Барбо. Ни одна тема не обсуждалась больше, чем образование
Скачать 29.74 Kb.
|
Именно спекулятивным людям, увлекающимся новыми доктринами, и которые, приучив себя делать предметом обсуждения самые фундаментальные истины, избавили свои умы от того почтения, которое обычно испытывают к мнениям и практике давних лет, что мир всегда должен стремиться к своему улучшению или реформированию Но именно эти спекулянты также вносят в него абсурды и ошибки, более грубые, чем те, которые были установлены по общему согласию множества людей, мнения о которых долгое время действовали, должны были потребоваться для их обоснования Ибо системы последнего класса должны, по крайней мере, обладать одним свойством - быть практичными; и также существует предположение, что они являются или, по крайней мере, изначально были полезными; в то время как мнения спекулянта могут оказаться совершенно неуместными и эксцентричными Спекулянт может изобрести машины, которые невозможно привести в действие, или которые, будучи приведены в действие, могут обладать огромной силой, способной вырвать общество с корнем Подобно химику, он не уверен в момент проекции, взорвет ли он свое собственное жилище и жилище своего соседа, или же он будет вознагражден открытием, которое обеспечит здоровье и продлит существование будущих поколений Поэтому нам надлежит с особой тщательностью изучить те максимумы, которые, под видом следования более тщательному ходу рассуждений, противоречат обычной практике или подлинным чувствам человечества Ни одна тема не обсуждалась больше, чем образование Что касается этого важного объекта, то существует принцип, признанный многими здравомыслящими людьми, который, как мне кажется, заслуживает особого изучения «Не давайте вашему ребенку,» - говорится, - «никаких предрассудков: пусть разум будет единственным основанием его мнений; там, где он не может рассуждать, пусть он откажется от своей веры Пусть ваша великая забота будет заключаться в том, чтобы, когда он вырастет, ему нечему было разучиваться; и никогда не используйте авторитет в вопросах мнения, ибо авторитет не является проверкой истины» Эта максима звучит хорошо и, возможно, льстит тайной гордости человека, предполагая, что он в большей степени является созданием разума, чем он есть на самом деле; но я подозреваю, что при рассмотрении мы найдем ее чрезвычайно ошибочной Мы должны сначала рассмотреть, что такое предубеждение Предубеждение - это чувство в пользу неприязни к какому-либо лицу, практике или мнению, предшествовавшее и независимое от рассмотрения их достоинств с помощью разума и расследования Предубеждение – это предвзятость, то есть предварительное суждение о доказательствах Поэтому достаточно очевидно, что никакая философская вера не может быть основана на простом предубеждении; потому что дело философии - глубоко проникать в природу и свойства вещей; недопустимо, чтобы те, кто стремится руководить общественным мнением, потворствовали предрассудкам; те, кому назначена высокая должность отделять истину от заблуждения, обсуждать утверждения различных систем, разрушать старые и внедряли новые принципы. Они должны исследовать с какой-то дерзкой смелостью каждый предмет, который предстает перед ними; они, не испытывая благоговения перед всем, что человечество научили уважать, и не поддаваясь влиянию привязанности к тому, что симпатии нашей природы склоняют нас любить, должны держать равновесие суровой и твердой рукой, взвешивая сомнительную шкалу вероятностей, и со стоической апатией разума не соглашаться ни на что, кроме преобладания доказательств. Но разве это офис для ребенка? Это офис для более чем одного или двух мужчин за столетие? И желательно ли, чтобы ребенок рос без мнений, регулирующих его поведение, до тех пор, пока он не сможет сформировать их справедливо, используя свои собственные способности? Такое упражнение требует, по крайней мере, трезвого периода зрелого разума: разума, не только обостренного аргументированной дискуссией, но и основанного на опыте Самый жизнерадостный ребенок может обладать только первым; ибо следует помнить, что, хотя способности к рассуждению проявляются довольно рано в жизни, способность использовать их для достижения цели приходит гораздо позже Первые усилия ребенка в рассуждении напоминают те быстрые и беспорядочные движения, с помощью которых он развивает игру своих конечностей; они демонстрируют ловкость и грацию, на них приятно смотреть и они необходимы для постепенного развития его телесных сил; но его суставы должны быть более прочными, а движения более точными, прежде чем он будет способен к полезному труду и мужественному напряжению. Разумный ребенок еще не является разумным существом В юридической фразеологии есть большая уместность, которая выражает зрелость не тем, что она достигла обладания разумом, а той силой, которая является поздним результатом информации, мысли и опыта, - усмотрением, которое само по себе учит в отношении разума, его полномочий, его пределов и его использования Этого не может быть у ребенка с самыми жизнерадостными чертами характера; и поэтому его попытки рассуждать, какую бы остроту они ни проявляли, и насколько бы они ни радовали родителей ранним обещанием будущего совершенства, не имеют никакого значения в трезвом поиске истины Кроме того, принимая как должное (что, однако, совершенно невозможно), что юноша может быть воспитан до пятнадцати или шестнадцати лет без предубеждения в пользу каких бы то ни было мнений, и что затем он должен самостоятельно изучить какое-то важное положение, - как он должен взяться за это? Кто должен дать ему предыдущую информацию, необходимую для понимания вопроса? Кто должен сказать ему, важно это или нет? Тот, кто сделает это, безошибочно определит свое мнение в соответствии с идеями, которые он сам получил по этому вопросу Давайте предположим, что предметом спора было предпочтение между римско-католическим и протестантским способами вероисповедания Может ли юноша в протестантской стране, рожденный от протестантских родителей, имеющий доступ, вероятно, едва ли к одной спорной книге по римско-католической стороне вопроса, - может ли такой человек изучать предмет без предубеждения? Его знание истории, если у него есть такие знания, должно быть, согласно книгам, которые он прочитал, уже дало ему предубеждение с той или иной стороны; такими же должны быть случайные разговоры, свидетелем которых он был, обращения, которые он слышал, тон голоса, которым он слышал слова, произносимые монахом или священником, и тысячи других мимолетных обстоятельств Также следует отметить, что каждый вопрос любого веса и важности имеет множество зависимостей и точек связи с другими предметами, что делает невозможным приступить к его рассмотрению без большого разнообразия предыдущих знаний Не существует объекта исследования, полностью изолированного; поэтому мы не должны думать, что человек садится за него с совершенно новым и неискушенным умом: он должен был более или менее пройти курс обучения; и, в зависимости от цвета этих исследований, его ум получит настойку, то есть предубеждение Но это, по правде говоря, самое абсурдное из всех предположений, что человеческое существо может быть образовано или даже вскормлено и воспитано без привлечения бесчисленных предрассудков от всего, что происходит вокруг него Ребенок не может усвоить значение слов, не получив вместе с ними идей; он не может проникнуться любовью к своим родителям и окружающим, не сохранив пристрастия к их вкусам, мнениям и обычаям Он формирует бесчисленные ассоциации боли или удовольствия, и каждая ассоциация порождает предубеждение; он видит объекты с определенного места, и его взгляды на вещи сужаются или расширяются в зависимости от его положения в обществе: поскольку у двух индивидуумов не может быть одного и того же горизонта, поэтому ни у кого из двух не может быть одинаковых ассоциаций; и разные ассоциации будут порождать разные мнения, так же неизбежно, как по законам перспективы разные расстояния будут создавать разные видимости видимых объектов. Давайте признаем истину, возможно, унизительную для человеческой гордости: лишь очень малая часть мнений самого крутого философа является результатом справедливых рассуждений; остальное формируется его образованием, его темпераментом, возрастом, в котором он живет, ходом мысли, направленным в определенное русло через некоторые случайные ассоциации, - короче говоря, предубеждением Но почему, в конце концов, мы должны хотеть воспитывать детей без предубеждений? У ребенка есть повод действовать задолго до того, как он сможет рассуждать Неужели мы оставим его лишенным всех принципов, которые должны регулировать его поведение, до тех пор, пока он не сможет открыть их силой своего собственного гения? Если бы было возможно, чтобы одно целое поколение могло быть воспитано без предрассудков, мир должен был бы вернуться к младенчеству знаний, и вся прекрасная ткань, которая была создана последующими поколениями, должна быть начата заново с самого основания У вашего ребенка есть право на преимущество вашего опыта, которого было бы жестоко и несправедливо его лишать Скажет ли какой-нибудь отец своему сыну: «Мое дорогое дитя, ты вступаешь в мир, полный сложных и запутанных путей, на которых многие сбиваются с пути, к своему окончательному несчастью и гибели Среди множества ложных систем и множества тщетных наук есть также некоторые истинные знания; есть правильный путь: я верю, что знаю его, потому что у меня есть преимущество в годах и опыте, но я не буду внушать тебе никаких предубеждений; поэтому я оставлю тебя, чтобы ты выяснил это как можешь; велики ли твои способности или малы, ты должен воспользоваться ими В морали существуют различные системы; я исследовал и нашел некоторые из них хорошими, другие – плохими Существует такая вещь, как религия; многие люди считают ее самой важной заботой в жизни: возможно, я один из них: возможно, я выбрал из различных систем верований - многие из которых крайне абсурдны, а некоторые даже пагубны - то, что я ценю как путеводитель по моей жизни, мое утешение во всех моих печалях и основу моих самых дорогих надежд: но я далек от того, чтобы каким-либо образом повлиять на тебя, чтобы ты принял это; когда ты вырастешь, ты должен прочитать все книги по этим предметам, которые только сможешь достать, ибо ни в одной из них я не осмелился бы предубеждать твой разум; поговори со всеми, кто претендует на какое-либо мнение по этому вопросу; и что бы ни случилось в результате, ты должен придерживаться его» Должны ли мы воздавать должное мудрости или доброте такого родителя? Родитель, возможно, будет от своего имени утверждать, что он ни в коем случае не намерен оставлять разум своего ребенка в предполагаемом мной некультурном состоянии Как только мое понимание начинает открываться, он намеревается обсудить со мной те предложения, по которым он хочет, чтобы у меня сложилось мнение Он заставит его прочитать лучшие книги на эту тему, и, благодаря свободной беседе и объяснению аргументов обеих сторон, он не сомневается, что вскоре юноша сможет удовлетворительно судить сам У меня нет возражений против такого способа действий: как способ обучения, он, безусловно, очень хорош; но тот, кто думает, что после этого процесса юноша действительно сможет судить сам или что он меньше подвержен влиянию предрассудков, чем если бы он получил те же истины от своих более авторитетных родителей; ибо, несомненно, аргументы с обеих сторон не будут представлены ему с равной силой или с одинаковой теплотой Убедительный тон, пылкий язык, торжествующий ответ - все это будет зарезервировано для той стороны, на которой родитель сформировал свои собственные выводы Иначе и быть не может; он не может сам убедиться в том, что он считает истиной, не желая передать это убеждение и не думая, что всё можно убедить с другой стороны, слабой и бесполезной Он не может в важном деле нейтрализовать свои чувства: совершенная беспристрастность может быть результатом только безразличия Возможно, кажется, что он не диктует, но он хочет мягко направлять своего ученика; и это желание редко разочаровывается Ребенок принимает мнение своего родителя, и ему кажется, что он принял его из решений своего собственного суждения; но все эти рассуждения должны быть повторены снова, и эти мнения подвергаются огненному испытанию, если когда-нибудь он действительно начнет думать и определит для себя Дело в том, что ни один мужчина, какой бы ни была его система, не воздерживается от внушения предрассудков своему ребенку в любом вопросе, который ему близок по сердцу Возьмите ученика Руссо, который считает, что было бы очень пагубно давать своему сыну какие-либо представления о Божестве, пока он не достигнет возраста, чтобы читать Кларка или Лейбница, и спросите его, так ли долго он ждет, чтобы запечатлеть в своем уме чувства патриотизма, - гражданскую привязанность Возьмите ученика Руссо, который считает, что было бы очень пагубно давать своему сыну какие-либо представления о Божестве, пока он не достигнет возраста, чтобы читать Кларка или Лейбница, и спросите его, так ли долго он ждет, чтобы запечатлеть в его уме чувства патриотизма, - гражданскую привязанность О нет! вы обнаружите, что его маленькое сердечко рано научилось пылать при самом имени свободы, и что задолго до того, как он смог сформировать единую политическую идею, он с теплотой вошел во все партийные настроения и связи своих родителей Он учится любить и ненавидеть, почитать или презирать наизусть; и вскоре он приобретает определенные мнения, о реальной основе которых он не может знать абсолютно ничего Разве представления о женской чести и приличиях не внушаются сначала как предрассудки; и разве любой родитель хотел бы, чтобы их хотя бы опрашивали, пока самые устоявшиеся привычки приличия