Главная страница

Профессиональная этика ветеринарного врача. Норм и правил поведения ветеринарных специалистов, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой


Скачать 113.74 Kb.
НазваниеНорм и правил поведения ветеринарных специалистов, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой
АнкорПрофессиональная этика ветеринарного врача
Дата25.01.2022
Размер113.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрофессиональная этика ветеринарного врача.docx
ТипЛекция
#342134
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

23 решения назревших проблем. Для их решения необходимо не только дальнейшее совершенствование технологий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, но, прежде всего, нравственное воспитание человека, осознание им своей ответственности перед будущими поколениями. В основе мировоззрения людей должно быть не покорение природы, а сотрудничество с ней, человек не господин, а часть природы. 3.3. Человек и животные - субъекты живой природы Человек является непосредственно природным существом. На каком основании он объявил себя олицетворением беспредельной природы? Откуда такое философское высокомерие? Современные социобиологи рассуждают: никакого барьера между зверем и человеком нет. Оказывается, все живые существа живут по одним и тем же принципам. Даже многие из тех традиций, которые мы чтим как достояние человеческой цивилизации, зачастую имеют непосредственные аналогии в социальном поведении животных. Именно в социальном, ведь волки сбиваются в стаи, пчелы живут роем, олени бытуют в стаде. И все это без натяжки можно назвать, по мнению социобиологов, провозвестием социальной жизни. Даже альтруизм рассматривается не как специфическое человеческое, а расхожее, природное свойство всего живого. Задолго до появления социобиологии, еще Ч. Дарвин утверждал что, относительно умственных способностей между человеком и высшими млекопитающими не существует основного различия. Он говорил о том, что животные реагируют подобно нам на одни и те же возбуждения. Страх действует на них совершенно так же, как и на нас: их мышцы дрожат, их сердце бьется, круговые мышцы расслабляются, волосы становятся дыбом. Подозрительность, порождение страха, чрезвычайно развита у различных особей одного вида, как легко убедиться на домашней собаке. Некоторые собаки и лошади своенравны и легко сердятся; другие же чрезвычайно кротки и эти свойства положительно передаются по наследству Человек обладает органами чувств, одинаковыми с животными, то и основные побуждения у них одинаковы. Так же как и животные, человек стремиться удовлетворить голод, получить удовольствие или избежать боли. У человека и животных существует несколько общих инстинктов, например чувство самосохранения, половая любовь, любовь матери к новорожденному детенышу, способность последнего сосать и т. д. Животные, подобно человеку, способны ощущать удовольствие и страдание, счастье и несчастье. Счастливое настроение духа отчетливо выражается у молодых животных, например у щенков, котят, которые играют между собой. Большинство наших более сложных чувств также свойственно высшим животным. Приходилось видеть, до какой степени собака ревнует своего хозяина, когда он ласкает кого- нибудь другого. Это показывает, что животные не только любят, но и желают быть любимыми. Животным доступно чувство соревнования, они любят одобрения и похвалы; собака, которая несет сумку своего хозяина или поводок, идет возле него с самодовольством или гордостью. Собакам знакомо чувство стыда, иногда они обнаруживают некоторую застенчивость. Большая собака не обращает внимания на лай маленькой собачонки - свойство, которое может быть названо великодушием. Не подлежат сомнению умственные способности животных, которые лежат в основе интеллектуального развития. Животные любят развлечение и страдают от скуки, они способны удивляться и обнаруживать любопытство. Последнее свойство бывает иногда гибельным, особенно для диких животных. Животные способны к подражательству, не 23

