|
Философия языка Гумбольдта. Философия языка В. Гумбольдта. Создание концепции общего языкознания
Философия языка В. Гумбольдта. Создание концепции общего языкознания. Выполнил: студент магистр перового курса Уразаев М.Д. Основоположником общего языкознания по праву считают выдающегося немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта (1767–1835). Гумбольдт был разносторонне и блестяще образованным человеком. Круг его интересов был широким: языкознание, философия, литературоведение, государственное право, поэзия, политическая деятельность.
ФАКТЫ - В. Гумбольдт был первым среди лингвистов, который сознательно положил в основу своей концепции языковой принцип деятельности: «Язык следует рассматривать не как мертвый продукт. Но как созидающий процесс» .
- Одним из первых в истории языкознания Гумбольдт обосновал системный характер языка. Гумбольдт приходит к выводу о том, что «в языке нет ничего единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого».
Язык, по словам Гумбольдта, представляет собой «вечно порождающий себя организм», создание которого обусловлено внутренней потребностью человечества. «Язык разделяет природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в частном, а целое обладает всепроникающей силой"
ФАКТЫ - Однако, в историю Гумбольдт вошел прежде всего как создатель общей теории языка, а так же тем, что поставил основные философские вопросы о соотношении языка и мышления, о соотношении языка и народа, которые являются до сих пор весьма актуальными. Кроме того, работая в рамках классической немецкой философии, он выделил так называемые антиномии языка. Антиномия – два взаимоисключающих утверждения, каждое из которых по-своему верно.
Антимонии Гумбольдта Антиномия неразрывного единства и внутренней противоречивости языка и мышления как 2х сторон некоторого большего целого. С одной стороны мышление не возможно без языка, и язык питает мышление. Антиномия языка как деятельности и произведения. Гумбольдт говорит, что с одной стороны язык – непрерывный творческий процесс. С другой, результаты этой деятельности языка мы видим в текстах. Антиномия речи и языка. Язык как масса всего произведенного живой речью не одно и то же, что сама речь в устах народа. - Антиномия речи и понимания. С одной стороны человек использует речь, он стремиться добиться понимания, однако, это самое понимание происходит отнюдь не всегда, т.е. никто не понимает слов абсолютно в одном и том же смысле, поэтому взаимное понимание между людьми всегда неполно.
Антимонии Гумбольдта Антиномия объективного и субъективного в языке. С одной стороны язык известен всем членам общества, т.е. он социален, хотя в реальности языком пользуются только отдельный субъект. - Антиномия коллективного и индивидуального в языке. Говорят каждый раз отдельные люди, и с этой точки зрения язык – индивидуальное явление. С точки зрения Гумбольдта язык как творение народа предшествует языку конкретного индивида.
- Антиномия необходимости и свободы в языке. С одной стороны, каждый отдельный индивид свободен в выборе языковых средств, т.е. мы выражаем наши мысли по-разному. С другой, язык в любом случае накладывает некие ограничения, за пределы которых мы не можем выйти.
Антиномия устойчивости и движения. С одной стороны, язык постоянно изменяется, а с другой, остается понятным разным поколениям.
Философская концепция науки о языке В. фон Гумбольдта Философская концепция науки о языке В. фон Гумбольдта содержит основополагающие моменты: решение проблемы соотношения языка и мышления; изложение понятия системности языка; обоснование социальной сущности языка; описание внутренней и внешней форм существования языка; понимание языка как деятельности – языковой способности. Синтез натуралистического и деятельностного подходы (язык как организм духа и как деятельность духа); Диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий); Системно-целостный взгляд на язык; Приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим; Трактовка языка как порождающего себя организма; Приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма; Сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества; Попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового; Отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности; Сочетание философски отвлеченного взгляда на язык со скрупулезно-научным его изучением.
Стадии развития языков В. фон Гумбольдта На низшей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи оборотов речи, фраз и предложений... На второй ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи устойчивого порядка слов и при помощи слов с неустойчивым вещественным и формальным значением... На третьей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи аналогов форм... На высшей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи подлинных форм, флексий и чисто грамматических форм».
Язык и мышление - Проблема соотношения языка и мышления - одна из центральных в лингвистической концепции Гумбольдта. Этому вопросу посвящена статья «О мышлении и речи», в которой он видит сущность мышления в рефлексии, т.е. в различении мыслящего и предмета мысли. Далее в этой же статье через мышление он дает определение языка, подчеркивая этим их тесную связь: « Чувственное обозначение единств, с которыми связаны определенные фрагменты мышления для противопоставления их как частей другим частям большого целого, как объектов субъектам, называется в широчайшем смысле слова языком»
Язык и мышление Считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык. Умственная деятельность — совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно — посредством звука в речи становится внешней и доступной для чувства. Деятельность мышления и язык являются поэтому неразрывным единством. Мышление всегда связано со звуком языка; иначе мышление не может достичь ясности и представление не может стать понятием. Связь языка и мышления настолько безусловна, что «язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции человека» - В языке как посреднике между миром и человеком совершается «акт превращения мира в мысли», и «сущность языка состоит в том, чтобы отливать в форму мыслей материю мира, вещей и явлений». В свою очередь «сущность мышления состоит в рефлексии
Предназначения языка осуществлять превращение мира в мысли; быть посредником в процессе взаимопонимания; служить средством для развития внутренних сил человека, оказывая стимулирующее воздействие на силу мышления, чувства и мировоззрение говорящих.
Форма языка - Интересны мысли В. фон Гумбольдта о формах языка – внешней (звуки, грамматические формы) и внутренней, отражающей духовный мир народа и его историю через специфику образования представлений и понятий в словах и грамматических формах (категориях). Ученый приводит пример с обозначением одного предмета (слона) через разные понятия: в санскрите было три обозначения слона – «двузубый» (наличие бивней), «однорукий» (наличие хобота), «дважды пьющий» (слон сначала берёт воду хоботом, потом отправляет её в рот)
Форма языка - Внешняя форма – звуковая. Язык – деятельность, направленная на преобразование мысли в звук. Внешняя форма – это звук, ставший членораздельным. Языковая форма далеко не сводится к внешней, звуковой форме.
- Еще большее значение имеет внутренняя форма языка, членящая "чувственные впечатления и непроизвольные движения духа". Внутренняя форма, специфическая для каждого языка, проявляется как в членении мира в области лексики, так и в системе грамматических категорий.
Диалектический подход к явлениям языка (антиномичная трактовка природы языка); Попытка представить в идеальном плане общую тенденцию развития языков; Признание единства языка и мышления. Язык существует только в материальной звуковой форме. Нет мышления без языка; Отказ от описания языка только изнутри самого, сопоставление языка с другими видами духовной деятельности, прежде всего с искусством; Сочетание философско-отвлеченного взгляда на язык со скрупулёзно-научным подходом к его изучению.
ИТОГИ - Идейное влияние В. Гумбольдта на языкознание XIX в. шло по многим направлениям (историко-сравнительному, социологическому, логическому, психологическому, типологическому и др.). По этим же направлениям оно продолжалось и в XX в., давая не только новые разветвления, но и вполне самостоятельные отрасли знаний – этнолингвистику (неогумбольдтианство), структурализм, современную логическую лингвистику и генеративную лингвистику, когнитологию и лингвистику дискурса. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта оказала глубокое воздействие на таких видных лингвистов, как Август Шлейхер (сравнительно-историческое языкознание), Александр Афанасьевич Потебня (учение о внутренней форме слова), Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (социальность человеческой речи)
|
|
|