Русский. Колбасенко Д.М. Русский. Невербальный средства общения. Жест и мимика в общении врача.
Скачать 1.04 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» Кафедра философии, правоведения, социальных и гуманитарных наук. РЕФЕРАТ по дисциплине «Русский язык и культура речи врача» на тему: «Невербальный средства общения. Жест и мимика в общении врача.» Выполнил: студент I курса 13-Б группа лечебного факультета Колбасенко Д.М. Проверила: Юсеф Юлия Владимировна Луганск - 2021 Содержание Введение……………………………………………………………………3 1. Мимика……………………………………………………………….....6 1.1. Жесты………………………………………………………………….9 2. Кросс-культурные особенности невербального общения……………16 2.1. Взгляд и его выразительность………………………………………..17 2.2. Правила демонстрации жестов…………………………………… . .20 Заключение ……………………………………………………………… .23 Список используемой литературы. ……………………………………24 ВВЕДЕНИЕ Попытки определить связь между внешностью и характером человека предпринимал ещё Аристотель, являющийся одним из создателей учения о физиогномике. Однако, по данным некоторых историков, до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор. Взяв за основу учения Аристотеля, проводниками физиогномики были крупные учёные Древней Греции и Древнего Рима. С ХV века физиогномика обрела большую популярность. Ею серьёзно занимались все, кто "по долгу службы" был занят "работой с людьми": духовные лица, медики, философы, юристы. Язык тела, у человека, который играет едва ли не центральную роль в социальном общении и существенным образом определяет индивидуальный жизненный успех каждого индивида, занял умы учёных с эпохи Древнего Рима, подтверждение чему является труд Цицерона "Об ораторе". Профессиональное и прицельное изучение разных аспектов языка тела началось примерно с 60-х годов ХХ в. (Д. Моррис, Дж. Фаст, Э. Холл и др.). Экспрессивный репертуар человека и его психологические особенности как единство. Этот феномен глубоко исследовался под руководством А.А. Бодалева (1965). Сегодня нам стали доступны и зарубежные исследования, помогающие при помощи "расшифровки" экспрессивного репертуара "читать человека как книгу". Теоретические знания о невербальном поведении широко применяются на практике в социальных программах по психотренингу, направленных на повышение самооценки и индивидуального успеха. И в коллективных тренингах на рабочем месте, направленных на повышение эффективности труда. Крупнейшим зарубежным центром по обучению основам невербальной коммуникации является "Пиз Трейнинг Корпорейшен" (Австралия), основанный А.Пизом Физиогномика ─ учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела; Кинесика ─ изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика (позы, осанку, походку); Просодика ─ ритмико-интонационное оформление речи; Такесика ─ прикосновения в ситуации общения; Проксемика ─ расположение людей в пространстве при общении; Мимика, жесты, поза, походка как элементы экспрессивного поведения являются одной из главных невербальных визуальных систем общения, усваиваемых с детства. Имеется много данных о приоритете "языка тела" над речевым языком. По данным антропологов и этологов информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объёма информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится до 38%). Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено работой подсознания, и отсутствие возможности подделать импульсы подсознания позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения, контролируемому сознанием. Разумеется, конкретную информацию чаще передают словами, однако во всех культурах существует масса жестов, заменяющих слова. Помимо этого жесты и мимика, сопровождающие речь, служат надёжным источником сведений об отношении говорящего к теме сказанного, равно как и о реакции слушателя на полученную информацию. При интерпретации речи собеседника во внимание принимаются громкость, тембр голоса, его высота, интонация, темп речи. Голос говорящего позволяет определить его возраст, уровень образования, принадлежность к определённому социальному слою. По голосу говорящего слушатели судят о степени его индивидуальной привлекательности. Невербальные демонстрации, задают эмоциональные установки людей в отношении друг друга, причём фиксация первого зрительного впечатления столь сильна, что её практически невозможно в последствии изменить даже сознательными усилиями. В процессе обмена информацией важную роль играют проявление эмоций, манеры партнеров, их жесты. Случается, что наше сообщение воспринимается неверно по той простой причине, что сопровождается "противоречивыми" жестами. Наблюдать жесты довольно просто, но интерпретировать их ─ задача куда сложней. Понимание жестов очень затруднено, когда разные элементы вырваны из контекста. Однако когда жесты собраны вместе на своих композиционных местах, возникает целостная картина. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы ─ это важные составляющие обратной связи. Они указывают из минуты в минуту, от движения к движению ─ как люди реагируют на происходящее. Мы можем понять, как встречено то, что мы говорим,- с одобрением или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, заняты самоконтролем или скучают. "Бессловесная" обратная связь может предупредить о том, что нам нужно изменить своё поведение, вообще исчезнуть или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного нам результата. 1. Мимика Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения ─ мимику. Мимика играет ведущую роль в передаче информации при общении на близком расстоянии, и является одной из наиболее развитых каналов невербальной коммуникации. На лице отражается информация об эмоциях, настроении, отношении человека к происходящему, о его характере. Люди в большей мере способны контролировать мимику, нежели жесты, позы или интонацию. Для успешного общения необходимо, чтобы человек демонстрировал мимический комплекс, в который входили бы как элементы контролируемой, так и спонтанной мимики. Способность контролировать мимику достигается каждым человеком в процессе социализации и в значительной мере индивидуальна. С возрастом люди учатся "надевать" на лицо необходимую маску, скрывая под нею свои настоящие чувства. Но в большинстве случаев контролируемая мимика перемежается с неконтролируемой. Важную роль в общении людей играют глаза. Причина тому ─ размеры зрачков собеседника в момент общения. Человек с расширенными зрачками (признак возбуждения) оценивается как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный. Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными зрачками, воспринимается другими как холодный, отстраненный, неконтактный, эгоистичный. Однако размеры зрачков могут зависеть от целого ряда внешних факторов, таких как общая освещённость места, положение головы относительно источника света. При ярком свете зрачки будут сужеными, а в полутёмном помещении ─ расширенными. Размеры зрачков зависят и от остроты зрения. У людей страдающих близорукостью ─ расширенные, а у дальнозорких ─ сужены. Взгляд также выполняет коммуникативную функцию. Частота и характер взгляда может указать на характер отношений. Взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела и в зависимости от этого несёт различную информацию о характере общения: Деловой взгляд ─ концентрируется на области лба и глаз собеседника и создаёт серьёзную атмосферу; Социальный взгляд ─ сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению; Интимный взгляд ─ от уровня глаз вниз на другие части тела; Если при общении человек смотрит на собеседника менее ⅓ времени, то это может быть признаком того, что он что-то не договаривает, пытается скрыть что-либо или что он робок по натуре. Есть люди, которые никогда не смотрят в глаза, не спешите думать, что у такого человека не чиста совесть или он трус. Нет, ни у кого вы не найдёте более ясного и твёрдого взгляда, чем у закоренелого подлеца. Среди тех, кто упорно избегает смотреть в глаза, как раз довольно часто встречаются люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей. Некоторые застенчивые люди, наоборот, упорно смотрят в глаза другим. Более того, нужно иметь в виду: если собеседник долго смотрит на вас в упор остановившимся ("остекленевшим") взглядом, это скорее всего значит, что половину сказанного вами он пропускает мимо ушей. Напротив, когда собеседник искренне слушает, он может бессознательно вращать глазами – признак того, что он прикладывает усилия, чтобы полностью постичь смысл ваших слов. Если он опускает глаза, это свидетельствует о том, что он сильно переживает сказанное вами. Глаза, заведённые вверх и в сторону, означают, что слушатель полностью поглощен содержанием вашей речи. Открытый прямой взгляд считается признаком отсутствия вины. В любом общении, взгляд выполняет функцию синхронизации, и помогает поддерживать контакт при разговоре. От того, насколько умело человек использует свой взгляд, значительно зависит его успех. С помощью взгляда можно улучшить отношения с другими людьми. Для этого при общении необходимо встречаться взглядом с данным человеком не менее 60-70% времени. Наиболее выразительными в мимической палитре оказываются губы и брови, поэтому, когда мы стремимся понять состояние собеседника. Нужно смотреть именно на них. Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о решительности, настойчивости; плотно закрытый рот – о целеустремленности и твёрдости. Напротив, расширение ротовой щели выражает снижение психологической активности. Особое значение имеют уголки рта. Когда они опущены к низу признак депрессивного состояния , даже если человек шутит и кажется активным. 