24 так сильно, как люди, но способны. Родители многих животных, полагаясь на способность своих детенышей к подражанию и еще более на их инстинктивные и унаследованные побуждения, воспитывают их. Например, кошка приносит котятам живую мышь. В отношении внимания животные могут быть куда сосредоточенней человека, как например, кошка, часами сторожащая у норки мышь. Кстати, обезьяны, находящиеся ближе всех к человеку и самые невнимательные из животных, они быстро теряют интерес к изучаемому предмету. Насколько у животных превосходная память, может рассказать любой, кто содержал их дома. Так как собаки, кошки, лошади и, вероятно, все высшие животные, даже птицы, по наблюдениям известных авторитетов, видят очень живые сны и выражают это движениями и голосом, то можно принять, что они обладают некоторой степенью воображения. Должно быть, существует какая-нибудь особая причина, почему собаки лают по ночам, особенно в полнолуние, на тот меланхолический лад, который зовется воем. По мнению некоторых авторов, они в этих случаях смотрят не на луну, а на определенную точку вблизи горизонта. Вероятно, смутные очертания окружающих предметов расстраивают их воображение и наполняют его фантастическими образами. Если это правда, то чувства собак можно было бы назвать суеверным. В настоящее время многим стало понятно, что и животные обладают некоторой степенью рассуждающей способности. Можно постоянно видеть, как они останавливаются, обдумывают и принимают решения. Интересно, что чем лучше какой-нибудь наблюдатель изучил нравы данного животного, тем большее число поступков он приписывает разуму и тем меньшее - незаученным инстинктам. По обстоятельствам, которые сопровождают то или иное действие животного, можно судить о том, что следует приписать его инстинкту, разуму или простой ассоциации. Т. е. ассоциации с болевым или просто неприятным ощущением, сопровождающим какоелибо действие, достаточно, чтобы животное более не повторяло такого действия. В этом отношении люди гораздо упрямее, если не сказать тупее, о чем свидетельствует существование криминальных преступлений. Самосознание, индивидуальность, способность, общие понятия - каким запасом знаний не обладал бы человек, ему трудно определить, в какой мере присущи животным следы названных высших умственных способностей. Трудность заключается в том, что мы не в состоянии судить, что происходит в уме у животного; дальнейшие затруднения проистекают из того, что ученые в значительной степени расходятся в определении вышеназванных способностей. Насколько можно судить по различным работам, с наибольшей настойчивостью отрицается в животных способность отвлечения и образования общих представлений. Но когда собака замечает издали другую собаку, часто кажется, что она видит, так сказать, отвлеченную собаку, ибо поведение ее внезапно изменяется, лишь только она подходит ближе и узнает в ней друга. Один писатель заметил недавно, что утверждение, будто во всех подобных случаях умственный процесс существенно различается у человека и животного, есть не более как голое предположение. Если человек составляет себе представление из данных, воспринимаемых чувствами, то это же делают и животные. Можно допустить, что ни одно животное не обладает самосознанием, понимая под этим, что оно не размышляет о том, откуда оно, что с ним будет или, что такое смерть и т. п. Но Ч. Дарвин замечает, что изнуренная работой жена грубого австралийского дикаря, которая не знает никаких абстрактных выражений и не может считать дальше четырех, едва ли напрягает свое самосознание или размышляет о смысле своего существования. 24

25 Обыкновенно допускают, что высшие животные обладают памятью, вниманием, ассоциацией идей и даже известной долей воображения и рассудка. Если эти способности, которыми различные животные обладают в различной степени, способны к совершенствованию, то почему бы не допустить у них более сложных способностей, как, например, более высокой степени отвлечения, самосознания и тому подобных, возникших путем развития и усложнения простых способностей. Против высказанных здесь взглядов возражали, что невозможно определить, где и у каких именно животных в восходящем ряду существ возникает способность к отвлечению и т. п.; но кто бы мог сказать, в каком возрасте появляются эти способности у детей. А между тем известно, что эти способности развиваются в детях постепенно и незаметно. Классики марксизма утверждали: " Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает, как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием, и природа становится для него человеком. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы" Благодаря подобному подходу, в течение многих десятилетий, во всяком случае, в нашей отечественной литературе, предполагалось, что только после обнаружения социального, исторического измерения человеческого бытия открылись реальные возможности для распознания тайны человека. Животное в человеке мыслилось как нечто несущественное, преодоленное социальностью. Но естественное поведение человека в обществе - это его неестественное поведение, социальное. И невозможно полностью игнорировать тот факт, что мы всей плотью и кровью принадлежим природе. А вообще еще раньше Р. Киплинг выразил это единство устами своего героя Маугли: Мы с тобой одной крови. 3.4. Экологический кризис - итог кризиса взаимоотношений человека с природой Чем интенсивнее прогресс науки, тем менее удобным для человека становится окружающий мир. До ХХ - го века люди жили в мире, соразмерным с их чувственными и мыслительными возможностями. Потом к нему прибавились микро- и мегамиры, которые нашими телесными органами непосредственно не воспринимаются. На самой земле началось освоение недр, глубин океана, где фактически нет органических форм материи, овладение скоростями, с какими не передвигается ни одно живое существо. Мир человека перестал быть равным его дому. Природное бытие людей (узкий диапазон температур, давления, состав воздуха, в котором существует жизнь) вступает в противоречие с их реальностью (радиацией, излучением, скоростью) и терпит поражение. Собственно, человеческая реальность стала частью технической, но человек в ней действует, то есть живое существует за пределами жизни. В этом глубинная причина проблем экологии и гуманизма. Вера в прогресс, в неустанное и непрерывное совершенствование человечества, вдохновлявшая предыдущие поколения, в современных условиях переродилась в понимание того, что усилия человечества в этом плане должны носить тормозящий характер. Неуправляемый прогресс грозит гибелью человечеству. Это не 25

