Главная страница
Навигация по странице:

  • Д. Р. Макэлрой Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света

  • Городские легенды

  • Африканские мифические чудовища Вот некоторые из самых зловещих и жутких монстров африканских мифов.Адзе

  • Африканские боги и богини Ананси

  • Африканские живые легенды Моджаджи

  • Если споткнешься о камень

  • Если кто-то переступит через тебя

  • Если ударить человека

  • Черные кошки приносят несчастье.

  • Если стоя наклониться

  • Если ты плюнешь на пол

  • Царь не должен видеть труп

  • Если положить свои ресницы

  • Если тебя кто-то укусил

  • Если птичий помет упадет

  • Конец ознакомительного фрагмента.

  • Перемножение простых чисел. Неведомый мир. Магическиесущества, легенды исуеверия со всего света


    Скачать 1.95 Mb.
    НазваниеНеведомый мир. Магическиесущества, легенды исуеверия со всего света
    АнкорПеремножение простых чисел
    Дата30.11.2022
    Размер1.95 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла66081400.a4.pdf
    ТипРеферат
    #821224

    Мистическая (МИФ)
    Д. Р. Макэлрой
    Неведомый мир. Магические
    существа, легенды и
    суеверия со всего света
    «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)»
    2020

    УДК 398.3
    ББК 82.3
    Макэлрой Д.
    Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света / Д. Макэлрой — «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)»,
    2020 — (Мистическая (МИФ))
    ISBN 978-5-00169-802-9
    В этой книге представлена подборка самых удивительных и живучих верований народов мира: истории о могущественных богах и героях,
    страшных чудовищах и добрых духах; городские легенды и суеверия. Многие из них широко известны, а о других читатель, возможно, узнает впервые.
    Описания удобно сгруппированы по регионам и оформлены красивыми иллюстрациями.
    УДК 398.3
    ББК 82.3
    ISBN 978-5-00169-802-9
    © Макэлрой Д., 2020
    © Манн, Иванов и Фербер
    (МИФ), 2020

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    4
    Содержание
    Введение
    7
    Африка
    10
    Средний Восток
    21
    Конец ознакомительного фрагмента.
    22

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    5
    Д. Р. Макэлрой
    Неведомый мир. Магические существа,
    легенды и суеверия со всего света
    D. R. McELROY
    Superstitions. A Handbook of Folklore, Myths, and Legends from around the World
    На русском языке публикуется впервые
    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в
    какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав
    © 2020 by Quarto Publishing Group USA Inc. First published in 2020 by Wellfleet Press, an imprint of The Quarto Group
    © Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер»,
    2021