1.2 Жесты Беглого взгляда на руки того или иного человека бывает достаточно, чтобы выдвинуть предварительное предположение о его натуре. Изучение жестов (жестика) ─ составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболее подробного рассмотрения заслуживает толкование движений рук, которые дополняют словесные высказывания, порой заменяют их, а бывает и противоречат им. Чем сильнее выражаемое чувство, тем больше проявляется жестикуляция. Широкие жесты характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств. Поскольку широкое движение притягивает к себе внимание, его используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость,─ люди властолюбивые, тщеславные и хвастливые. Мелкие движения вызывают противоположное впечатление. Их предпочитают те, кто по каким-то причинам не хотел бы привлекать к себе внимания, ─ люди корректные, скромные, не желающие выставлять свои чувства на показ. Но такое поведение может быть продиктовано хитрым расчётом, когда человек намеренно стремится произвести скромное и безобидное впечатление. Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил. Рассмотрим некоторые из этих жестов и их интерпритацию: Вяло свисающие вдоль тела руки – пассивность, отсутствие готовности к действию, недостаток воли. Скрещенные на груди руки – защитная реакция, известная изоляция, некоторое выжидание. Руки заложены за спину – отсутствие готовности к действию, а также скрывание смущения, робости, затруднительного положения. Открытая ладонь обращена вверх – жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания. Одна или обе руки спрятаны в карманах – скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Рука сжимается в кулак – концентрация, овладения волнением, стремление к самоутверждению. Потирание рук – человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей. Рука что-то берёт или делает движение в этом направлении – непосредственно телесное, материальное захватывание, часто признак жадного, слишком много думающего о материальном обладании человека. Движение рук, закрывающие лицо или его часть – желание скрыть, спрятать, утаить своё состояние; задумчивость или затруднение. Стирающее движение по лбу – стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях. Раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь (например, другую свою руку) – мягкий нрав, благодушное настроение. Указательный палец прямой, кладется на край губ – чувство неуверенности, поиск причин, помощи. Палец засунут в рот – наивность, удивление, состояние рассеянности, непонимания. Палец касается глаз или ушей – знак некоторой неловкости, известная робость, поиск бегства. Кончики указательного и большого пальца соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены – высокая степень внимания и концентрации, направленные на тончайшие детали. Руки упираются в бёдра – потребность в усилении и упрочении, демонстрация другим своей твёрдости и превосходства; вызов, бравада от наивной до злобной формы. Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения: Жесты открытости. Расстегивание пиджака (люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии). Жесты защиты (оборонительности). Когда мы видим, что собеседник скрестил руки, мы должны пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнёр начинает уходить от обсуждения; руки, сжатые в кулаки, также указывают на защитную реакцию собеседника. Жесты оценки – жесты, имеющие отношение к задумчивости и мечтательности: жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся щекой на руку, обычно глубоко погружены в раздумье); жесты критической оценки – подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы – ниже рта; человек сидит на краешке стула, локти на бёдрах, руки свободно свисают (позиция «это замечательно!»); наклонённая голова (жест «внимательного слушания»); почёсывание подбородка (жест используется, когда человек занят процессом принятия решения); жесты с очками (притирание стёкол, берут в рот дужку очков и т.п.) – это пауза для размышления, человек хочет получить время для обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос; расхаживание – жест, обозначающий попытку человека разрешить сложную проблему или принять трудное решение; пощипывание переносицы – этот жест, обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряжённых размышлениях. Знак сомнения – потирание указательным пальцем за или перед ухом, потирание глаза или лёгкое потирание носа. Жесты готовности – человек сидит на краю стула, локоть одной руки и локоть другой опираются на колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти). Ноги (или все тело), обращённое к выходу,- это явный знак того, что человек хочет закончить встречу, беседу или то, что происходит; Жесты перестраховки – многие жесты пальцев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Грызть кончик карандаша или ручку. Другие жесты данной группы – переплетённые пальцы рук (при этом большие пальцы нервно потирают друг друга); пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как в него сесть при собрании других людей. Жесты фрустации – короткое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т.