не сделают это безопасным? Обучая сначала с помощью предубеждения тому, что впоследствии должно быть доказано, мы всего лишь следуем Природе Инстинкты - это предрассудки, которые она нам внушает: мы следуем им безоговорочно, и они ведут нас правильно; но только спустя долгое время приходит разум и оправдывает их Почему мы должны стесняться приводить ребенка к правильным мнениям таким же образом, каким Природа ведет его к правильным практикам! И все же будут настаивать на том, что человек - разумное существо, и поэтому разум является единственным истинным основанием веры, а авторитет - это не разум Этот момент требует небольшого обсуждения То, что тот, кто получил истину от авторитета, не имеет разумной веры, в одном смысле верно, поскольку он не извлек ее из результатов своих собственных исследований; но в другом это, безусловно, ложно, поскольку сам авторитет может быть для него лучшей из всех причин верить в это Мало найдется людей, которые, используя лучшие силы своего разума, могли бы получить столь веские основания для веры в математическую истину, как авторитетность сэра Исаака Ньютона Есть два принципа, глубоко укоренившихся в сознании человека, без которых он никогда не смог бы достичь знаний, - любопытство и доверчивость; первое побуждает его делать открытия самому, второе побуждает его получать знания от других Доверчивость ребенка к тем, кто его лелеет, в раннем возрасте безгранична Это один из самых полезных его инстинктов, и, по сути, это драгоценное преимущество, переданное в руки родителя для хранения моего ума с всевозможными идеями Без этого принципа доверия он никогда не смог бы получить даже зачатки знаний Он воспринимает это, правда, в форме предубеждения; но само предубеждение основано на здравом рассуждении и убедительном, хотя и несовершенном эксперименте Он обнаруживает себя слабым, беспомощным и невежественным; он видит в своем родителе существо, обладающее знаниями и способностями, превосходящими все его возможности, - почти бога для него Он часто делал мне добро, поэтому я верю, что он любит меня; я нахожу его способным дать мне информацию по всем предметам, по которым я обращаюсь к нему; его знания кажутся безграничными, и его информация приводила меня правильно всякий раз, когда у него была возможность попробовать это с помощью реального эксперимента: ребенок не выводит свои маленькие рассуждения в логическую форму, но это для него основание веры в то, что его родитель знает все и непогрешим Хотя это утверждение не совсем верно, для него этого достаточно, чтобы действовать в соответствии с ним: и когда он верит в своего родителя с неявной верой, он верит на основаниях столь же истинно рациональных, как и тогда, когда в последующей жизни он следует выводам своего собственного разума Но вы скажете: я бы хотел, чтобы моему сыну нечему было разучиваться, и поэтому я бы попросил его подождать с формированием мнения, пока он не сможет сделать это на твердых основаниях И почему вы думаете, что ему придется меньше разучиваться, если он будет следовать своим собственным соображениям, чем если бы он следовал вашим? Если он подумает, если он начнет расспрашивать, ему, несомненно, придется многому научиться, какой бы курс вы с ним ни выбрали; но лучше иметь что-то, от чего нужно отучиться, чем ничему не учиться Неужели вы придерживаетесь своих собственных мнений так свободно, так нерешительно, что не считаете их более безопасными, чем первые результаты его заикающегося разума? Неужели нет таких несомненных истин, которые можно было бы усвоить, не опасаясь, что они не одобряют себя его зрелым и хорошо направленным суждением? Неужели вы никого не считаете настолько полезным, чтобы беспокоиться о том, чтобы он получил их в свое распоряжение? Мы являемся солиситорами не только для того, чтобы дать нашим детям возможность зарабатывать себе на хлеб насущный, но и для того, чтобы завещать им богатства, которые они могут получить в наследство Неужели у вас нет умственного богатства, которое вы хотели бы передать, нет запаса идей, с которых он мог бы начать, вместо того, чтобы черпать их все из работы своего собственного мозга? Если, кроме того, ваш сын не примет ваших предрассудков, он, несомненно, примет предрассудки других людей; или, если по вопросам, представляющим большой интерес, его можно было бы оставить совершенно равнодушным, следствием было бы то, что он понял бы, что такие вопросы не стоят того, чтобы беспокоиться о расследовании, или что о них нельзя узнать ничего удовлетворительного: ибо существуют как негативные предубеждения, так и позитивные Поэтому пусть родители без колебаний используют силу, которую Бог и Природа вложили в их руки, на благо своих отпрысков Пусть они не боятся внушить им предубеждения относительно того, что справедливо и благородно в действии, - всего, что полезно и важно в систематической истине Позвольте таким предрассудкам проникнуть в саму структуру души Такие истины позволяют сделать так, чтобы им казалось, что у них так работает интуиция Пусть ребенок никогда не вспомнит тот период, когда он их не знал Вместо того, чтобы посылать его к той холодной и нерешительной вере, которая основана на болезненных и неопределенных последствиях позднего расследования, пусть его убежденность во всех истинах, которые вам кажутся важными, будет смешана со всеми теплыми чувствами его натуры и отождествлена с его самыми дорогими воспоминаниями; достаточно скоро придет время, когда его уверенность в вас получит подтверждение Рост его собственного разума и развитие его способностей приведут его с внезапным импульсом к тому, чтобы все исследовать, все проверять, все подозревать Если он обнаружит, а он, безусловно, обнаружит, что результаты его рассуждений в некоторых отношениях отличаются от тех, которые вы ему дали, он будет далек от того, чтобы теперь принимать ваши утверждения в качестве доказательств, он скорее почувствует неприязнь к любому мнению, которое вы исповедуете, и будет бороться, чтобы освободиться от сети, которую вы сплели вокруг него Спокойный покой его разума нарушен, спокойное озеро стало мутным и отражает искаженные и разбитые образы вещей; но не пугайтесь новых проявлений его мыслей - это ангел разума, который спускается и тревожит воды Пытаться влиять авторитетом было бы так же бесполезно сейчас, как и полезно раньше Лежите в тишине и ждите результата Не ожидайте, что ум вашего сына будет похож на ваш, так как ваша фигура отражена изображением в стекле; он был создан, как и вы, чтобы использовать свое собственное суждение, и он претендует на высокую привилегию своей природы Его разум созрел, его разум теперь должен сформироваться сам Счастливым вы должны себя считать, если среди всех меньших различий во мнениях и крушения многих ваших любимых идей он все еще сохраняет те радикальные и первичные истины, которые необходимы для его счастья и к которым очень часто одинаково приводят различные направления мысли и противоположные способы исследования Давайте хорошо помнить, что мы рекомендовали только те предрассудки, которые идут впереди разума, а не те, которые ему противоречат Пытаться заставить детей или других людей, на которых мы оказываем влияние, принимать системы, в которые мы не верим, просто потому, что нам удобно, чтобы они им верили, хотя это и очень модная практика, не является частью дисциплины, за которую мы выступаем Это не предрассудки, а навязывания Мы также можем согласиться с тем, что ничто не должно восприниматься как предубеждение, которое можно легко сделать предметом эксперимента Ребенку может быть позволено самому убедиться, что кипяток обожжет ему пальцы, а горчица прикусит язык; но у него должно быть предубеждение против крысиного укуса, потому что эксперимент был бы слишком дорогостоящим Подобным же образом ему может быть полезно испытать, что небольшие случаи невнимательности или извращенности навлекают на него неудовольствие его родителей; но то, что распутство сопровождается потерей характера, - это истина, которую скорее хотелось бы, чтобы он принял на веру Нет смысла изолировать предрассудками те истины, которые нам не важно знать, пока наши силы не смогут их исследовать Таким образом, метафизические вопросы пространства и времени, необходимости и свободы воли и тысячи других можно смело оставить для того века, который наслаждается подобными дискуссиями Они не имеют никакого отношения к поведению; и никто не имеет к ним никакого отношения, кроме тех, кто способен с помощью таких исследований упражнять и оттачивать свои умственные способности: но это не так с теми истинами, от которых зависит наше благополучие; их нужно преподавать всем не только до того, как они смогут рассуждать о них, но независимо от того, смогут ли они когда-либо рассуждать о них, пока они живут То, что до сих пор было сказано, относится только к внушению предрассудков другим; насколько человек может допускать их в себе или, как выражается знаменитый писатель, лелеять их, - это другой вопрос, по которому, возможно, я когда-нибудь смогу высказать свои мысли В то же время я не могу не прийти к выводу, что отказ от влияния предрассудков в образовании сам по себе является одним из самых неразумных предрассудков |