Главная страница

всемирная история. Новосибирский государственный университет экономики и управления нинх (фгбоу во нгуэу, нгуэу)


Скачать 28.65 Kb.
НазваниеНовосибирский государственный университет экономики и управления нинх (фгбоу во нгуэу, нгуэу)
Дата29.01.2022
Размер28.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавсемирная история.docx
ТипКонтрольная работа
#345610

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)


Кафедра философии и гуманитарных наук


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Дисциплина: Всеобщая история

Ф.И.О студента: Хорольская Кристина Станиславовна

Направление: 39.03.01 Социология

Направленность (профиль): Социология экономики и маркетинга

Номер группы: СЦ11

Номер зачетной книжки: 213376

Номер варианта контрольной работы: 5

Проверил:

Новосибирск 2022

Содержание

1. Теоретическая часть.

1.1 Текст теоретического задания………………………………………….3

1.2 Ответ на теоретическое задание……………………………………….4

2. Тестовое задание. Код правильных ответов……………………………..…9

3. Библиографический список………………………………………………….10

1. Теоретическая часть.

1.2 Текст теоретического задания.

Позднее Средневековье.

В контрольной работе необходимо раскрыть следующие вопросы:

1. Церковь, папство и светская власть в средневековой Европе.

2. Ученая культура и образование в средние века.

3. Военные и религиозные конфликты средневековья.

4. Исторические итоги и значение европейского средневековья.

Важнейшее положение в жизни средневековых людей занимала церковь, которая имела абсолютное влияние не только на духовную жизнь европейского общества, но и проповедовала идеи божественного происхождения королевской власти, призывая народ к смирению и покорности. Это был мощнейший религиозно-моральный инструмент контроля над людьми. Церковь сосредоточила в своих руках огромные земельные богатства, церковь, и духовенство оказывали влияние на государственную власть и закрепили за собой важные политические прерогативы. Каноническое право и церковная юрисдикция успешно соперничали со светским правом и светским феодальным правосудием в подчинении отдельных групп населения, в том числе и высших сословий. Церковные учреждения — епископства, аббатства — пользовались судебно-административными правами и привилегиями наряду со светскими феодальными сеньориями [1, с. 332].

В начале V в. римские епископы присвоили себе титул главы церкви — папы. Они пользовались отсутствием на Западе сильной светской власти, таким образом, папы фактически сами стали независимыми правителями, хотя их притязания на верховенство встретили сопротивление как внутри церкви, так и со стороны некоторых монархов, в том числе византийских императоров. Для обоснования прав на вселенскую и теократическую власть папской канцелярией сочинялись фальшивые грамоты и ложные постановления [2, с. 11]. Однако в IX–Х вв. папство вступило в полосу глубокого кризиса, обусловленного изменившейся политической обстановкой в Западной Европе. После распада Франкской империи и начала политической раздробленности папская курия утратила прежнее влияние на местную церковь [2, с. 12]. Но с начала XIV в., по мере продвижения в странах Западной Европы процесса политической централизации и укрепления национальных государств, всё более обсуждаемым становился вопрос о создании независимых от римской курии церквей. Развернулось соборное движение с целью ограничить папское единовластие и подчинить

римских первосвященников решениям церковных соборов. Только в середине XV столетия папству удалось восстановить своё влияние и роль вселенского главы католической церкви [2, с. 13].

Наука в средние века находилась под сильным влиянием церкви. Научная мысль средневековья опиралась на Священное Писание и сочинения отцов церкви. Первой и главной среди средневековых наук было богословие. Богословы пытались понять устройство мира, опираясь на положения христианской религии. А также длительное время в Западной Европе грамотными были только служители церкви, так как они должны были уметь читать церковные книги и знать молитвы. Медики изучали в университетах труды врачей античности и арабского Востока, стоит отметить, что часто им не хватало опыта.

У средневекового человека было очень мало знаний, наука почти ничего не могла объяснить. Духовенство следило за тем, чтобы доводы учёных не шли в разрез с учением церкви. Церковь утверждала, что человек не может проникнуть в тайны природы, так как всё в мире происходит по воле Бога. Также в средние века были популярны такие лженауки, как астрология и алхимия. Однако развитие хозяйства приводило к зарождению настоящих научных знаний: крестьяне улучшали обработку почвы, наблюдали за животными и растениями, ремесленники испытывали свойства металлов и камней, изготовляли краски и стекло [3].

В Европе к XV в. насчитывалось уже 60 университетов. Каждый университет имел свою профессиональную направленность. Например, в Саламанке, Монпелье, Салерно изучали медицину; в Болонье – право, в Оксфорде лучше всего преподавали математику и астрономию, в Сорбонне готовили богословов [4, с 28].

Возрождение – один из самых ярких периодов в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы. Эпоха Возрождения охватывает XIV–ХVI вв. в Италии и XV–ХVI вв. в других европейских странах. Само понятие «Возрождение» возникло в Италии в XVI в. и обусловлено тем, что преодоление средневекового мировоззрения происходило в форме возрождения и развития идеалов античной культуры, которые были отброшены в средние века как несовместимые с господствовавшей христианской культурой. [4, с 39]. Культура эпохи Возрождения была синтезом светской средневековой и античной культур, причем последняя преобладала. И конечно, ренессансная культура не была простым копированием, повторением культуры античной. Гуманисты нашли в античности опору своему стремлению построить светскую антропоцентрическую культуру. Античность и ее возрождение – скорее средство, а не высший смысл и конечная цель ренессансной культуры [5].

Военные и религиозные конфликты средневековья.

В 1302 году впервые было созвано обще французское собрание сословий, которое стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях. Непосредственным поводом для созыва Генеральных штатов являлся конфликт между королем Филипом IV и папой Бонифацием VIII. Римские папы требовали от королей Франции, Германии, Англии и других католических стран полного послушания в политической области и нередко вмешивались во внутренние дела этих государств [6, с 38].

Папская курия претендовала на роль высшего судебного органа в феодальном обществе. Правительство, нуждаясь в деньгах, обязало французское духовенство часть своих доходов, обычно направляемых в Рим, отчислять в королевскую казну. Папская курия объявила такое решение незаконным. Случившееся выходило за рамки спора о распределении доходов. Оно явилось проявлением более глубоких расхождений, имевших место в то время между французской монархией и папством. Бонифаций VIII, проникнутый теократическими идеями о верховенстве папы над светской властью, пытался предотвратить полное объединение Франции. Но эта политика была отвергнута французскими сословиями. Их представители в Генеральных штатах поддержали короля [6, с 38].

События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган феодального государства. Тогда и сложилась их структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства (архиепископов, епископов, аббатов крупнейших монастырей). Во вторую палату посылались выборные от дворянства. Причем феодальная знать (герцоги, графы) в состав палаты не входили.

Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались королем. Введение новых налогов и единовременных сборов требовало предварительного согласия Генеральных штатов и, в частности, согласия «третьего сословия». Это вынуждало корону довольно часто обращаться к их помощи.

В 1357 году Франция оказалась втянутой в необыкновенно тяжелую Столетнюю войну с Англией. Начало войны было неудачно для Франции. Военные поражения следовали одно за другим. Тяжёлые налоги и поборы дополнялись систематическим грабежом городского населения и крестьян, которым занимались обе армии, как английская, так и французская [6, с 39].

Воспользовавшись ослаблением центральной власти, наступившим в результате военных неудач, парижское население подняло восстание, имея своей целью поставить короля и его правительство под контроль Генеральных штатов. Успех восстания вынудил замещавшего престол дофина Карла согласиться на издание «Великого мартовского ордонанса 1357 года». Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста полномочий Генеральных штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство сделало все, чтобы ордонанс 1357 года не был претворён в жизнь.

В XV веке после окончания Столетней войны король Карл VII получил возможность осуществить две важные реформы, значительно укрепившие центральную власть и по существу ликвидировавшие политическое значение Генеральных штатов. Первой из этих реформ во Франции вводились регулярные налоги, взимаемые без согласия Генеральных штатов. Вторая реформа была непосредственным следствием первой. На постоянный доход, даваемый налогами, короли стали содержать регулярную армию [6, c 40].

Эпоха Средневековья была эпохой значительного, в какой-то степени доминирующего участия церкви в государственном устройстве. Церковь принимала активное участие в формировании культуры, науки, законодательной и судебной деятельности и, конечно же, влияла на мировоззрение людей. Таким образом, учитывая все факторы, можно сделать вывод, что период XIV – XV веков имел большое влияние на развитие культуры в Европе. В эту эпоху произошло становление современной государственной организации. Составляющий важнейшее начало государственной организации последующих эпох представительный принцип реализации власти сложился именно в государстве Средневековья. И именно с ним, а не с античным государством взаимосвязаны многие важнейшие принципы государственного и правового уклада Нового времени.

2. Тестовое задание. Код правильных ответов.

Вопрос 1. В

Вопрос 2. АВ

Вопрос 3. А-Б; Б-В; В-А

Вопрос 4. ГВАБ

Вопрос 5. А

Вопрос 6. Г

Вопрос 7. Г

Вопрос 8. А

Вопрос 9. Б

Вопрос 10. АБВ

Библиографический список

1. М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др. История средних веков: Учеб. Для студентов истфак. Пед. ин-тов / М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.; Под ред. Н. Ф. Колесницкого. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, 1986. — 575 с.: ил.. 1986.

2. Европейское Средневековье: монархия, церковь, человек: учебно-методическое пособие / сост. Н. Ш. Каркозашвили ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 36 с.

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] URL https://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-v-xvii/105-obrazovanie-i-nauka-v-srednie-veka-v-period-xii-xv-vv.html

4. Гуркин А. Б., Умова Е. В., Корьев А.А. Культура Западной Европы в средние века: Учеб. пособие. СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. 72 с.

5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] URL https://studfile.net/preview/6155705/page:8/

6. Чемеринская В.В. Государство и право стран Средневековой Европы (учебное пособие). – Оренбург, 2015. – 124 с.



написать администратору сайта