п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает доказывать своё, может столкнуться с серьёзными неприятностями); тесно сцепленные, напряжённые руки – это жест недоверия и подозрения (тот кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет большого успеха); руки тесно сжимают одна другую – наблюдается, когда человек попал в «переделку»; Жест авторитарности – руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх. Типичная авторитарская поза. В целом если вы хотите дать понять своё превосходство, то всё, что надо сделать, - это физически подняться над данным человеком, сесть выше, когда вы оба сидите, или встать. Жесты нервозности – покашливание, прочищение горла (те, кто прочищает горло, чувствуют себя неуверенно и беспокойно); позванивание монетами в кармане – указывает на озабоченность человека по поводу денег или их нехватки; подёргивание себя за ухо – признак того, что собеседник хочет перебить разговор, но сдерживает себя. Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую. Другая поза – сидящий в кресле человек со скрещенными лодыжками и вцепившийся в подлокотники руками. Такие позы являются сигналами о желании человека справиться с сильными чувствами и эмоциями. 2. Кросс-культурные особенности невербального общения В условиях значительного расширения деловых контактов на международном уровне адекватное восприятие языка тела и от знаний культурных особенностей деловых партнеров зачастую зависит и сам успех международного сотрудничества. В каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколения правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и жесты предписывающие, какие – универсальные эмоции позволительно показывать в определённых ситуациях, а какие положено прятать. По этой причине одни культуры воспринимаются как контактные, то есть более открытые и эмоциональные. Это народы южной Европы: испанцы, португальцы, итальянцы, грузины, армяне, арабы, украинцы и латиноамериканцы. Люди высококонтактных культур при разговоре стоят друг к другу ближе и чаще прикасаются друг к другу в отличии от низкоконтактных (неконтактных). Арабская культура и культура Средиземноморья характеризуются исключительной выразительностью мимики. У них не принято скрывать свои чувства: могут громко смеяться или плакать в общественных местах, и это никому не покажется неприличным. К низкоконтактным культурам относятся народы населяющие север Европы: скандинавы, исландцы, шведы, норвежцы, а также японцы, индийцы и пакистанцы. Наиболее жёсткое регламентирование внешнего выражения чувств, наблюдается прежде всего в японской культуре. Где детей с детства обучают скрывать свои чувства и отрицательные эмоции во всех проявлениях, упор, главным образом делается на мимику. Японцы мастерски владеют своим лицом, наблюдатели отмечают, что у жителей Страны восходящего солнца, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, а вот руки порой выдают их истинное состояние (правда среди близких японцы любят смеяться и улыбаться, считая возможным "снять маски", дать волю чувствам печали и радости). 2.1 Взгляд и его выразительность Значительные межкультурные различия, касающиеся роли, взгляда в социальном общении и его выразительности. Южные европеоиды характеризуются, высокой частотой и обычно большей длительностью взгляда по сравнению с северными европеоидами. В результате такое естественное, с точки зрения итальянцев или испанцев, поведение, как прямой взгляд в глаза собеседнику или просто открытое рассматривание окружающих, при контакте с англичанами или северными немцами часто расценивается как открытое оскорбление и вызывает бурное негодование. Правда в ряде случаев у северных европеоидов (шведы, датчане) при низкой частоте взгляда его продолжительность может быть очень высокой. Взгляд играет исключительно значительную роль в жизни русских и японцев. Однако для русских говорящим является именно выразительный взгляд, тогда как для японцев на избегание взгляда. Японский этикет запрещает при общении смотреть в глаза собеседнику. Женщины не смотрят в глаза мужчинам и наоборот. Японские лекторы смотрят не на аудиторию, а куда-то в сторону. Подчинённый, получающий выговор от начальника, опускает