26 преувеличение опасности, хотя опасность- понятие биологии, в социальной сфере ее называют ответственностью. С наступлением цивилизации человек больше потерял, чем заимел, он так и не стал воплощением добра и разума. Даже сохранение уже достигнутых ценностей для него оказывается невозможным. "Где ныне эллинская мудрость и красота? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир достиг в золотую пору римской империи? Можем ли надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей веры?"- вопрошает в своей работе " Смысл жизни" С. Л. Франк, русский философ, проживший большую часть жизни за границей. Рассуждая о прошлом, ему вторит Ницше: " Сравнительно с образом жизни целых тысячелетий мы, теперешние люди, живем в очень безнравственное время: сила обычаев поразительно ослаблена, и чувство нравственности так утончено и так приподнято, что положительно можно назвать его окрыленным...вот главное положение старых времен: нравственность - не что иное (или не более), как подчинение обычаям, каковы бы они не были; обычаи - традиционный способ действий. В тех случаях, где традиция не повелевает, нет нравственности; и чем меньше определяется жизнь традициями: тем меньше становится круг нравственности" Новое время характерно тем, что старые традиции разрушили, а новых не создали. Хотя иногда и пытаются реанимировать прошлое, печально наблюдать потуги телевизионщиков воссоздать старые праздники на новый лад. Новая действительность - новая реальность, и не праздников надо начинать, а с живого мира вокруг нас. А вообще, все это крайне безнравственно, человек занимается природой не ради нее самой, а из чувства самосохранения и только. Но ситуация такова, что почему бы не занимались природой, только бы, наконец, занялись ей со всей мерой ответственности перед грядущими поколениями, чтобы им вместо природы не осталась лишь память о ней. Из жизни людей исчезает земля как естественная почва, по которой раньше ходили. Асфальт и обувь окончательно отделили людей от нее. Мы видим ее теперь в форме грязи (в городе). Из жизни людей исчезают реки. Реки - это, прежде всего бесчисленные ручейки и речки. О ручьях уже забывают, от речек - последние остатки, а крупные реки зарегулированы в хранилища воды. Из жизни людей исчезает огонь (живое пламя). Нагревание, отопление, освещение, плавка, - вообще достижение высокой температуры происходит иным путем, через электричество. А когда- то огонь помог человеку встать на ноги. был культ огня... Природа, в точном смысле, не погибнет. Она уже погибла. Газоны, парки, каналы, соотносясь с потребностью человека и выступая в функции природы, не имеют самостоятельного значения и бытия. Природа превратилась в " окружающую среду". И в первую очередь гибнет все сильное, прочное, более развитое. Слабое и низшее живет дольше. Это хорошо заметно на смене форм жизни. От продуктов индустрии, прежде всего, вымирают наиболее требовательные и высокоразвитые животные и растения - тигры, орлы, осетры и т. п. "Биота" остается, но мельчающая, "сорная". В полях - одуванчики, в лесах - зайцы, в реках вместо форели и кувшинок - караси и ряска, а потом уже не выдерживают и караси. 26

27 Модель человек и искусственная среда предварительно проиграна уже на животных. Коров, птиц, свиней мы заключили в железные клетки "комплексов", лишив их связи с природой, растениями, солнцем, воздухом, простором. И биологическое деградирует. Если в личном хозяйстве, где коровы еще имеют выпас, они доятся 13-15 лет, то из "комплексов" приходится выбраковывать через 5-7 лет. Болезни, яловость, снижение удоев - несмотря на все зоотехнические и ветеринарные ухищрения. Экспериментальные модели, на которых основаны многие теории в медицине, биологии, включают в себя вивисекцию животных. Это тоже одна из составляющих экологического кризиса. Согласно А. Швейцеру: этика есть безграничная ответственность за все, что живет и, следовательно, " Для тех, у кого совесть свободна, в страданиях животных есть что - то еще более невыносимое, чем в человеческих страданиях. Здесь, по крайней мере, признано, что страдание - это зло и что тот, кто причиняет их, преступен" (Р. Ролан). Совесть подсказывает, что всякое страдание, причиненное другому существу на пользу человеку или иного животного, безнравственно. Однако многие ученые не чураются ставить опыты на животных, причинять им жесточайшие страдания с целью выяснения какой-нибудь научной задачи. Они оправдывают всякое средство, полезное человечеству. Растаптывая живое вокруг себя, они тем самым оправдывают издевательства над человеком, т. к. " Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности" (Б. Раш). Живи сообразно с природой - учит античный афоризм, а в природе издевательства над живым не программируется. Хищники убивают свою жертву сразу, не мучая, не подвергая издевательствам. Вивисекция во имя науки есть не что иное как медленная пытка человеком другого живого существа. Между тем, многие великие ученые оправдывали вивисекцию. И. И. Мечников утверждал: "Совершенно ясно, что вивисекция вполне допустима при изучении жизненных процессов, так как она позволяет науке делать серьезные шаги вперед." Вот и дошагались до экологического кризиса. В идеале нравственная мысль должна идти вровень с ростом научных достижений, а не отставать от них, что мы видим в настоящее время. Корни проблем в том, что человек не отождествляет себя с природой, ставит себя выше ее. И одна из причин нынешней бездуховности - это оправдание вивисекции во имя науки. Говоря об этических проблемах в работе ветврача невозможно обойти стороной проблему вивисекции. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы проблемы современной ветеринарной деонтологии? 2. В чем состоит единство таких субъектов живой природы, как человек и животные? 3. Как Вы понимаете единство понятий «нравственность» и «жизнь»? 4. В чем заключается кризис взаимоотношений человека и природы? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Ахмиров, Н.Х. От медицинской этики к медицинской биоэтике / Н.Х. Ахмиров, В.Ю. Альбицкий, Ф.Т. Нежметдинова. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. М.: Медицина, 2009, 2009, 2. С. 40. 27

