Николай Кун Легенды и мифы Древней Греции Часть первая. Боги и герои
Скачать 2.13 Mb.
|
Поход Эпигонов [233] Изложено по различным произведениям. Прошло десять лет после похода семерых против Фив. За это время возмужали сыновья павших под Фивами героев. Решили они отомстить фиванцам за поражение отцов и предприняли новый поход. В этом походе приняли участие: Айгиалей, сын Адраста, Алкмеон, сын Амфиарая, Диомед, сын Тидея, Ферсандр, сын Полиника, Промах, сын Партенопая, Сфенел, сын Капанея, Полидор, сын Гиппомедонта, и Эвриал, сын Менестея. В иных условиях совершался поход этот. Боги покровительствовали эпигонам (так названы были вожди, предпринявшие новый поход против Фив). Дельфийский оракул предсказал победу эпигонам, если примет участие в этом походе Алкмеон, сын Амфиарая. Ферсандр, сын Полиника, вызвался уговорить Алкмеона не отказываться от участия в походе. Долго колебался Алкмеон. Он не решался идти против Фив, прежде чем не исполнит он последней воли отца своего и не отомстит своей матери за то, что послала она своего мужа на верную гибель. Подобно отцу своему Полинику, решился Ферсандр добиться содействия Эрифилы, матери Алкмеона. Он подкупил ее, подарив ей драгоценную одежду жены Кадма, Гармонии, которую выткала для нее сама Афина-Паллада. Прельстилась Эрифила одеждой, как некогда прельстилась ожерельем Гармонии, и настояла, чтобы 233 Эпигоны – по-гречески значит потомки. Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Алкмеон и его брат Амфилох приняли участие в походе. Выступило войско эпигонов из Аргоса. Невелико было это войско, но должна была сопутствовать ему победа. Вождем войска избран был Диомед, сын Тидея, равный отцу своему силой и храбростью. Радостные шли в поход герои, горя желанием отомстить за своих отцов. В Потнии у Фив вопросили они оракула Амфиарая об исходе похода. Ответил им оракул, что он видит Алкмеона, наследника славы Амфиарая, с победой входящего во врата Фив. Победят эпигоны. Один лишь Айгиалей, сын спасшегося во время первого похода Адраста, должен пасть. Наконец, достигло войско эпигонов семивратных Фив. Опустошив все окрестности, приступили эпигоны к осаде. Вышли в поле под предводительством своего царя Лаодаманта, неистового сына Этеокла, фиванцы, чтобы отразить от стен осаждавших. Завязался кровопролитный бой. В этом бою пал, сраженный копьем Лаодаманта, Айгиалей, но и Лаодамант был убит Алкмеоном. Побеждены были фиванцы и укрылись за несокрушимыми стенами Фив. Начали побежденные фиванцы переговоры с осаждавшими, а сами ночью, по совету Тиресия, тайно от осаждавших выселились из Фив со всеми женами и детьми. Они двинулись на север в Фессалию. По дороге туда умер у источника нимфы Тельпузы вещий Тиресий, так долго помогавший фиванцам и спасавший их не раз от гибели. После долгого пути достигли фиванцы Гестиотиды в Фессалии и поселились там. Фивы же, взятые эпигонами, были разрушены. Богатую добычу, доставшуюся им, поделили между собой эпигоны. Лучшую часть добычи, и среди нее дочь Тиресия, прорицательницу Манто, они принесли в дар дельфийскому оракулу. Счастливо вернулись эпигоны на родину. Ферсандр же, сын Полиника, стал править в Фивах, восстановив их. Алкмеон Изложено по поэме Гомера «Одиссея». Вернувшись из похода против Фив, Алкмеон исполнил волю отца своего Амфиарая и