(2)Культура новгородской республики. Новгородцы пользовались берестяными грамотами для передачи письменной информации. Новгородские стили архитектуры и живописи тоже широко известны. Основной религией тут было православие
Скачать 30.5 Kb.
|
Новгородцы пользовались берестяными грамотами для передачи письменной информации. Новгородские стили архитектуры и живописи тоже широко известны. Основной религией тут было православие. Новгородский язык отличался от языка других русских княжеств, называемый «новгородским диалектом». занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была сокровищницей и хранительницей исконной, самобытной великорусской культуры. «В истории русского искусства средних веков (XIII–XV) Новгороду принадлежит первое место. Здесь сформировался и в наибольшей чистоте сохранился великорусский тип, вдали от татарской неволи и крепостного рабства. Здесь и сейчас фольклористы находят лучшие песни и былины, старинные костюмы и интереснейшие памятники деревянного зодчества»{170}. Своей оригинальностью новгородская культура отличалась от культур и Запада, и Востока. «Для всего мира Новгород — это блистательный центр мировой культуры, не менее важный, чем многие города Италии. Это один из центров Проторенессанса, центр прославленной живописи и архитектуры. Его значение в том, что он оберегал Русь не только в военном отношении, но еще в большей мере в отношении культурном: от растворения в культурах Востока и Запада»{171}. Самобытность выделяла новгородскую культуру и среди культур других русских земель. С начала XIV века разгорается борьба за первенство на Руси между Тверью и Москвой. «Новгород долго пытался отстаивать свою независимость от великокняжеской власти, используя соперничество Твери и Москвы. Именно поэтому в зодчестве, как и в живописи, Новгород продолжал идти своим путем, не только развивая старые художественные традиции, но и подчеркнуто противопоставляя свое искусство тем новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы»{172}. * * * Новгородцы были тонкими ценителями искусства. Их летописи, в отличие от других отечественных и зарубежных хроник, изобилуют сведениями обо всех хоть сколько-нибудь значимых событиях культурной жизни Великого Новгорода. «Я не допущу преувеличения, — писал Д. С. Лихачев, — если скажу, что основным героем литературных произведений Новгорода были памятники зодчества и живописи. Редкое крупное здание в Новгороде не имело легенды о своем возникновении, не имело своей истории, зафиксированных в летописи сведений о себе. А с другой стороны, редкое произведение новгородской литературы не было связано с теми или иными памятниками»{173}. «Если мы внимательно присмотримся к новгородской письменности, то увидим, что вся она пронизана интересом к искусству… Ни в одной из литератур других русских областей писатели не выказывают себя такими знатоками строительного искусства, техники живописи»{174}. Князь Ярослав Мудрый открыл в Великом Новгороде первое на Руси училище. Триста юношей приобретали в нем знания, необходимые для деятельности на различных церковных и гражданских должностях. Н. И. Костомаров писал, что жители Новгородской земли в Средние века были более образованными, чем население Восточной Руси. Школы, где детей учили грамоте и письму, существовали не только в городах Новгородской республики, но и в селах. Наши предки всегда заимствовали лучшие достижения Запада и Востока. Если где-то можно было почерпнуть необходимые знания, они их получали. Еще задолго до Петра I русские молодые люди приобретали образование в лучших европейских университетах. Так, в XV веке новгородские юноши обычно учились в университете города Ростока, а университет в Болонье даже возглавлял ректор, русский по национальности. Новгородский этнос не только являлся генетически более древним, чем великоросский, малоросский и белоросский, но также сохранял в относительной чистоте древнерусский язык. |