глаза в пол и улыбается. При общении японцы, как правило, направляют взгляд в область шеи, что вызывает у европейцев чувство отсутствия контакта с собеседником. В свою очередь, контакт глазами со стороны европейцев в направлении собеседника почти непереносим японцами. По характеру контакта глазами различия наблюдаются даже между американской и английской культурами. Американцы смотрят в глаза собеседнику только чтобы убедиться, что тот их слушает. В аналогичных целях англичане смотрят в лицо собеседнику. Русские смотрят на партнёра более длительно и прямо, чем англичане. Прямой длительный взгляд типичен для датчан и шведов и по этому показателю они иногда даже превосходят русских. В культуре народов Дальнего Востока (например у японцев) выпрямленная при сидении спина и слегка наклонённая вперёд голова с прикрытыми глазами означают пристальное внимание и глубокий интерес к тому, что сообщает собеседник. В странах передней Азии с иерархически жёстко структурированных обществах людям с низким статусом запрещено поднимать глаза на вышестоящих. Запрет на взгляд может носить гендерный характер. В некоторых культурах (арабы, турки, грузины, армяне) мужчины могут прямо смотреть в сторону как мужчин, так и женщин, а прямой взгляд женщины в направлении мужчины считается совершенно не допустимым. При общении с мужчинами женщинам предписывается опускать глаза или смотреть на собеседника скользящим взглядом, не задерживаясь долго на его лице. Мигание одним и двумя глазами является важным невербальным сигналом во многих культурах, в частности в русской. Однако во многих азиатских культурах подмигивание часто воспринимается как оскорбление. В Соединённых Штатах Америки, улыбка – естественное выражение лица. Отсутствие улыбки у американца означает, что ему совсем плохо. Русские в своих проявлениях более искренни, сильнее увязывают мимику с подлинным переживанием и не склонны улыбаться на право и на лево. Оттого, иностранцы, впервые попавшие в современную Россию, ощущают дискомфорт на улицах Москвы и часто жалуются на подозрительное и неприязненное к ним отношение. Это происходит от того что когда в общественном месте находится много людей с хмурыми, напряжёнными лицами, атмосфера недоверия и тревоги может возникнуть сама собой, без всяких объективных причин. Что касается улыбки, то в условиях реально существующего конфликта спокойные улыбчивые лица противников могут сделать больше для разрядки напряжённости, чем убедительные слова и обещания. 2.2 Правила демонстрации жестов Культуры предписывают своим членам определённые правила демонстрации, или правила жестового поведения. Они резко различаются по интенсивности жестикуляции (контактные и неконтактные культуры). Например, в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию один раз, итальянец – 80, француз – 120, а мексиканец 180 раз. Вербальный язык у каждого народа свой. Точно так же различаются у разных народов и значения различных жестов. Какой-то приемлемый и широко распространённый в одной среде жест в другой может оказаться бессмысленным или имеющим совершенно противоположное значение. Для примера рассмотрим толкование и применение трёх хорошо известных жестов – пальцы колечком, большой палец вверх и знак «V». Пальцы колечком, или «о’кей!». Такой жест имеет значение «всё порядке, о’кей» во всех англоговорящих странах. Он получил широкое распространение в Европе и в Азии, но порой может иметь и совершенно иное значение. Например, во Франции этот знак может означать нуль или ничего, в Японии он означает деньги, в некоторых средиземноморских странах этот жест имеет оскорбительное значение – сделав его в адрес мужчины, вы намекнёте, что считаете его гомосексуалистом. Большой палец, поднятый вверх. В Британии, Австралии и Новой Зеландии большой палец руки, поднятый вверх, имеет три значения: во-первых, он используется автостопщиками; во-вторых, означает, что всё в порядке, а когда палец поднимают резко, то этот жест приобретает оскорбительное сексуальное значение. В некоторых странах, например в Греции, этот жест имеет значение «да пошёл ты!». Когда итальянцы считают от одного до пяти, они используют этот жест для обозначения единицы, а указательный палец для двойки, в то время как большинство австралийцев, американцев и англичан для единицы используют указательный палец, а для двойки – средний. При таком счете большой палец будет обозначать пятёрку. Знак «V». Этот знак очень популярен в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании, где он имеет оскорбительное значение. Уинстон Черчилль использовал его в качестве символа победы во время второй мировой войны, но при этом он держал ладонь повёрнутой от собеседника. Если же ладонь развёрнута к собеседнику, то этот жест