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    6

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    7
    Введение
    Как по-вашему, черные кошки приносят несчастье? По статистике, черных кошек заби- рают из приютов куда реже, чем кошек любого другого цвета. Удивлены? Медучреждения регу- лярно отмечают, что количество несчастных случаев неизбежно возрастает во время полнолу- ний. И вы наверняка слышали бабушкину присказку о том, что жениху не стоит видеть невесту в свадебном платье до церемонии – плохая примета.
    Почему люди суеверны? Некоторые утверждают, что корень всех суеверий кроется в человеческой потребности установить контроль над тревожным, хаотичным миром. Звучит разумно, но разве мы можем контролировать черных кошек? Древние египтяне, например,
    почитали всех кошек, вне зависимости от цвета. Кошки регулировали популяцию грызунов –
    таким образом они предотвращали распространение болезней, а заодно не позволяли мышам и крысам подъедать запасы зерна, защищавшие от голода. Существует легенда, что у короля
    Великобритании Карла I была домашняя черная кошка, и он так ее любил, что, когда та умерла,
    заявил, что вместе с ней его покинула удача. Согласно легенде, на следующий день короля поместили под стражу за государственную измену.
    Время также влияет на эволюцию суеверий. То, что могло зародиться как поучительная история, – например, запрет на раскрытие зонтов в помещении, – становится правилом, кото- рое уже не имеет под собой основания с точки зрения здравого смысла, но которое мы прини- маем безоговорочно. Когда зонтики только появились, они были большими, громоздкими и неудобными; к раскрывающему механизму крепились чересчур мощные спицы. Если бы такая конструкция со стальным каркасом внезапно раскрылась в помещении, то пробегающий мимо ребенок мог бы серьезно пораниться, а хрупкие стеклянные предметы декора – разбиться. Со временем причина запрета может забыться, но сам запрет остается.
    Развитие и преобразование суеверий и мифов изучать увлекательно, но книга растяну- лась бы на тысячу страниц, попытайся мы разгадать подоплеку каждой изложенной в ней исто- рии. Мы будем останавливаться на процессах видоизменения некоторых обычаев там, где это особенно интересно или актуально.
    Итак, вы когда-нибудь задумывались, в чем разница между мифом и суеверием? Легенды и народные предания – одно и то же? Откуда берутся все эти истории? Давайте рассмотрим каждую категорию в отдельности.
    Суеверие – широко распространенная, но ничем не подтвержденная вера в то, что между странными ритуальными действиями и некими событиями есть сверхъестественная причинно-следственная связь. Например, рассыпав соль, необходимо бросить щепотку через левое плечо – считается, что это позволяет избежать несчастья. Обычно появление подобных ритуалов связано с верой в пророчества, удачу или магию. Некоторые религиозные практики можно обозначить как суеверные, если связанная с ними религия не является общепринятой в данном регионе (например, вуду в Соединенных Штатах, где основанная масса населения –
    христиане).
    Миф – традиционная история, призванная объяснить происхождение народа или при- родный феномен, например грозу или землетрясение, и, как правило, подразумевающая уча- стие сверхъестественных существ или явлений. Пантеон древнегреческих и древнеримских богов и богинь находится в центре мифологии целой цивилизации. Мифы часто связывают с

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    8
    религией, но это только одна из ее составляющих. Остальные – ритуалы, догмы, вера, а также официальные институты.
    Легенда – популярная или традиционная история, обычно привязанная к конкретному месту или человеку; иногда ее считают реальным фактом о том или ином народе, однако вес- ких доказательств обычно нет. Предания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола – отлич- ный пример легенды. Такой исторический персонаж, как король Артур, мог жить в древней
    Британии, но свидетельств того, кем он на самом деле был, очень мало.
    Фольклор – традиционные обычаи, верования или рассказы какого-либо сообщества,
    которые из уст в уста передаются из поколения в поколение. Принципиальное отличие фольк- лора (и народных сказок) от других явлений заключается как раз в устной передаче историй внутри общины. К примеру, рассказы о дровосеке Поле Баньяне и ковбое Пекосе Билле входят в фольклор США.
    Басня – короткая нравоучительная история, часто с животными в роли главных героев. В
    качестве иллюстрации выступают басни Эзопа – «Лисица и виноград», «Скорпион и лягушка»
    и другие.
    Притча – схожая с басней история, только в ней фигурируют человеческие персонажи,
    а не животные или неодушевленные предметы. Иисус Христос рассказывал притчи, например о блудном сыне, чтобы донести до людей свою идею любви. На всякий случай уточним, что во многих уголках мира Иисус сам считается персонажем мифа или легенды, а не исторической личностью.
    Городские легенды (или городские мифы) уникальны тем, что рассказываются как
    «реальные» истории; благодаря интернету они сейчас обретают массу поклонников по всему миру, а раньше передавались из уст в уста и распространялись намного медленнее. Среди при- меров – байки об аллигаторах в канализации, о гремучей змее, поселившейся в шубе, или о маньяке с крюком, который нападает на парковках (это одна из тех историй, которые обычно рассказывают ночью у костра). По недавно набравшей популярность городской легенде о Слен- дермене был снят фильм.
    Приведенные выше определения помогают нам классифицировать истории, но они не настолько важны – если только вы, скажем, не ученый-фольклорист. Просто не забывайте, что у всех подобных историй есть общая черта – они вымышленные, поскольку доказательств их правдивости практически нет.
    В этой книге рассматриваются отдельные мифы и суеверия, собранные со всего света.
    С некоторыми вы можете быть уже знакомы, а другие откроете для себя впервые. Надеемся,
    что вы найдете книгу интересной и познавательной, вне зависимости от того, верите ли вы в изложенные в ней суеверия или нет. Истории сгруппированы по регионам, но упоминаются далеко не все страны – к сожалению, в противном случае просто не хватило бы места!
    Эта книга – из соображений простоты и ясности – содержит выборку из огромного пласта разнообразных мифов и легенд. Возможно, для некоторых читателей станет открытием, что знакомые с детства истории где-то рассказываются иначе (с другими именами или различиями в действиях божественных сил), чем они привыкли. Будем надеяться, что им понравится такое разнообразие и они с любопытством станут исследовать новые грани знакомых повествований.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    9