28 2. Дубровина, Е. Проблемы ветеринарной деонтологии / Е. Дубровина. 2009. Режим доступа: http://www.vet-online.ru/blank3.shtm?../htdocs/news/articles/level2_2/article214.txt Дополнительная 1. Вєковшиніна, С.В. Сучасна медична етика від Гіппократа до біоетики / С.В. Вєковшиніна, В.Л. Кулініченко, Н.В. Коваленко. Український медичний часопис. 2003, 5. С. 93. 2. Громов, А. Эвтаназия / А. Громов. Врач. 1993, 9. С. 44. 3. Международный кодекс медицинской этики. Врач. 1994, 4. С. 47. 4. Руденко, А.Ф. Проблемы современной ветеринарной деонтологии / А.Ф. Руденко, Ю.А. Ховяков. Луганский национальный аграрный университет. 2009. 28

29 Лекция 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ. ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ ВРАЧЕЙ 4.1. Профессионально-этические проблемы лечения Разуверившиеся в медицине люди обращают свой взор на трансцендентные чудеса: экстрасенсов, целителей, гадалок, магов и прочих. От ветврачей пока еще не отвернулись и по наивности своей ожидают и от них чудес. То есть приносят тебе на прием полупарализованное живое существо и ждут, что ты его в пару приемов, а лучше за один раз, на ноги поставишь. Или приводят собаку, у которой уже давно вместо кожи на теле сплошная короста, животное болеет несколько лет и до этого вроде состояние кожи особо не тревожило, но вот резко стало хуже и от тебя ждут, что ты за неделю собаку от коросты избавишь. Пожалуй, ни в одной из областей медицины не жива такая вера в чудеса, простоту и доступность, как в ветеринарии. Кажется, животное - это так просто, сделал укол - оно и поправилось. Поговорки только подтверждают всеобщее заблуждение: живуч как кошка; заживет как на собаке и т.п. Однако профессионалы знают, как хрупка жизнь заболевшего животного, с какой немыслимой скоростью прогрессирует у них заболевание, приводя к необратимым последствиям, а попросту говоря, к смерти. Очень поздно, буквально за неделю до смерти, клинически проявляются у собак онкологические заболевания. Можно привести тысячи примеров из практики о необычайной чувствительности животных к неблагоприятным факторам: неправильному кормлению, содержанию, экологическим воздействиям. Бывает сложно объяснить владельцам больной собаки, что это живой организм, не машина и существует по правилам всего живого, также как и человек. И если у человека ухо болит годами, требуя долгого лечения, то и у собаки не вылечишь его за три дня. Что какой-либо симптом - это признак заболевания всего организма, а не только правой задней лапы и соответственно подход к лечению должен быть системным и комплексным. Большая проблема современной ветеринарной медицина - хронические заболевания, т. е. длительные, продолжающиеся неделями, месяцами, а то и годами. Соответственно, и лечение подобных болезней не может закончиться за несколько дней. Иногда положительных результатов лечения приходится ждать неделями, особенно это касается кожных болезней. Почему-то владельцы животного продолжительное время терпели саму болезнь, зато лечение, по их мнению, надо закончить в рекордные сроки. И если в течение недели, в крайней степени, двух, не наступает улучшений, значит лечение не верное. И тут существует два варианта дальнейших действий: снова обратиться к лечащему врачу и поторопить его или искать другого. Если выбирается второй вариант, то редко удается достигнуть прогресса в лечении заболевания. Начинается гонка по различным лечебницам и врачам, хорошо, если профессиональным врачам. Но профессионалы знают, как трудно поддается лечению запущенное заболевания и не сулят "златые горы". Зато многочисленные любители обещают быстрейшее выздоровление, в короткие сроки и, что характерно, с наибольшими затратами. У них имеются чудодейственные препараты или удивительные способности к исцелению. Последнее обещают меньше, животные не 29
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта