Главная страница

[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия. Ноу московский психол огосоци ал ьн ы и институт


Скачать 4.56 Mb.
НазваниеНоу московский психол огосоци ал ьн ы и институт
Дата30.06.2022
Размер4.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#621718
страница42 из 71
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   71
основывается она?

Согласно всему тому, что мы уже знаем относительно человека, естественно

приходит в голову мысль о той роли, которую может играть в этом случае его

установка. Перед нами стоит задача установить роль и место этого понятия в жизни

человека.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

507

Если верно, что в основе нашего поведения, развивающегося в условиях

непосредственного воздействия окружающей нас среды, лежит установка, то может

возникнуть вопрос: что же происходит с ней в другом плане-плане вербальной,

репрезентированной в словах действительности? Играет ли здесь какую-либо роль

наша установка, или эта сфера нашей деятельности построена на совершенно иных


основаниях?

2. Проблема внимания. Для того чтобы получить возможность разрешить этот вопрос,

необходимо в качестве исходного пункта использовать проблему внимания, точнее,

проблему возможности акта внимания, более того -проблему осмысленности этого

акта. Дело в том, что обычно принято считать, что внимание по существу имеет

избирательный характер, что оно дает нам возможность из ряда действующих на нас

впечатлений выбрать какое-нибудь из них и сосредоточиться на нем, с тем чтобы

представить его с максимальной ясностью и отчетливостью.

Но достаточно хоть несколько приглядеться к этому определению, чтобы тотчас же

увидеть, что в сущности оно совершенно лишено должной ясности. Больше того, оно

само возбуждает ряд вопросов, без предварительного разрешения которых нельзя

остановиться на каком-нибудь из возможных определений внимания.

В самом деле! Как возможно, чтобы мы обратили внимание на что-нибудь, прежде чем

оно стало предметом нашего сознания? Ведь для того, чтобы остановиться на чем-

нибудь, чтобы обратить на него внимание, совершенно необходимо, чтобы оно уже

было нам дано в какой-то степени. Но чтобы это было возможно, т. е. для того,

чтобы что-нибудь было нам дано, необходимо, чтобы мы уже обратили на него свое

внимание. Принципиально, конечно, не имеет никакого значения вопрос о степени

сосредоточения внимания; наша проблема касается вопроса о возможности первичного

сосредоточения внимания независимо от степени, в какой оно происходит.

Таким образом, становится очевидным, что обычное определение внимания не дает по

существу ясного представления о нем; оно нисколько не помогает нам понять, что

же такое, собственно, то, что называют вниманием.

Конечно, все это касается, как мне кажется, наиболее широко распространенного

определения интересующего здесь нас понятия. Но ведь существуют же и другие


определения! Можно ли и относительно них утверждать то же самое?

Я считаю, что основная мысль, которая здесь нас интересует, является общей для

всех более или менее известных попыток

508

определения внимания. Везде, во всех определениях, основной функцией внимания

считается одно и то же, а именно повышение степени ясности и отчетливости

возникающего представления, и если эти определения отличаются в чем-нибудь друг

от друга, то во всяком случае не в этом. Поэтому, поскольку речь касается

основной мысли существующих определений нашего понятия, мы считаем достаточным

ограничиться сказанным.

Если приглядеться к этому определению, возникает мысль, что оно касается не

какого-нибудь единичного процесса. Скорее всего можно подумать, что речь идет

здесь о двоякой данности одного и того же явления; действующие на нас

впечатления как будто переживаются нами двояко: с одной стороны, как явления, не

сопровождаемые актами нашего внимания, с другой - как те же явления, но на этот

раз опосредованные как раз этими актами. Следовательно, считается, что мы можем

переживать ряд явлений, но без всякой ясности и отчетливости их представления; в

случае же активности внимания мы переживаем их ясно и отчетливо. Это, конечно,

не означает, что в первом случае мы имеем дело со слабой степенью, а во втором -

с сильной степенью деятельности внимания. Скорее всего в первом случае вовсе

отрицается наличие внимания.

Следовательно, считается, что есть случаи, в которых наша мысль работает, в

частности воспринимает ряд явлений без всякого участия нашего внимания, т. е.

воспринимает явления, которые на этот раз лишены ясности и отчетливости.

Конечно, в обычном определении внимания предполагается, что это возможно, что в

сознании могут иметь место и такие явления, которые вовсе лишены предиката и

отчетливости. Но вряд ли имеет смысл допустить наличие у нас таких содержаний,

которые ничего не получают от того, что они становятся именно психическими

содер-жаниями, что они остаются для субъекта тем же, чем они были до того, т. е.

чуждым, "неизвестным", не существующим для него содержанием.

По-видимому, мы должны допустить, что если существуют какие-нибудь психические

содержания, то они всегда сопровождаются той или иной степенью "сознания"

независимо от того, можем мы в этих случаях говорить об участии внимания или

нет. В противном случае не было бы никакого основания считать, что мы имеем дело

действительно с психическими содержаниями.

Можно предположить, что, быть может, в основе традиционного понимания внимания

лежала неосознанная мысль, что работу человеческой психики, собственно, следует

полагать в двух различных планах, из которых в одном она протекает без учас-

509

тия внимания, а в другом - с его прямым участием. Причем наличие ясности и

отчетливости можно было бы в обоих случаях считать бесспорным. Наша задача

заключается сейчас в том, чтобы показать, что эти планы работы сознания

действительно имеют место и что для понимания психической жизни на различных

ступенях ее развития необходимо учитывать это обстоятельство.

3. Два плана работы нашей психики. О каких же планах работы нашей психики идет


здесь речь?

Правда, в нашей науке до настоящего времени не усматривалась с достаточной

ясностью необходимость применения этих двух планов работы нашей психики. Однако

при научном осознании ряда явлений психической жизни приходилось принимать

положения, которые, не будучи правильными по существу, все же скрывали в себе

указания на ряд моментов, изучение которых в дальнейшем могло бы вскрыть

истинную природу этих явлений.

Для того чтобы составить себе ясное представление, о каких планах работы

сознания идет здесь речь, мы попытаемся проанализировать какой-нибудь из самых

обыкновенных случаев нашего поведения. Допустим, человек пробуждается и

обращается к обычному в этом случае акту поведения: он начинает одеваться, берет

обувь и начинает ее натягивать, и вдруг оказывается, что дело не подвигается

вперед, что что-то мешает этому. В этом случае мыслимо двоякое отношение к

данному явлению: или субъект не обращает внимания на это сравнительно

незначительное явление и все-таки продолжает обуваться, или же он сейчас же

прекращает акт обувания, задерживается на некоторое время и начинает

рассматривать свою обувь, с тем чтобы уяснить себе причину неожиданно возникшего

неудобства. Это он должен сделать для того, чтобы устранить эту причину и

совершить необходимый для него акт поведения.

Этот элементарный пример является самым обычным случаем, который можно

констатировать на каждом шагу нашей жизни; можно сказать, что вся человеческая

жизнь в значительной степени построена на серии процессов этого рода. Необходимо

поближе приглядеться к ним, чтобы увидеть, что в данном случае мы имеем дело с

бесспорно существенным явлением, бросающим свет на истинную природу психической

жизни человека.

Дело в том, что в этом сравнительно элементарном, обычном акте нашего поведения

мы можем вскрыть наличие двух отдельных, существенно различных планов

деятельности нашей психики - плана "импульсивной" и плана "опосредствованной"

деятельности. Мы должны остановиться на анализе обоих этих пла-

510

нов, чтобы составить себе ясное представление об интересующем нас здесь вопросе.

1. План импульсивного поведения. Если обратиться к первому из них, т. е. к плану

"импульсивного" поведения, то мы найдем, что спецификой его психологически

являются в первую очередь непосредственность, включенность субъекта, как и его

актов, в процесс поведения, безостановочная абсорбированность им и того и

другого. Для того чтобы яснее представить себе эту специфику импульсивного

поведения, нужно вспомнить о так называемой инстинктивной деятельности животного

или же о привычной, механизированной активности человека.

Нет сомнения, что в этих случаях имеется акт отражения соответствующих отрезков

действительности и субъект отражает эту последнюю не во всей ее целостной

совокупности, не во всех деталях, а лишь в определенной части ее агентов,

имеющих непосредственное отношение к целям поведения. Кроме того, он отражает их

достаточно ясно для того, чтобы они могли сделаться действительными факторами в

процессе его поведения. Курица, например, должна заметить наличие зерен, чтобы

начать клевать. Конечно, для того чтобы стимулировать этот акт поведения, нет

никакой необходимости детально обследовать эти зерна, достаточно заметить их. И

этого бывает ей совершенно достаточно, чтобы сохранить себе жизнь.

Или же, если вернуться к нашему примеру: вставая утром с постели, человек должен

выделить платье или обувь из числа окружающих его вещей, должен достаточно ясно

воспринять их, чтобы одеться и обуться. Это совершенно необходимо для него, но и

вполне достаточно в определенных, обычно протекающих условиях его жизни. Ибо

бесспорно, что всякая целесообразная деятельность предполагает факт отбора

действующих на субъект агентов, концентрацию соответствующей психической энергии

на них и достаточно ясного отражения их в психике. Иначе всякая деятельность в

этих условиях ее возникновения представляла бы собой один лишь хаос отдельных

актов, не имеющих никакого отношения ни к целям субъекта, ни к особенностям

внешней ситуации, в условиях которой она протекает.

Несмотря на то что здесь мы имеем дело и с фактами отбора агентов, действующих

на субъект, и с концентрацией психической энергии на них, как с фактом ясного

отражения их в психике, говорить об участии внимания в этих актах у нас все-таки

нет настоящего основания. Дело в том, что и содержание сознания, вроде образов

восприятия, и отдельные акты деятельности,

511

включенные в процесс импульсивного поведения, характеризуются особенностью,

исключающей всякую мысль об обусловленности их актами внимания: они возникают и

действуют лишь для того, чтобы немедленно, без всякой задержки уступить место

стимулированным ими последующим актам, которые, в свою очередь, также

безостановочно делают то же самое. Они играют роль отдельных звеньев в цельной

цепи поведения-роль сигналов, стимулирующих дальнейшие шаги в процессе

поведения. Они не имеют своей независимой ценности, не существуют самостоятельно

и отдельно от процесса поведения, в который они безостановочно включены.

Импульсивное поведение протекает под знаком полной зависимости от импульсов,

вытекающих из сочетания условий внутренней и внешней среды, -под знаком

непосредственной и безусловной зависимости от актуальной ситуации, которая

окружает субъекта в каждый данный момент. Словом, в актах импульсивного

поведения субъект остается рабом условий воздействующей на него актуальной

среды.

Возникает вопрос: чем же в таком случае, если не той специфической способностью,

которую принято называть вниманием, определяются эти процессы -процессы

избирательного выделения из массы действующих на нас агентов, именно тех,

которые имеют отношение к задачам нашего поведения, концентрации "психической

энергии" на них и в результате всего этого достаточно заметной степени ясности


их сознавания?

Этот вопрос оказывается совершенно не разрешимым для обычной психологии, огульно

игнорирующей наличие в нас процессов, все еще не известных старой, традиционной

науке. В свете нашей теории установки вопрос этот разрешается без особенных

затруднений. Мы знаем, что, согласно этой теории, когда возникает какая-нибудь

определенная потребность, то живой организм, или правильнее субъект, силится

установить определенное отношение к окружающей действительности - к ситуации

удовлетворения этой потребности-для того, чтобы на самом деле удовлетворить

возникшую потребность. Действительность, со своей стороны, как ситуация

удовлетворения наличной потребности воздействует непосредственно не на отдельные

процессы, психические или физиологические, имеющие место в организме - носителе

этой потребности, а на живой организм в целом, на субъект деятельности, порождая

в нем соответствующий целостный эффект. Эффект этот может представлять собой

лишь некоторое целостное, субъектное (не субъективное) отражение

действительности как ситуация удовлетворения данной потребности -отражение,

которое должно быть трактуемо как предпосылка и руководство ко всей

развертывающейся в дальней-

512

тем деятельности субъекта, как установка, направляющая данное поведение в русло

отражения окружающей действительности.

Если принять как основу это положение, то станет понятным, что все поведение,

как бы и где бы оно ни возникало, определяется воздействием окружающей

действительности не непосредственно, а прежде всего опосредованно -через

целостное отражение этой последней в субъекте деятельности, т. е. через его

установку. Отдельные акты поведения, в частности вся психическая деятельность,

представляют собой явления вторичного происхождения.

Следовательно, в каждый момент в психику действующего в определенных условиях

субъекта проникает из окружающей среды и переживается им с достаточной ясностью

лишь то, что имеет место в русле его актуальной установки. Это значит, что то,

чего не может сделать внимание, мыслимое как формальная сила, становится

функцией установки, являющейся, таким образом, не только формальным, но и чисто

содержательным понятием.

Таким образом, становится понятным, что в условиях импульсивного поведения у

действующего субъекта могут возникать достаточно ясные психические содержания,

несмотря на то что о наличии у него внимания в данном случае говорить не

приходится. Мы видим, что это может происходить на основе установки,

определяющей деятельность субъекта вообще и, в частности, работу его психики. На

основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает

ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и

отчетливости для того, чтобы ему - субъекту - быть в состоянии ориентироваться в

условиях ситуации его поведения. Правда, ясно и отчетливо переживаемыми

становятся в этих условиях лишь те стороны или моменты, которые имеют

непосредственное отношение к ситуации данного поведения. Поэтому луч ясности и

отчетливости направляется в ту или иную сторону, на тот или иной момент

ситуации, не по произволу субъекта. Он находится в зависимости от условий, в

которых рождается и, быть может, фиксируется действующая в данный момент

установка. Само собой понятно, что в этом случае речь может идти лишь о

сравнительно простых ситуациях, на базе которых рождается и с успехом

развивается соответствующая этим условиям установка.

2. План объективации. Другое дело в случае усложнения ситуации, необходимой для

разрешения задачи, поставленной перед субъектом, -в случаях возникновения

какого-нибудь препятствия на пути. Поведение здесь уже не может протекать так же

гладко и беспрепятственно, как это бывает при импульсивной деятельности. При

появлении препятствия наличный, очередной акт поведения,

7. Гиппенрейтер "Психология внимания"

513

наличное отдельное звено в цепи его актов уже не могут у человека, как обычно,

возникнув, немедленно уступить место следующему за ним и стимулированному им

акту поведения, так как препятствие касается как раз процесса этой стимуляции. В

результате этого поведение задерживается, и звено, так сказать, вырывается из

цепи актов поведения. Не вызывая более последующих актов, оно перестает быть на

некоторое время одним из звеньев цепи и становится психологически предметом,

объектом, имеющим свое самостоятельное, независимое от условий актуально

протекающего поведения существование и свои особенности, которые предварительно

нужно осознать для того, чтобы снова использовать это звено целесообразно, снова

включить его в процесс поведения.

Итак, при возникновении препятствий поведение задерживается на каком-нибудь из

актуальных звеньев. Например, обуваясь, я чувствую, что "нога не лезет в обувь",

но я не окончательно прекращаю обувание, а лишь задерживаю его на некоторое

время: я останавливаюсь, прекращаю осуществлять в своих действиях акты обувания.

Зато возникает новая форма поведения: обувь, образ которой я получил в

результате ее восприятия, включенного в акты процесса обувания, не будучи в

состоянии стимулировать и направлять удачный, в данном случае достаточно

целесообразный, акт обувания, становится сейчас для меня самостоятельным

объектом, особенности которого я должен осознать для того, чтобы быть в

состоянии обуться, и я начинаю снова воспринимать обувь; она становится

предметом, на который направляются мои познавательные акты,-я начинаю ее

воспринимать с разных сторон, сопоставлять замеченные мной особенности,

размышлять о возможной обусловленности замеченного мной неудобства, быть может,

именно обстоятельством, которое бросается в глаза. Словом, на почве

идентифицирования обуви начинается процесс специально познавательного отношения

к предмету, отношения, отвлекающего от интересов непосредственного практического

применения каждой из отмеченных мной особенностей, начинается процесс

элементарного теоретического, а не непосредственного, практического поведения.

От результатов этого последнего и зависит, как развернется в дальнейшем моя

деятельность, что я сделаю с обувью, чтобы целесообразно закончить процесс

обувания. Очевидно, я внесу в нее необходимые в данном случае изменения, устраню

препятствия, задерживающие целенаправленность моего поведения,-словом, в

результате теоретического отношения к предмету я сперва осуществлю практические

акты, необходимые для приведения обу-

514

ви в годность, и только после этого возьмусь за осуществление задержанного мною

акта обувания.

Таким образом, вследствие усложнения ситуации процесс импульсного поведения

может задержаться, и тогда наличное звено его, отраженное первично в психике в

процессе осуществляющихся актов поведения, может обратиться в самостоятельный

для меня объект, может выделиться из непрерывной цепи актов практического

поведения и стать предметом моего повторного наблюдения, объектом, на который я

направляю деятельность своих познавательных функций, с тем чтобы получить более

детальное и более ясное его отражение, необходимое для целесообразного

завершения задержанного процесса моего поведения.

В результате этого акта поведение поднимается на более высокий уровень-на

уровень опосредствованного познавательными актами, освобожденного от действия

непосредственных импульсов поведения. Словом, поведение в этих условиях

поднимается на уровень специфически человеческих актов, качественно отличающихся

от всего того, что может дать в обычных условиях своего существования то или

иное животное.

Этот специфический акт, обращающий включенный в цепь деятельности человека

предмет или явление в специальный, самостоятельный объект его наблюдения, можно

было бы назвать коротко актом объективации.

Само собой разумеется, этот акт объективации вовсе не создает впервые предметов

или объектов окружающего нас объективного мира; эти предметы, конечно,

существуют независимо от субъекта и являются необходимыми условиями

возникновения всякого поведения, кому бы оно ни принадлежало. Но сейчас они

воспринимаются субъектом, идентифицируются. Акт объективации имеет в виду

наличие в действительности объектов, на которые можно бы было человеку направить

свои акты, с тем чтобы повторно заметить и в этом смысле объективировать их, а

затем при помощи специальных познавательных функций уяснить себе, что они собой

представляют.

Таким образом, объективация не создает объектов, они существуют в объективной

действительности независимо от наших актов, а обращает наличные объекты в

предметы, на которых мы концентрируем наше внимание или, говоря точнее, которые

мы объективируем.

Если приглядеться к этому процессу, то можно будет сказать, что наше поведение,

которое было включено в цепь последовательных актов отношения к

действительности, как бы "освобождается" из этой цепи, "выключается" из нее и

становится само-

17*

515

стоятельным и независимым процессом. Решающую роль в этом процессе

"освобождения" поведения, поднятия его на более высокий, истинно человеческий

уровень играет, несомненно, акт объективации-акт обращения звена в цепи в

самостоятельный, независимый предмет, на который направляются усилия наших

познавательных функций. Но нет сомнения, что это и есть акт той самой задержки,

остановки, фиксации, который мы наблюдаем в условиях работы специфического

состояния, известного под названием "внимания".

Следовательно, внимание по существу нужно характеризовать как процесс

объективации -процесс, в котором из круга наших первичных восприятий, т. е.

восприятий, возникших на основе наших установок, стимулированных условиями

актуальных ситуаций поведения, выделяется какое-нибудь из них; идентифицируясь,

оно становится предметом наших познавательных усилий и в результате этого -

наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания.

Таким образом, акт объективации является специфическим состоянием, свойственным

человеку,-состоянием, которого лишено животное и на котором по существу строится

все преимущество человека над этим последним, строится возможность нашего

логического мышления.

Нам необходимо специально отметить наличие обоих этих уровней психической жизни

- уровня установки и уровня объективации. В то время как первый из них является

специфическим для всякого живого существа (в частности, в определенных условиях

и для человека), второй представляет собой специальное достояние лишь этого

последнего как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни, как творца

культурных ценностей.

Если приглядеться к первому уровню - уровню установки, то нетрудно увидеть, что

жизнь на этом уровне представляет собой безостановочный поток ряда изменений,

неустанное становление нового: она не знает ничего повторяющегося, ничего

тождественного. Здесь, в плане установки, основным принципом действительности

является принцип становления, исключающий всякую мысль о неизменяемой

тождественности явлений. Мы видели выше, что действительность отражается в

психике лишь в тех своих отрезках, которые необходимы для развития потока

деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей живого

организма. Сама же эта действительность или какая-нибудь из ее сторон остается

целиком за пределами внимания субъекта, она не является его объектом, не

является предметом, специально обращающим на себя его взоры.

516

Словом, становится бесспорным, что действительность в плане установки

представляет собой поле неисчерпаемых изменений, безостановочного движения,

исключающего даже мысль о тождественности в бесконечном ряду явлений. Коротко

говоря, действительность в плане установки представляет собой поле не имеющих

конца, не знающих перерыва изменений.

Другое дело второй план этой действительности, обусловленный принципом

объективации, свойственным лишь этому плану. Как только действительность сама

начинает становиться объектом для человека, она выступает из ряда факторов,

непосредственно обусловливающих поведение человека, и становится самостоятельным

предметом, на который направляется внимание субъекта: иначе говоря, она

объективируется.

На этой основе вырастают мыслительные акты, направленные по возможности на

всестороннее отражение объективированной, таким образом, действительности.

В отличие от отражения в плане установки здесь, в плане объективации, мы имеем

дело с отражением, построенным на основе логического принципа тождества,

необходимого для регулирования актов нашей мысли. А именно: после того как мы

выдвигаем идею одной из сторон объективированного нами отрезка действительности,

нам приходится немедленно перейти к другой, затем к третьей и т. д., пока не

исчерпаем всего предмета, представляющего в данном случае интерес для нас. Но,

переходя от одной стороны к другой, мы вовсе не приближаемся к

удовлетворительному разрешению задачи, если только не допустить, что каждая из

рассмотренных нами сторон сохраняется перед нами в своей неизменной

тождественности, необходимой для того, чтобы мы могли воссоздать из них образ

предмета как целого; мы анализируем и идентифицируем каждую из его сторон в

течение времени, необходимого для того, чтобы завершить построение его как

целого.

Словом, течение нашей психической жизни из живого и активного потока обращается

в объективированную данность -из отрезка жизни становится предметом нашей мысли.

Н. Ф. Добрынин

О ТЕОРИИ И ВОСПИТАНИИ ВНИМАНИЯ1

УПРАЗДНЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Несколько лет назад в буржуазной психологии возникло мнение о необходимости

совсем уничтожить понятие "внимания". Это мнение быстро стало весьма

распространенным и в настоящее время все еще оказывает значительное влияние на

всю буржуазную психологию. Говорить о внимании стало признаком "дурного тона";

считается, что понятие внимания ничего научного не выражает; это понятие

сделалось каким-то архаизмом; его употребление казалось возвратом к ненужным,

изжившим себя понятиям старой психологии. Стало чрезвычайно модным отрицать

всякое содержание в старом понятии внимания. Вместо того чтобы говорить о

внимании, начали говорить о структуре восприятия, о зрительном поле, о сенсорной

ясности, об установке.

Чем было вызвано упразднение столь употребительного в обыденной жизни, да и в

прежней психологии понятия "внимания"? Именно чрезмерная распространенность

этого понятия, его использование где нужно и не нужно, постоянное оперирование

словечком "внимание", постоянные попытки все объяснить на-клеиванием простого

ярлычка послужили причиной попыток совсем упразднить внимание. Исследователи,

возражавшие против понятия внимания, обычно мотивировали это тем, что за данным

понятием прячется все что угодно, что там, где мы не можем объяснить явление, мы

просто апеллируем к термину "внимание"...

...Говорилось о том, что понятие "внимание" лишь удваивает описание психических

процессов, что вместо того, чтобы говорить: "ученик читает книгу", говорилось:

"ученик внимателен к книге"...

...Из всего этого выводилась необходимость утверждать "несуществование"

внимания.

Можно ли согласиться с этим?..

...Нам кажется, что стремление упразднить понятие внимания вытекает из желания

механистически понять человеческую личность, лишить ее всякой активности. А с

другой стороны, как это ни странно, это отрицание активности во внимании порою

является лишь прикрытием признания какой-то высшей внутрен-

Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. -Советская педагогика, 1938,

№ 8.

518

ней силы, прикрытием несомненного идеализма. Механицизм и идеализм сплошь и

рядом уживаются друг с другом.

Так, мы имеем в современной гештальтпсихологии и в направлениях, близких к этой

школе, явные тенденции понять внимание лишь как часть процесса восприятия. Наше

восприятие, по мнению гештальтпсихологии, определяется чисто внешней структурой

зрительного сенсорного поля. Мы соединяем воспринимаемые нами линии, точки,

пятна и штрихи в одно целое в силу законов близости элементов, замкнутости

пространства, спаянности частей, их большей расчлененности и т. п. Этими

законами пытаются объяснить все наше восприятие чисто формальным соотношением

внешних элементов. Структурность, целостность, определяют собою все. Таким

образом, внимание оказывается ненужным, все объясняется этими внешними

формальными отношениями. Получается полная пассивность. Однако возникает вопрос:

чем же объясняются сами эти законы близости, спаянности, замкнутости и т. п.? По

мнению гештальтпсихологии, они ничем далее не объясняются -они сами все

объясняют. Достаточно сказать магическое слово "гештальт", структура,

комплексность, целостность -и тем самым все якобы будет объяснено. Гештальт-

психология, например, категорически возражает против объяснения этой целостности

на основе прежнего опыта, на основе познания реальных вещей с помощью нашей

практики, на основе дальнейшего анализа того, откуда произошли эти структуры,

эти целостные образования, почему они возникли на основе не только их формы, но

и их содержания. Раз структура ничем далее не объясняется, а сам все объясняет,

то мы имеем здесь явно идеалистическую тенденцию, поданную лишь в виде

замазанном, скрытом при первом взгляде. Так механицизм и идеализм, формализм и

идеализм прекрасно уживаются в гештальтпсихологии.