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    10
    Африка
    Для большинства жителей Запада Африка – край неизведанный и таинственный. Одно- временно обширная и скудная, пустынная и цветущая, эта земля, как историческая, так и современная, остается загадкой. Историческая Африка – владение могучих царей, распоря- жавшихся невероятными богатствами и контролировавших огромные торговые пути. Великие цивилизации здесь расцветали и приходили в упадок, в то время как люди на территории почти всего остального мира еще жили в пещерах. Корни африканской мифологии уходят глубоко в недра религиозного и политического опыта; в самом деле, ни одна другая земля не хранит настолько аутентичные предания и традиции, как этот удивительный край.
    Африканский континент – второй по величине на планете, его площадь равняется при- мерно 12 млн км
    2
    (20% всей суши на Земле). Также он второй по плотности населения (после
    Азии): здесь проживает более 1,2 млрд человек, которые говорят примерно на двух тыся- чах языков. Подобное разнообразие сильно затрудняет систематизацию мифов, так как даже если у двух групп совпадают представления об устройстве мира, то имена и детали в преда- ниях могут разительно отличаться. Африка – единственный континент, расположенный сразу в четырех земных полушариях. Восточно-Африканская рифтовая долина, которую также назы- вают Великой рифтовой долиной, простирается от реки Иордан вплоть до Мозамбика, охваты- вая Мертвое море, Красное море и Кению. Эту территорию называют колыбелью цивилизации,
    поскольку именно здесь были сделаны многочисленные археологические и антропологические открытия.
    Между африканскими государствами, расположенными на разных частях континента,
    есть множество различий. Те, что находятся севернее (Алжир, Марокко, Египет, Ливия и Тунис), культурно примыкают к странам Среднего Востока (Ирану, Ираку, Сирии, Саудов- ской Аравии и т. д.); этот комплекс государств так и именуют – Северная Африка и Сред- ний Восток. Страны Африки, которые не входят в него, – в основном расположенные к югу от Сахары (например, ЮАР, Нигерия, Кения и Республика Конго), а также несколько остров- ных государств вблизи Африканского побережья, – называют Тропической Африкой.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    11
    Африканские мифические чудовища
    Вот некоторые из самых зловещих и жутких монстров африканских мифов.
    Адзе
    Гана
    Адзе – насекомое-оборотень; он нападает на детей и в обличии светлячка пьет молодую живительную кровь. Если застать его за этим занятием, адзе обращается в человека – так он способен завладевать душами людей. Столкнувшиеся с ним становятся своего рода зомби и попадают под полный контроль адзе. В конечном счете одержимые умирают.
    Агогве
    Восточная Африка
    Агогве – маленькое двуногое существо с красной или желтоватой кожей и волосами апельсинового цвета, которое живет в глухих лесах. Агогве довольно загадочны, но, если верить фольклору Восточной Африки, их якобы несколько раз видели. Одна из первых задо- кументированных встреч неафриканца с агогве произошла в XIX веке, когда во время охот- ничьей экспедиции офицер британской армии наткнулся на двух таких существ. Проводник сказал, что их называют «агогве»; естественно, охотник попытался их выследить, но не пре- успел. Люди встречались с агогве и позже – иногда на территории Мозамбика. О происхожде- нии этих существ выдвигались различные теории (одна даже причисляет их к представителям
    «потерянного» племени пигмеев), но, если судить по размерам и окрасу, они, скорее всего,
    принадлежат к одному из видов орангутангов, который уже мог стать вымершим.
    Билоко/Элоко
    Заир
    Билоко (в единственном числе – элоко) – хитроумные низкорослые сущности, обитаю- щие в джунглях; озлобленные духи предков, завидующие живым. Они живут в дуплах деревьев и ревностно защищают лесных созданий от охотников, которые по глупости вторгаются на их территорию. Билоко лысые, с бритвенно-острыми когтями и усеянной крепкими зубами пастью
    – ее они разевают так широко, что способны проглотить человека целиком. Свою жертву перед этим они могут загипнотизировать.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    12
    Грутсланг
    ЮАР
