[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия. Ноу московский психол огосоци ал ьн ы и институт
Скачать 4.56 Mb.
|
нюансах: о взгляде, движении руки, паузе, вздохе, о мимолетном чувстве, желании, страсти, мысли и т.п. Задав вопрос, следите за реакцией на него. Если под влиянием ответов вы почувствуете, что в вас вспыхнуло творческое состояние, что вы сами хотите сыграть тот или иной момент, ^прекращайте упражнения и отдавайтесь творческому импульсу. Конечная цель всякого упражнения (как и всего предлагаемого метода) есть пробуждение творческого состояния, умение вызвать его произвольно. Переходите к упражнениям, развивающим гибкость вашего воображения. Возьмите образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте его превратиться в другой: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний, осенний и снова зимний и т. п. То же с фантастическими превращениями: заколдованный замок постепенно превращается в бедную избу и наоборот; старуха нищенка превращается в красавицу ведьму; волк -в царевича; лягушка - в принцессу и т. п. Продолжайте это упражнение с образами, находящимися в движении: рыцарский турнир; пламя лесного пожара; возбужденная толпа; бал; фабрика; железнодорожная станция и т. п. Следующая стадия упражнения: через внешние проявления образа увидеть его внутреннюю, интимную жизнь. Например: король Лир в пустыне; король Клавдий в сцене молитвы; Орлеанская дева в момент откровения; муки совести Бориса Годунова; восторги и отчаяния Дон Кихота и т. п. Наблюдайте образы, пока они не пробудят ваших творческих чувств. Не торопите результатов. 759 Теперь вам следует научиться отказываться от первых созданных вами образов, добиваясь все более совершенных. Держась боязливо за уже созданный вами, хотя бы и хороший, образ, вы не найдете лучшего. Лучший образ всегда готов вспыхнуть в воображении, если вы имеете смелость отказаться от предыдущего. Проработайте в деталях образ из пьесы, литературы или истории. Изучите его. Откажитесь от него и начните всю работу сначала. Если вы заметите, что лучшие черты первого образа продолжают жить в вашем воображении, вливаясь во второй образ, примите их. Проработав второй образ, откажитесь и от него, сохранив его лучшие черты. Делайте это упражнение все с тем же образом, пока это доставляет вам художественное удовлетворение. Начните сами создавать и прорабатывать в деталях образы людей и фантастических существ. Репетировать в воображении Хорошо развитое, подчиненное вашей воле воображение может стать для вас одним из самых продуктивных способов репетирования. Еще до того как началась ваша регулярная работа на сцене с партнерами, вы можете систематически проигрывать вашу роль исключительно в воображении. Положительная сторона таких репетиций заключается в том, что без фактического участия вашего тела и голоса, без внешних затруднений, связанных с партнерами и мизансценами, вы можете целиком отдаться игре, как вам подсказывает ваша творческая интуиция. Но и позднее, уже во время работы с режиссером и партнерами, вы можете в часы, свободные от общих репетиций, продолжать вашу игру в воображении. Теперь вы вносите в нее советы и указания режиссера, мизансцены и игру ваших партнеров. И хотя то, чего вы можете достигнуть, играя таким образом, может оказаться неизмеримо богаче и тоньше всего, чего вы можете достигнуть, репетируя на сцене, однако многое из того, что вам удалось создать в воображении, перейдет постепенно и в вашу фактическую игру на сцене. Благодаря тому что ваше тело, оставаясь пассивным и свободным в то время, как вы репетируете в воображении, получает тонкие импульсы, исходящие из ваших переживаний, оно прорабатывается не меньше, чем во время репетиций на сцене. Оно готовится стать телом вашего образа, усваивает его характер и манеру движений. Пробужденные вашим воображением творческие чувства, проникая в тело, как бы ваяют его изнутри. Найдиффер Р. М. ВНИМАНИЕ В СПОРТЕ1 Многие из высококвалифицированных спортсменов обладают способностью к произвольной концентрации внимания, о которой большинству из нас приходится только мечтать. Вероятно, каждый может припомнить такие ситуации, когда его сознание полностью сосредоточивалось на каком-то одном предмете, явлении и все остальное в данный момент как бы переставало существовать. Однако в большинстве случаев это происходит непроизвольно и не требует волевого усилия. И хотя сосредоточение внимания на выполнении спортивных действий исключительно важно, оно также может быть не только произвольным, но и бессознательным. Например, выдающиеся каратисты выполняют целый ряд атакующих приемов с огромной скоростью и точностью. Естественно, они не могут сознательно концентрировать свое внимание на каждом приеме. Более того, совершенно очевидно, что слишком сильная концентрация сознания на каком-то объекте или действии в соревновательной ситуации привела бы к тому, что из круга внимания выпадали бы другие важные для контроля объекты. Особенно это мешает представителям командных игровых видов спорта, где спортсмен должен не только сосредоточиваться на выполнении точного удара или паса, но и постоянно следить за перемещениями партнеров и противников. Поэтому тренеры, формируя у молодых спортсменов навыки управления вниманием, должны добиваться умения фокусировать сознание на главном в данный момент объекте и одновременно контролировать так называемым фоном внимания другие важные объекты и действия. Такое распределение внимания особенно важно в командных спортивных играх (например, в баскетболе). Объем внимания Большинство из нас хорошо представляют себе узкое и широкое внимание. Первое - это внимание, которое мы проявляем, сосредоточенно читая книгу и не замечая ничего вокруг. Ко второму виду относится то внимание, с которым мы управляем автомобилем, следя одновременно за уличным движением и ведя беседу с сидящими рядом товарищами. В первом случае внимание имеет более полную (хотя и более узкую) концентрацию, во втором же оно не Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979. 761 столь интенсивно и выполняет как бы сторожевую функцию, включаясь на полную мощность лишь в критических ситуациях. В спорте мы имеем дело с проявлениями внимания и первого и второго видов, однако наиболее распространенным и полезным в соревновательных ситуациях (особенно в игровых видах спорта) является широкое внимание. Способность человека контролировать одновременно несколько объектов и явлений определяет большой объем внимания. Сосредоточенность внимания Кроме объема внимания существует еще такое важное свойство, как сосредоточенность внимания. Дело в том, что в различные моменты времени внимание может быть направлено на различные внешние объекты, внутренние ощущения, переживания или мысли. Например, вы можете сосредоточить внимание на работе своего сердца или на решении тактических задач. Важнейшим качеством спортсмена в данном случае является его способность быстро переключать внимание с внутренних ощущений на внешние события, которые необходимо учитывать при выполнении спортивных действий. Причем в идеальном случае должно соблюдаться правильное соотношение между контролем за внешними и контролем за внутренними объектами. Нарушение этого баланса имеет нежелательные последствия. Так, спортсмен, неспособный быстро переключиться с внутренних переживаний и мыслей на внимательный контроль за внешними событиями, будет часто опаздывать с восприятиями замысла партнеров. В свою очередь, спортсмен, полностью "включенный" во внешнюю обстановку соревнований, как правило, теряет способность к трезвому самоконтролю и решению сложных тактических задач. Наиболее важным для спортсмена высокого класса является доведенный до автоматизма навык в каждой соревновательной ситуации концентрировать сознание на наиболее важном в данный момент предмете, действии, ощущении, не упуская остальные важные детали из поля внимания. Особенно сложно "приучить" внимание безотказно переключаться с наиболее важных внутренних объектов на внешние, сохраняя нужный объем и необходимую сосредоточенность в напряженной психологической обстановке соревнований, т. е. под воздействием стресс-факторов. Дело в том, что стресс-факторы напряженных соревновательных ситуаций, воздействуя на недостаточно эмоционально устойчивых спортсменов, парализуют в первую очередь именно их внимание. Спортсмены теряют способность переключать его, регулировать направленность и объем, оно часто как бы останавливается на меша- 762 Широкий А Тренер ;S S IV Виды на выносливость Тяжелая атлетика Толкание ядра Футболист II III Боуминг Гольф Узкий Рис. 1. Типы внимания ющих навязчивых мыслях, переживаниях и не может быстро обеспечивать спортсменов необходимой для оперативных решений информацией. Для развития внимания и оценки его особенностей полезно, чтобы после соревнований спортсмен сам охарактеризовал наиболее успешные моменты своего выступления и неудачи. Рекомендуется также незадолго до предстоящих соревнований продумывать, на что направить основное внимание и что будет контрольным фоном, если в ходе соревнования возникнет та или иная ситуация. Сочетание объема и сосредоточенности внимания Я хочу подчеркнуть важность правильного выбора объема и сосредоточенности внимания в каждый конкретный момент соревнования. Попытаюсь наглядно проиллюстрировать это схемой (рис. 1), где объем внимания отсчитывается по вертикальной линии, а сосредоточенность (внешняя, внутренняя) -по горизонтальной. Если вы обладаете большим объемом внимания вообще (или в данный момент), ваша отметка по вертикали будет приближаться к точке А. Если вы к тому же сосредоточены на внутренних переживаниях и мыслях, то ваша точка на горизонтальной линии сдвинется к точке В. Значит, результирующая точка (интегральный показатель) расположится где-то в левом верхнем сегменте между точками А и 763 В и будет характеризовать одновременно объем и сосредоточенность вашего внимания. Такая шкала в зависимости от задачи исследования может характеризовать как основные особенности внимания каждого конкретного спортсмена, так и ситуативное состояние его внимания (в данный конкретный момент). Представленная схема позволяет отнести каждого спортсмена к одному из четырех типов (т. е. разместить его в одном из четырех отсеков) внимания (в данный конкретный момент): широкое с внутренней сосредоточенностью, широкое с внешней сосредоточенностью, узкое с внутренней сосредоточенностью и узкое с внешней сосредоточенностью. Первый тип внимания отличается большим объемом и внутренней направленностью. Под его контролем находится в основном внутренний мир атлета (ощущения, чувства, мысли). Если внимание такого типа является не ситуативным, а устойчивым, то можно сказать, что для представителей большинства видов спорта это неблагоприятно, так как затрудняется контроль за внешними объектами. Однако такой тип внимания является положительным для тренера, которому необходимо уметь сосредоточиваться, одновременно оценивая несколько возможных решений и влияющих на них факторов. Второй тип внимания характеризуется большим объемом и внешней сосредоточенностью. Он благоприятен для спортсменов, которым необходимо принимать быстрые решения с учетом целого ряда внешних факторов. Это в первую очередь представители командных спортивных игр, особенно защитники и разыгрывающие игроки. Третий тип внимания отличается небольшим объемом и внешней сосредоточенностью. Такое внимание особенно незаменимо в тех случаях, когда нужно реагировать всего на несколько объектов или движений, но принимать решения очень быстро (во всех видах единоборств, в играх, особенно в теннисе). Четвертый тип внимания характеризуется небольшим объемом и внутренней сосредоточенностью. Он имеет большое значение в видах спорта циклического характера с преимущественным проявлением выносливости (например, в беге на длинные дистанции или в плавании), где очень важно уметь точно оценивать свое физическое состояние, степень утомления, запас сил и, сопоставляя эти ощущения с требованиями конкретной соревновательной ситуации, регулировать темп прохождения дистанции. В повседневной жизни большинство из нас, чувствуя усталость или болевые ощущения от тяжелой работы, старается, если это возможно, прекратить ее. Эти неприятные ощущения являются сторо- 764 жевым сигналом организма, предупреждающим, что дальнейшее напряжение может оказать на него неблагоприятное воздействие. Однако в спорте высших достижений данный сигнал вступает в контакт с установкой спортсмена на необходимость продолжать интенсивную работу. При этом достаточно тренированный организм в большинстве случаев не подвергается опасности перенапряжения, но для этого атлет должен очень тонко знать свой организм и уметь правильно оценивать поступающие от него сигналы. Большую роль в таких случаях играют самовнушения и самоприказы, когда спортсмен "желания" организма ("я не могу больше") подчиняет стоящей перед ним задаче ("я должен"). Опытные спортсмены имеют в своем арсенале различные индивидуальные формулировки самоприказов и мысленные образы, помогающие им преодолевать усталость и болевые ощущения в наиболее трудные моменты тренировок и соревнований. Так, выдающийся американский пловец, семикратный чемпион Олимпийских игр в Мюнхене 1972 г. Марк Спитц на вопрос журналиста о том, как ему удается заставлять себя преодолевать на тренировках многочисленные отрезки дистанции, ответил весьма своеобразно. Он сказал: "Когда мне становится особенно тяжело и хочется прекратить тренировку, я представляю себе, что в каждом конце бассейна меня ждет с распростертыми объятиями красивая девушка". Несмотря на шутливость этого заявления, оно говорит о том, что приемы самовнушения для преодоления усталости могут быть самыми разнообразными и должны быть максимально индивидуализированы. По предложенной схеме типов внимания каждый может отыскать свою точку на вертикальной и горизонтальной линиях. Эта точка будет интегральным показателем объема и сосредоточенности внимания. Естественно, что объем и особенно сосредоточенность внимания-величины непостоянные, даже на протяжении короткого времени. Однако у спортсмена высокого класса специфика его спортивной деятельности будет накладывать существенный отпечаток на развитие именно тех особенностей внимания, которые необходимы для достижения успеха в специализируемом виде спорта. Вместе с тем различные соревновательные ситуации могут требовать от спортсмена смены типов внимания. Так, например, игрок в гольф должен уметь не только концентрировать свое внимание на точном выполнении удара по мячу, но и одновременно учитывать такие факторы, как дистанция удара, сила ветра, плотность воздуха, а также собственное физическое самочувствие. 765 Спортсменов с преимущественным развитием внимания большого объема и внутренней сосредоточенности можно отнести к людям аналитического склада ума. Как правило, они способны перерабатывать большой объем информации, предварительно мысленно представляя и анализируя возможные ситуации предстоящих соревнований. Такие спортсмены умеют делать выводы из совершенных ими ошибок и редко повторяют их. Стиль их соревновательных выступлений отличается пластичностью и может произвольно регулироваться в зависимости от ситуации. Спортсмены, обладающие широким внутренним вниманием, обычно анализируют не только свои действия, но и действия противника, прогнозируя и заблаговременно учитывая его игровое поведение. Однако такой тип внимания может таить в себе и определенные недостатки. Спортсмены с чрезмерной склонностью к анализу не всегда способны быстро переключить внимание на внешние объекты. Это затрудняет их реакцию на неожиданные действия противника или партнера. Все мы неоднократно видели футболистов, которые, увлекаясь демонстрацией индивидуального мастерства, |