Главная страница

Правоминимум нравственности (В. С. Соловьев)


Скачать 15.88 Kb.
НазваниеПравоминимум нравственности (В. С. Соловьев)
Дата28.12.2022
Размер15.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла5821971.docx
ТипДокументы
#867836

«Право-минимум нравственности» (В.С.Соловьев)

Рассуждая о  праве, Владимир Соловьёв приходит к выводу о том, что  право  следует понимать как часть  нравственности,  право  относится к  нравственности, как часть к целому. Я согласна с мнением автора, так как проблема соотношения права   и   нравственности  является одной из основных в этической концепции.

Итак, право в отличие от нравственности дает не оценку интересов, а их разграничение. Каково же их взаимное соотношение? Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; Нравственность же представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В этих двух терминах воплощается существенное единство правового  и  этического начала. Ибо, что такое  право, как не выражение правды  и  как не содержание закона, а с другой стороны - то же понятие правды  и  справедливости предписывается нравственным законом

Я считаю, что и моральные правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. Вопросы соотношения  права   и   нравственности  нашли свое дальнейшее развитие в трудах Г. Гегеля.  Право   и   нравственность  Гегель считал последовательными моментами диалектического развития свободы. Однако он отмечал, что данные категории, несмотря на их тесную взаимосвязь, все же не являются тождественными:  право  лишено всякого определенного содержания и  устанавливает одну возможность свободы;  нравственность , напротив, определяет не возможное, а должное, чем указывает праву  его содержание. Право,  например, мне разрешает распоряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения,  и только  мораль содержит определения, которые его ограничивают. Моральный поступок, поэтому может вступить в коллизию с абстрактным  правом.  Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

Итак, все проявления политического бытия, прямо или косвенно, находят своё основание в нравственности. Соотношение  морали  и   права  — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений.


написать администратору сайта