они подчиняются единым законам, но содержат в себе различные факты. +Личное бессознательное содержит, перечисленные Фрейдом, энергии и конфликты, но, плюс к этому, в него попадают комплексы. Комплексами обозначаются скопления эмоционально заряженных мыслей и чувств, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на все поведение человека. По мнению, Юнга материал бессознательного доступен для сознания, т.е. комплексы могут осознаваться человеком. Таким образом, можно сказать, что комплексы становятся достаточно осознанными мотиваторами, хотя и хранятся в сфере бессознательного. Личное бессознательное для каждого человека индивидуально. Коллективное бессознательное напротив является общим для всех, в нем отражаются мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и человекообразных предков (так написано у Л. Хьелла, Д. Зиглера) и являющиеся результатом нашего общего эмоционального опыта. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Хорни в неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку "основным беспокойством" (или "базальной тревогой"), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре. В целом она соглашается с представлениями о бессознательном Фрейда, но больше предпочтения отдает культурным факторам, нежели примитивной природе. Джеймс С точки зрения, У. Джеймса в психике человека существуют бессознательные процессы, которые лишь на своем конечном этапе работы становятся доступными сознанию. Под бессознательным в данном случае он понимал рассмотренные выше надсознательные процессы. |