Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Лебедева С.А. Нравственное становление младшего школьника. Нравственное становление младшего школьника


    Скачать 23.18 Kb.
    НазваниеНравственное становление младшего школьника
    АнкорНравственное становление младшего школьника
    Дата18.03.2022
    Размер23.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛебедева С.А. Нравственное становление младшего школьника.docx
    ТипДокументы
    #403704

    Лебедева С.А.

    Нравственное становление младшего школьника

    Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в нравственном воспитании подрастающего поколения. Государственные документы об образовании определили нравственное воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования Российской Федерации. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном обращении к российскому народу акцентировал внимание на значимости воспитания духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

    Нравственное воспитание в современных исследованиях трактуется как процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений» [3].

    В современных государственных документах фигурирует понятие «духовно-нравственное воспитание». «Духовность» понимается как интегральное качество, синтезирующее нравственное, эстетическое, интеллектуальное, эмоциональное, ценностное, поведенческое содержание личности, основанное на устремлении к высшим человеческим ценностям, направленное на творческое совершенствование себя и окружающего мира в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.

    Сущность духовно-нравственного воспитания проявляется в стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – «светское»). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины «духовный» и «нравственный» зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» [4. С. 56].

    Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами в нравственном воспитании школьников, состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Эту задачу необходимо решать в опоре на понимание специфики каждого возрастного этапа в развитии ребенка. Проблема нравственного воспитания не может быть решена без глубокого знания возрастных, социально-психологических, физиологических особенностей воспитанников. Учет возрастных особенностей – один из основных принципов организации целостного педагогического процесса, который предопределяет содержание, формы, методы педагогического процесса, характер педагогических воздействий. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего чему учат, что говорят безусловность необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникает большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

    Учитывая выделенные возрастные особенности необходимо проанализировать педагогические условия нравственного становления младших подростков. Одно из важнейших условий нравственного становления – правильная организация деятельности ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность младшего школьника должна заключаться в самостоятельных действиях ребенка. Формирование нравственной позиции учащихся в образовательном процессе осуществляется посредством вовлечения младших школьников в различные виды деятельности на уроках через использование современных интерактивных способов взаимодействия учителя и учащихся и во внеурочное время – через организацию праздников, акций, игр с духовно-нравственным содержанием. Например, начиная с третьего класса, предоставляем обучающимся самостоятельно под руководством учителя разработать или подобрать конкурсы для того или иного праздника, чтобы показать свою индивидуальность и творчество. Готовясь в школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества и ответственности. Также учащиеся принимают участие в акции «Добрые дела». В течении определенного времени учащиеся совершают добрые дела. Они мастерили и развешивали кормушки для птиц, прибирались в своих классах, очищали от снега дорожки около школы. Родители, понимая значимость этих мероприятий, не оставались в стороне. Такие мероприятия воспитывают любовь к ближнему, великодушие, щедрость души.

    Чтобы формировать нравственное сознание школьников, необходимо учащимся помочь осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других. Использование художественной литературы в процессе нравственного воспитания помогает выработке у детей сопереживать другим. Так на примере, Н. Гарин-Михайловского «Тема и Жучка», где Тема спасает Жучку из «вонючего колодца», необходимо подвести нравственный вывод, подчеркнув при этом связь с реальной жизнью учащихся. С этой целью мы используем серию наводящих вопросов: «Как мне поступить после этого? Что я могу и должен делать в похожей ситуации?» Вывод не должен носить отвлеченный теоретический характер по типу «жалеть животных хорошо», а обязательно конкретным, спроецированным в жизнь и нравственную сферу: «Я должен стать милосердным ко всем, кому нужна помощь – маме, папе, брату, сестре, другу и, конечно, животным».

    Любой учитель найдет у себя в педагогической копилке много добрых дел, которые помогут в духовно-нравственном становлении младших школьников, а также создадут новые возможности взаимодействия и взаимопонимания между учителем и учеником.
    Список литературы

    1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flatik.ru/koncepciya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rossijskih-shkole.

    2. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

    3. Шимин, Н.Д. Без нравственности у России нет будущего: Социально-философские аспекты / Н.Д. Шимин. М., 2001. – 123 с.


    написать администратору сайта