|
конт. О.Конт. "О. Конт и его проект науки об обществе" Работу подготовила студентка 1 курса ПиП3
"О.Конт и его проект науки об обществе" Работу подготовила студентка 1 курса ПиП-3 Чеснокова Анастасия Огюст Конт (1798-1857) - Огюст Конт родился на юге Франции, в Монпелье. Учился в лицее Жофре и в Университете Монпелье. С началом Французской революции он глубоко проникся идеями республиканизма. Не получив законченного образования, Конт осел в Париже. Там он жил на заработки от уроков по математике и журнализму, которые он давал, в это же время усиленно изучая экономику, историю и философию. В 1817 году он познакомился с Анри Сен-Симоном — социальным теоретиком, после чего стал его секретарём и соавтором. Их сотрудничество закончилось в 1924 году из-за разногласий, возникших на почве спора за право авторства.
- О. Конт - французский социолог и философ . Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды - принесший ему наибольшую известность «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества».
Творческая деятельность Конта Первый период (1819—1828): Характеризуется изданием шести небольших программных сочинений — «опускулов»: обозначает наиболее важные свои собственные идеи: об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх стадий». Второй период (1830—1842): Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается ориентацию социологии на естественные науки. Третий период (1845—1857): Издаются «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез». Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека. Проект науки об обществе О.Конта. Закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: - На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. Человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, моно-теизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания.
- На второй метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.
- На третьей стадии основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».
- Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип — от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же — это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Закон о переходах между стадиями интеллектуального развития человека: Закон разделения и кооперации труда - Важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества — чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.
- Огюст Конт — мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология», неожиданно резко противопоставил новую дисциплину философии.
Основные идеи О.Конта - Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.
- Так как в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".
Функция науки Энциклопедический закон - Главную функцию науки Конт видит в предвидении.
- В предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно поскольку она изучает общественные явления.
- Конт формулирует энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук. Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания. Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:
- Математика
- Астрономия
- Физика
- Химия
- Физиология
- Социальная физика (социология)
- Мораль Социологическая теория Конта - Социологическая теория Конта состоит из двух частей: «социальной статики» и «социальной динамики». Основной интерес французского мыслителя направлен на динамику. Первичный фактор социальной динамики — духовное, умственное развитие. К вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и стимулирующий развитие интеллектуальных и моральных черт человека.
- О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
Вывод Конт сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Критикуя умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной жизни, апеллируя к положи-тельному, опытному знанию и историко-сравнительному методу исследования, признавая эволюционный характер социальных процессов и их закономерность, обращая внимание на изучение структуры общественной жизни, он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания. Все это позволило Конту занять прочное место в истории социологии. Список использованной литературы - 1. https://studme.org/259948/sotsiologiya/kontovskiy_proekt_nauki_obschestve
- 2. https://studopedia.ru/7_48108_kontovskiy-proekt-nauki-ob-obshchestve.html
- 3. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.
- 4. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.
|
|
|