отомстил матери за гибель отца. Своей рукой убил мать Алкмеон. Умирая, прокляла мать сына-убийцу и прокляла ту страну, которая даст ему приют. Прогневались богини-мстительницы Эринии на Алкмеона и преследовали его всюду, где только ни старался он укрыться. Долго скитался несчастный Алкмеон, всюду стараясь найти приют и очищение от скверны пролитой крови. Наконец, пришел он в город Псофиду, в Аркадии [234]. Там очистил его от скверны убийства царь Фегей. Женился Алкмеон на дочери Фегея Арсиное и думал спокойно жить в Псофиде. Но не сулила ему этого судьба. Проклятие матери преследовало его. Страшный голод и моровая язва распространились в Псофиде. Всюду царила смерть. Обратился к дельфийскому оракулу Алкмеон, и ответила ему прорицательница пифия, что должен он покинуть Псофиду и идти к богу реки, Ахелою; там только будет он очищен от убийства матери и найдет покой в стране, которая еще не существовала тогда, когда прокляла его мать. Покинув дом Фегея, свою жену Арсиною и сына Клития, Алкмеон отправился к Ахелою. По дороге посетил он в Калидоне Ойнея, который гостеприимно принял его. Был Алкмеон и у феспротов [235], но они изгнали его из страны своей, боясь гнева 234 Область в центральной части Пелопоннеса. 235 Народ, живший в Эпире, в северо-западной Греции. Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru богов. Наконец, пришел Алкмеон к потомкам Ахелоя [236]. Там очистил его бог реки Ахелой от скверны пролитой крови матери и выдал за него дочь свою Каллирою. Поселился в устьях реки Ахелоя Алкмеон на острове, образовавшемся из нанесенного песка и ила. Это и была страна, которая еще не существовала тогда, когда прокляла Алкмеона мать. И здесь преследовал рок Алкмеона. Узнала Каллироя о драгоценном ожерелье и вытканной самой Афиной-Палладой одежде, которые подарили Полиник и его сын Ферсандр Эрифиле, и потребовала, чтобы муж ее принес эти сокровища ей. Не знала Каллироя, что гибель приносили эти сокровища тому, кто владел ими. Отправился Алкмеон в Псофиду и потребовал у Фегея, чтобы он отдал ему ожерелье и одежду. Алкмеон сказал Фегею, что хочет посвятить эти сокровища дельфийскому оракулу, чтобы получить от бога- стреловержца прошение. Отдал Фегей Алкмеону сокровища, поверив его словам. Но раб Алкмеона сказал Фегею, кому предназначаются и ожерелье, и одежды. Разгневался Фегей, призвал своих сыновей, Проноя и Агенора, и велел им напасть из засады на Алкмеона, когда он будет возвращаться к устьям Ахелоя. Исполнили они повеление отца и убили Алкмеона. Узнала о гибели своего мужа Арсиноя, первая жена Алкмеона; она еще любила его. Прокляла в горе она своих братьев. Братья же отвезли ее к царю Агапенору в Аркадию и, обвинив ее в том, что она убила Алкмеона, предали смерти. Узнала и Каллироя о смерти Алкмеона. Решила она отомстить сыновьям Фегея и ему самому за убийство мужа. Но кто же мог быть мстителем? Сыновья Каллирои, Акарнан и Амфотер, были еще младенцами и лежали в колыбели. Взмолилась Зевсу Каллироя, чтобы он сделал сыновей ее тотчас могучими юношами. Внял мольбам Каллирои Зевс. В одну ночь выросли и возмужали ее сыновья. Они отправились в Тегею к царю Агапенору и убили там сыновей Фегея. Затем в Псофиде убили они и самого Фегея. Так навлекли на Фегея и всю семью гибель дары, полученные некогда Эрифилой от Полиника и Ферсандра. Взяли драгоценное ожерелье и одежду, сотканную Афиной, Акарнан и Амфотер и посвятили их с согласия матери дельфийскому Аполлону. Акарнан и Амфотер не остались жить на родине. Они выселились в страну, которая названа была по имени Акарнана Акарнанией, и основали там новое царство. Переводы важнейших произведений древнегреческих и латинских авторов, содержащие изложение греческих мифов А. Древнегреческие авторы Гомер, Илиада, пер. Н. И. Гнедича, М.