диплом. Выполнен_1421721_454545 (2). Носящимся к мягкой силе т
Скачать 64.71 Kb.
|
2.2 Культура КНР как основополагающий фактор «мягкой силы» государства Культура К НР как осно вополагающ ий фактор « мягкой сил ы» государст ва – это выраже ние «китайского ст иля» конце пции мягко й силы Джозеф а Ная. Кул ьтурная мя гкая сила К итая исход ит из трад иционной ку льтуры Кит ая, именно из з акона приро ды, гуманиз ма, самореф лексии, не йтральной м ысли и риту ального эт икета1. Культуро центричный х арактер мя гкой силы К НР предопре делил новое н аправление р азвития теор ии, объеди няющее поте нциал теор ии силы ку льтуры и м ягкой силы. По м нению кита йских авторо в коллекти вной моногр афии «Страте гия велико й державы: м ягкая сила н а пути к мо гуществу», К итай целен аправленно ст ал использо вать культуру в к ачестве инстру мента внеш ней полити ки2. Китайская теор ия силы ку льтуры как поро ждение науч ного и общест венно-полит ического д искурса КН Р содержит мо щные антро пологическ ие и социет альные ресурс ы: посредст вом культур ных ресурсо в человек стре миться поз нать самого себ я, самосовер шенствуетс я и гармон изирует сво й социум3 Анализируя но вое понятие « мягкая сил а культуры», к итайские исс ледователи в ыделяют ун икальные пр изнаки, котор ые отличают её от дру гих элементо в мягкой с илы: «классо вость и ун иверсальност ь» (кит. «阶级性与普世性»), «завис имость и нез ависимость» ( кит. «依赖性与独立性»), «долго вечность и истор ическая обус ловленност ь» (кит. «持久性与社会历史性»), «облад ание силой про ницаемости» ( кит. «渗透性»), а также от мечают, что р ассматривае мое явление су ществует « вне формы» ( кит. «无形性»)1. Рассмотрим и х подробнее. Р аскрывая сут ь первого пр изнака, кит айские учё ные акцент ирует вним ание на тез исе марксиз ма о том, что об щественное б ытие опреде ляет общест венное соз нание, общест венное соз нание отра жает общест венное быт ие, содейст вуя или пре пятствуя об щественному р азвитию. Т аким образо м, мягкая с ила культур ы становитс я продукто м практичес кой деятел ьности люде й, сформиро ванным в ко нкретных со циальных ус ловиях. «М ягкая сила» ку льтуры реш ает задачи пр авящего кл асса опреде лённого об щества2. «Долговечность» м ягкой силы ку льтуры про является в в ажной её сост авляющей – пере дающихся из по коления в по коление ку льтурных тр адициях. Эт а характер истика имеет д ве формы: в нутреннюю и в нешнюю. В то же вре мя мягкая с ила культур ы одного госу дарства мо жет оказат ь сильное г лубокое и д лительное в лияние на дру гие страны. Пр изнак «истор ическая обус ловленност ь» показыв ает, что м ягкая сила ку льтуры фор мируется в о пределённы х социально- историческ их условия х и непрер ывно разви вается. Ко нкретное её со держание мо жет менятьс я вслед за с меной эпох. Суть призн ака «облад ание силой про ницаемости» з аключается в то м, что мяг кая сила ку льтуры может о казывать в лияние как н а отдельно го человек а, так и н а разные сторо ны коммуни кативного про цесса. Вли яние на че ловека осу ществляетс я посредст вом использо вания разл ичных форм ду ховной про дукции. На пример, литер атурных и ху дожественн ых произве дений, котор ые оказыва ют влияние н а способы м ышления, с те м, чтобы из менить вос приятие лю дьми тех и ли иных по нятий, а з атем измен ить мышлен ие и поведе ние людей. Т аким образо м, у «мягко й силы» ку льтуры, по ср авнению с дру гими компо нентами «м ягкой силы», бо лее широка я и глубок ая сфера про никновения. И, наконец, р ассматривае мое явление не об ладает кон кретной матер иальной фор мой выраже ния, т.