новое время. НОВОЕ ВРЕМЯ. Новое время
Скачать 24.67 Kb.
|
НОВОЕ ВРЕМЯ Новое время — это время, когда человечество столкнулось с совершенно новыми для себя явлениями, новыми территориями, новыми знаниями и открытиями. Меняя свои взгляды и стремления, «новым» стал и сам человек. Теперь начали цениться такие качества, как ум, целеустремлённость, старательность. На талант и способности человека обращают внимание, дают ему возможность проявлять себя и развиваться. Новый этап изучения древних культур и народов начинается с Великих географических открытий второй половины ХV в. За короткий период времени был накоплен огромный этнографический материал, требовавший рационального осмысления и систематизации в духе зарождавшейся идеологии Нового времени. Мир стал не только открытым и доступным, но и предельно целостным. Португальские, испанские, а затем голландские, французские и британские мореплаватели обследовали огромные пространства ранее неизвестных земель в Африке, Азии и Америке и подробнейшим образом описали их в своих произведениях. Так появились знаменитые исследования Ж. де Барруша, Д. Лопиша, Ф. Пигафетты, Х. де Акосты, Р. Хаклюита, О. Даппера, Дж. Кука и многих других. Немалый вклад в изучение древних культур и народов внесли российские первооткрыватели – С.П. Крашенинников, Г.Ф. Миллер, И. Гмелин, Л.Я. Загоскин, И.Е. Вениаминов и др. Именно в этот период формируется так называемая модернистская концепция древних культур и народов, характерной особенностью которой было желание европейцев отделить свой «цивилизованный» мир от мира дикарей и варваров. Об этом, в частности, свидетельствует назва- ние произведения знаменитого французского исследователя Ж.Ф. Лафито (1670–1740) «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями первобытных времен». Однако Лафито впервые проводит весьма плодотворное сравнение менее раз- витых народов с далеким прошлым народов Европы. Фактически он стал основоположником сравнительно- го метода в европейской этнографии. Еще более значительные открытия в этой области были сделаны европейским исследователями в XVIII в. британцы Т. Пеннимэн, Т. Гоббс, Дж. Локк, М. Харрис, А. Фергюсон, Дж. Миллар, французы Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.-Р. Тюрго, Ж.-А. Кондорсе, Ш.Л. Монтескье продолжают активно разра- батывать теорию эволюционного развития древних культур, отмечая попутно важнейшую роль материальных факторов в формировании социальных структур и развития древних языков. Именно в это время зарождается известная трехчленная классификация всех древних культур – «дикость» – «варварство» – «цивилизация», впервые предложенная шотландским философом А. Фергюсоном. Начинает преобладать представление о неразрывной целостности человеческой истории, вмещающей в себя самые разнообразные страны, культуры, народы и цивилизации. Эпоха Просвещения дала миру огромное количество та- лантливых исследователей древних обществ и языков и среди них первое место занимает выдающийся немецкий философ и культуролог И.Г. Гердер. Он создал романтическую концепцию зарождения древних языков и культур и фактически предсказал появление в будущем этнопсихологии. В своих знаменитых работах «О происхождении языка» (1772) и «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) он выдвинул концепцию «естественного происхождения языка», никоим образом не связанного с божественным промыслом. В дальнейшем его идеи вдохновили многих европейских исследователей древних культур, включая Гумбольдта. К началу ХIХ в. был накоплен такой громадный массив археологической и этнографической информации о древних народах и культурах, что возникла потребность в его более точной и скрупулезной систематизации с целью более эффективного обобщения и концептуального осмысления. Первым такую попытку предпринял датский ученый К.Ю. Томсен (1778–1865). Будучи руководителем Национального музея древностей в Копенгагене, он изучил большое количество артефактов и разработал новую классификацию древности по признаку доминантного материала для производства орудий труда – палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век, железный век. А его последователи создали научную основу для датировки памятников прошлого и определения путей миграции древних племен и народов. К их числу следует отнести вы- дающиеся исследования датчанина Й. Ворсо, шведа С. Нильсона, француза Буше де Перта, англичан Ч. Лайелла, Г. Д ниела, Дж. Мак-Инери, Дж. Эванса и др. Археологические доказательства глубокой древности человека были самым непосредственным образом связаны с тем переворотом в науке, который совершил британский исследователь Ч. Дарвин (1809–1882). В своей знаменитой книге «Происхождение видов путем естественного отбора» он высказал целый комплекс накопленных данных, которые положили начало современной этнографии и антропологии. Более того, труды Дарвина подорвали прежнюю безграничную веру в божественное происхождение человека и представления о религиозной картине мира. С тех пор эволюционная теория стала главной для гуманитарных наук и в корне изменила прежние представления о древних языках и культурах. Ее главный вывод заключается в принципиальном единстве всего человечества вне зависимости от расовых, географических и духовных различий. Отсюда следовала другая революционная мысль о принципиальной идентичности всех человеческих сообществ и возможности изучения более развитых обществ на основе исследования менее развитых. Во второй половине ХIХ в. эти идеи нашли более или менее полное отражение в трудах Т. Вайца, А. Бастиана, Г. Мортилье, Дж. Леббока, Й. Бахофена и многих других. Особо следует выделить знаменитую работу англичанина Э. Тайлора (1832–1917) «Происхождение культуры», в которой наиболее подробно были исследованы все формы развития древних культур и цивилизаций на основе весьма продуктивного метода «типологических рядов». А его соотечественник Г. Мейн (1822–1888) впервые высказал догадку о закономерности перехода от кровнородственных связей как основного вида соци- альных отношений в древних культурах к территориальным, то есть к соседской общине. Этот вывод уже напрямую был связан с открытием политической организации древних обществ. Однако впервые вполне целостную материалистическую концепцию древних культур создал американский ученый Л.Г. Морган (1818–1881). Издав в 1877 г. книгу «Древнее общество», Морган подвел черту под огромными достижениями европейской науки и заложил основу современной этнологии и этнографии. Проанализировав этнографиче- ский материал народов Азии, Африки и Полинезии и использовав ранее предложенную идею трехчленного деления древ- них обществ на «дикость, варварство и цивилизацию», он пришел к выводу, что все древние народы прошли в своем историческом развитии вполне определенные стадии, но только в разное время и при различных обстоятельствах. Он впервые определил род как специфическую форму общественной ор ганизации, развивающейся от матриархата к патриархату, и придал ему универсальный характер. Определив родовой строй как первичную социальную организацию древних обществ, Морган сделал вывод о том, что второй стадией развития родового строя является полити- ческая организация общества, основанная на территориаль- ной общине и частной собственности на средства производства. Не менее революционным был вывод Моргана о частной собственности как исторически преходящей форме организа- ции социальных отношений, после которой возможен период более высокоразвитой цивилизации «свободы, равенства и братства» на основе общественной собственности на средства производства. Именно эта мысль стала для Маркса главным доводом в пользу будущей коммунистической организации общества. Таким образом, Морган, анализируя древние культуры и общества, заложил основы изучения будущей человеческой цивилиза- ции, намного опередив свое время. Серьезный вклад в развитие науки о древних языках и культурах внес выдающийся немецкий антрополог, историк и лингвист В. Гумбольдт, который по праву считается основоположником теоретического языкознания. В своей «философской антропологии» (первая половина ХIХ в.) он энергично от- стаивал идеи самобытности древних народов и их ценности для мировой истории. По его мнению, три главных фактора определяют исторический процесс: природа вещей, свобода человека и веление случая. Однако главное достижение Гумбольдта заключается в том, что он раскрыл взаимосвязь между материальным производством и культурой, а также уточнил роль и значение сравнительного изучения языков для характеристики становления и развития древних обществ. «Благодаря своему характеру, – писал он, – языки могут воздействовать не только на все поколения народов, говорящих на них, но и на другие языки, с которыми они рано или поздно приходят в соприкосновение». Заметный вклад в развитие представлений о древних культурах и обществах внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Основываясь на трудах Моргана, основоположники марксизма уточнили многие факторы материалистического понимания истории и развили идеи ведущей роли материального произ- водства в становлении и развитии древних обществ. Наиболее важное значение при этом они уделяли развитию частной собственности, классов и государства, которым безоговорочно придавали временный, то есть исторический характер. Основоположники марксизма немало сделали для изучения древних обществ и определения роли материального производства в процессе исторической эволюции, обнаружив скрытую форму отчуждения человеческого труда. На рубеже ХIХ–ХХ вв. в науке о древних языках и культурах зародилась и стала быстро набирать силу концепция диффузионизма, связанная с деятельностью немецкого ученого Ф. Ратцеля и американца Ф. Боаса. Они обнаружили тесную связь между жизнью древних обществ и характером окружавшей их природной среды, подчеркивая взаимное проникно- вение общества и природы и определяющее влияние природных факторов на общественное развитие. В работах их последователей диффузия выступает не только как форма межкультурного взаимодействия, но и как главный фактор фор- мирования отношений в системе «человек – природа». В конце ХIХ в. в Европе появляются первые попытки соз- дать так называемую расовую теорию происхождения древних народов, с вытекающими из нее принципами расизма и этно- центризма. Основателем такой теории с полным основанием можно считать французского антрополога Ж.А. де Гобино – автора книги «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853). Гобино тщательно проанализировал причины упадка и гибели древних цивилизаций и пришел к выводу, что процесс разрушения древних культур происходит прежде всего из-за смешения различных народов, принадлежащих к разным расовым типам. Считая «белую расу» главным системообразующим фактором мировой истории, он наделяет ее мистическими свойствами и призывает хранить ее чистоту в первозданном виде, поскольку смешение этой расы с другими неизбежно приводит к деградации и вымиранию европейской культуры. Впоследствии эти идеи были использованы нацистами Германии для обоснования своей расовой политики и уничтожения «неполноценных» расовых групп. Заметный вклад в развитие науки о древних языках и культурах внесли дореволюционные российские специалисты, изучавшие становление и развитие древних народов Евразии. Среди них почетное место занимает Н.Я. Данилевский, предложивший концепцию культурно-исторических типов (1871). Отстаивая идею самобытности славянского культурно- исторического типа, Данилевский противопоставил его западному и доказал наличие существенных раз- личий между евразийскими народами и Европой. Эта теория оказала заметное влияние на западную философию культуры и фактически предопределила крах европоцентристских взглядов и роль древних народов в мировой истории. Источники: 1. Заболотный, В.М. З 125 ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 308 с. ISBN 978-5-374-00262-1 2. https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/novoe-vremia 3. |