преобретает оскорбительное сексуальное значение. Однако в большинстве европейских стран именно ладонь, повёрнутая к собеседнику, имеет значение победы. Существует значительное количество жестов, понятных только представителям одной конкретной культуры. Например, у японцев имеется специфический жест-команда "подойдите сюда". Призывая остальных подойти, исполнитель жеста протягивает вперёд руку ладонью вниз и шевелит пальцами. Поэтому, прежде чем делать заключение о каком-либо жесте или позе, надо сначала иметь представление о традициях, существующих в данной культуре. Жест-рукопожатие. В большинстве стран рукопожатие используется в момент приветствия, и при прощании. Но принят этот жест не везде. Например, в Японии такой традиции никогда не существовало. Но и там, где рукопожатия издавна приняты, к ним относятся по-разному. Так, в Болгарии этот жест применяется значительно чаще, чем у нас. Причём, приветствуя группу собеседников, желательно пожимать руку каждому. А у нас это не обязательно. Интенсивность жеста возрастает, если двигаться с севера на юг. Размеры личной пространственной зоны также социально и национально обусловлены. Представители одной нации (японцы) привыкли к перенаселённости, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию. Размеры личной пространственной территории человека среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии, России, Франции, Германии или Австралии. Российские нормы дистанции скорее сопоставимы с североамериканскими, нежели с латинскими, хотя прямые аналоги здесь едвали уместны. Знание культурных закономерностей зачастую бывает необходимо при общении с иностранцами. У многих европейских наций интимная зона составляет только 23-25 см, а у некоторых и того меньше. Датчане и японцы чувствуют себя уверенно и непринуждённо на расстоянии 25 см, не подозревая, что вторгаются в интимную зону при общении с американцами. Японец постоянно делает шаг вперёд, чтобы сузить пространство. При этом он вторгается в интимную зону американца, заставляя его отступать на шаг назад, чтобы расширить своё зональное пространство. Становится понятным, почему при бизнес-переговорах азиаты и американцы посматривают друг на друга с некоторым подозрением. Американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезвычайно «давят», азиаты считают, что американцы «холодны и слишком официальны». Незнание культурно обусловленных различий в интимных зонах людей может легко привести к недопониманию и неверным суждениям о поведении и культуре других. Заключение Эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% - тональность голоса и 55% - выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть посланий отправителя противоречива. В такой ситуации получатель большей должен полагаться на невербальную часть, чтобы понять значение послания. Основные типы невербальной коммуникации: движение тела (жесты, выражение лица, движения глаз, прикосновения, позы); личные физические качества; речь (качество голоса, громкость, частота речи, засоренность речи, смех и т.п.); использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессловесную основу, так как свидетельствует о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса, и являются надежным индикатором проявляемых чувств. В условиях значительного расширения деловых контактов на международном уровне, адекватное восприятие языка тела, знание культурных особенностей страны и делового этикета своего иностранного партнера зачастую зависит и сам успех международного сотрудничества. Используя и передовая эту информацию, а также получая обратные сигналы, медицинский работник организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его возможности передовать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие теми, кому она предназначена. Список используемой литературы: 1. М.Л. Бутовская "Язык тела: природа и культура" - М.: Научный мир, 2004. – 440 с 2.О.С. Виханский, А.И. Наумов "Менеджмент": Учебник. -3е изд. – М.: Экономистъ, 2003. -528 с. 3.С.А.Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е.Крейдлин «Словарь языка русских жестов» Москва-Вена «Языки русской культуры» 2001г. 4. А. Пиз "Язык телодвижений" - М.: Изд-во Эксмо, 2014. -272 с. 5. А. Пиз и Б.Пиз «Библия языка телодвижений» Москва «Эксмо» 2013 г. 6. М.А. Поваляева, О.А. Рутер "Невербальные средства общения " /Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. -352 с. 7. В.В.Шпалинский "Психология менеджмента": Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 2003. -184 с. 6. Г.В.Щёкин "Как читать людей по их внешнему облику" – К. 1992. -236 с. Интернет- ресурсы 1. http://sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_dele/ 2. http://www.library.ru/help/docs/n58511/sesdelo.pdf |