е. н аходится, по м нению кита йских учен ых, «вне фор мы». Культур а, будучи прот ивопоставле на политике и э кономике, по дразумевает ду ховную сферу р азвития об щества, сле довательно, « мягкой силе» ку льтуры соот ветствуют не материальн ые формы су ществовани я, что неизбе жно ведет к то му, что мя гкая сила ку льтуры не мо жет быть о пределена ко личественно. В лияние мягкой сил ы культуры, в ос новном, из меряется посре дством качест венных хар актеристик. Одной из тр адиционных це нностей, з начимых по се й день, яв ляется «гу манность» ( кит. «仁爱»). Этот ку льтурный и мператив в ыступает о дним из ос новных лич ностных хар актеристик ко нфуцианско го «благоро дного мужа» ( кит. «君子»). Соглас но конфуци анству, об ладающая т акой характер истикой лич ность наде лена велико душием, ми лосердием и доброто й; умением сочу вствовать и со переживать; от личается бере жным отноше нием к бли жнему. Следующий це нностный и мператив – « гармония» ( кит. «中和») – фунда ментальный пр инцип конфу цианской «зо лотой сере дины» и «со гласия», во площается в не прерывном с ледовании пр инципу «из лишек так же п лох, как и не достаток» ( кит. «过犹不及»). Её соз идательный с мысл для со временного об щества зак лючается в « лёгком пон имании и лё гком примире нии», в отр ицании экстре мизма, что б лагоприятст вует взаимо пониманию, об щению, толер антности. Це нностная и дея «гармо нии» прониз ывает все сфер ы жизнедеяте льности со временного к итайского об щества и прое цируется во вне: от по иска «гармо нии личност и» и «гармо нии в дела х» до «соц иальной гар монии» и « гармонии м ирного сосу ществовани я государст в друг с дру гом». Современное з начение це нностной и деи «искре нность» отр ажает трад иционные пре дставления о вз аимоотноше ниях между л юдьми и ос новные при нципы внутр игосударст венных связе й; имеет бо льшое значе ние для устр анения меж личностных б арьеров, по вышения прест ижа правды и нр авственност и, усилени я взаимодо верия, уси ления нравст венного вос питания, соз дания поло жительных ме жличностны х отношени й. Это осно вной принц ип эпохи м ира и поря дка, основ а формиров ания и раз вития гармо ничного об щества и г армоничного м ира. Ценностная и дея «мудрост ь и мужест во» (кит. «智勇») – это в ажная сост авная част ь «трёх пре восходных к ачеств» ко нфуцианств а (кит. «三达德», «мудрост ь, гуманност ь, мужество»). Со гласно совре менной интер претации, це нностная и дея «мудрост ь и мужест во» ставит в пр имер личност ь, обладаю щую всеми перечисленными к ачествами; л ичность, котор ая может де йствовать с мело и реш ительно, ст имулируя со циальный про гресс в об ласти науч ных открыт ий, художест венного творчест ва и справе дливой кон куренции. По мнению к итайских исс ледователе й, в основе це нностной и деи «патриот изма» (кит. «心怀天下、坚守信仰的爱国精神», досл.: «борот ься за пра вое дело По днебесной, т вёрдо придер живаться и деалов патр иотизма») – необ ходимость всеоб щего осозн ания призн анных образ цов древне й китайско й мудрости. Н апример, «От ветственност ь за расцвет и у гасание им перии лежит н а каждом от дельном че ловеке» (к ит. « 天下兴亡,匹夫有责 »), написа нной извест ным философо мконфуциан цем Гу Яньу в XV II в. Ценностная и дея «мудро го управле ния» содержит пр изыв при ре ализации госу дарственно го курса ру ководствов аться следу ющими конфу цианскими пр инципами: « постижение сут и вещей» ( кит. «格物»), «искре нность» (к ит. «诚意»), «доведе ние знания до ко нца» (кит. «致知»), «прямот а сердца» ( кит. «正心»), «самосо вершенство вание» (кит. «修生»), «соблю дение поря дка в семье» ( кит. «齐家»), «мудрое у правление госу дарством» ( кит. «治国»), «гармо ничное госу дарство» ( кит. «平天下»). Ключево й смысл це нности – безз аветное слу жение госу дарству. Реализация г армоничной ко нцепции «По днебесная ест ь обществе нное досто яние |