Номадизм. Номадизм это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни
Скачать 14.2 Kb.
|
Номадизм – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган. Этнокультурные особенности издревле находили выражение в одежде, отвечавшей требованиям удобства при частых перекочевках, верховой езде (покрой одежды, хуннское изобретение – штаны), легкости, прочности, сохранения тепла. Ознакомившись с образцами казахской одежды, можно увидеть, что кочевниками-скотоводами в течение веков разработаны разные ее модификации в соответствии с подручным материалом, технологией, функцией, возрастным и социальным статусами. Многие образцы костюма стали изделиями прикладного искусства, имели выраженные этно-дифференцирующие признаки. Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь — бог солнца и огня; кабан — бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена —священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца. Среди канглов были распространены: культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли также солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. |