Главная страница

колокольность урок. Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве


Скачать 110.5 Kb.
НазваниеКолокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
Дата26.09.2022
Размер110.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаколокольность урок.doc
ТипКонспект
#697456

Конспект урока по музыке для 5 класса

Тема: «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»

  • музыки: картиной  И. Левитана «Вечерний звон», с песней

А. Алябьева «Вечерний звон».

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация и актуализация знаний

Слайд 1.

Звучит «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского (фрагмент)

-Ребята, ваши впечатления? Что вы увидели, когда  слушали эту музыку? Какая картина встала в вашем воображении? (Рассвет, восход солнца, начало нового дня…)

Слайд 2 (Портрет М.П.Мусоргского)

«Рассвет на Москве-реке» - так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере « Хованщина».

Всему русскому народу о многом говорят слова: «9 мая – день Победы». А в ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной Войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучало произведение «Рассвет на Москве-реке». Создавалось впечатление, что М. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет дня Победы, новой мирной жизни.
А что ещё было слышно, кроме инструментов симфонического оркестра, когда звучало произведение М. Мусоргского?
(Могучее, тревожное звучание большого колокола…Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола…)

Слайд 3 Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса.

Колокольные звоны

плывут над Россией,

Разгоняя все беды,

над раздольем летят.

Колокольного звона

не сыщешь красивей,

Об истории русской

звоны те говорят.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о колоколах)

- А как звучит тема нашего полугодия? (Музыка и изобразительное искусство)

- Значит в каких видах искусства мы будем с вами рассматривать колокольные звоны? («Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»)

Слайд 4

- Ребята, а вы всё знаете об истории колокола, когда он появился, какие существуют колокольные звоны и когда они звучат? (нет)

- В таком случае, какие мы поставим цели сегодняшнего урока? (узнать, где и когда появился колокол, какие бывают колокольные звоны, т.е. сформировать знания о колоколах и истории их появления).

- В каких видах искусства, исходя из темы урока, мы будем с вами рассматривать колокольные звоны?

(на примерах музыкального и изобразительного искусства).

Слайд 5

Итак, цель нашего урока – сформировать представление об истории колокольного звона, рассмотреть его образы в искусстве, значение колоколов в жизни России.

III. Изучение нового материала.

- Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева - било (от слова "бить").

Слайд 6.

Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.

Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.

Точная дата появления колоколов неизвестна, неизвестно имя изобретателя.

Обычай звонить в колокола пришел на Русь с Запада. В первые века христианства громкий звук колокола был неприемлем, так как собрания проходили тайно, ведь христиан преследовали.

Есть предание, которое связывает появление колоколов в Европе с именем епископа Павлина Нольского

По легенде, епископ Павлин по дороге в монастырь устал и прилег отдохнуть в поле. Во сне он увидел чудесно звенящие, напоминающие ангельские голоса полевые колокольчики, звуками которых и был разбужен. Он же и повелел отлить первые европейские колокола, взявшие для себя форму всем известного цветка

Паулин не мог забыть ангела с колокольчиками, и пришла ему мысль - сделать большой колокольчик и повесить повыше, на башенке храма. Однажды утром из храма раздался колокольный звон, и люди, услышав его, побросали свои дела и поспешили в церковь. Звонил колокол над городом, Дом Божий наполнялся народом, а епископ Паулин - радовался. С тех пор храм никогда не пустовал".

- Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XII - III веках до н.э., по другим - в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда по преданию епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон - ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе - кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).

Много веков люди верили в чудесную силу колоколов. Колокола собирали воинов в поход, оглушительным трезвоном начинали праздник, помогали завоевывать или отстаивать города.

Колокольным звоном наши предки ограждались от эпидемий и пожаров, от многих недугов и болезней. До появления на европейском Севере маяков навигационными ориентирами использовались звонницы, колокола которых в туманную или штормовую погоду предупреждали своим звоном проходящие суда. У поморов такие колокола прозывали "вещунами".

- Так откуда же взялось слово "колокол"? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово "колокол" образовалось от старинного русского слова "коло", что означает "круг", "чаша".

Слайд 8

И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.

- Ребята, а кто из вас знает, как называется место, в котором находятся колокола? (Звонница) (Слайд 9)

- А как называют людей, которые звонят в колокола? (Звонарь) (Слайд 10)

- Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

Издавна на Руси колокольные звоны отмечали торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение. У каждого звона свой ритм. Главное в колоколах - это ритм.

Самые лучшие колокола отливали в России. Мастера делали большие наборы колоколов разного размера, строя, силы, что давало возможность играть яркую музыку (слайд).

Сохранились имена самых известных мастеров

Филипп Андреев

Емельян Данилов

Андрей Чохов

Флор Терентьев

Михаил и Иван Моторины (Царь-Колокол)

История. Царь колокол –

Учитель: Особое место среди всех в мире колоколов занимает «Царь колокол». Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Моторин со своим сыном.

Подготовительные работы затянулись надолго. Колокол стал самым большим в мире, весил он 200 т, но так ни разу не прозвучал. Всему виной большой пожар в Москве, который охватил и Кремль. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин и от него откололся кусок весом 11, 5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал ни кому не нужен. Почти 100 лет пролежал колокол в земле, и только в 1834 г. его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней. И по сей день стоит Царь-колокол на этом месте.
Если кто-то из вас захочет по подробнее узнать о Ц.к , о его создании и трагической судьбе, то сможет найти эту информацию в интернете и сделать нам небольшой доклад на следующий урок

Слайд 11

- В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие - благовестники, средние и малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.

- Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.

Слайд 12

  • Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. (Слушание) (неспешность, умиротворение)

Слайд 13.

  • Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним. (Слушание) отчаяние, страх, волнение, призывность)

Слайд 14

Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным. (Слушание) (будни, размеренную жизнь, так как звоны идут не часто, на разные голоса

Слайд 15

  • Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами. (Слушание) (праздничные, торжественные, частые, взволнованные)

- Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

IV. Физминутка «Дружные колокола».

- Ребята, а давайте сейчас попробуем с вами изобразить звонницу, в которой вы будете в роли колоколов, а я буду звонарем.

Слайд 16

1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;

2 ряд - средние колокола - «Бим- бом»- движение руками;

3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.

  • Дирижёр руководит.

  • Попевка 1 ряд – большой колокольчик (на звуке «До», половинной нотой поют «Бом»)

2 ряд – маленький колокольчик (на звуке «Соль» двумя восьмушками поют «Дили»

Я –бубенцы (на «Ми» пою двумя восьмушками «Были-будем»)

V. Анализ художественных и музыкальных произведений

- Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. О колоколах, колокольных звонах написано много песен. Они запечатлены на полотнах художников. О них слагались легенды и сказания. Колокольный звон мы слышим и в стихах поэтов. Послушайте стихотворение С.Есенина, написанное под впечатлением колокольного звона:

Колокол дремавший разбудил поля.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздаётся голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

  • Если мы заговорили о святом торжестве, то в честь этого светлого праздника ещё в начале ХХ века русский композитор Рахманинов Сергей Васильевич написал сюиту для двух фортепиано из 4 частей.

10 слайд – портрет Рахманинова

  • Навеяна она ему воспоминаниями детства и связана с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгороского Софийского собора.

11 слайд – Софийский собор

(звучит запись 4 ч. Сюиты Рахманинова)

12 слайд – иконы Воскресения Христова

  • Какие инструменты звучали в этом эпизоде?(2 фортепиано)

  • Что вам напоминает звучание фортепиано? (раскаты колоколов, трезвоны)

  • Какому православному празднику посвятил произведение Рахманинов, назвав 4 часть «Светлый праздник»? (Пасхе, Воскресению Христову)

  • В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ.

- А можем ли мы услышать звуки в картине художника? (Ответы)

Слайд 17.

- Перед вами картина Исаака Левитана «Вечерний звон»?

Учитель: Рассмотрите картину. Что вы видите на картине?

Дети: Реку, лодку, лес, на берегу церковь.

Учитель: Какое время суток изображено?

Дети: Вечер.

Учитель: Какие цветовые тона использовал художник - яркие или приглушенные?

Дети: Приглушенные.

Учитель:  Какие линии - прямые или волнистые?

Дети: Волнистые, плавные

Учитель:  В картине изображено движение или она неподвижна?

Дети: В картине как будто всё остановилось: ни ветра, ни волн.

Учитель: А почему же она носит музыкальное название? Попробуем в своем воображении «оживить» картину. Что в ней  «зазвучит», какие звуки вы услышите?

Дети: в картине можно услышать звуки природы : пение птиц, шелест травы, листьев на деревьях, колокольный звон  - благовест.

Учитель: Какое настроение передает нам художник?

Дети: спокойное, умиротворенное.

- Я вам предлагаю стать композиторами и попробовать создать музыкальный портрет вашего будущего произведения по этой картине. Воспользуйтесь эмоциональным словарём и каждый предложите свой вариант. Посмотрите на картину и подумайте, какая бы музыка больше всего была бы ей близка и созвучна. Как бы она звучала?

(Уч-ся обдумывают ответы)

Учитель на доске выписывает ответы детей.

- Ребята, все согласны с полученным эмоциональным окрасом нашего музыкального произведения по картине?

(Ответы)

- Я хочу предложить вам послушать одну песню и ответить на вопрос: «В чём сходство или отличие этой песни от картины Левитана?»

(Слушание песни «Вечерний звон»)

-Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)

-В какой момент это происходит? ( в начале и в конце фрагмента)

-Как вы думаете , как называется песня? (« Вечерний звон» )

- Да, это песня «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы - музыку написал русский композитор  Александр  Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни  создал  английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык  ярославский поэт Иван Козлов.

- Какой характер носит эта песня(используйте словари)?

- А с помощью каких средств музыкальной выразительности показывает нам композитор характер этой песни?

Темп- медленныйДинамика – тихая, мелодия – плавная, напевная; ритм – равномерный; тембр – звучат женские и мужские голоса, песню исполняет хор в стиле а капелла.

- Чем похожи эти произведения?

-(Общие черты: одинаковое название; созданы русскими авторами; близки по настроению; звон колоколов)

-Какова основная тема этих произведений? (Красота русской природы; любовь к Родине)

Музыка созвучна картине. Она такая же спокойная, тихая, как сам пейзаж. Их объединяет разнообразие оттенков, мягкий тембр голоса и красок. В картине И.Левитана плавные, гибкие, выразительные линии, как и сама музыка. Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами.

Вывод:

Для нас, россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и любовь к Родине, и наука, и песни, и душа народа. Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют. Где бы это не происходило – у храма или в концертном зале…

И композиторы и художники, чтобы их произведения были близки и понятны, приносили людям добро и радость часто изображают колокола, как символ нашей Родины.

V. Вокально-хоровая работа.

- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся передать этот образ Родины, красоты родного края, необъятный простор русской земли. И сделаем мы с вами это при помощи «Песни о России» поэта Ольги Высотской и композитора Владимира Локтева.

Слайд 18.

VI. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Чему он был посвящён? (колокольным звонам)

- Колокол – это символ чего? …. (России)

- В каких творениях человека отразилась красота звучания колокола? (Музыка, живопись)

- На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России привлекает … добро
- В Европе колокола поют, а в России… звонят.
- Основное средство выразительности колокольного звона -… ритм, Слайд 19.
И если соединить получившиеся слова, образуется такое предложение – колокольные голоса России звонят добром, чаруя своим ритмом.

- Домашнее задание: найти в интернете музыкальные произведения и произведения живописи, в которых отражены колокольные звоны.
- На столе у вас лежат разноцветные колокольчики.

Слайд 20.

«Розовый» - это отлично. «Оранжевый» - не знаю. «Зелёный» - плохо.

- Какую бы оценку вы поставили нашему уроку?

- Достигли мы с вами целей нашего урока?

- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?

Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.

- Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Если вам светло и радостно после нашего урока, выходя, позвоните в колокольчик.

До новых встреч!

Слайд 21.

(Клип песни «Колокола России»)


написать администратору сайта