Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение. 22 Социальное и экономическое значение открытий периода третьей информационной революции. 22Список литературы 24

  • История науки и техники вариант 30. Новые способы получения и обработки информации в хiххх веках. 4


    Скачать 51.38 Kb.
    НазваниеНовые способы получения и обработки информации в хiххх веках. 4
    Дата26.09.2022
    Размер51.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория науки и техники вариант 30.docx
    ТипРеферат
    #697228

    Содержание


    ВВЕДЕНИЕ. 3

    Краткая история информационных революций. 3

    Глава 1. Новые способы получения и обработки информации в ХIХ-ХХ веках. 4

    1.1.Электричество. 4

    1.2.Телеграф. 5

    1.2.2. Фототелеграф. 7

    1.3 Радио. 7

    1.4. Фонограф – граммофон – патефон - электрофон. 9

    1.5. Телефон. 11

    1.6. Дагеротипия-фотография. 13

    1.7. Кинематограф. 17

    1.8. Телевидение. 20

    Заключение. 22

    Социальное и экономическое значение открытий периода третьей информационной революции. 22

    Список литературы 24


    ВВЕДЕНИЕ.

    Краткая история информационных революций.


    В истории человечества несколько раз происходили радикальные изменения в образе производства, накопления и обмена информации, что их по праву можно назвать информационными революциями.

    Первой информационной революцией можно назвать изобретение письменности, что дало возможность для накопления и распространения знаний. Цивилизации, имеющие письменность, экономически развивались быстрее, имея возможность использовать письменные наработки из поколения в поколение. Тому пример: Месопотамия, Египет, Китай. Переход к алфавитному письму вместо пиктографии и идеографии способствовал сдвигу центров развития в Европу (Греция, Рим).

    Вторая информационная революция связана с изобретением в 1445 году И. Гуттенбергом печатного станка, использовавшего наборный шрифт. С годами способ печати усовершенствовался, типографии открывались повсеместно, и к середине XVI века книгопечатание стало обыденным явлением, что способствовало развитию грамотности, ускорило развитие науки и техники, коммуникационному общению между народами и странами, что дало толчок к развитию общечеловеческих ценностей и общности цивилизации.

    Третья информационная революция (вторая половина-конец ХIХ века - первая треть ХХ века) связана с изобретением и прогрессом средств связи и электричества. Телефон, телеграф и радио позволили передавать и принимать сообщения и другую информацию на любые расстояния, что способствовало прогрессу других отраслей науки и техники. Благодаря быстрому развитию технологий появляются фотография, кинематограф и прототип телевизора – кинескоп.

    Четвертая информационная революция (60-70 г.г. ХХ века) связана с появлением микропроцессорной техники, что повлияло на развитие компьютерной техники и технологий, а затем компьютерных коммуникаций, радикально изменившие системы передачи, накопления, хранения и поиска информации.

    Глава 1. Новые способы получения и обработки информации в ХIХ-ХХ веках.


    Без наработок физиков и техников, а также прочих учёных ХIХ-ХХ веков не было бы такого прорыва в техническом развитии человечества. Этому способствовало:
      1. Электричество.


    Опираясь на исследования Х.Э. Эрстеда и А.-М. Ампера, М. Фарадей в 1835 году открыл явление электромагнитной индукции, на основе которого был разработан и создан первый в мире генератор электроэнергии. Фарадей открыл законы электролиза (1834 год). Д.К. Максвелл создал теорию электромагнитных полей. Он же вывел уравнение, связывающее электрические и магнитные характеристики поля в 1878 году. В 1880 году Дж. Томсон открывает материальный носитель электричества – электрон, место которого в структуре атома впоследствии указал Эрн. Резерфорд.

    Функциональный источник электричества появился в 1880 году с изобретением устройства для его получения – «вольтов столб». Его современный аналог – электрическая батарея является химическим источником электротока. Но для удовлетворения существенных потребностей человечества источник электроэнергии должен непрерывно генерировать электроэнергию и передаваться по линиям электропередачи. Для производства электроэнергии стали применять электромеханические генераторы, приводимые в действие сжиганием природного топлива или посредством водных или воздушных стихий. Современная паровая турбина была создана еще в 1884 году на базе разработок Ч. Парсонса, что и дало возможность повсеместно разместить сети электропередачи, ввести в эксплуатацию стационарные электростанции, а также донести электричество по проводам до потребителя. В 1870 году А.Н. Лодыгиным была изобретена лампа накаливания. Начиная с этого времени электричество плотно входит в жизнь современной цивилизации и способствует дальнейшему развитию науки и техники. Электричество стало использоваться не только в быту, но и для передачи сообщений (телеграф, телефон, радио и телевидение).
      1. Телеграф.


    Слово «телеграф» (греч. «далеко» + «пишу») предложил использовать

    К. Шапп, который разработал в начале ХIХ века оптическую систему передачи сообщений с помощью специального кода, состоявшую из шестов на крышах высоких башен. Эта семафорная система получила распространение во Франции во время революций в 1830 году и 1848-1849 годах.

    Дж. Генри в 1831 году придумал принцип электрического телеграфа, состоявший в передаче информации по электрическим проводам, и разработал всё необходимое для этого оборудование. Но это были только лабораторные опыты, патент на изобретение оформлен не был.

    За идею такого телеграфа взялся С. Морзе, и это захватило его настолько, что он целенаправленно занимался доработкой телеграфа в течение 5 лет, забросив все остальные дела. Требовались серьезные ассигнования, и в 1842 году Морзе добился их от Конгресса США в сумме 30 тысяч долларов. Морзе протянул телеграфную линию между Вашингтоном и Балтимором и, 11.05.1844 года, послал первое телеграфное сообщение («Чудны дела твои, господи»). Собственно реальным вкладом непосредственно Морзе в телеграф была изобретенная им азбука. Для своего телеграфа он использовал разработки Генри, а, позднее, катушку индукции, изобретенную Л. Бреге, которая была необходима для дальности передач телеграфной связи. Сейчас трудно представить какое ошеломляющее впечатление на весь мир произвёл телеграф. То, что новости можно почти мгновенно пересылать на дальние расстояния, казалось магией. Электромагнитный телеграф Морзе запатентовал в 1840 году. Такого типа телеграф передавал информацию с помощью символов – точек и тире, и для понимания текста необходимо было владеть азбукой Морзе.

    Над разработкой телеграфных аппаратов работали также П.Л. Шиллинг, К. Гаусс, В. Вебер и другие. Их аппараты являлись механизмами стрелочного типа. Работы Шиллинга продолжил Б.С. Якоби, построивший в 1839 году телеграфный аппарат, а в 1858 году – буквопечатный телеграфный аппарат.

    В 1858 году была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Затем был проложен кабель в Африку, что позволило в 1870 году установить прямую телеграфную связь Лондон - Бомбей (через релейную линию в Египте и на Мальте). Примерно тогда же и появляется слово телеграмма. Всё это способствовало развития коммуникационных связей, ускорению решений политического и экономического характера.

    В 1872 году Ж. Бодо сконструировал телеграфный аппарат многократного действия, который имел возможность передавать по одному проводу два и более сообщений в одну сторону. Данный аппарат и ему подобные получили название стартстопных. Кроме того, Бодо создал весьма удачный телеграфный код (код Бодо), который, впоследствии, был воспринят повсеместно и получил название Международный телеграфный код № 1 (ITA 1).

    Спустя полвека после открытия телеграфной связи в России в столичных и крупных городах было открыто множество телеграфных отделений.

    В 1930 году была создана конструкция стартстопного телеграфного аппарата, оснащенного номеронабирателем телефонного типа (телетайп). На основании международных соглашений 30-х годов ХХ века телекс-сообщение было признано документом, а телекс – видом документальной связи.

    1.2.2. Фототелеграф.


    Ещё в 1843 году Ал. Бейн продемонстрировал и запатентовал собственную конструкцию телеграфа, которая позволяла передавать изображение по проводам. Этот аппарат считается первой факс-машиной.

    В 1855 году Дж. Казелли создал аналог устройства Бейна, которое назвал «пантелеграф» и предложил его для коммерческого использования. Аппараты Казелли некоторое время работали на телеграфных линиях Франции и России. Передачи проходили при помощи изображения, нанесённого на свинцовую фольгу специальным изолирующим лаком. Контактный штифт, скользя по этой совокупности перемежающихся участков с большей или меньшей электропроводимостью, считывал элементы изображения. Передаваемый электросигнал записывался на приёмной стороне электрохимическим способом на увлажнённой бумаге, пропитанной раствором феррицианида калия (железносинеродистого калия). С развитием фотографии усовершенствовался и фототелеграф. Он стал считывать изображение фотоэлементом и световым пятном, которое обегало всю площадь оригинала. Световой поток, в зависимости от отражающей способности участка оригинала, воздействовал на фотоэлемент и преобразовывался в электрический сигнал. По линии связи этот сигнал передавался на приёмный аппарат, в котором модулировался по интенсивности световой луч, синхронно и синфазно обегающий лист фотобумаги. После проявления на ней получалось изображение, являющееся копией передаваемого – фототелеграмма. Данный тип связи получил широкое распространение в начале ХХ века среди журналистов благодаря своему свойству передавать оперативно информацию с места событий на большие расстояния.

    1.3 Радио.


    Опыты Герца, описание которых появилось в 1888 году, побудили искать пути усовершенствования излучателя и приёмника электромагнитных волн. И 7 мая 1895 года, на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге, А.С. Попов продемонстрировал прибор, названный им «грозоотметчик», который был предназначен для регистрации радиоволн, генерируемых грозовым фронтом. Затем, идя по пути совершенствования своего аппарата, Попов, в качестве детали, непосредственно «чувствующей» электромагнитные волны, добавил когерер. Этот прибор представлял собой стеклянную трубку, оснащенную двумя электродами и металлическими опилками. Принцип прибора основан на влиянии электрических разрядов на металлические порошки. В обычных условиях когерер обладает большим сопротивлением, так как опилки имеют плохой контакт друг с другом. Последовательно с когерером включаются электромагнитное поле и источник постоянного напряжения. Пришедшая электромагнитная волна создаёт в когерере переменный ток высокой частоты. Между опилками проскакивают мельчайшие искорки, в результате сопротивление когерера резко падает. Сила тока в катушке электромагнитного реле возрастает, и оно включает звонок. Молоточек звонка, ударяя по когереру, встряхивает его и возвращает в исходное положение. С последним встряхиванием когерера аппарат готов к приёму новой волны, таким образом, аппарат мог работать в непрерывном режиме. Чтобы повысить чувствительность аппарата, Попов один из выводов когерера заземлил, а другой присоединил к высоко поднятому куску проволоки, создав тем самым первую в мире приёмную антенну для беспроводной связи. Заземление превращает проводящую поверхность земли в часть открытого колебательного контура, что увеличивает дальность приёма. Этот прибор считается первым в мире радиоприёмным устройством, пригодным для реализации беспроводного телеграфа. В 1897 году, при помощи аппаратов беспроводной телеграфии, Попов осуществил передачу и приём сообщений между берегом и судном, находящимися на расстоянии друг от друга на 250 метров, затем 600 метров. В 1899 году Попов сконструировал улучшенный вариант приёмника электромагнитных волн, где приём сигналов (кодом Морзе) осуществлял радист.

    В 1900 году, благодаря радиостанциям, построенным на о. Готлиб и русской военно-морской базе в Котке, под руководством Попова, были осуществлены, за счет быстрой передачи информации, аварийно-спасательные работы корабля, севшего на мель. В 1901 году Попов достиг дальности действия своего аппарата – 150 км.

    Параллельно, Г. Маркони подал патент «об улучшениях, произведенных в аппарате беспроводной телеграфии». Прибор, представленный Маркони, в общих чертах повторял конструкцию Попова, многократно к тому времени описанную в европейских научно-исследовательских журналах. В 1901 году Маркони добился устойчивой передачи сигнала беспроводного телеграфа (буква «S») через Атлантику.

    В дальнейшем внедрение радио шло всё возрастающими темпами. В 1906 году по радио впервые передали звук, а уже в 1909 году в Калифорнии была открыта первая радиостанция. Хотя термин «радио» был изобретён ещё в 1873 году писателем-фантастом Уил. Круксом, но в обиход оно вошло только в 20-х годах ХХ века, а до того система передач данного типа называлась «беспроводным телеграфом» или «беспроводной связью».

    1.4. Фонограф – граммофон – патефон - электрофон.


    Фонограф (греч. «звук» + «писать» ) – первый в мире прибор для записи и воспроизведения звука был изобретён Т. Эдисоном и представлен обществу 21 декабря 1877 года. Принципы работы этого устройства экспериментально изучались ещё в 1875 году. Первые записи осуществлялись посредством нанесения иглой углублений на фольгу. Фольга наматывалась на цилиндр, вращающийся при воспроизведении звука. Звуковая дорожка – спираль, что увеличивает длительность записи. Публичная демонстрация этого аппарата сделала Эдисона знаменитым. Патент на своё изобретение он получил в 1878 году. Затем, в 1897 году, уже работая с изобретателем Эм. Берлинером, заменил фольгу на восковое покрытие цилиндра. Первоначально фонограф предполагалось использовать как диктофон («секретарь-машина») для записи голоса под диктовку.

    В 1896 году им был выдан патент на звукосниматель в форме плоского диска, взамен цилиндра. Берлингер назвал своё устройство «граммофон». Граммофон является видоизмененным фонографом и был запатентован Берлингером в 1887 году.

    Первая в мире грампластинка была цинковой. Звук записывался следующим образом: толстой иглой, прикрепленной через проводной переходник к воспринимающей звуки мембране, наносился на лаковом диске (покрытом слоем сажи, позже – воска) модулированный спиральный след, который при тиражировании переносился на пластинки, которые вначале были из эбонита, затем из шеллака. Запись звука была основана на принципе изменения поверхности рекордера действием звуковых вибраций воздуха, причём, эти изменения пропорциональны амплитуде записываемой звуковой волны.

    Различие между фонографом и граммофоном состоит в поперечной записи для граммофона, что обеспечивает снижение искажений при воспроизведении, вследствие чего – более громкий звук.

    Уже в 90-х годах ХIХ века возникают фирмы по производству грампластинок и для распространения через торговую сеть.

    В первых годах ХХ век граммофон был усовершенствован с целью достижения более четкого звука. Изготовление граммофонов стало самостоятельной отраслью производства в США, Германии, России и других странах Европы.

    В начале ХХ века был изобретён механический патефон – переносная версия граммофона. В 1925 году тот же Эм. Берлингер создал первый в мире электрофон, он же проигрыватель, и оснастил его переносными динамиками для усиления звуковосприятия.

    1.5. Телефон.


    Телефон (греч. «далеко» + «звук») – аппарат для передачи и приёма звука на расстояние появился после успешного использования телеграфа.

    Как таковой телефонный аппарат был изобретён ещё в 1860 году Ан. Меуччи. Он опубликовал статью, в которой рассказывал о своём изобретении, способном передавать звуки по электрическим проводам. Свой аппарат он назвал Teletrofono. Меуччи пытался запатентовать своё изобретение, но из-за финансовых проблем не смог.

    В следующем, 1861 году, И.Ф. Рейс на собрании ученых Физического сообщества Германии продемонстрировал своё изобретение. Его устройство могло передавать музыкальные тона и человеческую речь по проводам. Аппарат имел микрофон оригинальной конструкции, источником питания была гальваническая батарея, ещё он имел динамик. Рейс назвал своё изобретение Telephon.

    В 1876 году, 14 февраля Ал. Белл подал заявку и запатентовал своё изобретение. Он назвал его «говорящий телеграф». Дальность работы этого аппарата не превышала 500 метров. Трубка Белла служила и для передачи, и для приёма человеческой речи. В аппарате не было звонка, он позже был изобретён коллегой Белла – Т. Ватсоном (1878 г.) Вызов абонента производился через трубку при помощи свистка. Долгое время Ал. Белл считался официально изобретателем телефона и, только 11 июня 2002 года Конгресс США заслуженно передал этот статус Ан. Меуччи.

    В 1877 году изобретатель Й. Ваден применил для вызова абонента телеграфный ключ, который замыкал реле (прообраз рычажков в стационарных телефонах), а позднее реле было заменено кнопкой.

    В этом же году петербургский завод немецкой фирмы «Сименс и Гальске» начал изготавливать телефонные аппараты с двумя трубками – одна для приёма, другая – для передачи речи.

    В 1878 году П.М. Голубицкий применил в телефонных аппаратах конденсатор и разработал первый русский телефон оригинальной конструкции, в которой было применено несколько постоянных магнитов. В 1885 году Голубицкий разработал систему централизованного питания микрофонов телефонных аппаратов. Эта система так и называется – система Голубицкого (система ЦБ – «центральная батарея»).

    В 1877-78 годах Т. Эдисон предложил использовать в угольных микрофонах вместо стержня угольный порошок, то есть изобрёл угольный микрофон, который имеет долгую историю применения.

    Первые телефоны имели крайне ограниченные возможности связи: напрямую от одного абонента к другому. Ещё в конце ХIХ века использовались ручные распределительные щиты связи. Будучи неудобными, из-за жестких рамок возможностей связи, телефон не пользовался большой популярностью.

    Но прогресс не стоит на месте. Именно в конце ХIХ века появились первые системы центрального коммутатора со стационарной телефонной связью, в которой каждый телефон был соединён парой выделенный проводов. Поскольку прямого соединения с нужным абонентом и номеронабирателя в телефонах не существовало, то телефонные станции были ручными (с участием операторов) практически до 20-х годов ХХ века. Первые телефоны вместо номеронабирателя имели рукоять индуктора, которую надо было вращать, чтобы выйти на связь с оператором телефонной станции с просьбой соединить с тем или иным абонентом.

    После этого телефонная связь становится более популярной и начинает развиваться по пути не только внутригородских коммуникаций, но и междугородных контактов. Большим достижением в этой области стало изобретение Г.Г. Игнатьева. Ещё в 1879-1880 годах он первым в мире разработал систему одновременного телеграфирования и телефонирования по одному и тому же проводу, с разделением частот телефонного и телеграфного сигнала. Это позволило использовать для телефонной связи уже имеющиеся телеграфные линии. В 1881 году первая линия системы Игнатьева соединила штабы двух военных подразделений русской армии, находящихся друг от друга на расстоянии более 14 км. Применение конденсаторного телефона Голубицкого и «двойного микрофона» системы А. Гвоздева позволило установить телефонную связь по телеграфным линиям, протянутым между Санкт-Петербургом и Москвой в 1889 году. Такую связь установили также вдоль всех железных дорог. В 1898 году была установлена постоянная стационарная телефонная связь между Петербургом и Москвой.

    А первый коммерческий телефонный разговор между Нью-Йорком и Лондоном состоялся в 1927 году по трансатлантическому телефонному кабелю. СССР был подключён к этому кабелю в 1936 году.

    1.6. Дагеротипия-фотография.


    Ещё в 1826 году Н. Ньепс изобрёл принцип «гелиографии» и аппарат гелиограф – устройство для регистрации изображения на поверхности, покрытой асфальтовым лаком, но долгое время родоначальником фотографии считали ученика Ньепса Л. Дагера и только в 2003 году заслужено присоединили имя Ньепса. Теперь дагеротипию называют методом Ньепса-Дагера, а история фотографии официально всё-таки имеет дату своего начала – январь 1839 года, когда в Парижской академии наук прозвучал доклад по дагеротипии. Фотоаппарат Дагера имел в своей основе принцип камеры-обскуры – простейшего оптического приспособления. По сути окошко небольшого размера в стене тёмной комнаты, на противоположной стене которой отраженные солнечные лучи дают перевёрнутое изображение предметов, находящихся снаружи. А применение солей некоторых металлов дало возможность закрепить это изображение на предмете внутри камеры. Над этой проблемой работали Ньепс, У. Тальбот, Дагер. Но первым успеха добился Дагер, который тогда же, в 1839 году продемонстрировал удачные опыты дагеротипии – закрепление полученного в камере-обскуре изображения на серебряной пластине. Примерно в то же время Тальбот тоже продемонстрировал своё изобретение, но с закреплением фотоизображения на фотобумаге, обработанной нитратом серебра.

    Поскольку все заслуги по созданию дагеротипии Дагер приписал себе, сын Ньепса, как его наследник, имеющий на своих руках отцовские разработки и результаты опытов, передал документацию отца в Петербургскую академию, так что эта документация о первых фотографических опытах человечества хранится в архивах РАН.

    Тогда же, в 1839 году была налажено производство фотоаппаратов в Париже. В России они стоили 550 рублей, что равнялось стоимости трёх взрослых крепостных людей, а фотоснимки продавались по 50 рублей за штуку.

    В 1840 году А.Ф. Греков, на основе опытов Ньепса и Дагера, создал свой фотоаппарат, первый из сконструированных и произведенных в России, а также усовершенствовал технику фотографии. Нововведения Грекова не только позволили удешевить фотографии, но ускорили сам процесс фотосъёмки. Греков стал применять не только серебряные, но и медные и латунные пластины. В итоге, дагеротипы, так называемые «световые рисунки», снятые по методу Грекова, стали стоить по 8 рублей за штуку.

    В 1840 году был изобретён объектив Й. Петцваля, названный так по имени его создателя. Он представлял собой оптическую систему из 4 линз в 3-х группах, что улучшило качество фотоснимков. Такой объектив использовали для фотосъёмки субъектов, потому он и получил название «портретного объектива».

    В 1847 году был изобретён фокусировочный мех, изобретённый фотографом С.Л. Левицким (гармошка Левицкого).

    Сохраняя устройство камеры прямого визирования, фотоаппаратура стала более совершенной а, получив гармошку Левицкого и светосильный портретный объектив, стало возможным получать снимки более высокого качества с очень короткими выдержками.

    Затем, в конце 50-х годов ХIХ века, Ф.С. Арчер, Р. Бинэм и Г. Лёгре открыли так называемый мокрый коллоидный процесс, и дагеротипия была практически заменена фотопластинками.

    С изобретением О. Аншютцем в 1853 году скоростного шторно-щелевого затвора для регулировки длительности воздействия света появилась возможность пользоваться фотокамерами вне помещений. Этот тип камер назвали «пресс-камера».

    В 1871 году Р. Мэддокс изобрёл сухой коллоидный процесс, где применялись сухие желатиносеребряные фотопластинки с высокой светочувствительностью, а в 1878 году Ч. Беннет усовершенствовал этот процесс.

    В 1888 году фирмой «Goerz» было запущено производство фотокамер для всеобщего пользования.

    Технологический прорыв произошёл с изобретением фотоплёнки на гибкой целлулоидной основе рулонного типа. Первая камера для такого типа пленки была выпущена в 1880 году фирмой «Kodak» (Дж. Истмен). В этой же фирме впервые был налажен выпуск рулонной фотоплёнки для такого типа аппаратов (камера-бокс).

    Параллельно развивалась и цветная фотография, основанная на трёхцветной теории цветоощущения Максвелла. Наиболее простым был способ съемки трёх цветоделённых изображений на общую фотопластинку через три объектива, которые были закрыты светофильтрами основных цветов. Совершенствуясь, фотоаппараты такого типа уже стали применять последовательную съёмку через один объектив на удлинённую фотопластинку с автоматическим пошаговым смещением (фотоаппараты системы Ад. Митте).

    Огромную роль в развитии фотоаппаратуры сыграло развитие кинематографа, а также совершенствование наиболее массовой 35 мм киноплёнки. Увеличение её информационной ёмкости привело к появлению в 20-х годах ХХ века малогабаритной фотоаппаратуры. Первыми в этом классе стали фотокамеры США - «Сименс-Мульти» (1913год), Германия - «Ur Leica» (1914 год). В 1925 году начинается серийное производство фотоаппаратов «Leica1». Аппараты такого типа были настолько совершенны, что стали образцом для подражания на многие годы для такого класса аппаратуры. В 1932 года эта же фирма стала выпускать фотоаппараты «Contax» для широкого бытового употребления.

    С 1930 года в Германии стали выпускать одноразовые фотобаллоны, упростившие съёмку с импульсным освещением и сделав её безопаснее. В 30-х же годах в производство товаров для фотодела был внедрён синхроконтакт, обеспечивающий синхронизацию и съёмку с фотовспышкой на моментальных выдержках вместо ручных.

    1.7. Кинематограф.


    Вместе с фотографией развивался кинематограф. В ХIХ веке практически все ученые- экспериментаторы старались создать аппарат, который смог бы оживить рисунок. Первым опытом (1830 год) был прибор, созданный, на базе разработок Ж. Плато, М. Фарадеем и М. Роджером, названный ими «фенакистископ». Этот аппарат был основан на эффекте персистенции – инерции человеческого зрения.

    Вторым шагом на пути изобретения киноаппаратов можно назвать хронофотограф, работающий на основании принципов дагеротипии.

    С изобретением мокрого коллоидного процесса, описанного ранее, стало возможным создать киноплёнку.

    В 1878 году Л. Стэнфорд и Эд. Мэйбридж провели эксперимент по фотографированию галопа лошади. Были установлены 12 фотоаппаратов, поперёк беговой дорожки натянуты 12 верёвок, один конец которых был привязан к затворам фотоаппаратов. По сути, лошадь, пробегая и разрывая веревки «фотографировала» сама себя. В дальнейшем Мэйбридж увеличил число фотоаппаратов до 24, а полученные снимки использовал в экспонаторе, изобретённом им же. Это был вращающийся непрерывно диск, названный им «зупрасископ», который давал видимость движущегося изображения. Но Мэйбридж был не одинок. Во второй половине ХIХ века было зарегистрировано более десятка патентов на «живую фотографию».

    После изобретения Дж. Хайатом целлулоида Ив. Болдыревым было предложено использовать фотоплёнку на этом материале, а Истмэн стал производить её с 1889 года.

    В 1893 году Иос. Тимченко изобретает проектор для просмотра фильмов, а также камеру, снимающую на вращающуюся фотопластинку. Он снял несколько очень коротких фильмов о членах своей семьи. Но это были только опыты и из-за отсутствия денежных средств не имели дальнейшего развития.

    Ближе всех к созданию кинематографа приблизились Т. Эдисон, братья Л.Ж. Люмьер и О.Л.-М. Люмьер. В 1894 году Эдисон передаёт свои наработки по данной теме Уил. Диксону. Под руководством Эдисона Диксон изобретает «кинетоскоп». Но этот аппарат мог использовать только один человек. В феврале 1895 году Л. Люмьер изобрёл киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Аппарат был запатентован и получил название «кинематографа». Прибор представлял собой усовершенствованное изобретение Эдисона. В марте 1895 года был снят первый в истории фильм. Первый публичный платный сеанс кинопоказа состоялся 28 декабря того же года в «Гранд-кафе» в Париже. И с этого дня начинается история кино.

    Во время сеансов демонстрировались фильмы, снятые братьями Люмьер: «Выход рабочих с фабрики», «Завтрак младенца», «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и другие. В 1896 году братья Люмьер совершили мировое турне со своим изобретением. Успех был ошеломляющий.

    С 1898 года Л.Ж. Люмьер стал заниматься только производством киноаппаратуры. О.Л.-М. Люмьер переключил всё своё внимание занятию цветной фотографией. А сеть кинотеатров (синема) заработала везде, где в этом была надобность и возможность.

    Длительность фильмов удалость увеличить благодаря изобретению В. Латама, в 1898 году, сконструировавшего механизм, позволяющий использовать плёнку большой протяжённости. Ранее длина плёнки составляла 15 метров, что соответствовало 1 минуте показа. С изобретением «петли Латама», которая позволяла демпировать плёнку при прокрутке. Одним из первых фильмов, снятых по этой технологии, был репортаж о боксёрском поединке, длившийся на экране 10 минут.

    В успешное развитие раннего кинематографа внесли крупный вклад Ж. Мельес и Д. Гриффит. Мельес основал первую киностудию, разработал разные приёмы и методики киносъёмки, впервые стал применять спецэффекты. Гриффит разработал методику «крупного плана» и стал основателем американской кинорежиссуры.

    В Европе в начале ХХ века тон киноиндустрии задавали «Братья Патэ», в Америке возник Голливуд, где к середине 20-х годов ХХ века уже насчитывалось 8 киностудий.

    Но фильмы были немыми, их показ сопровождался музыкальной импровизацией тапёров или граммофонами. Из-за отсутствия речи эти фильмы нести незначительную информационную нагрузку.

    И вот, в 1894 году, Эдисон изобретает кинетофонограф, а его помощник Диксон снимает первый звуковой ролик. Л. Гомон синхронизировал аппарат Люмьер с кинефонографом Эдисона в 1900 году.

    Окончательно проблему синхронизации удалось решить, совместив изображение и фонограмму на одном носителе – киноплёнке. Первым эту идею реализовал Д. Михали в 1916 году. А с 1922 года фирма «Триэргон» стала выпускать киноплёнку, пригодную для массового использования, на которой были совмещены возможность записи изображения и речи (оптическая дорожка).

    Первый в истории полнометражный фильм с синхронной музыкально-речевой фонограммой был снят в 1927 году под названием «Певец джаза». Первые же полностью речевые фильмы стали появляться на рубеже 30 годов ХХ века, а к середине 30 годов в мире практически уже не снимали «немых» фильмов.

    В СССР первым игровым и звуковым полнометражным стал известный фильм «Путёвка в жизнь» (1931 год), а к 1934 году советский кинематограф перешёл полностью к производству звуковых фильмов.

    1.8. Телевидение.


    В 1899 году Перский К.Д. первый получил патент на способ передачи электровидения на расстояние (телевизирование). Он и ввел в обиход слово «телевидение».

    А. Кэмпбэлл-Суинтон также работал в области разработки теоретических основ для «электронного видения». В 1908 году он пишет статью «Дистанционное электрическое зрение» для научного журнала «Nature», где излагает принципы создания электрического телевидения. В 1911 году, в Лондоне, он выступает с речью, где теоретически описывает систему дистанционного зрения при помощи электронно-лучевых трубок как на приёмном, так и на передающем устройстве.

    Розинг Б.Л. практически изобрёл первый электронный метод записи и воспроизведения изображения. Он использовал систему электронной развёртки в передающем приборе. Что создало возможность построчной передачи. Розинг же изобрёл электронно-лучевую трубку в приёмном аппарате. По сути, этим был сформулирован принцип работы телевидения. В 1907 году Розинг получил первый патент на свои изобретения. В последующие годы (1908-1911), совершенствуя своё детище, Ризинг получил мировое признание, что подтверждено рядом патентов. Лаборатория Розинга в 1911 году разработала кинескоп, который давал устойчивое изображение некоторых предметов. Это была первая в мире телевизионная передача, ознаменовавшая начало эпохи телевидения.

    В 1920 году П.Ю.Г. Нипков изобрёл приспособление, названное «диск Нипкова». Диск позволял механически сканировать объекты с последующей передачей информации на приёмник. Это был круг, вращающийся по оси с отверствиями по спирали. Вращаясь, он позволял считывать объект построчно. Это можно рассматривать как важную составную часть механического телевидения.

    Один из пионеров телевидения – Бэрд Д.Л. Он был первым, кто передал чёрно-белое изображение объекта на расстояние. В своих первых телевизионных опытах, продемонстрированных в 1924 году, Бэрд в своей механической телевизионной системе использовал диск Нипкова. Эта система могла передавать и отображать движущиеся изображения, но контуры объектов были размыты, чёткость изображения отсутствовала. Но, тем не менее, в 1925 году в Лондоне состоялась премьера телевидения, длившаяся три недели. В 1927 году Бэрд организовал передачу телевизионного сигнала на расстояние между Лондоном и Глазго (около 700 км), затем он основал компанию BTDC Ltd, которая в 1928 году произвела первую трансатлантическую телевизионную передачу между Лондоном и Нью-Йорком, используя линии телеграфных передач.

    25 декабря 1925 года К. Токаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался диск Нипкова и электронно-лучевая трубка Розинга. Изображение стало более чётким. В 1927 году он улучшил свою систему и довёл разрешение строк до 100, что позволило ему транслировать не только предметы, но и человеческие лица.

    Ф.Т. Фарнсуорт изобрёл специальное передающее устройство под названием «диссектор изображения», которое делало то же, что и диск Нипкова в механической системе, но позволяло разбивать изображения на электрические сигналы. Так же ему первому в мире удалось построить полностью электронную систему, которую он продемонстрировал в 1928 году.

    Зворыкин В.К. был руководителем крупной научно-исследовательской лаборатории электроники RCA (США). Он был учеником Розинга и продолжил развитие его идей. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную электронно-лучевую трубку (ВЭЛТ) – кинескоп. В 1933 году сконструировал и создал в своей лаборатории передающую трубку – иконоскоп. Патент на своё изобретение Зворыкин получил в 1935 году.

    В 1929 году Катаев С.И. сделал патентную заявку на «Устройство для электронной телескопии в натуральных цветах, воспроизводимых последовательно с помощью электронно-лучевой трубки и складывающихся на экране в естественную многокрасочную картину». 24 сентября 1931 года получил в СССР авторское свидетельство на своё изобретение. В том же году с помощью своей трубки произвёл впервые в нашей стране передачу изображения. При участии Зворыкина, под руководством Катаева, в результате заключённого с RCA договора, в 1938 году в Москве ввели в действие первую передающую станцию электронного телевидения, а также было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.

    Заключение.



    Социальное и экономическое значение открытий периода третьей информационной революции.


    К концу девятнадцатого - началу двадцатого столетия информационные технологии меняют жизнь общества.

    С появлением электричества были изобретены электрические книгопечатающие станки, что ускорило и, как следствие удешевило книги и периодику. Теперь печатное слово стало доступно более широкому кругу населения.

    С появлением телеграфа многократно увеличилась скорость распространения информации, новости с других континентов становились известны в тот же день. Ускорились банковские операции, резко возросла эффективность системы государственного управления и полицейского надзора. Телеграмма — это уже не экзотика.

    Телефон из игрушки стал полноценным средством связи.

    Новые устройства становятся неотъемлемыми атрибутами повседневной жизни - граммофоны, фотокамеры.

    Новые устройства активно использовались (и особенно быстро развивались) в военном деле. Полевые телефонные линии и первые радиостанции резко улучшили управляемость войск и начали коренным образом менять тактику боевых действий. Гонка вооружений началась и в области информационных технологий, и отставание здесь обходилось дорого. Так, одной из причин катастрофы русской армии в августе 1914 года стало отсутствие, в отличие от Германии, надежных каналов передачи данных.

    После Первой мировой войны мир изменился. И без фотографии, радиосвязи, телефона, телеграфа, грампластинок нельзя было представить себе ни частную жизнь, ни производство, ни государственное управление. Но телевидение еще только делало робкие первые шаги.

    Третья информационная революция заканчивалась. Но уже прорастали всходы следующих революций - уже более стремительных, приведших к информационному взрыву в конце столетия - со всеми его преимуществами и проблемами.

    Список литературы




    1. Тихомирова Л.Ю. История науки и техники [Электронный ресурс]: конспект лекций / Тихомирова Л.Ю.— Москва: Московский гуманитарный университет, 2012.— 224 c.

    2. Кнорринг В.Г. История и методология науки и техники. Информационная сфера человеческой деятельности от промышленного переворота XVII века до возникновения Лученкова Е. С. История науки и техники [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Лученкова Е. С. - Минск: 2014. - 176 с.

    3. Островский А. В. История мировой и отечественной связи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. В. Островский; рец.: А. А. Гоголь, Л. Н. Кочановский, В. И. Мосеев - СПб.: СПбГУТ, 2011. - 312 с.

    4. Твердынин Н. М. Общество и научно-техническое развитие (2-е издание)

    5. Чернов С. А. История и философия науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. А. Чернов ; рец.: В. Е. Никитин, М. Р. Зобова. - СПб.:СПбГУТ, 2014. - 326, с.

    6. Калашников С.Г. Электричество. Москва. Наука. 1985 г.

    7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах (82том). Санкт-Петербург, 1890-1907 гг.

    8. Техническая энциклопедия. Москва. Издательство «Советская энциклопедия» в 26 томах (5 том) 1927-1934 гг. Гл. редактор Л.К. Мартенс.

    9. Ал. Волынец «Три крестьянина по цене фотоаппарата» Еженедельник «Профиль» № 7 (118) 25.02.2020 г. Москва. Гл. редактор А.В. Белоновский.

    10. Готвальд В.А. Кинематограф («живая фотография»): его происхождение… Москва. 1909 г.

    11. Большой энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова. Москва. 1997 г.

    12. BRINANNICA. Настольная энциклопедия в 2-х томах. Москва. АСТ. Астрель. Под редакцией Я.Г. Гершович и др.

    13. Всемирная иллюстрированная энциклопедия. Редакторы оригинала: А.Эдинжер, Л.Шалламель и др. Редакторы русского издания: А.Ю.Голосовская и др. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.





    написать администратору сайта