Главная страница

Профессиональная этика ветеринарного врача. Норм и правил поведения ветеринарных специалистов, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой


Скачать 113.74 Kb.
НазваниеНорм и правил поведения ветеринарных специалистов, которые в специфической форме отражают социальные функции ветеринарии и регулируют отношение врача к больному животному, врача к обществу, а также врачей между собой
АнкорПрофессиональная этика ветеринарного врача
Дата25.01.2022
Размер113.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрофессиональная этика ветеринарного врача.docx
ТипЛекция
#342134
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

16 гистологического и химико-токсикологического исследования) доказать виновность ветеринарного врача невозможно. Вы вправе требовать своего присутствия при проведении вскрытия, забора и опечатывания образцов для исследования. А экспертизу должны проводить независимые эксперты за счет владельца животного. И только в случае признания судом виновности ветеринарного врача в гибели животного он возмещает все убытки и судебные издержки. На вызове в случае агонии животного обязательно имитируйте оказание помощи. В противном случае вас могут обвинить в бездействии и непрофессионализме. Не теряйтесь ни в какой ситуации. Лично у меня умирали собаки и кошки даже «на игле» и в этом не было моей вины. Я смог это объяснить владельцу животного. Смерть в присутствии будет и вас, никто от этого не застрахован. Надо только тактично объяснить это владельцу животного. Поймите его правильно: он потерял своего друга, может быть последнего и единственного. На вызове всегда будьте готовы к неожиданным, порой довольно глупым вопросам, отвечать на которые ваша прямая обязанность. Так на одном заказе владелец боксера, довольно недалекий и глупый человек, сказал мне; «Какой вы доктор, на вас моя собака рычит. Нашему домашнему ветеринарному врачу собака всегда лижет руки» На что я ответил: «Я принимал до вас роды и запах суки от моих рук вызвал такую неадекватную реакцию у вашей собаки». Впрочем, собаки копируют хозяев своим поведением. И вполне стоит ожидать агрессии от собаки неврастеничной и экзальтированной хозяйки. Всегда будьте уверены в себе, но запомните: медицина не всесильна. В терминальном состоянии спасти животное невозможно. Целесообразно своевременно информировать об этом владельца животного. Теперь, когда на заказе у вас требуют гарантии, тактично объясните, что организм животного это не телевизор. И в вашей профессии - Господь Бог гарантийная мастерская. Но подобные ситуации встречаются довольно часто. Клиенты хотят купить за деньги «бессмертие» своих питомцев. И бессознательно будут пытаться возложить всю вину и ответственность на ветеринарного врача. Если клиент этого не понимает, пусть обращается туда, где ему эти гарантии дадут. Каждый волен выбирать то, что он хочет. Но по морально-этическим нормам вы должны придерживаться мнения, что владелец животного всегда прав. Однако ошибается и врач, ваша задача, чтобы эта ошибка не стала фатальной для животного. Не ошибается только машина. Ваша доброжелательность - это 50 % успеха. Ваша агрессия - это неуспех и конец вашей карьеры, как ветеринарного врача. И запомните: действие равно противодействию. Не игнорируйте мнение других ветеринарных врачей. Направьте животное в солидную клинику. При подтверждении диагноза доверие к вам и ваш авторитет возрастут. Вы научитесь со временем говорить владельцу животного именно то, что он хочет слышать о своем питомце. Но пройдет немало лет, прежде чем вы овладеете этой техникой общения и диагностики. Это уже «высший пилотаж» в нашей профессии. И если вы еще этого не достигли, не расстраивайтесь у вас еще все впереди: свои маленькие огорчения и радости, поражения и победы. Не судите, не судимы будете. Теперь о взаимоотношениях между коллегами, ветеринарными врачами. Уважайте мнение других. Поверьте, человек имеет право иметь свое мнение, пусть даже не правильное. Всегда поступайте по отношению к другим так, как вы бы хотели, чтобы они поступали по отношению к вам. Соблюдайте субординацию. Но запомните: 16

17 критикуя другого ветеринарного врача в присутствии владельца животного, вы нарушаете основной принцип медицины, ветеринарии и деонтологии - НЕ НАВРЕДИ. Поставьте себя на чужое место. Вам было бы приятно, если бы о вас так отзывались. Разве вы идеальный человек и не совершаете ошибок. Скорее всего, вы их совершаете еще больше, но ваши коллеги относятся к вам более тактично и доброжелательно. Критикуя других врачей, вы нарушаете корпоративные интересы. И авторитета это вам не прибавит. Никто еще не построил свое счастье на несчастье других. А ваши амбиции - это от недостатка опыта. Ветеринарный врач - это звучит гордо. И берегите честь смолоду. Ваши взаимоотношения со всеми должны строиться на доверии, такте и взаимопонимании. Не ждите от людей благодарности. От добра, добра не ищут. Благодарность - это признак воспитания. Вы спасли жизнь четвероногому другу, воспринимайте это как должное. Ведь это ваша работа. Ваша прямая обязанность. Вы немного волшебник - «Доктор Айболит». Будьте скромны и вас отблагодарят по заслугам. И еще несколько примеров из моей практики. Однажды мне к подъезду подали кадилак с белым кожаным салоном, однако поведение владельцев на вызове резко контрастировало с заискиванием перед вызовом. Очень часто на вызове алкоголики решают постоянную проблему, на что потратить деньги на лечение собаки или на водку. В чью пользу они решают эту проблему не вызывает сомнения. Не стесняйтесь требовать, чтобы у собаки зафиксировали морду. Вы здесь доктор. А владельцу ответьте, что можете поверить только в то, что человек вас не укусит. Хотя на практике однажды я подвергся нападению, как собаки, такт и ее истеричной хозяйки. Не всегда надо брать ответственность на себя. Принятие решения об эвтаназии оставляйте за владельцем животного. Ваша задача только информировать владельца о состоянии здоровья животного и прогнозе заболевания. Как правило, на усыплении специализируются бездарные врачи. Еще одна психологическая аксиома. Не возможно всех удовлетворить, всем понравится. Жизнь сложнее. Бывает простая психологическая несовместимость. Например: профессионально отработав на одном вызове, я не вызвал никакой симпатии у владельца животного, хотя без моей помощи был возможен летальный исход. И наоборот, на другом вызове совершив мелкую [а бывают ли такие ошибки] забыл подгрузить антигистаминный препарат, чем спровоцировал острую аллергическую реакцию, потребовавшую оказания помощи в большем объеме. Владелец собаки стал почитать меня за Бога, волшебника, а его четвероногий друг стал мне как родной. Сейчас это огромная лохматая собака под 100 кг. Никогда не экспериментируйте над здоровьем животного. Помните, на вас лежит ответственность. И вы отвечаете за жизнь и здоровье животного, хотя бы морально. Не играйте в волшебника, дарите радость людям. Хороший доктор всегда психолог.

Лекция 3 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. НРАВСТВЕННОСТЬ И ЖИЗНЬ - ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ - СУБЪЕКТЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС - ИТОГ КРИЗИСА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ 3.1. Проблемы современной ветеринарной профессиональной этики Современная ветеринарная профессиональная этика является научной дисциплиной, изучающий примеры долга и моральных требований. Данный термин впервые употребил Джереми Бентам для обозначения учения о морали в целом, употребивший его в своей книге «Deontology or the science of morality», вышедшей в свет в 1834 г. Позднее деонтологию стали отделять от этической аксиологии теории добра и зла, а также моральных ценностей в целом. Современная ветеринарная наука ставит своими задачами не только диагностику и лечение животных, а также выпуск безопасной продукции, охрана территории государства от занесения опасных заболеваний, охрана населения от заболеваний общих для животных и человека, мониторинг экологической ситуации. Это создает гораздо бoльший диапазон ответственности ветеринарного врача, в отличие от врача медицинского. Нарушение профессиональной деятельности и тяжелые врачебные ошибки караются по закону. Стремление современного общества к глобализации и установлению демократических принципов в обществе подтолкнуло многих западных специалистов к пересмотру стандартов этического отношения. В частности, были пересмотрены и установлены новые стандарты отношения врачей к пациентам, к коллегам, к биологическим объектам. Это приводит к созданию такой медицинской этики, которая бы учитывала безопасность влияния современных биомедицинских технологий в масштабе всего человечества, а не только конкретного лица. В 60 гг. прошлого века появилось новое направление биоэтика, которое основал американский биолог В.Р. Поттер и впервые употребил в своей книге «Биоэтика мост в будущее». Он дал понятию такое определение: биоэтика это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. В 1990 г. Страсбургский симпозиум по биоэтике дал понятию новое определение: биоэтика это комплексная область знаний, которая изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии. В 1994 г. Beauchamp T.L. и Childress J.F. изложили 4 принципа медицинской этики по отношению к человеку, животным и другим живым существам: 1) Принцип автономии (respect for autonomy) состоит в том, что врач с уважением относится к пациенту, руководствуясь такими решениями, которые не вредят физическому, телесному и психическому благополучию. Данный принцип применим к человеку и к животному. Например, следует применять принцип автономии по отношению к клиенту с применением правила информированного согласия, а для животных с целью профилактики стрессов во время фиксации и т.п. 2) Не навреди (nonmaleficence). Практически сводится к тому, что в процессе выполнения профессионального долга врач не должен причинять боли и страданий у пациентов; к этому принципу относится профилактика побочных явлений при назначении лечения. 19

20 3) Принцип великодушия (beneficence) означает действие во благо других людей, благодаря наличию чувств ответственности и обязанности, альтруизма и любви к ближнему. Следует использовать не только профессиональные навыки, но и духовный опыт особенно при общении с людьми. 4) Принцип справедливости (justice) провозглашает необходимое и возможное удовлетворение потребностей человека и честное распределение материальных и духовных ценностей. Данные принципы регулируются соответствующими правилами: правдивости (veracity), приватности (privacy), конфиденциальности (confidentiality), достоверности (fidelity), информированного согласия (informed consent). Информированное согласие означает право пациента на проведение определенного лечения, на основе информации предоставленной специалистом. Полное право клиента ветеринарного врача выбрать для своего животного более дешевые средства лечения и оптимальные хирургические доступы, после предварительного ознакомления с заболеванием и возможным перечнем средств лечения. Современная гуманная медицина близка к тому, чтобы заместить свойственную ей этику, сохранившуюся со времен Гиппократа, на медицинскую биоэтику. Сложности введения биоэтики в ветеринарную практику сводятся к тому, что ветеринарный врач взаимодействует не только с домашними животными, но также и с окружающими людьми. В ветеринарной практике существуют три субъекта, с которыми он ведет работу: 1. Коллеги; 2. Клиент (хозяин больного животного или его обслуживающий персонал); 3. Животное, как субъект. Особо следует уделять внимание контакту со своими коллегами. Не нужно пренебрегать субординацией, или подчинением младшего старшему; также не следует публично осуждать допущенные другим сотрудником ошибки, следует сказать о допущенных коллегой ошибках наедине, чтобы не подрывать его авторитета. Международный кодекс медицинской этики провозглашает такие обязанности поведения врачей по отношению друг к другу: 1. Врач должен вести себя с коллегами так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему. 2. Врач не должен переманивать у коллег пациентов. Следует быть очень внимательным при работе с хозяином животного, т.к. для современного человека, живущего в урбанизированном обществе, домашнее животное заменяет частицу живой природы, которой он лишен. Это приводит к развитию особой привязанности к собственному животному. При работе с главным субъектом деятельности ветеринарного врача животным следует придерживаться максимального осуществления требований ветеринарной деонтологии: нравственного, бережного, милосердного и высокопрофессионального отношения. Животное, как субъект испытывает значительное снижение принципа автономности по отношению к нему. Особо данный принцип не реализовывается при проведении биологического эксперимента, биопробы и клонирования. Это связано с тем, что комиссия по этике (если она создается) не препятствует подобным исследованиям, а в целом ее деятельность сводится к выбору безболезненного способа умерщвления животных. 20

21 Заслуживает внимания вопрос об эвтаназии. Термин эвтаназия впервые введен Ф. Бэконом в XVI веке для обозначения легкой и безболезненной смерти. В начале XX века юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение «неполноценных» жизней, что в фашистской Германии вначале привело к уничтожению новорожденных с «неправильным» развитием, больных туберкулезом и инвалидов, а затем и представителей так называемых «низших» рас. В медицине рассматриваются два метода эвтаназии: активная (применение лекарственных веществ или других воздействий обеспечивающих быстрое и безболезненное наступление смерти) и пассивная (прекращение оказания медицинской помощи тяжелобольным, что ускоряет наступление смерти, но влечет за собой усиление предсмертных страданий). Эти же методы применяются и в ветеринарной медицине. В ветеринарной практике следует с осторожностью использовать эвтаназию, только при окончательно установленных показаниях к ней. Следует учитывать, что использование в ветеринарной практике пассивной эвтаназии недопустимо. Исходя из вышесказанного, напрашиваются выводы о пересмотре современных принципов отношения с животными, как с субъектами: - применение в практике принципов этики по отношению к животным, клиентам и коллегам; - осмысление собственного долга ветеринарным врачом; - разработка новых методов биологических экспериментов и биопробы, полностью исключающих прямое вмешательство в организм живого животного (культура клеток, математический эксперимент с применением вычислительной техники, применение трехмерной графики для воссоздания анатомических структур, разработка новых методов лабораторных исследований); - применение современных методов реанимации, способствующих восстановлению жизненных функций животного и возобновлению его полноценного существования, которые препятствуют высокой смертности животных во время хирургических вмешательств; - пересмотр списка заболеваний, требующих эвтаназии. Полный запрет пассивной эвтаназии, как неправильного механизма гуманного отношения к животному. 3.2. Нравственность и жизнь - единое целое Этика- опора жизни, а нравственный человек - истинный гражданин жизни. Т. Манн Широко известно высказывание C.С. Евсеенко (1850-1915), известного деятеля отечественной ветеринарии: Человеческая медицина сохраняет человека, ветеринарная медицина сберегает человечество. Поэтому ветеринария - это не только наука животноводческого направления, она является и самой настоящей медицинской наукой, потому что многие болезни специфичны как для человека, так и для животных. Объект медика - только человек, а объект ветеринарии - огромнейший диапазон сельскохозяйственных и промысловых животных, включая птиц, рыб и полезных насекомых. В конце концов, человек стал тоже некоторым образом одним из объектов ветеринарной науки, ведь продукция животноводства производится для людей. Взаимоотношения врача и пациента являются главной составной частью сложных проблем врачебной деонтологии, медицинской этики, специфики врачебной 21

22 деятельности. В работе ветврача круг этических проблем необозримо шире, так как включает в себя комплекс моральных проблем, возникающих в ходе технологического процесс производства продуктов животноводства, научных разработок, связанных с этим процессом и руководство большим количеством людей, занятых в нем. Ветврач имеет дело с живым существом, пусть неразумным, но живым, которое позднее будет забито для производства мяса, шкур, мехов и т. п.. " Лишь затем тебя холят да нежут, потому как вскоре зарежут" - поется в песне и это тоже одна из моральных проблем, которую, правда, можно ставить перед собой, а можно нет, никто не осудит. Ведь в первую очередь, вы должны думать о людях, сказали нам еще на первом курсе, когда на вопрос, почему поступили в ветеринарный, многие честно ответили, потому что любят животных. Прежде всего человек, его потребности, здоровье и безопасность - базовый принцип обучения в ветеринарном институте. Даже в медицинской этике задачи ставятся куда скромнее, по существу медицинская деонтология направлена на максимальное повышение эффективности лечения больного человека, она обобщает и теоретически осмысливает нравственное поведение медицинского персонала, врача в процессе взаимоотношения с пациентом. Этические проблемы в медицине более частные, чем в ветеринарии. Коновалы испокон веков мыслили глобально, спасали человечество от голодной смерти и болезней. И сейчас основными задачами ветеринарной службы являются: ветеринарный контроль по обеспечению производства безопасной и безвредной животноводческой продукции; защита здоровья населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории страны от заноса болезней из-за рубежа. Эти задачи полностью соответствуют призыву ученых: думай глобально, а действуй локально. Все во имя человека, все для блага человека - это нам за время обучения в институте втолковали и выходит, что главным в работе ветврача является человек, а потом уже употребляемые для его нужд животные. Получается диалектическое противоречие: пришел учиться, чтобы помогать животным, но в первую очередь ты должен помогать людям. Каждый человек ставит самостоятельно перед собой нравственные проблемы, профессиональные или общечеловеческие. К этическим проблемам, осознаваемым по мере приобретения жизненного опыта, в настоящее время присоединились моральные проблемы, возникающие в ходе развития естествознания. Вопросы биоэтики актуальны не только для медиков, но и для ветеринарных специалистов, проводящих биологические исследования. Прогресс науки, бесспорный и во многом благодетельный, характерен тем небрежением к абсолютным ценностям, которое верно выражено высказыванием Р. Тагора: "Чтоб безнравственное намерение осуществилось, оно должно позаимствовать часть оружия из арсенала нравственности" К сожалению, уровень развития науки намного опережает уровень развития нравственности общества в целом и каждого человека в отдельности. Люди морально еще не готовы к подобным достижениям науки, у них сохраняется тенденция потребительского отношения к природе, абсолютизация роли технических средств и технологий в жизни человека. При этом человечество в массе отдает себе отчет в том, что оно варварски использует невосстанавливаемые природные ресурсы, загрязняет окружающую среду, нарушает стабильность глобальных экосистем, лишает потомков будущего. Но традиционный консерватизм мышления, присущий человеку, природный эгоизм, нежелание менять сложившийся уклад жизни ограничивают возможности 22
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта