Гауф. гауф. Новеллист и сказочник, Вильгельм Гауф родился в немецком Штутгарте в 1802 году, 29 ноября
Скачать 25.71 Kb.
|
(2) Великий немецкий писатель, новеллист и сказочник, Вильгельм Гауф родился в немецком Штутгарте в 1802 году, 29 ноября. Детство и юность Гауфа прошли в доме отца матери, и своё первое образование Вильгельм получил из библиотеки деда, где он проводил всё своё свободное время, читая книги известных классиков. В 1818 году Гауфа отправляют учиться в монастырскую школу. После её окончания, в 1820 году, он поступает в Тюбингенский университет, который в 1824 году заканчивает с учёной степенью доктора философии и теологии, тогда же начал писать. Гауф устроился репетитором в семью военного министра и стал наставником его детей.Именно для детей барона фон Хюгеля были написаны его — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Осенью 1827 года в ноябре Вильгельм Гауф умер. Причина смерти — брюшной тиф. Вхождение Гауфа в литературу было быстрым: с 1824 года, когда он опубликовал свои первые литературные произведения, до 1827 года, Гауф написал большое количество произведений в самых разных жанрах - от тонких текстов до едкой сатиры. Это не считая многочисленных статей и обзоров в газетах и еженедельниках. (3) Вильгельм Гауф попытался на основе сказочных традиций различных народов создать совершенно особый тип литературной сказки — фантастико-аллегорические новеллы, объединенные в циклы. Для него прежде всего важны традиции восточных сказочников, закрепленные в сборниках «Тысячи и одной ночи», и немецкие предания и поверья, которые он преобразует в сказочные сюжеты. (4) Первый том сказок автор сопроводил предисловием, где объясняет свой взгляд на законы жанра. В соответствии с ними он насыщает свои произведения восточной экзотикой, уводит читателей далеко от тех мест, где они живут, рассказывает никогда не слыханные истории об испытаниях и победе Маленького Мука, о любопытстве Халифа- Аиста, которое едва не стоило ему расставания с человеческим обликом, но и помогло обрести любовь, понять, кто чего стоит в этом мире. Не менее увлекательны и другие сказки этой книги. (5) В последовавших вслед за первым еще двух сборниках сказок восточный колорит не является непременным атрибутом. Усложняется символика, в произведения входят философские и сатирические мотивы. Так, сказка «Карлик Нос» для детей младшего возраста может быть интересна загадочно-фантастической историей превращений мальчика Якоба в белку, уродливого горбуна, возвращением в нормальный человеческий облик. Затронет чувства ребенка и налет жутковатой «кровавой» романтики, связанной с деяниями злой волшебницы. Читатель постарше вполне может отметить для себя, что в отличие от традиционной сказки, герой у Гауфа не статичен в своих внутренних качествах, достоинствах и недостатках. В испытаниях меняется характер Якоба, он становится человечнее, терпимее к недостаткам других. Повествованию свойствен даже некоторый психологизм. За маской внешнего почтения к ним героев скрывается авторское изображение самодурства, обжорства, пустого чванства монархов, готовых из-за пустяков жертвовать жизнями подданных, по собственной прихоти казнить и миловать. Сказки «Обезьяна в роли человека», «История Альмансора» писатель до такой степени насыщает злободневным социально-политическим содержанием, что в полной мере оно может открыться лишь людям, хорошо знающим эту сторону жизни Европы начала XIX в. (6) Наибольший успех Гауфа связан все же с произведениями иного плана. Лучшая сказка третьего тома — «Холодное сердце» — иллюстрирует все то значительное, чем обогатил жанр этот рано умерший писатель. Бытовое повествование органично совмещается с волшебным элементом. Герой проходит сложной дорогой нравственного поиска, потерь и обретений. Классически простая и традиционная идея сказки заключается в утверждении добра, справедливости, великодушия, воплощенных в образе Стеклянного Человечка в противовес жестокости, корыстолюбию, бессердечию Михеля-Великана и его подручных. Но свежесть сюжета, острота конфликта, увлекательность стилистически разнообразного повествования делают очередное утверждение сказочных истин ярким, захватывающим. Дидактическая идея произведения не навязывается, мораль становится естественным выводом из всего хода действия. (7) Характеристика сказочных произведений В. Гауфа Гауф использовал приём обрамления: сказки, рассказанные разными людьми, включались в реалистичные истории, они и назывались обрамляющими новеллами. в сказках Гауфа постоянно ощущается рассказчик, иногда сами рассказчики – участники событий. Эффект русской матрёшки. По содержанию сказки не связаны друг с другом, но в сознании читателя создаётся непрерывная бесконечная цепь сюжета: одна история сменяется другой, но возникает иллюзия, что она продолжает предыдущую, как бы вложена в неё. Сказки Гауфа происходят в разное время и в разных местах: Каир, Александрия, Багдад, Германия, Франция, Италия. Гауф создаёт удивительные картины. хотя сам не был ни в Африке, ни на Востоке. Гауф заставляет читателя поверить в чудо. В его сказках описываются чудеса и превращения, в отличие от фольклорных сказок, в которых не рассказывается, как происходят чудеса. Напр., у Гауфа подробно описывается, как Калиф превращается в аиста. Как и у Гофмана, в сказках Гауфа реальный мир тесно переплетается с волшебным. Писателя привлекает необычное в судьбе и внешности человека. Поэтому герои Гауфа меняют свой внешний облик: Якоб → карлик, Калиф → аист, маленький Мук → козлиные уши и длинный нос, Питер Мун → каменное сердце. Интересно, что с изменением внешнего облика начинаются испытания в жизни героев. При этом для сказок Гауфа характерно и обратное движение: волшебные чары рассеиваются и герои приобретают свой прежний облик. Превращения испытаний в жизни одного героя очень часто ведут к спасению другого. Например, Карлик Нос пожалел гусыню, помог ей, а она стала спасением для него. (9) В последний год своей короткой жизни Гауф предпочитал рассказ, и здесь он разработал другой стиль повествования, глубоко и тонко передавая настроения своих героев. Рассказы Гауфа «Отелло», «Девочка-нищенка с моста искусств», «Певица», «Еврей Суесс», «Последние рыцари Мариенбурга» и «Портрет императора» являются важными вехами в развитии немецкой прозы начало 19 века в его движении от романтизма к реализму. Всего Гауф написал 13 сказок и 3 обрамляющие новеллы. Тест Вильгельм Гауф попытался на основе сказочных традиций различных народов создать совершенно особый тип литературной сказки — фантастико-аллегорические новеллы, Назовите несколько сказок В.Гауфа, которые вы знаете… традиции восточных сказочников, закрепленные в сборниках «Тысячи и одной ночи», и немецкие предания и поверья, которые он преобразует в сказочные сюжеты. (12) Заключение Вильгельм Гауф - один из лучших мастеров немецкой авторской сказки. Его произведения отличаются своеобразным сочетанием восточных мотивов с мотивами фольклора. Одной из главных особенностей литературного рассказа о немецком романтизме является то, что он сильно отличается от волшебного народного рассказа. Произведения Гауфа, представляющие этап развития жанра литературной сказки, имеют более сложную структуру, ярко выраженное авторское начало и желание автора создать иллюзию подлинности происходящих событий. Работы Гауфа можно назвать сказками с большими оговорками. В его творчестве присутствует некое размытие границ жанра, разрушение его изнутри. Сказка превращается в более сложную, синтетическую работу, становится фантастической историей, в которой границы между добром и злом уже не так ясны, в которой добро постоянно вынуждено считаться с существованием своего антипода. (8) Сказка, по словам Гауфа, должна научить человека состраданию, сочувствию, и особенно это относится к молодому поколению, которое не имеет жизненного опыта, быстро и бездумно осуждает чужой образ жизни, а иногда и проходит мимо несчастий других людей. |