Культурология. Номадизм это жизнеспособная система, опирающаяся на замкнутый цикл человек скот природа
Скачать 78.59 Kb.
|
Часть памятников древних саков — это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях. Что касается своеобразного типа их цивилизации, то он, с одной стороны, обычно мало подвержен различным потрясениям и относительно устойчив, а с другой стороны, преимущественно опирается не на модернизацию, а на традиции, поэтому в нем преобладают консервативные черты мышления номадов *Явления культуры анализируются на современном состоянии общества; *Культура является целостным многоуровневым образованием; *Принимается во внимание вариативность культуры – это все три принципа методологии структурной антропологии. Ядро культуры составляют ценности, значения и символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, т. е. являются общими для всех времен, для всех обществ. +Когда появилось само слово «Культура»? +В эпоху Древнего Рима +От какого латинского слова произошло слово «Культура»? +Возделывать, взращивать, обрабатывать землю +Годы жизни известного римского политика М. П. Катона +234–149 гг. до н. э. +Кто первым использовал термин «Культура» в значении «Возделывать, взращивать, обрабатывать землю» + М. П. Катон +Согласно Цицерону, культура – это … +нечто облагороженное, усовершенствованное +Цицерон словом «культура» стал обозначать: +все, созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой +В древнем Риме культура понималась как … +совершенствование души при помощи философии и красноречия +В древнем Риме считалось, что объектом такого возделывания может быть не только земля, но и … +человек +В Античности понятие «культуры» близко к понятию … +цивилизации +Для грека слово «цивилизация», «цивилизованный» значит … +прирученный, обработанный, привитый +В древней Греции совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе – это +цивилизация +Два направления в развитии интереса к культуре: 1) изучение культуры как части философской системы; 2) направление, связанное со сбором материалов о развитии разных сторон культуры сформировалось в эпоху +Возрождения +изучение культуры как части философской системы присуще эпохе +Возрождения +направление, связанное со сбором материалов о развитии разных сторон культуры присуще эпохе +Возрождения +В какую эпоху было положено начало изучению таких форм проявления культуры, как искусство, музыка, живопись и т. д.? +Возрождения +Культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум - вот основополагающая позиция эпохи +Просвещения +В эпоху Просвещения культура понимается как +духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум +В древней Греции цивилизация понималась как … +совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе +французские просветители XVIII в. сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию +духовности человека +французские просветители XVIII в. рассматривали развитие духовности человека как итог … +культурно-исторического процесса +История общества и культуры понималась как постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культурному состоянию в эпоху +Просвещения +В эпоху Просвещения история общества и культуры понималась как … +постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культурному состоянию +В эпоху Просвещения постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культурному состоянию понималось как … +история общества и культуры +Первая попытка дать научное объяснение феномену культуры была предпринята в XVII в. +английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффендорфом +Первая попытка дать научное объяснение феномену культуры была предпринята в +XVII в. +Английский философ Т. Гоббс и немецкий правовед С. Пуффендорф +предприняли первую попытку дать научное объяснение феномену культуры +Английский философ Т. Гоббс и немецкий правовед С. Пуффендорф +высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно +идея, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно, высказана: +английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффендорфом +Английский философ Т. Гоббс и немецкий правовед С. Пуффендорф высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — … +естественном (природном) и культурном + Английский философ Т. Гоббс и немецкий правовед С. Пуффендорф под состоянием человека, которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, понимали +естественное (природное) состояние + Английский философ Т. Гоббс и немецкий правовед С. Пуффендорф под состоянием человека, которое является более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно, понимали +культурное состояние +Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера, который рассматривал культуру +в историческом аспекте + Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. трудах немецкого просветителя +И.Г. Гердера +Учение о культуре получило развитие в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера +на рубеже XVIII-XIX вв. +По мнению немецкого просветителя И.Г. Гердера, содержание и смысл исторического процесса составляет +развитие культуры +Раскрытие сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, – это +культура +духовная жизнь человека, его духовные способности составляют +ядро культуры +ядро культуры составляют +духовная жизнь человека, его духовные способности +В конце XIX — начале XX в. анализ проблем культуры стал основной задачей, в связи с … +осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него +Анализ проблем культуры стал основной задачей в связи с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него +в конце XIX — начале XX в. +Впервые термин «культурология» использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге … +Система наук +Впервые термин «культурология» использовал в 1915 г. в своей книге «Система наук» … +немецкий ученый В. Оствальд +Впервые немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук» использовал термин … +культурология +Популярным этот термин стал благодаря американскому культурному антропологу Л.А. Уайту, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) +культурология +Термин «Культурология» стал популярным благодаря американскому культурному антропологу … который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) +Л.А. Уайту +американский культурный антрополог Л.А. Уайт в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973): +все варианты верные +американский культурный антрополог Л.А. Уайт в своих работах … обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. +все ответы верные +Л.А. Уайт считал, что осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология должно стать … +предметом культурологии +Глобальные тенденции современной культуры – это .. +все ответы верные +культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, вторжение техники, которая ускорила ритм и темп жизни, поиск новых критериев общезначимости и объективности – это … +глобальные тенденции современной культуры +культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира определяются +разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни +интерактивный, или креативный консьюмеризм (потребление) развивается в двух основных направлениях +потребление как процесс творческого конструирования идентичности и интеграция потребления и производства товаров +за принципом … стоят два варианта рационализации: (а) я делаю это сам, чтобы сэкономить деньги; (б) я делаю это сам, реализуя свою потребность в творчестве. +Сделай сам +В креативном потреблении индивид получает удовольствие от +возможности реализации своего творческого потенциала +Аксиологический (ценностный) под ход к истолкованию содержания понятия «культура» исходит из того, что она есть воплощение … + истинной человечности и подлинно человеческого бытия +… должна пониматься как совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, созданных человеком +Культура +Невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если игнорировать существование .. +все ответы верные +совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии +цивилизация +Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает +все ответы верные +В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность +дикости +цивилизованность» определялась как противоположность дикости +В XVII — XVIII веках +В XIX веке под … стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества, как степень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. +цивилизацией +под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества, как степень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством +В XIX веке +В обиходе совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства стали называть +цивилизацией +тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности разработана + О. Шпенглером, Г. Маркузе +по мнению О. Шпенглера и Г.Маркузе культура является внутренним духовным содержанием +цивилизации +по мнению О. Шпенглера и Г.Маркузе цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка +культуры +в структурализме – совокупность знаковых систем и культурных текстов (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама) – это … +культура +1. Явления культуры анализируются на современном состоянии общества; 2. Культура является целостным многоуровневым образованием; 3. Принимается во внимание вариативность культуры – это все … +Три принципа методологии структурной антропологии +Заслугой ученых- … была реабилитация возможностей объективно-научного познания в вопросах антропологии и культурологии +структуралистов +культура есть интегральная целостность, складывающаяся из потребительских средств и благ, конституциональных творческих принципов разных групп, человеческих идей и навыков, верований и обычаев - это представления +антропологов +культура — все то, что делают люди, занимающие общую территорию, способы этой деятельности и то, как думают и чувствуют, то, чем занимаются, их материальные орудия, ценности и символы - это представления +антропологов +Под культурой понимается вся сумма того, что личность получает от своего общества — верования, обычаи, художественные нормы, обычаи питания, умения, которые человек получает не в результате собственно творческой деятельности, а лишь как наследие прошлого, унаследованное путем формального или неформального просвещения - это представления +антропологов +Культура подчеркивает те компоненты богатств, как материальных, так и нематериальных, которые люди наследуют, используют, преобразуют, дополняют и передают - это представления +антропологов +Любой вид, способ деятельности можно представить как совокупность +материальных и духовных компонентов +критерий явлений и процессов класса культуры - быть социально выработанным средством +человеческой деятельности +многовековые правила, которые въедаются в религию, способы поведения, видения мира и т.д. – это +особенности культуры + многовековые правила, которые въедаются в религию, способы поведения, видения мира и т.д. работают как фактор инерции + экономики +модельные концептуальные построения описывают то, как +все ответы верные +специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. составная часть любой науки - это +культурология +самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры - это +культурология +комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре +культурология +один из разделов дисциплин, изучающих культуру +культурология +самостоятельная отрасль общественно-гуманитарного знания +культурология +в структуре современной культурологии можно выделить смысловые и структурные ее части: +все ответы верные +Теория культуры: +все ответы верные + В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как: +все ответы верные +вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия +Теория культуры +История культуры охватывает +все ответы верные +… помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей +История культуры +предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности – это … +Философия культуры +Философский взгляд на отношение человека и мира есть … +ось культурного анализа +формулирует проблемы соотношения культуры человека, человека и мира, человека и общества – это … +Философия культуры +представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса - +Социология культуры +изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним +Социология культуры +Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются: +все ответы верные +при каком исследовательском подходе к объяснению культуры культура понимается как выражение человеческой природы +антропологический +при каком исследовательском подходе к объяснению культуры действие понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории +философско-исторический +при каком исследовательском подходе к объяснению культуры наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. |