–Л., 1935, ХХХVII, 603 стр. Гомер, Илиада, пер Н. М. Минского, М., 1935, 352 стр. Гомер, Одиссея, пер. В. А. Жуковского, М.–Л., 1935, 535 стр. Гомер, Гомеровы гимны, пер. В. Вересаева, М., 1926. Гесиод, «Работы и дни» и «Теогония» (Происхождение богов). Подстрочный перевод поэм Георгия Властова, СПБ, 1885 IХ, 280 стр. Гесиод, Работы и дни (Земледельческая поэма), пер. В. Вересаева, М., 1927, 87 стр. Эсхил, Драмы, т. I, пер. с греч., СПБ, 1864, 326 стр. Эсхил, Прометей прикованный, пер. с греч. С. Соловьева и В. Нилендера, вступ. ст. А. В. Луначарского и С. Соловьева: «Прометей освобожденный», по отрывкам Эсхила восстановленный С. Соловьевым», М.–Л., 1927, стр. 146. Эсхил, Трагедии: «Молящие», «Семь против Фив», «Прикованный Прометей», «Орестея», «Освобожденный Прометей», (фрагменты), пер. А. И. Пиотровского, М.–Л., 1937, 236 Река, разделяющая Акарнанию и Этолию, области на запада средней Греции. Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 411 стр. Софокл, Трагедии: т. I: «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона», пер. В. О. Нилендера и С. В. Шервинского, М.–Л., 1936, 231 стр. Софокл, Драмы, М., 1914-1915 («Памятники мировой литературы. Античные писатели»): т. I: «Аякс-биченосец, „Филоктет“, „Электра“, 1914, 422 стр.; т. II: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», 1915, 438 стр. Еврипид, Театр Еврипида СПБ, 1906, стр. 628 («Алкеста», «Медея», «Ипполит», «Геракл», «Ион», «Киклоп»). Еврипид, т. I: «Алкеста», «Андромаха», «Вакханки», «Гекуба», М., 1916; т. II: «Гераклиды», «Геракл», «Елена», «Ипполит», М., 1916, 516 стр.; т. III «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», «Ион», «Киклоп», М., 1921, 548 стр. Павсаний. Описание Эллады, т. I-II, пер. С.П.Кондратьева, М., 1938, 1940, 362, 590 стр. Павсаний, Описание Эллады, пер. Г. Я. Янчевецкого, СПБ, 1887-1889, 839 стр. Пиндар, пер. А. В. Майкова, журн. министерства народного просвещения, 1892, №№8- 10; 1893, №№1, 4, 12; 1896, №6; 1898, №5. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, пер. с греч. В. Алексеева. СПБ, 1891, т. 1, «Тесей». Б. Латинские авторы Вергилий, Энеида, пер. В. Брюсова и С. Соловьева, М.–Л., 1933, 379 стр. Овидий, Баллады-послания, пер. Ф. Ф. Зелинского. М., 1918 ХIII, 344 стр. Овидий, ХV книг превращений, пер. А. Фета, М., 1887, ХХIV, 793 стр. Овидий, Метаморфозы, пер. С. В. Шервинского, М.–Л. 1937, ХIV, 359 стр. Овидий, Героини, пер. Ф. Ф. Зелинского, СПБ, 1913, 222 стр. Книги, содержащие подробный разбор греческой мифологии, эпоса и драматургии «История греческой литературы», т. I. Эпос, лирика, драма классического периода, изд. Ан СССР, Институт мировой литературы имени А. М. Горького, М.–Л., 1947, 487 стр. С.И. Радциг, История древнегреческой литературы, М.–Л., 1940, 403 стр. И.М. Тронский, История античной литературы, Л., 1946, 496 стр. |