Эта видимая тенденция упразднить внимание как проявление активности нашей

личности есть в сущности попытка не уничтожить внимание, а свести активное

внимание к пассивному, произвольное к непроизвольному. Непроизвольное внимание

выражает нашу пассивность, наше полное подчинение окружающей среде. Среда

получает какой-то фаталистический, все объясняющий, "неизменный" характер. Среда

и личность друг другу противопоставляются. Но все это делается для того, чтобы и

саму среду понять как совокупность каких-то внешних, ничем далее не объяснимых

формальных "структур", а личность понять как совокупность внутренних структур.

Если при этом мы примем во внимание подчеркивание первичного характера наших

ощущений и вторичного характера физических явлений как опосред-

519

ствованных ощущений, что мы имеем в гештальтпсихологии, то идеалистический ее

характер еще более будет заметен.

...Структура не должна быть конечным объяснительным принципом. Она сама должна

быть объяснена. А объяснение это возможно лишь при нашем активном вмешательстве

в жизнь природы и общества. Активность нашей личности несомненна, а отсюда

несомненна и активность нашего внимания. Даже пассивное или непроизвольное

внимание сплошь и рядом является следствием бывшего ранее активного внимания. Мы

никак не можем даже в восприятии понимать внимание лишь как непроизвольное. Мы

относим внимание не только к восприятию, но и ко всей психической деятельности.

Попытки упразднить внимание не на словах, а по существу почти всегда сводятся к

пониманию внимания лишь как непроизвольного. Воля либо совсем выбрасывается из

психологии, либо понимается механистически. Такие попытки мы имеем, начиная с

Кондильяка и до нашего времени. Уже Рибо считал, что самым важным для понимания

внимания является непроизвольное внимание. В сущности и самые последние и модные

теории воли, излагаемые и трактуемые представителем гештальтпсихологии Куртом

Левином, также сводят волю к ряду механических закономерностей, к построению

деятельности человека на основе простых математических законов. Все это попытки

автоматизировать деятельность человека, попытки, которые выражают собой в

конечном счете стремление превратить человека в машину. Однако механизация

человеческой личности, ведущая к пассивному пониманию психической деятельности,

никак не может нас удовлетворить. Правда, механисты стремятся построить точные

закономерности психической деятельности. Они пытаются объяснить эту

деятельность, они пытаются детерминировать ее. Подобное стремление, понятно,

следует всячески приветствовать. Однако это стремление приводит их к ошибкам, к

неправильному пониманию человеческой личности. Нельзя объяснять человеческую

деятельность лишь механическими причинами, нельзя понимать ее только

количественно, нельзя отрицать активности нашего сознания.

Те же буржуазные психологи, которые выдвигали активность на первый план, которые

подчеркивали волевой характер нашего внимания, почти всегда трактовали эту

активность идеалистически, как некую внутреннюю силу, сидящую в нас и не имеющую

никаких дальнейших корней. Все объяснялось вниманием, но само внимание ничем не

объяснялось. И то и другое понимание внимания, конечно, не выдерживает критики.

Мы не можем

520

отрицать активность личности. Активность человека имеет существенное значение

для понимания внимания, но мы должны не только говорить о внимании, но и

объяснять это внимание, объяснять нашу активность. Само понимание, сам этот

термин, конечно, сам по себе ничего не объясняет. Оно также должно быть

объяснено. В этом и заключается задача теории внимания.

Однако отсюда мы заключаем о необходимости построения правильной теории

внимания, а вовсе не об упразднении этого понятия. Хотя это упразднение является

модным, но нам оно кажется неверным. Нам кажется необходимым утверждать наличие

внимания как необходимого свойства нашей психической деятельности. Карл Маркс в

главе V первого тома "Капитала", определяя понятие труда, пишет: "Кроме

напряжения тех органов, которыми выполняется труд, во все время труда необходима

целесообразная воля, выражающаяся во внимании"2. Внимание, таким образом,

является необходимым условием нашей трудовой деятельности.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ ВНИМАНИЯ

Мы имеем множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и

общепризнанными. Тем не менее их разноречивость чрезвычайно велика. Так, один из

крупнейших представителей эмпирической психологии Вильгельм Вундт определяет

внимание как "фиксационную точку сознания"3, как наиболее ясное поле нашего

сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания из зоны

перцепции, т. е. смутного, неотчетливого восприятия, в зону апперцепции, т. е.

ясного и отчетливого сознания. Как видим, здесь подчеркиваются лишь субъективный

характер нашего переживания, его ясность и отчетливость, чего, конечно,

недостаточно. С другой стороны, Вундт понимает апперцепцию как проявление особой

"психической активности". Причинность, по мнению Вундта, в мире психическом

совсем не похожа на причинную зависимость физических явлений. Закон

эквивалентности причины и следствия, закон сохранения энергии, по мнению Вундта,

не имеют никакого отношения к психической деятельности. В последней мы имеем

процесс творческого синтеза, развитие из одной раз начавшейся мысли все большего

и большего числа мыслей без всякого равенства с предыдущим. Он пишет:

"Творческий синтез создает духовные ценности,

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, стр. 189.

Вундт В. Очерки психологии. М., 1912, стр. 178-179.

521

физические энергии суть процессы природы, измеримые величиною механической

работы. Оба принципа принадлежат к абсолютно различным областям воззрения на

вещи"4. Таким образом, объяснение причинных явлений в мире психическом, по

Вундту, носит целевой или теологический характер. Психическая причинность далее

ничем не объясняется. Наша активность является активностью какой-то внутренней

силы, в нас заложенной. Такое идеалистическое понимание психической деятельности

для нас, конечно, совершенно недопустимо...

Другой представитель эмпирической психологии более позднего периода, а именно

американский психолог Э. Титченер, в противоположность Вундту, определяет

внимание как свойство ощущения, как "сенсорную ясность". Эта сенсорная ясность,

т. е. выступление того или другого ощущения с большей или меньшей силой, по

мнению Титченера, есть одно из основных свойств ощущения, подобно таким

свойствам, как качество, интенсивность и длительность. Он пишет: "Ясность -это

качество, которое дает ощущению его особенное положение в сознании: более ясное

ощущение господствует над другими, держится самостоятельно и выделяется среди

них; менее ясное подчинено другим ощущениям и сливается с фоном сознания"5.

Титченер считает, что ясность ощущения обусловливается нервным

предрасположением, тогда как качество ощущения обусловливается нервной

дифференциацией. Хотя определение Титченера и является на первый взгляд прямой

противоположностью вундтовскому пониманию, но в них есть общие черты. Титченер

подчеркивает биологический характер внимания, он как будто отрицает активность

личности вместо особого принципа апперцепции, введенного Вундтом, он пишет о

ясности как простом свойстве ощущения. Но это свойство выражает ведь

преобладание ощущения в сознании, т. е. не внешнее, а внутреннее его качество,

зависящее от субъекта, от "предрасположения" его нервной системы. Подчеркивание

нервного момента в ясности, т. е. во внимании, является, конечно, ценным. Но

объяснения этому "предрасположению" Титченер не дает. Он скорее описывает, чем

объясняет явление. К тому же личность и ее активность как бы совсем исчезают.

Поэтому и описание Титченера имеет в значительной степени механистический

характер.

Также якобы биологический характер носит определение внимания у известного

психолога Эббингауза. Последний считает

4 Вундт В. Основы физиологической психологии. Вып. I -П. СПб., 1880-1881,

стр.

901. 1 Титченер Э. Б. Свойства ощущения. Учебник психологии. М., 1914, стр.

43.

522

внимание выбором или отбором, получающимся в результате поддержки одного

нервного возбуждения и торможения всех остальных6. Такое объяснение могло бы

быть принято, если бы были выяснены причины, отчего происходит поддержка этих

возбуждений и торможение других. Но это объяснение должно было бы опираться на

правильное понимание личности человека, личности, живущей в определенных

социальных условиях и специфически выражающей определенные классовые интересы.

Такое понимание чуждо буржуазной психологии.

Другой представитель так называемой "эмпирической психологии", Георг Мюллер,

считал недостаточным понимание внимания только как свободного протекания

возбуждений и торможения всех прочих возбуждений. Он полагал, что раздражение

вызывает возбуждение, доходящее до коры больших полушарий, затем возбуждение

идет обратно к периферии, к органу чувств, чем это периферическое раздражение

поддерживается и усиливается. Таким образом, внимание является как бы "сенсорной

поддержкой" ощущения. Внимание понимается Мюллером, следовательно, как какой-то

добавочный механизм. Трудно пока утверждать что-нибудь вполне определенное об

этой гипотезе. Но если даже мы имеем какое-то добавление или усиление к

наличному ощущению, все же не оно составляет сущность внимания. Ведь это

"сенсорное добавление" будет поддерживать уже отобранные впечатления, и,

следовательно, вопрос снова, как и у Эббингауза, сводится к процессу отбора или

выбора впечатлений.

...Если мы обратимся к нашим советским психологам, то и здесь найдем самое

разнообразное понимание и самую различную трактовку понятия внимания. Возьмем

хотя бы для начала определение П. П. Блонского в его "Психологических очерках".

Подчеркнув, что выражение внимания и страха почти одинаково, что "внимание и

страх-два слова, обозначающие один и тот же моторный симптомокомплекс", только

страх более интенсивно выражен, что "страх с этой точки зрения есть максимально

выраженное внимание"; отметив затем все же, что страх есть эмоция, чувство, а во

внимании элемент чувства отходит на задний план, П. Блонский определяет далее

внимание как "преобладание симнатикотонических рефлексов над ваготоническими",

как "максимальное бодрствование"7. Трудно придумать большее биологизирование

психического, отрицание его специфики. Всякое содержание психической

деятельности совершенно исчезает,

6 Эббиигауз Г. Основы психологии, кн. 4, гл. I. СПб., 1911, стр. 147-182.

7 БлонскийП.Н. Психологические очерки. М., 1927, стр. 127.

523

и получается чисто формальное определение, связанное даже с биологической точки

зрения с нашими низшими функциями, даже не с корой больших полушарий, а с

вегетативной нервной системой. Впрочем, на этом не может остановиться и сам

автор, и он должен сейчас же добавить, что "внимание есть преимущественно

кортикальное явление". Из этого противоречия он пытается в дальнейшем выйти

путем признания того, что "внимание, вероятно, есть по своему происхождению

подкорковый процесс, а по самому своему существу в развитом виде -кортикальный

процесс". Однако и это мало спасает данное определение, так как даже активное

внимание Блонский понимает чрезвычайно биологически и механистически. Так, по

его мнению, "когда мы говорим об активном внимании, мы, собственно говоря, имеем

в виду определяемость установки органов чувств мыслью"8. Итак, наше активное

внимание есть просто только определенная "установка" органов наших чувств.

Чрезвычайно куцее и до крайности биологическое определение внимания! В сущности,

само внимание как таковое совсем исчезает.

Совсем другое определение внимания дает К. Н. Корнилов. Правда, он также исходит

из установки или рабочей позы организма, также выделяет как один из основных

моментов установку органов чувств. Он считает, что "объективно это обычно

выражается в необходимом приспособлении тех или иных органов тела для наилучшего

восприятия объекта". Однако этим внимание не ограничивается, субъективно оно

сводится прежде всего к выделению данного объекта из ряда других или, как

называют иногда некоторые из психологов, к ограничению поля сознания и затем к

интенсивному сосредоточению мыслей на данном объекте, для того чтобы наиболее

ясно и отчетливо воспринять его. Мы не склонны были бы понимать выбор лишь как

субъективное состояние и противопоставлять "установку" и внимание как две

"стороны" одного и того же процесса. Нам кажется, что выбор выражается и в

установке как проявлении этого выбора, а вовсе не является только "субъективной

стороной" внимания. Но и само понимание выбора, а с ним вместе и всего процесса

внимания нам кажется недостаточным. К. Н. Корнилов пишет: "Вот эта-то

психическая функция, которая заключается в выделении и сосредоточении нашего

сознания на одном или нескольких объектах внешнего мира или наших

представлениях, и называется вниманием". Выбором и сосредоточением нашего

сознания на наших восприятиях, как нам кажется, наше

8 Блонский П. П. Психологические очерки, стр. 132. 524

внимание не ограничивается. Мы склонны считать, что внимание есть направленность

всей нашей деятельности, а не только процесса восприятия. Определение К. Н.

Корнилова представляется нам слишком статичным, неподвижным. Выбор объекта и

остановка на нем понимается им как особый процесс, отдельный от всей прочей

деятельности. Отсюда и получается, что, по мнению К. Н. Корнилова, у участников

игры в футбол мы имеем "неустойчивое внимание, т.е. непрерывно изменяющееся".

...Понимание внимания как неподвижного статического выбора противоречит самому

обычному употреблению этого слова. Поэтому вместо выбора мы склонны говорить о

направленности нашей деятельности. Понятие направленности включает, понятно, в

себя и выбор. Но мы понимаем выбор как протекание нашей деятельности в

определенном русле, а вовсе не полную неподвижность этой деятельности. Таким

образом, внимание, по нашему мнению, не есть только выбор объекта нашего

восприятия, а выбор всей нашей деятельности на данный отрезок времени, выбор,

выражающийся в самой этой деятельности. Что же касается нашей рабочей позы и ее

изменений, то она лишь проявляет вовне эту направленность и сосредоточение нашей

деятельности, но отнюдь не исчерпывает ее. С этой точки зрения внимание вовсе не

является "субъективной" стороной "установки", как это можно понять из описания

К. Н. Корнилова. Внимание именно и есть направленность и сосредоточение нашей

психической деятельности. Поскольку же наше сознание никогда не бывает

неподвижным, содержание нашей направленности все время несколько изменяется. Но

эти изменения не должны быть столь большими, чтобы изменить общее русло

протекания всей деятельности. Тогда мы говорим об устойчивом внимании. Когда же

изменяется вся направленность, тогда мы говорим об изменении внимания. Так,

когда учащийся решает математическую задачу и записывает ее решение, мы говорим

об устойчивости его внимания, хотя его мысли, может быть, переходят от одного

условия задачи к другому; они не останавливаются, а непрерывно текут,

развиваются, изменяются, а его рука пишет различные буквы и цифры, т. е.

"объекты" его восприятия все время изменяются. Когда же он не может

сосредоточиться и от решения задачи отвлекается посторонними мыслями и

действиями, тогда мы говорим о неустойчивости его внимания.

Наконец, мы встречаемся с определением понятия внимания в "Основах психологии"

С. Л. Рубинштейна, одной из последних по времени выхода книг советской

психологии. С. Л. Рубинштейн считает, что "поле нашего сознания не плоскостно.

525

1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   71


написать администратору сайта