    В Южно-Африканской республике ходит легенда о гигантском змее, живущем в пещерах на территории Рихтерсфельдского заповедника. «Грутсланг» на языке африкаанс (самом рас- пространенном в стране) значит «большая змея». Истории об этом чудовище уходят корнями в глубину веков, оно описывается как огромная змея с головой слона. У него чешуйчатая кожа серовато-зеленого цвета, глаза, похожие одновременно на слоновьи и змеиные, а также слоно- вьи уши и клыки кобры. Как и в случае с мамламбо, грутсланг есть на древних наскальных рисунках в этом регионе. По легенде, первый грутсланг появился в результате «ошибки» богов;
    когда они поняли, что этот монстр слишком свиреп, чтобы жить на земле, то разделили его на животных двух видов – слона и змею. Однако первоначальное существо убить было невоз- можно, и оно сбежало, став прародителем всех последующих грутслангов.
    Эти существа живут стаями. Дети на протяжении долгих лет остаются с матерями, а оди- нокие самцы уползают, чтобы создать собственную стаю. Грутсланг обитает в пещере, у кото- рой в буквальном смысле нет дна: никто не знает, как глубоко простирается эта система пещер,
    ее полной карты нет до сих пор. В легенде утверждается, что в его жилище полным-полно алмазов и чудовище их ревностно стережет. Если грутсланг загнал вас в угол, вы можете обме- нять свою жизнь на солидный запас драгоценных камней – тогда змей согласится вас освобо- дить. Грутсланги всеядны (как люди) и, если не брать в расчет их страсть к алмазам, не имеют злых намерений.
    Инканьямба
    ЮАР
    Инканьямба – большой водный змей с головой лошади и спинным плавником вдоль хребта. Также у этих существ могут быть рога и/или крылья. В длину они обычно достигают около 7 м, но некоторые на такой отметке не останавливаются. Их любимое лакомство – козы и крупный рогатый скот, но они не прочь полакомиться и человечиной, если голодны или если их спровоцировать. Инканьямбы умеют летать и в определенное время года мигрируют, чтобы найти пару. В полете они способны менять погоду и вызывать грозы, торнадо и град. Окрас у них не очень яркий. Они любят купаться в водопадах и легко могут попытаться нырнуть в крышу дома, перепутав ее с водным массивом. Некоторые жители специально красят крыши в темные цвета, чтобы этого не произошло.
    Мамламбо
    ЮАР
    Считается, что жуткий монстр мамламбо живет в реке Мзинтлава и, затаскивая жертв под воду, выгрызает им лица, чтобы добраться до мозга. Такой «мозгосос» вырастает до 18 м, обла- дает телом крокодила, длинной змеиной шеей и головой, напоминающей лошадиную. Говорят,
    что его повадки схожи со змеиными и по ночам он светится зловещим зеленоватым люми- несцентным светом. Чудовище способно заворожить всякого, кто отважится посмотреть в его гипнотические зеленые глаза. Наскальные изображения мамламбо в этом регионе были сде- ланы тысячи лет назад. В Гамбии водится очень похожий монстр нинки-нанка. Не так давно,
    в 1990 году, мамламбо обвинили в нескольких смертях, хотя власти сильно сомневались в при- частности чудовища к этим несчастным случаям.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    13
    Наги
    Северная Африка
    Наги – это общий термин у народов Северной Африки, Азии и Полинезии для обозна- чения огромных морских змеев, которые, как правило, напоминают кобр. Санскритское слово
    «нага» значит «змея» или «кобра». Иногда нагов представляют в виде полузмей-полулюдей,
    чаще всего у них человеческая голова и змеиное тело. Эти существа искушены в магии, и они крайне агрессивны; больше всего им нравится запугивать и пожирать моряков в открытом оке- ане. Наги также фигурируют в буддийской и индуистской мифологии.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    14
    Ньями-Ньями
    Замбия
    Ньями-Ньями – драконоподобный бог могучей реки Замбези, четвертой по величине речной системы Африки. Хотя это древний бог, последнее свидетельство о нем датируется серединой XX века и связано с ГЭС «Кариба». Люди племени тонга, которым пришлось пере- селиться на новое место в 1956 году из-за возведения станции, верили, что Ньями-Ньями не даст ее построить и тогда они смогут вернуться туда, где жили их предки. Как раз в тот год,
    когда работы должны были завершиться, случился страшный потоп – в результате нескольких рабочих погибли, а почти готовая ГЭС оказалась уничтожена. Близкие погибших много дней ждали, пока всплывут их тела, однако старейшины тонга сказали им, что Ньями-Ньями отдаст их, только если принести ему жертву. Для речного бога зарезали теленка и оставили его на берегу; на следующий день на том самом месте нашли тела рабочих, а туша теленка исчезла.
    Африканские боги и богини
    Ананси
    Гана

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    15
    Ананси – самый известный из богов Африки, обычно изображаемый в виде паука; это один из самых древних трикстеров
    1
    Западной Африки и стран Карибского бассейна. Суще- ствуют сотни историй о деяниях (и проделках) Ананси, стремящегося обманом заставить людей исполнять свои непристойные замыслы. Считается, что Ананси наделен даром убежде- ния, хитростью, обаянием и умом. Также он является воплощением жадности и меркантиль- ности.
    Некоторые источники утверждают, что истории об Ананси так хорошо сохранились,
    потому что в Новом Свете у африканских народов их распространение стало способом выра- зить протест и возмущение. Хотя в преданиях Ананси часто проигрывает, он продолжает неза- метно добиваться своих целей, давая порабощенным надежду в их долгой борьбе за свободу.
    Типичная история об Ананси рассказывает о том, как трикстер принес в мир сказки,
    заключив сделку с богом-творцом Ньяме и выполнив, казалось бы, невозможные задачи бла- годаря обаянию и умелым речам. Так Ананси стал богом сказок. В другой истории Ананси приносит в мир мудрость, когда случайно опрокидывает в реку горшок, куда ее собирал; река уносит горшок в море, и так мудрость распространяется по всему миру. Так что теперь у каж- дого есть немного мудрости.
    Хувеане
    ЮАР
    В некоторых историях Хувеане – первый человек, а в других – коварный бог-трикстер.
    Будучи создателем мира, Хувеане наслаждался своей работой в тишине и спокойствии до тех пор, пока люди не узнали про любовь На Земле начался такой переполох, что Хувеане при- шлось покинуть ее. Он поднялся в небо, создавая ступеньки прямо в воздухе. Затем он сломал за собой каждую ступеньку, чтобы ни один человек не мог забраться вслед за ним к звездам.
    1
    Трикстер в мифологии – божество, дух или животный персонаж, отличающийся лукавством и нарушающий установлен- ные правила и законы. Прим. ред.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    16
    Цагн
    Южная Африка
    Бушмены – кочевники, исторически населяющие южную часть континента, хотя в наше время большинство из них ведут оседлый образ жизни и занимаются сельским хозяйством.
    Согласно легендам, Цагн – создатель и разрушитель Земли и всего живого. Считается, что жена
    Цагна породила первую канну (антилопу), которую бог заботливо растил, однако его сыновья случайно убили ее. Цагн приказал выпарить кровь антилопы, а получившийся осадок рассы- пать по равнинам. Из этих крупинок появились новые канны, а также другие земные живот- ные, предназначенные, согласно верованиям бушменов, для охоты и еды.
    Африканские живые легенды
    Моджаджи
    ЮАР и Зимбабве
    У династии Моджаджи (написание может варьироваться) долгая и запутанная история,
    но официально она начинается с коронации первой королевы дождя Моджаджи, Маселекване
    Моджаджи I, в 1800 году. Все королевы дождя происходят из этого рода – титул передается по наследству от матери к дочери. Королева дождя обладает волшебной силой вызывать дождь, и

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    17
    на протяжении истории с ней советовались вожди племен, в том числе зулусский царь Шака и бывший президент ЮАР Нельсон Мандела. Самой молодой из королев дождя была Макобо
    Моджаджи VI; она взошла на престол в 2003 году в возрасте 25 лет. Спустя два года она умерла при загадочных обстоятельствах, оставив пятимесячную дочку, которая (когда-нибудь) должна унаследовать титул. Королеву Макобо считали проблемной, склонной к бунту: она отказалась поклониться совету старейшин.
    Суеверия Нигерии
    Нигерия – самая густонаселенная страна в Африке (на втором месте находится Эфио- пия). Все ее жители, а это примерно две трети населения США, размещаются на территории,
    примерно на 30% превышающей площадь Техаса. Подобная плотность предполагает высокий уровень социального контакта. В таких условиях требуются недюжинные усилия, чтобы обес- печить уважение личных границ и соблюдение общественных норм. В результате вырабатыва- ются многочисленные ритуализованные практики, в том числе распространяются суеверия. В
    конце концов, что такое суеверия, как не ритуализованные практики, привязанные к поучи- тельным историям? Эти притчи дают людям (логичные) причины для того, чтобы следовать ритуалам. Нигерийцы считаются одним из самых суеверных народов Африки. Вот некоторые из их поверий.
    Если споткнешься о камень или ушибешь левую ногу, то нужно развернуться и пойти домой. Пренебрежешь этой приметой – жди неудачи, вплоть до потери конечности и даже смерти в дороге.
    Если кто-то переступит через тебя, то этот человек должен точно так же переступить обратно, иначе ты перестанешь расти или лишишься той части тела, через которую пересту- пили.
    Если ударить человека метлой, то он станет импотентом – если только не выхватит метлу и не ударит в ответ семь раз.
    Не свисти и не набирай воду из колодца по ночам. Считается, что свист в ночи при- влекает змей, а если в темноте нести воду из колодца, то можно схлопотать подзатыльник от злого духа. Эти суеверия могли появиться как «меры предосторожности», о чем говорилось в предисловии. Опасности, таящиеся во мраке вокруг дома, были вполне реальны, а в некоторых частях Африки реальны до сих пор. Такому же принципу следует поверье о том, что если есть в темноте, то злые духи воспримут это как приглашение разделить трапезу, и в итоге человек умрет.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    18
    Не убивай геккона. Считается, что гекконы поедают злых духов, которые пытаются войти в дом (а также многих неприятных насекомых). Для людей эти создания безвредны, но если убить геккона, то может обрушиться весь дом! Кстати, у гекконов нет век, и они облизы- вают глаза, чтобы увлажнять их и очищать от грязи.
    Уханье совы значит, что кто-то в доме скоро умрет. Это суеверие широко известно во многих странах по всему миру, не только в Африке. Возможно, что оно распространилось вместе с работорговлей в XVII–XIX веках.
    Черные кошки приносят несчастье. Аналогично: к кошачьим с предубеждением относятся во всем мире; обычно они ассоциируются с ведьмами, злыми духами или демонами.
    Не пей воду из кокоса, или сразу же станешь олодо (дурачком).
    Если стоя наклониться и посмотреть между ног, то можно увидеть ведьм.
    Если чешутся ладони, то тебя скоро ждет удача. Возможно, от этого поверья пошло другое, согласно которому руки чешутся к деньгам. Отсюда жест с потиранием пальцев полу- чил значение «заплати мне», а английское слово scratch («чесать») на сленге – «деньги».
    Если ты плюнешь на пол и кто-то наступит на твою слюну, то у тебя заболит горло.
    Беременным нельзя гулять днем, потому что при свете дня злые духи могут вселиться в плод. Мы уже знаем, что ходить по улице в темноте тоже нежелательно – судя по всему,
    беременным следует все время сидеть дома.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    19
    Царь не должен видеть труп, даже если речь идет о родственнике. Духи мертвых спо- собны вселиться в тело царя и использовать его статус, чтобы посеять смуту среди подданных.
    Если положить свои ресницы в обувь родителей, то они забудут о любом проступке,
    который ты совершил.
    Если во время дождя светит солнце, значит, где-то рождается львенок. Если в сол- нечный день пошел дождь, значит, где-то женятся обезьяны.
    Отрежь у ящерицы голову и закопай ее. Три дня спустя откопай – и найдешь денеж- ный клад. Мы уже знаем, что гекконов убивать нельзя, поэтому, следуя ритуалу, нужно быть внимательным.
    Если тебя кто-то укусил, потри место укуса куриным пометом, и у обидчика сгниют зубы.
    Не ешь упавшую на пол еду: ее уже попробовал Сатана.
    Беременные не должны ходить в зоопарк, иначе их дети станут похожи на обезьян
    (или других животных).
    Если птичий помет упадет вам на голову, это к деньгам.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    20

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    21
    Средний Восток
    В наше время эти слова – Средний Восток – вызывают мысли о нефтеносных районах,
    несметных богатствах и политических волнениях. А если бы мы переместились назад на сотню лет, то думали бы о потрясающих (хотя и противоречивых) находках: о тайных гробницах,
    затерянных городах и цивилизациях, чьи достижения перевернули мир.
    В первую очередь на ум приходит Египет. Будучи древней цивилизацией уже в то время,
    когда великие династии Азии только зарождались, Египет контролировал обширную террито- рию в Африке. Египтяне были стратегами, строителями и ремесленниками. После себя они оставили загадочные исполинские сооружения и статуи давно забытых богов и правителей.
    Большую часть того, что нам известно об этом древнем народе, мы узнали в прошлом веке,
    расшифровав древние надписи, – спустя две тысячи лет после падения самой цивилизации.
    Свои поверья и предания есть и у народов, проживающих на территориях современных
    Ирана, Ирака, Израиля и так далее, – их мы тоже рассмотрим.
    Если не вдаваться в политическую дискуссию об использовании термина «Средний
    Восток», то чаще всего это словосочетание обозначает группу стран на определенной террито- рии с единым мифологическим и культурным наследием. К Среднему Востоку относят в том числе Египет, Турцию, Ливан, Сирию, Израиль, Палестину и Иорданию (ранее их называли
    Левантом), а также Иран, Ирак, Афганистан и страны Аравийского полуострова.
    Одной из первых записанных мифических историй (сейчас считается одним из самых древних сохранившихся до наших дней литературных произведений) является «Эпос о Гиль- гамеше», созданный аккадцами на основе шумерских сказаний и зафиксированный во втором тысячелетии до н. э. на глиняных табличках. Произведение в форме эпической поэмы рас- сказывает о подвигах и поражениях великого шумерского царя Гильгамеша (по-шумерски –
    Бильга-меса), который, по легенде, был на две трети богом и на одну треть – человеком.

    Д. Макэлрой. «Неведомый мир. Магические существа, легенды и суеверия со всего света»
    22
    Конец ознакомительного фрагмента.
    Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
    Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
    Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal,
    WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам спо- собом.


    написать администратору сайта